Методическая разработка рабочей программы "Искусство. Изобразительное искусство", 8 класс.

Масцевая Ирина Константиновна

В 2018-2019 учебном году в контексте требований ФГОС введено изучение предметов ИЗО и музыка в 8 классе. Ко мне, как к методисту, обращаются учителя с просьбой оказания помощи в составлении рабочей программы. 

Предлагаемая программа разработана в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина и обеспечивает преемственность обучения изобразительному искусству в начальной и основной школе. Программа следует традициям отечественной школы преподавания изобразительного искусства и способствует развитию пространственного восприятия и творческих способностей в процессе формирования универсальных учебных действий. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в учебниках предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы, по памяти и представлению, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. А также рассматриваются современные художественные материалы и технологии, в том числе компьютерные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 49

Приморского района Санкт-Петербурга

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

ГБОУ гимназии №49

Протокол № __

 от  __  августа 2018 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор гимназии №49

________________/Сёмочкина Ф.Ф./

Приказ № __ от  __ августа 2018  года

«РАССМОТРЕНО»

Протокол МО естественнонаучного

цикла, музыки, ОБЖ, истории СПБ,

технологии, изобразительного искусства

№ __ от __  августа 2018  года

Председатель МО

__________________/Барышева Н.Г./

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

________________/Мелешкевич Е.В./

__ августа 2018  года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Изобразительное искусство»

8-а класс

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

                                                                       Автор программы:

     ___________/Масцевая И.К./

учитель высшей категории

Санкт-Петербург

2018 г.

Паспорт рабочей программы

Тип программы

Рабочая

Статус программы

Базовый

Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа

Искусство. Изобразительное искусство. 5–9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. С.П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2017.

Категория обучающихся

Учащиеся  8-а  класса

Сроки освоения программы

1 год

Объем учебного времени

34 часа

Форма обучения

Очная

Режим занятий

1 час в неделю


Содержание

I. Пояснительная записка………………………………………………………………….стр.4

     1. Нормативная база ……………………………………………………………………стр.4

     2. Место предмета в учебном плане …………………………………...........................стр.5

     3. Учебно-методический комплекс……………………………………..........................стр.5

     4. Содержание учебного предмета…………………………………………………….стр.6

     5. Формирование знаний антикоррупционной  направленности …………………...стр.9

     6. Требования к уровню подготовки учащихся ………………………….…………..стр.9

     7. Литература и средства обучения …………………………………………………..стр.11

II. Поурочно- тематическое планирование………………………………………………стр.12

        Календарно-тематическое планирование …………………………………………..стр.20

I. Пояснительная записка

  1. Нормативная база

Рабочая программа по изобразительному искусству   для 8-а класса разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

- Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закона Санкт-Петербурга № 461-83 от 17.07.2013 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;

- Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

- Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2010 № 307 «О Порядке организации антикоррупционной пропаганды в Санкт-Петербурге»;

-        Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении и введении в действие  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

         -Приказа «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательныйстандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.12.2010 №1897 от 31.12.2015 № 1577);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10);

-Распоряжения Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в  2018/2019 учебном году»;

-Распоряжения Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;

-Инструктивно-методического письма Комитета по образованию от 21.03.2018 № 03-28-1820/18-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год»;

-Письма Комитета по образованию от 04.05.2016 № 03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ»;

- Устава ГБОУ гимназии № 49 Санкт-Петербурга;

- Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга (Протокол педагогического совета №11 от 30.03.2018,утверждено директором гимназии №49, приказ №107 от 18.08.2018);

- Положения о рабочей программе учителя по ФГОС основного общего образования ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга (Протокол педагогического совета №10 от 23.05.2017, утверждено директором гимназии №49 24.05.2017, приказ №55);

- Положения об оценивании и выставлении отметок за ответы и работы на уроках по предметам (принято педагогическим советом ГБОУ гимназии № 49 от 31.08.2015, протокол № 1; утверждено директором ГБОУ гимназии №49, приказ № 117/5 от 01.09.2015);

  -Положения о порядке предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии № 49 Приморского района Санкт-Петербурга (принято педагогическим советом ГБОУ гимназии № 49 от 29.08.2014 протокол №1, утверждено директором ГБОУ гимназии №49, приказ №107 от 01.09.2014);

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699).

