Методическая разработка мастерской "Наследие славян".

Увлекательное путешествие к самобытной культуре русских славян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_didenkoa.v.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Тема: Мастерская «Наследие славян».

Учитель изобразительного искусства  

Диденко Анна Валерьевна  

Мастерская «Наследие славян».

Учитель: Диденко Анна Валерьевна

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 4

Цель: создать условие для

- самостоятельного понимания значимости русских народных традиций и русского костюма;

- открытия значения символики и колорита в русском народном костюме;

- творческого индивидуального проекта.

Планируемые  результаты: В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий: костюм, рубаха, сарафан, душегрея, платок;

- описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

УУД: 

Личностные: 

- Знание народных традиций;

- Чувство гордости за русскую культуру;

- Умение управлять своей познавательной деятельностью.

 Регулятивные: 

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

- Прогнозировать ситуацию будущих событий.

 Познавательные: 

- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

- Устанавливать причинно следственные связи.

- Давать определения понятиям.

 Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа по изготовлению куклы в русском народном костюме.

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панёва, душегрея.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов.

                                                   

Структура мастерской.

Этапы мастерской

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1этап – Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята!

-Я приглашаю Вас принять участие  в работе творческой мастерской. Очень надеюсь, что Ваше стремление к прекрасному поможет Вам. Удачи!

Приветствуют учителя.

Садятся на места.

Осуществляют самоконтроль.

2 этап - Актуализация. Определение темы мастерской.

-Нашу мастерскую я хотела бы начать со стихотворения.

У меня давно возник вопрос.
И теперь в проект он перерос:
В чём же раньше мы ходили?
Что прабабушки носили?
Я спросила у своих друзей,
Посетила городской музей,
В книгах я ответ искала,
Много их перечитала.
На Руси костюм был благородный,
Был он повседневный и свободный.
Из полотен вырубали пряхи,
Ткали длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.

На узорах — травы, кони, птицы...
Выводили тонко мастерицы.
Вышивка людей оберегала -
Нечисть и болезни отгоняла.

Пояс на рубахи надевали,
Им себя от зла остерегали.

Обо всём одежда говорила,
По одёжде сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом?
Возраст, ремесло и связь с народом.
Молодёжь в нарядах щеголяла,
Ярко сарафаны украшала.
Лишь у стариков и у детишек,
В украшеньях не было излишек.
В праздники деревня наряжалась,
Вся одежда вмиг преображалась.
Хороводы, хохот, песни, пляски!
Яркие насыщенные краски!

- О чём рассказывается в стихотворении?

Прослушать стихотворение, из которого определяем направление мастерской.

 

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.

Самостоятельное выделение познавательной цели.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Овладевают умением прогнозировать.

3 этап – Постановка учебной задачи.

- Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрабабушка?

 - Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

 - Ребята, какие задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке?

-Чтобы решить поставленные задачи, мы должны познакомиться с русским народным костюмом поближе.

Познакомится с русским народным костюмом.

Определить основные элементы русского народного костюма.

Определять различия костюмов разных территорий России.

Умение анализировать и обсуждать.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Уметь участвовать в коллективном обсуждении.

4 этап -  Изучение нового материала.

Вступление:

- Русский народный костюм – бесценная летопись жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства,

и т.д.

Просмотр презентации и эскизов костюмов.

Учащиеся анализируют презентацию.

Участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи. Проявляют познавательную активность.

5 этап – Планирование творческой деятельности.

На основе данной презентации нам необходимо выполнить творческую работу по созданию куклы в русском народном костюме.

-Как Вы считаете, какие материалы мы можем использовать в своей работе?

Выполнять творческую работу мы будем в технике оригами.

-Рассмотрим этапы выполнения творческой работы.

 (Показ на слайде).

Учащиеся рассматривают и анализируют этапы выполнения творческой работы.

Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Слушать товарищей. Аргументировать свою позицию.

6 этап – Творческая, практическая деятельность учащихся.

Совместная работа учителя и учащихся по выполнению работы.

Учащиеся выполняют творческое задание.

Умение  организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать  способы решения проблем творческого характера.

7 этап- Итог мастерской.

Рефлексия.

Выставка творческих проектов;

- для меня было

 неожиданным …

 новым…

 узнаваемым…

Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

Оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.