Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области изобразительного искусства по предмету "Беседы об искусстве"

Степанец Светлана Германовна

Программа "Изобразительное искусство" по учебному предмету "Беседы об искусстве".

Курс беседы об искусстве, изучаемый в детской школе искусств, имеет свои специфические цели - развивать у учащихся художественное восприятие, воспитывать художественный вкус, прививать навыки анализа произведений искусства, формировать представления об основных этапах развития искусства и об основных художественных задачах, решавшихся на каждом этапе его развития. Изучение предмета "Беседы об искусстве" дает учащимся необходимый минимум знаний, позволяющий им  ориентироваться в огромном мире художественного наследия и в сложной картине современной художественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_ob_iskussve_1-3_klass.docx79.02 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                                                                      Утверждаю:

Методическим Советом   ДШИ                                                                     И.о.  директора ДШИ

Протокол № ____ «___»______ 2015г.                                                        _________ Носова Н.А

Председатель МС _________  Носова Н.А.                                                «____ » ___________2015г.                                                                                                                                    

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

                                       ПРОГРАММА

«Изобразительное искусство»

по учебному предмету

 БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ

Составитель:

преподаватель МБОУ ДОД ДШИ

Степанец С.Г.

г. Нарьян-Мар 2015 год

Содержание.

1. Пояснительная записка ……………………………………   3

2. Учебно-тематический план ………………………………..  5

3.  Содержание учебного предмета ………… ……………… 13

4. Требования к уровню подготовки выпускников ……. … . 32

5.  Методическое обеспечение программы………………...   33

6.  Список литературы …………………………………… … 35

  1. Пояснительная записка

Курс беседы об искусстве, изучаемый в  детской школе искусств, имеет свои специфические цели – развивать у учащихся художественное восприятие, воспитывать художественный вкус, прививать навыки анализа произведений искусства, формировать  представления об основных этапах развития искусства и об основных художественных задач, решавшихся на каждом этапе его развития. Изучение предмета «Беседы об искусстве» дает учащимся необходимый минимум знаний, позволяющий им ориентироваться в огромном мире художественного наследия и в сложной картине современной художественной жизни.

Исходя из этих целей, методика преподавания курса «Беседы об искусстве» направлена на решение следующих основных задач: развивать художественно-творческие способности учащихся, их интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость к эстетическим аспектам в явлениях действительности и  искусства, способность к эстетической оценке явлений искусства.

Курс составляет органическое целое с практическими занятиями искусством, расширяя представления учащихся о диапазоне художественных средств и возможных художественных решениях, помогая им непосредственно овладевать навыками художественного воплощения в материале собственных жизненных впечатлений и наблюдений. Художественное наследие выступает как своеобразная лаборатория художественного творчества, как неисчерпаемый источник практических полезных уроков.

Наряду с сообщением необходимых фактических сведений (эпохи и направления в искусстве, художники, произведения), программа предусматривает профессиональный анализ изобразительных систем как в целых эпохах и направлениях, так и у отдельных художников.

Решению основных задач курса «Беседы об искусстве»: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности  наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятий могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, диспут, видеоурок, экскурсия и т.д., как и формы работы самих учащихся (работа с книгой, составление кроссвордов, подготовка сообщений и т.д.).

Важную роль в творческом овладении материалом играют тетради учащихся, в которых делаются краткие записи на уроках, а также отражается самостоятельная работа как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.

В процессе ведения курса «Беседы об искусстве» необходимо как можно чаще приобщать детей к подлинным произведениям искусства: посещать музеи, выставки, предприятия художественных промыслов.

При проведении занятий «Беседы об искусстве» необходимо широко использовать технические средства обучения: диапроекторы, видеоаппаратуру, магнитофон, компьютер.

Данная образовательная программа предназначена для учащихся 10 – 14 лет и рассчитана на 3 года. Занятия проводятся в группах от 4-10 человек по 1 часу в неделю. Для оценки знаний учащихся проводятся викторины, игры ,работа по карточкам и др. Для учащихся 3 класса нужно  сдать итоговый зачет, т.е. представить свою работу в виде презентации по одной из пройденных тем.

Данная образовательная программа составлена на основе типовой, рекомендованной Министерством культуры РСФСР в 1989 году и адаптирована к учебному плану Детской школы искусств.

Объем учебного времени и виды учебной работы 3 - летний срок освоения

Вид учебной работы

Годы обучения

Всего

1-й год

2-й год

3-й год

1 полугодие

2 полугодие

3 полугодие

4 полугодие

5 полугодие

6 полугодие

Аудиторные занятия

16

16

16

17

16

17

98

Самостоятельная работа

8

8

8

8,5

8

8,5

49

Максимальная учебная нагрузка

24

24

24

25,5

24

25,5

147

Вид промежуточной аттестации

З.