2. Место предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» для 8 класса является обязательным и по учебному плану ГБОУ гимназии № 49 Санкт-Петербурга составляет 1 час в неделю.

В учебном плане основного общего образования на изучение изобразительного искусства в 8 классе отводится 34 часа в год.

3. Учебно-методический комплекс

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекса:

  • Искусство. Изобразительное искусство. 5–9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. С.П.Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2017.
  • Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс. Учебник.  Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. – М.: Дрофа, 2018.
  • Изобразительное искусство. 8 класс. Методическое пособие. Ломов С. П. и др. – М.: Дрофа, 2015.
  • Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс. Рабочая тетрадь. Ломов С.П. и др. – М.: Дрофа, 2016.
  • Электронная версия "Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс". Учебник.

Предлагаемый комплект учебников для 5–9 классов разработан в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина и обеспечивает преемственность обучения изобразительному искусству в начальной и основной школе. УМК следует традициям отечественной школы преподавания изобразительного искусства и способствует развитию пространственного восприятия и творческих способностей в процессе формирования универсальных учебных действий. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в учебниках предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы, по памяти и представлению, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. А также рассматриваются современные художественные материалы и технологии, в том числе компьютерные.

Программа рассчитана для общеобразовательных школ.


4. Содержание учебного предмета:

 а) цели, задачи, учебно-тематический план, содержание учебного предмета

Основная цель предмета Изобразительное искусство – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. 

Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений изобразительного искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть окружающий мир, способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Виды занятий

Количество учебных часов

в 8  классе

Раздел 1. Рисунок

13

Раздел 2. Живопись

11

Раздел 3. Композиция

4

Раздел 4. Дизайн

6

Итого за год

34

Общая характеристика учебного курса

Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.

В основу программы положены:

— единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного художественного образования, отвечая требованиям сегодняшнего дня, претерпели существенные изменения. Так, например, раздел «Декоративная работа» включает в себя основы дизайна. В программе также отражено использование информационно-коммуникационных технологий для усиления визуальной и творческой составляющей обучения изобразительному искусству.

С целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, преемственности ступеней образовательной системы наряду с предметным содержанием большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом сезонных особенностей и интересов учащихся.

Программа предусматривает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий и методик. В ходе обучения для выполнения творческих заданий школьники пользуются различными художественными материалами: карандаш, акварель, акрил, темпера, гуашь, сангина или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочка и др.

Характеристика основных видов занятий

Раздел 1. Рисунок (13 часов)

Понятие графика, ее особенности. Разнообразие видов графики: станковая, книжная, журнальная, газетная, прикладная (плакат и др.), компьютерная, промышленная и др. Виды печатной графики: ксилография, линогравюра (выпуклая гравюра), резцовая гравюра, офорт, литография (углубленная гравюра). Произведения графики в повседневной жизни.

Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерный жанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе и под случайным углом зрения. Предмет в среде, пространство интерьера согласно его функциональному предназначению.

Элементарные сведения об анатомии человека. Конструктивные особенности строения фигуры человека. Изображение с натуры фигуры человека. Особенности выполнения рисунка фигуры человека в статичной позе. Изображение человека в движении. Равновесие фигуры в пространстве. Понятия «площадь опоры», «центр тяжести».

Раздел 2. Живопись (11 часов)

Особенности работы пастелью: штриховые и не штриховые способы, приемы растушевки и размывания влажной кистью. Сочетание пастели с другими живописными и графическими материалами.

Свет и цвет. Особенности изображения натюрморта. Влияние света на цвет предметов. Цвето-тоновые отношения в натюрморте.

Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др.

Пейзажная живопись. Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники, работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж.

Раздел 3. Композиция (4 часа)

Композиция как важнейший организующий компонент художественной формы, придающий единство и цельность произведению, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Законы, правила, приемы и средства композиции. Способы создания статичных композиций. Художественно-композиционные приемы создания динамичных композиций.

Раздел 4. Дизайн (6 часов)

Искусство оформления текста. Асимметричные и симметричные шрифтовые композиции. Флаговая и ступенчатые формы.

Проектирование предметов. Сочетание художественной и практической ценности при проектировании предметов.

        Экранное искусство XX века и современные информационно-коммуникативные технологии.

