Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Василенко Ульяна Владимировна

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

        

 Учитель ИЗО

 МБОУ СОШ № 4 г. Балашиха

Василенко У.В.

2016 г.

Формирование творческой личности – одна из важных задач школьных уроков ИЗО. Большенство из нас забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Каждый ребенок, начиная с 2-3 лет и до подрасткового возраста, с упоением рисует. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют все, что видят, знают и слышат. Рисуют даже запахи.

Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

 Большинство специалистов – и психологов и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне времени и пространства». Ведь, дети как правило рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, ребенку рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.

Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваеваемые знания и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о окружающем мире.

Из всех видов деятельности детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование развивает мышление, воображение, моторику, дети овладевают различными техниками, учатся работать с цветными гаммами, спектром, смешивают и получают новые цвета, экспериментируют. благодаря использованию нетрадиционных методов рисования, ребенок может использовать и изучать свойства различных материалов; может открыть в будущем и новую технику, новый вид живописи, направление.

У дошкольников и младших школьников развиваются фантазия и творчество при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками. При свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках, у детей развивается пространственное мышление и эстетическое восприятие колорита природы, воспитывается чувство удовлетворенности от художественной деятельности.

Было замечено, что новые подходы раскрепощают ребенка, он уже не боится, что у него что-то не получится, немного техники и пятно на листе бумаги превращается в зайчика, смешного человечка, морское чудовище и т.д.

Ребенку легче поставить на лист пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. При этом решается еще одна задача подготовка руки к письму. Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие моторных центров речи.

На занятиях по нетрадиционному рисованию дети знакомятся с разными способами окрашивания, различными методами набрызгивания краски. Дети узнают, что рисовать можно и не только кистью, карандашом, но и руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получают изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, ваты) природного материала (листьев деревьев, коры), рисовать камешками и т. п.

Технология выполнения рисунков интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, речь и подготовить руку к письму. Работы детей выставляются на конкурсах, являются украшением пространства ДОУ.

Таким образом, опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовывать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент интересует, волнует ребенка, и это в свою очередь отражает его сущность, характер, индивидуальность.

Литература:

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. М., 2003.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 200.

 Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1998