Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

Иванов Сергей Константинович

Япония удивительная восточная страна, расположенная на островах. Другое название Японии – Страна Восходящего Солнца. Мягкий теплый влажный климат, горные цепи вулканов и морские воды создают великолепные пейзажи, среди которых вырастают юные японцы, что, несомненно, откладывает отпечаток на искусство этого небольшого государства. Здесь люди с ранних лет привыкают к красоте, а живые цветы, декоративные растения и небольшие садики с озерцом являются атрибутом их жилищ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yaponiya_tekst.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

21 урок 10 класс мхк  Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

Хорю-дзи буддийский храм в городе Икаругапрефектура НараЯпония.

Полное название храма — Хорю Гакумон-дзи , то есть храм изучения процветающей дхармы, храм использовался не только как семинария, но и как монастырь. Храм считается древнейшей деревянной постройкой в мире.[1] Храм особенно почитается в Японии как самый старый храм. Одной из самых ранних деревянных построек на Земле считается главный павильон японского монастыря Хорюдзи (храм Процветания Закона) – Кондо. Он был построен в 607 г. по приказу смертельно больного японского императора Емэя специально для молитв об исцелении. Завершали строительство жена и сын умершего императора – принц Сетоку, который хотел с его помощью способствовать распространению в Японии буддизма. Позднее вокруг павильона было возведено еще множество построек, количество которых сейчас достигает двухсот. Так был основан монастырь Хорюдзи. Строители использовали для работы древесину камфорного дерева, очень прочную и устойчивую к природному воздействию, чем можно объяснить сохранность многих зданий монастыря в течение более чем 1300 лет.

Пагоды – традиционные для буддизма здания, на многочисленных этажах которых, соединенных лестницами, обычно хранятся священные реликвии буддизма. Они имеют множество ярусов, при этом в структуре любой пагоды можно выделить цоколь, основную часть и навершие. Ярусы, поднимаясь к небу, постепенно уменьшаются в размерах, что создает ощущение удивительной легкости всей огромной постройки.

Золотой павильон в Киото один из основных буддийских храмов в Киото, буквально покрыт золотом - два верхних этажа полностью вкрыты листами сусального золота. Кристальная гладь озера Кёкоти («Озеро-Зеркало»), на берегу которого возвышается храм, отражает великолепное сияние этого золотого чуда, а островки и камни, гармонично обрамляющие сказочный пейзаж, лишь подчеркивают его изысканную красоту. Говорят, именно эта красота его и погубила.

Сегодня Золотой павильон в Киото является хранилищем реликвий Будды. Каждый из трех этажей здания представляет различный тип архитектуры. Первый этаж построен в стиле Синдэн – дворцовой архитектуры периода Хэйан, с использованием деревянных столбов и белых стен. Здесь расположен приемный зал, где хранятся статуи Шака (исторического Будды) и Есимицу. Второй этаж, в стиле Букке, использовался как резиденция самураев. Внутри - Каннон Бодхисаттвы, окруженный статуями Четырех Небесных Королей. Наконец, третий и самый верхний этаж построен в стиле китайского дзен-храма, с позолоченными стенами внутри и снаружи. На крыше, крытой черепицей, возвышается золотой феникс.

Храм окружает ухоженный сад, заложенный еще XIV в. Некоторые из деревьев были посажены самим Есимицу. Уложенная тропинка приведет вас к Секкатеи - чайному домику. Здесь можно выпить традиционный японский чай "маття", наслаждаясь красотой островков причудливой формы, разбросанных по всему пруду и бросить монетку на счастье у древних статуй, расположенных в саду.

Замок Химэдзи

Самым невероятным фактом является то, что за всю историю касты Химэдзи ни пожары, ни землетрясения, ни войны не смогли уничтожить древнее сооружение. Химэдзи сохранился практически в своем первозданном виде, как гордый свидетель золотого века Японии, военный командный пост и постамент политической жизни. Это классический пример японской архитектуры и учений пространственных аспектов и дизайна.

Замок был построен в 1346 году как крепость для защиты от сегунов. В 1577 году японский лидер Хидеси был назначен здесь императором, и почти сразу же начал реконструкцию. Он достроил 25 башен, превратив крепость в роскошный дворец. Наиболее увлекательной частью является дизайн интерьера в виде сложного лабиринта, предназначенный для удерживания и запутывания захватчиков.

Сад камней Рёандзи

Особенность сада в Рёандзи в том, что если смотреть на все 15 камней с любой точки, один из них будет скрыт другими и незаметен. Но если кому-то удастся увидеть все камни сразу, то это поможет достичь просветления...Сад камней оказался небольшим прямоугольником – размером с тенисный корт, ровная поверхность которого покрыта белым кварцевым гравием,. Над ним возвышались камни разных размеров и форм. 
В отличие от обычных садов, в этом не было ни растений, если не считать мха на камнях, ни воды, но с первого взгляда увиденное ассоциируется с островами на водной глади. Эффект усиливают ровные полоски, оставленные на гравии граблями садовника. Говорят, что сад в Рёандзи показывает нам вселенную в миниатюре, упрощая ее, устраняя и стирая все, что не имеет значения. Хотя, может, уж и не стоит искать столь глубокого смысла в замысле создания сада, поскольку камни – это просто камни. Но они имеют магическое значение для японцев с доисторических времен, поскольку считаются застывшими духами. 

Китагава Утамаро — японский художник, один из крупнейших мастеров укиё-э, во многом определивший черты японской классической гравюры периода её расцвета в конце ХVIII в
«Тридцать шесть видов Фудзи» — серия из 46 (36+10 дополнительных) цветных гравюр по дереву японского художника Кацусики Хокусая. На всех гравюрах, включая самую известную японскую гравюру «Большая волна в Канагава», присутствует изображение священной горы Японии — Фудзи.

Андо Хиросигэ «53 станций Токайдо»Токайдо была одной из пяти дорог, соединявших Эдо с другими частями Японии. Токайдо пролегала вдоль восточного берега Хонсю, из-за чего и получила своё название «Восточный приморский тракт». Вдоль неё были расположены 53 почтовые станции где путникам предлагался ночлег, еда и конюшни.

Нэ́цкэ— миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ). Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двуххимотоси (紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды

Но[к. 1] (яп. 能 но:?, «мастерство, умение, талант») — один из видов японского драматического театра[3]. У истоков но стояли Канъами Киёцугу и его сын Дзэами Мотокиё: первый, актёр народных представлений саругаку, пытался ориентировать своё искусство на дворян и аристократов, вводя в пьесы новые элементы и изменяя структуру спектакля, а второй не только развил идеи отца об исполнительском мастерстве[⇨], но и создал множество пьес, которые и в XXI веке продолжают входить в репертуар театра; саругаку, подвергаясь реформаторской деятельности, постепенно преобразовался в но[⇨].

Сцена театра имеет каноническую конструкцию[⇨]; на ней актёрский ансамбль[⇨] в сопровождении музыки[⇨] и песнопений[⇨] и разворачивает действо. В современный репертуар но входят около 250 пьес. Классическая программа включает исполнение пяти пьес и трёх комедийных сценок в промежутках между ними[⇨]. По словам доктора искусствоведения Н. Г. Анариной, в театре но «драма-текст и драма-слово находятся в сложном сплаве с музыкой-ритмом-шумами-шорохами, с танцем-пантомимой-жестом-движением-позой-паузой, с особой техникой пения-речитации-чтения-выкрика»[3].