З. – зачет;

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ» (срок освоения программы 3 года)

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование

раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

41

7

34

1.

Вводная беседа «Предмет беседы об искусстве»

беседа

2

0,5

1

2.

«Что такое искусство?»

беседа

2

0,5

1

3.

Первое знакомство с музеем (экскурсия в Нарьян-Марский краеведческий музей).

экскурсия

2,5

0,5

2

4.

Понятие образа в различных видах искусства

беседа

2

0,5

1

5.

Виды изобразительного искусства. Обзорное занятие.

беседа

2,5

0,5

2

6.

Графика и живопись как виды изобразительного искусства

беседа

5

0,5

4

7.

Скульптура как вид изобразительного искусства

беседа

2,5

0,5

2

8.

Архитектура как вид изобразительного искусства

беседа

2,5

0,5

2

9.

Декоративно-прикладное искусство как вид искусства

беседа

2,5

0,5

2

10.

Виды искусства

беседа

2,5

0,5

2

11

Жанры изобразительного искусства

беседа

7

0,5

6

12.

Семь чудес света

интегрированное занятие

8

0,5

7

13.

Обобщающее занятие по теме: «Семь чудес света».

интегрированное занятие

2

0,5

1

14.

Повторительно-обобщающее занятие по разделу «Виды и жанры изобразительного искусства».

интегрированное занятие

2

0,5

1

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование

раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

49

15

34

1.

«Искусство первобытного общества».

беседа

1,5

0,5

1

2.

Искусство первобытного общества

- происхождение искусства, его связь с трудовой деятельностью.

беседа

1,5

0,5

1

3.

Искусство первобытного общества

- скульптура первобытного общества;

-памятники первобытного искусства на территории Европы.

беседа

1,5

0,5

1

4.

«Искусство Древнего Египта».

беседа

2

0,5

1

5.

«Искусство Древнего Египта».

- основные этапы развития египетской культуры. Пирамиды.

беседа

2

0,5

1

6.

«Искусство Древнего Египта».

- синтез архитектуры и скульптуры.

беседа

2

0,5

1

7.

«Искусство Древнего Египта».

Храмы Древнего Египта.

беседа

2

0,5

1

8.

«Искусство Древнего Египта».

Скульптурный портрет.

беседа

2

0,5

1

9.

Искусство острова Крит (3-2 тысячелетие до н.э.).

Кносский дворец.

беседа

2

0,5

1

10.

«Искусство Древней Греции».

беседа

2

0,5

1

11

Греческая вазопись. Виды сосудов  и их назначение.

беседа

2

0,5

1

12.

Сложение ордерной системы. Виды капителей: дорический, ионический, коринфский.

беседа

2

0,5

1

13.

Ансамбль Афинского Акрополя.

беседа

2

0,5

1

14.

Эволюция древнегреческой скульптуры.

беседа

2

0,5

1

15.

«Искусство Древнего Рима».

беседа

2

0,5

1

16.

Искусство Римской империи, создание форумов, храмов, терм;

беседа

2

0,5

1

17.

Достижения инженерного искусства: акведуки, арки, своды.

беседа

2

0,5

1

18.

Искусство республиканского Рима. Скульптурные портреты предков. Строгий, суровый стиль этого периода.

беседа

2

0,5

1

19.

Искусство Римской империи в 3-4 веках (скульптурный портрет, живопись, фаюмские портреты).

беседа

2

0,5

1

20.

«Искусство Византии».

беседа

2

0,5

1

21.

Архитектура (развитие базиликального и крестово-купольного храма; храм Св.Софии).

беседа

2

0,5

1

22.

Монументальные ансамбли Равенны (фрески, мозаика).

беседа

2

0,5

1

23.

Иконопись.

беседа

2

0,5

1

24.

Роль Византии в сохранении традиций античного искусства.

беседа

2

0,5

1

25.

«Древнерусское искусство».

беседа

2

0,5

1

26.

Влияние искусства Византии на культуру Киевской Руси; распространение христианства.

беседа

2

0,5

1

27.

Архитектура (особенности древнерусской архитектуры, храм св.Софии в Киеве);

беседа

2

0,5

2

28.

Новгородская и Псковская архитектура.

беседа

2

0,5

1

29.

Монументальная живопись, иконопись (Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев).

беседа

2

0,5

1

30.

Обобщающее занятие по теме: «Искусство Византии».

беседа

2,5

0,5

2

31.

Обобщающее занятие по теме:  «Древнерусское искусство».

беседа

2,5

0,5

2

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование

раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

43

9

34

1.

Раннее Возрождение.

беседа

1,5

0,5

1

2.

Пьеро дела Франческа. Боттичелли.

беседа

1,5

0,5

1

3.

«Искусство Итальянского Возрождения».

беседа

1,5

0,5

1

4.