б) планируемые результаты

Планируемые результаты отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:

Личностные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

- внутренняя позиция, основанная на поиске и установлении личностного смысла («значения для себя») учения;

- способность к самооценке, самоконтролю;

-  владение познавательной и личной рефлексией;

-  мотивация к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

-  умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации искать средства ее осуществления;

- умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;

- умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;

- умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты

К концу учебного года обучающиеся узнают:

-  виды и жанры изобразительного искусства;

-  прикладное искусство и дизайн;

-  ведущие музеи мира и России;

- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

-  систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

Обучающиеся научатся:

- самостоятельно проводить развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

- самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.

5. Формирование знаний антикоррупционной  направленности

Формирование знаний антикоррупционной направленности на уроках изобразительного искусства должно соответствовать основным целям художественно-эстетического образования:

  1. Ориентация в системе этических норм и ценностей;
  2. Овладение ценностно-смысловыми компетентностями для формирования духовно-нравственной культуры;
  3. Формирование ценностного отношения к культурному и художественному наследию человечества.

6. Требования к уровню подготовки учащихся

К концу учебного года обучающиеся 8 класса  должны научиться:

— отличать виды и жанры изобразительного искусства;

— понимать характерные особенности прикладного искусства и дизайна;

— отличать собрания ведущих музеев мира и России;

— понимать последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

— различать основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;

— понимать систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).

— самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.

— самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведений художников с музыкальными и литературными произведениями;

— самостоятельно выполнять различные учебные и творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;

— использовать изобразительные знания, умения и навыки применительно к другим учебным предметам.

Текущая аттестация по предмету «Изобразительное искусство»  в  8 классе проводится в следующей форме: серия практических работ.

Промежуточная аттестация по предмету «Изобразительное искусство» в  8 классе проводится по текущим оценкам за четверти.

7.  Литература и средства обучения

а) литература для учителя

  • Искусство. Изобразительное искусство. 5–9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. С.П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2017.
  • Изобразительное искусство. 8 класс. Методическое пособие. Ломов С. П. и др. – М.: Дрофа, 2017.
  • Искусство. Изобразительное искусство. 8 класс. Рабочая тетрадь. Ломов С.П. и др. – М.:Дрофа,2017.
  • Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл. в 4 ч. — Обнинск: Титул, 1996. (Ч. 1: Основы рисунка; Ч. 2: Основы живописи; Ч. 3: Основы композиции; Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов).

б) литература для ученика

  1. Алёхин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, Владос,1994 г.
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989 г
  3. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: Сварог и К, 1999 г.

в) сайты и мультимедийные пособия

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • http://school-  
  •      collection.edu.ru/
  • Библиотека изобразительных искусств

http://www.artlib.ru/

  • Интернет-галерея живописи - картины, живопись, репродукции • Gallerix.ru

http://gallerix.ru/

  • Презентации по темам курса Изобразительное искусство, разработанные учителем.
  • Энциклопедия русской живописи

http://www.artsait.ru/index.htm

http://www.culture.ru/

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  • Библиотека изобразительных искусств

http://www.artlib.ru/

  • Интернет-галерея живописи - картины, живопись, репродукции • Gallerix.ru

http://gallerix.ru/

http://www.artsait.ru/index.htm

  • «Культура.рф» - портал культурного наследия России

г) перечень технических средств обучения

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экспозиционный экран


II. Поурочно – тематическое планирование

№ урока.

Тема урока

Кол. час.

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Домашнее задание

Освоение предметных знаний

УУД

Раздел 1. Рисунок (5 часов)

1

Вв. инструктаж по ТБ. Особенности графики.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Понятие графика, ее особенности. Основные средства выразительности графики, различные графические техники и материалы. Творчество выдающихся русских и зарубежных художников-графиков. Приемы работы карандашом, различными графическими техниками.

Умение наблюдать и сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

С

Принести карандаш, ластик, любые графические материалы.

2

Наброски фигуры человека: линейные, силуэтные, светотеневые – рисование с натуры или по представлению (любые графические материалы).

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Принести карандаш, ластик, любые графические материалы.

3

Виды печатной графики.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Разнообразие видов графики: станковая, книжная, журнальная, газетная, прикладная (плакат и др.), компьютерная, промышленная и др. Виды печатной графики: ксилография, линогравюра (выпуклая гравюра), резцовая гравюра, офорт, литография (углубленная гравюра). Произведения графики в повседневной жизни. Приемы техники гратографии.

