Культура античности

Иванов Сергей Константинович

Культуре античного мира предшествовала богатейшая культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря. На острове Крит и полуострове Пелопоннес находились важнейшие центры эгейской культуры. Эта загадочная цивилизация стала известна благодаря археологическим раскопкам в конце XIX – начала XX в. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_urok_10_klass_mhk.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

7 урок 10 класс искусство (мхк) Эгейское искусство                                                                                                                                  Тип урока: урок изучения новой темы.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Цель урока: дать представление об эгейском искусстве; развивать навыки художественного анализа; воспитывать уважение и интерес к искусству античности.

Эта цивилизация стала известна сравнительно недавно благодаря раскопкам.

Культуре античного мира предшествовала богатейшая культура, созданная на островах и побережье Эгейского моря. На острове Крит и полуострове Пелопоннес находились важнейшие центры эгейской культуры. Эта загадочная цивилизация стала известна благодаря археологическим раскопкам в конце XIX – начала XX в. Развиваясь параллельно с культурами Др. Египта и Др. Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы, но и сама создала замечательные образцы в архитектуре, вазописи и декоративно-прикладном искусстве.

В 1899 году английский археолог Артур Эванс начал проводить на острове Крит археологические раскопки.

 Археолог обнаружил развалины дворца с многочисленными постройками. Ученые нашли на острове развалины многочисленных построек, которые назвали “дворцами”.

Дворцы строились  на месте первых поселений критян и постепенно становились центрами критских городов.

Количество городов на Крите быстро увеличивалось.

В преданиях остров называли

“Критом стоградным”.

Зевс бог неба, грома и молний, ведающий всем миром

Гера́кл в древнегреческой мифологии герой, сын бога Зевса 2 метра, был могучим бородатым мужчиной, вооруженным палицей и одетым в шкуру убитого им Немейского льва.

Ми́нос — легендарный царь Кносса, что на острове Крит[* 1]. Сын Зевса и Европы

Посейдон даровал ему для принесения в жертву прекрасного белого быка. Вот с этим-то быком и связано возникновение едва ли самого скандального древнегреческого мифа, как и появление дворца-лабиринта в Кноссе. Жена Миноса, Пасифая, умолила его не убивать такое красивое животное, в земном смысле слова воспылав к несостоявшейся жертве любовью. Плодом преступной страсти стал Минотавр, для которого критский царь (а точнее, легендарный инженер Дедал) и построил внушительный лабиринт. И Миноса здесь действительно можно понять даже с современных позиций.

Минота́вр — по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном

инос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте на Крите, куда ему бросались на пожирание преступники, а также присылаемые из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей (либо каждый год 7 детей

Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра ударами кулака

Тесе́й, — в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея

Кносский дворец – древнейший археологический памятник, оставшийся от минойской цивилизации, который многие считают восьмым чудом света – является, пожалуй, самым известным сооружением на Крите. Планировка сооружения порой кажется абсолютно нелогичной и невероятно запутанной  – помещения, находящиеся на разных уровнях, соединены петляющими коридорами, лестницами, расположенными в самых неожиданных местах, имеется множество потайных комнат, залов, тупиковых проходов. Предполагается, что жизнь во Дворце была довольно бурной и разнообразной – археологами обнаружены залы для торжественных приемов, личные покои царской семьи и придворных, ремесленные мастерские, помещение театра, способное вместить около 500 зрителей, арена для боя быков, а также уникальная система водоснабжения и канализации, являющаяся серьезным достижением минойской цивилизации.

  • Мастер Дедал (из мифологии) создал для царя Миноса дворец и лабиринт для Минотавра
  • Он не имел четкой планировки и напоминал запутанный лабиринт.
  • Главным украшением дворца были деревянные колонны, окрашенные в тёплые красные , а иногда и чёрные тона. Их стволы сужающиеся к низу и напоминают конусы.
  • Архитектура дворца представлена лестницами, коридорами, поворачивающимися под углом 90 градусов.
  • Огромные стены до 10 метров в ширину окружали город. Огромные каменные глыбы и сейчас кажутся возведенными великанами – циклопами.