Умение наблюдать и сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести масляную пастель, тушь.

4-5

Графическая композиция в технике гратографии на тему «Мое любимое животное».

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Принести фломастеры.

Раздел 4. Дизайн (2часа)

6,7

Шрифтовая композиция.

Урок ознакомления с новым материалом.

Искусство оформления текста. Асимметричные и симметричные шрифтовые композиции. Флаговая и ступенчатые формы.

Умение создать шрифтовую композицию и исправлять замеченные ошибки.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения, выполнять работу в пределах отведенного времени. Освоение творческого подхода к выполнению практических заданий.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести пастель.

Раздел 3. Живопись (9 часов)

8,9

Этюды натюрморта и пейзажа (пастель).

Урок ознакомления с новым материалом

Особенности работы пастелью: штриховые и нештриховые способы, приемы растушевки и размывания влажной кистью. Сочетание пастели с другими живописными и графическими материалами.

Умение самостоятельно выбирать художественный материал в соответствии с замыслом. Умение создать сюжетную композицию и исправлять замеченные ошибки.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести пастель.

10,11

Свет и цвет. Изображение предметов быта.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Свет и цвет. Особенности изображения натюрморта. Влияние света на цвет предметов. Естественное и искусственное освещение.

Умение определять вид освещения и подбирать цвет предметов в соответствии с освещением. Умение исправлять замеченные ошибки.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Освоение творческого подхода к выполнению практических заданий.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести пастель.

12

Цвето-тоновые отношения в натюрморте.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Цвето-тоновые отношения в натюрморте. Тоновые отношения, цвет изображаемых предметов. Понятие световой перспективы.

Овладение навыками определения цвето-тоновых отношений в натюрмортах с учетом вида освещения, его местоположения и удаленности, т.е. световой перспективы. Умение создавать обобщающий образ. Умение исправлять замеченные ошибки.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести масляную пастель.

13,14

Натюрморт со свечой.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Принести пастель.

15,16

Цветовые иллюзии. Многоплановый пейзаж в декоративном стиле.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Цветовые иллюзии: пространственные иллюзии, иллюзии веса и др. Свойства цветовых контрастов

Умение учитывать влияние цветовых иллюзий на конечный результат при создании живописных работ. Умение исправлять замеченные ошибки.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Освоение творческого подхода к выполнению практических заданий.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести мягкий карандаш, ластик.

Раздел 1. Рисунок (2 часа)

17,18

Изображение интерьера во фронтальной перспективе. Линейная зарисовка.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Интерьер как архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания. Роль интерьера в картине. Русский интерьерный жанр начала XIX в. Изображение интерьера во фронтальной перспективе.

Умение передавать линией пространство в интерьере во фронтальной перспективе и исправлять замеченные ошибки.

Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести мягкий карандаш, ластик.

Раздел 4. Дизайн (2 часа)

19,20

Проектирование предметов.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Сочетание художественной и практической ценности при проектировании предметов. Формирование представлений об эргономике, влиянии прогресса (новых материалов и технологий) на изменение дизайна предметов, освоение умения макетирования из простых геометрических тел.

Умение наблюдать и сравнивать, выбирать выразительные средства изображения, соответствующие назначению предмета. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести мягкий карандаш, ластик.

Раздел 1. Рисунок (2 часа)

21,22

Наброски фигуры человека в статичной позе.

2

Урок применения знаний и умений.

Формирование представления об анатомическом строении фигуры человека; освоение умения определять центр тяжести фигуры человека и условия ее равновесия.

Умение наблюдать и сравнивать, выбирать выразительные средства изображения. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести мягкий карандаш, ластик.

Раздел 3. Композиция (2 часа)

23,24

Статичные композиции. Сюжетная статичная композиция на тему «Как прекрасен этот мир» - рисование на тему.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Законы, правила, приемы и средства композиции. Способы создания статичных композиций. Передача через статичные композиции определенных эмоций, создание статичных композиций в соответствии с творческим замыслом

Умение наблюдать и сравнивать, выбирать выразительные средства изображения. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести цветные графические материалы.

Раздел 1. Рисунок (2 часа)

25,26

Изображение интерьера, расположенного под случайным углом зрения.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Изображение интерьера, расположенного под случайным углом зрения.