Мике́ны По преданию, город построен Персеем. Руины Микен находятся на полуострове Пелопоннес, на восточной стороне скалистого хребта, в 2 км от небольшого города Микенес

Как и большинство древних городов, Микены представляли собой хорошо укреплённую крепость и были построены на скалистом холме высотой около 280 метров. Город окружала выложенная из огромных глыб крепостная стена протяжённостью около 900 метров, шириной – не менее 6 метров, а высота местами превышала 7 метров, при этом вес некоторых каменных блоков превышал 10 тонн.

Персе́й — герой древнегреческой мифологии, сын Зевса Победитель чудовища горгоны Медузы

Львиные ворота — входные ворота акрополя Микен (Греция) Они изображены стоящими на задних лапах, повёрнуты друг к другу и передними лапами опираются на два жертвенника, которые поддерживают колонну. На верхнюю часть колонны опирается крыша какого-то сооружения. Головы львов не сохранились. Сохранившиеся места для их крепления позволяют сделать вывод, что они были выполнены из другого материала (слоновая кость или стеатит) и вероятно были повёрнуты к людям, входящим в ворота. Рельеф, по одной из версий, представляет собой герб династии Атридов, правившей городом в период строительства ворот. 

Они служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из 3 огромных каменных глыб (длина верхнего камня – 5 м, толщина – 1м).

Над пролётом расположена треугольная плита (20т) с рельефным изображением колонны – священный символ правителей Микен, а по бокам – фигуры царственных львов, как бы охраняющих Древо жизни.

Интересно, что при раскопках, во дворце были найдены глиняные таблички с надписями, которые оказались финансовыми отчётами военных затрат, а также списками работающих на микенских правителей людей: это был перечень рабынь, гребцов, ремесленников. Это даёт повод учёным предположить, что Микены были довольно бюрократическим государством.

Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими «осиными» талиями. В так называемой «Парижанке», с её оживлённым личиком, капризно вздернутым носиком, игривым завитком локона, спадающей с высокой изящной прически, действительно есть что-то от законодательницы моды.

На Крите был широко распространен культ быка, а царь Минос почитался как воплощение этого священного животного. Почти не касаясь копытами земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув свою могучую голову и выставив вперед рога. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Один из акробатов схватился за рога, готовится к грациозному сальто прямо над головой животного. Художник настолько искусно запечатлел весёлую и непринуждённую игру акробатов, что мы забываем о смертельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей природой.

  • Здесь совершил свой подвиг Геракл, укротив бешеного быка, опустошавшего остров, родились легенды об искуснике Дедале, Тесее и Ариадне, царе Миносе и Минотавре.
  • Образы критян на фресках соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями (идеал красоты), словно готовые переломиться.
  • Участники священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув головы и отклонив торс назад.
  • Мужские фигуры покрашены в оттенки коричневого, женские – в белый.
  • Критские вазописцы достигли редких высот мастерства.
  •  Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту.
  • В пифосах хранили зерно, воду, вино. У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам.
  • Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично.

Пифос представляет собой керамический сосуд крупного размера в форме шара или яйца (обращённого острым концом вниз), Однако у пифоса чаще встречается не острое дно, а плоское, позволяющее ему стоять, и часто имеются приспособления для транспортировки в верхней части, через которые протягивались тросы для передвижения сосудов. У пифосов могло быть от четырёх до шести ручек. Поверхность пифоса может быть гладкой или украшена ленточным узором. По цвету пифосы встречаются в гамме от бежевого, песочного и до коричневого и красноватого. На пифосах, выполненных в стиле Камареса в минойскую эпоху, изображались рыбы. В росписи весело играют и переливаются всего 2 цвета – желтой охры и граната. Декоративен узор орнамента, в котором преобладает морская тема с изображением спрутов, медуз, морских звезд, осьминогов, кораллов, водорослей раковин и т.д. Удивительно разнообразны формы этих керамических изделий: это небольшие чаши, кубки, вазы для фруктов, горшки и кувшины с тончайшими стенками. 

Пифосы также использовались в погребальных обрядах, но в первую очередь для хранения оливкового масла, воды, мёда, соли и зерна

Вазы раскрашивали двумя цветами – жёлтая охра и гранат.

Композиция: геометризованные формы,  образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы — лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Замечательны композиции, представляющие цветы, склонившие свои головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название — вазы «камарес».

        

Подведение итогов урока.

Эгейская культура подарила человечеству многие строительные приемы и архитектурные формы, которые получили дальнейшее развитие в классическую эпоху античной Греции.