Умение изображать интерьер, расположенный под случайным углом зрения в соответствии с законами линейной перспективы. Умение соблюдать последовательность выполнения изображения. Умение анализировать изображения интерьеров, выполненные знаменитыми художниками. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести мягкий карандаш, ластик.

Раздел 1. Рисунок (2 часа)

27,28

Рисование фигуры человека в движении.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Формирование представления об анатомическом строении фигуры человека; освоение умения определять центр тяжести фигуры человека и условия ее равновесия во время движения, выполнение набросков фигуры человека в движении.

Умение наблюдать и сравнивать особенности натуры и изображения, выбирать выразительные средства изображения. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести мягкий карандаш, ластик.

Раздел 3. Композиция (2 часа)

29,30

Сюжетная динамичная композиция на тему «Движение – это жизнь».

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Законы, правила, приемы и средства композиции. Способы создания динамичных композиций. Передача через динамичные композиции определенных эмоций, создание динамичных композиций в соответствии с творческим замыслом.

Умение наблюдать и сравнивать, выбирать выразительные средства изображения. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести цветные графические материалы.

Раздел 4. Дизайн (2 часа)

3132

Экранный язык в изобразительном искусстве. Сценарий, раскадровка сюжета, фотопробы.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Экранное искусство XX века и современные информационно-коммуникативные технологии.

Умение создавать сценарий, выполнять раскадровку (серию рисунков по воображению). Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести цветные графические материалы.

        Раздел 2. Живопись (2 часа)

3334

Развитие пейзажной живописи. Этюд городского пейзажа – рисование по представлению (любые живописные материалы).

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Стили и подходы к написанию пейзажа в различные исторические эпохи. Художники, работавшие в жанре пейзажа. Урбанистический (городской) пейзаж.

Умение создавать образ понравившегося города или улицы. Умение выбирать выразительные средства изображения, выявлять их соответствие назначению. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Освоение творческого подхода к выполнению практического задания.

Наблюдение учителем за освоением учащимися содержания обучения.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль выполнения практической работы.

Принести цветные графические материалы.


Календарно – тематическое  планирование

№ п/п

Тема урока

Даты проведения

По плану

По факту

1

Вв. инструктаж по ТБ. Особенности графики.

2

Наброски фигуры человека: линейные, силуэтные, светотеневые.

3

Виды печатной графики.

4

Графическая композиция в технике гратографии на тему «Мое любимое животное».

5

Графическая композиция в технике гратографии на тему «Мое любимое животное».

6

Шрифтовая композиция.

7

Шрифтовая композиция.

8

Этюды натюрморта и пейзажа (пастель).

9

Этюды натюрморта и пейзажа (пастель).

10

Свет и цвет. Изображение предметов быта.

11

Свет и цвет. Изображение предметов быта.

12

Цвето-тоновые отношения в натюрморте.

13

Натюрморт со свечой.

14

Натюрморт со свечой.

15

Цветовые иллюзии. Многоплановый пейзаж в декоративном стиле.

16

Цветовые иллюзии. Многоплановый пейзаж в декоративном стиле.

17

Изображение интерьера во фронтальной перспективе. Линейная зарисовка.

18

Изображение интерьера во фронтальной перспективе. Линейная зарисовка.

19

Проектирование предметов.

20

Проектирование предметов.

21

Наброски фигуры человека в статичной позе.

22

Наброски фигуры человека в статичной позе.

23

Сюжетная статичная композиция на тему «Как прекрасен этот мир».

24

Сюжетная статичная композиция на тему «Как прекрасен этот мир».

25

Изображение интерьера, расположенного под случайным углом зрения.

26

Изображение интерьера, расположенного под случайным углом зрения.

27

Рисование фигуры человека в движении.

28

Рисование фигуры человека в движении.

29

Сюжетная динамичная композиция на тему «Движение – это жизнь».

30

Сюжетная динамичная композиция на тему «Движение – это жизнь».

31

Экранный язык в изобразительном искусстве. Сценарий, раскадровка сюжета, фотопробы.

32

Экранный язык в изобразительном искусстве. Сценарий, раскадровка сюжета, фотопробы.

33

Развитие пейзажной живописи. Этюд городского пейзажа.

34

Развитие пейзажной живописи. Этюд городского пейзажа.