Творчество Леонардо да Винчи.

беседа

1,5

0,5

1

5.

Творчество Рафаэля Санти.

беседа

1,5

0,5

1

6.

Творчество Микеланджело Буонарроти.

беседа

1,5

0,5

1

7.

«Искусство Голландии 17 века».

беседа

1,5

0,5

1

8.

Творчество Рембрандта Ван Рейна.

беседа

1,5

0,5

1

9.

«Западно-Европейское искусство конца 19 века».

беседа

1,5

0,5

1

10.

Искусство импрессионизма ХYIII века.

беседа

1,5

0,5

1

11.

Искусство постимпрессионизма.

беседа

1,5

0,5

1

12.

«Архитектура 18 – начала 19 века».

- барокко

- классицизм

беседа

2,5

0,5

2

13.

«Живопись 18 века».

беседа

5,5

0,5

5

14.

«Творчество великих северян М.Ломоносов, И.Шубин».

беседа

2,5

0,5

1

15.

«Живопись 1-ой половины 19 века.

беседа

5,5

0,5

5

16.

«Живопись 2-ой половины 19 века».

беседа

6,5

0,5

5

17.

«Общая характеристика искусства конца 19 – начала 20 века».

беседа

2,5

0,5

2

18.

Итоговое занятие. Защита презентаций по одной из пройденных тем.

беседа

4,5

0,5

3

  1. Содержание учебного предмета
  1. класс

В первом классе учащиеся знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, с его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. Знакомятся с художественными промыслами. Приобретают багаж знаний по теории изобразительной грамоты.

Тема 1: Вводнаябеседа «Предмет беседы об искусстве».

Цель: Дать представление о предмете «Беседы об искусстве», о видах и жанрах изобразительного искусства, об архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Основные требования к ведению тетрадей, работе с литературой.

Тема 2:«Что такое искусство?».

Роль теории ИЗО искусства  в процессе обучения. Знакомство с материалами  и  приемами работы. Знакомство с красотой окружающего, как все это суммируется с понятием «искусство».

Цель: ознакомить с требованиями ведения конспектов, оформлением словаря.

Материал: репродукции, педагогические работы, скульптура малых форм.

Тема 3: Первое знакомство с музеем. Экскурсия в Нарьян - Марский краеведческий музей.

Цель: развитие эмоциональной сферы восприятия у учащихся.

Задача: дать представление о целях и задачах музеев и картинных галерей, познакомить с музеями нашего города, особенностями музейных интерьеров, вызвать чувство восхищения красотой музейных зданий, дать представление о перспективе музейных интерьеров.

Материал: оформление конспекта в рабочей тетради.

Тема 4: «Понятие образа в различных видах искусства».

Образ художественный - специфическая форма отражения действительности в конкретно-чувствительной, зрительно воспринимаемой форме.

Цель: знакомство с понятием «композиция», «сюжет», «тема».

Задача: учить грамотно, компоновать изображение на листе на примере репродукций картин художников. Добиться выразительности линий в материале.

Материал: бумага, цветные карандаши.

Тема 5: Виды изобразительного искусства. Обзорное занятие.

В И Д Ы

  • Архитектура
  • Скульптура
  • Живопись
  • Графика
  • Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

Цель: познакомить с вышеперечисленными видами изобразительного искусства с использованием слайд-шоу.

Задача:научить по типичным признакам различать  виды искусства.

Тема 6: Графика и живопись как виды изобразительного искусства.

Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная  графика. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических и живописных упражнений.

Тема 7: Скульптура как вид изобразительного искусства.

В отличие от живописцев и графиков, скульптуры выражают  свое понимание красоты через объем. Они видят красоту человека, бытовых предметов в их  пропорциях, характере форм, движении, пластике.

Скульптура как вид изобразительного искусства свое название получила от латинского слова «скульпо», означающего «вырезать», «высекать». В отличие от живописи и графики, где объемная форма живет на картинной плоскости в воображаемом или иллюзорном пространстве, скульптура реально объемна, существует в пространстве, будучи его частью.

Станковая скульптура отличается разнообразием тем и сюжетов, отражающих реальную действительность. Произведения прославляют величие дел и героизма людей, изображают человека, выражая его характер, чувства, переживания, красоту духовную и физическую. Один из видов ее, так называемая скульптура малых форм, вносит эстетическое разнообразие в наш быт, всякий раз по-новому одухотворяя его.

Цель: посещение скульптурной мастерской.

Задача: приобщать учащихся к миру пластических искусств.

Возможен просмотр видеоматериала «Роден».

Тема 8: Архитектура как вид изобразительного искусства.

Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).

Тема 9: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного и         Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного искусства.

Тема 10: Виды искусства.

Монументальная скульптура (памятники, пьедесталы, постаменты)

Рельеф (изображение, выступающее менее чем на половину)

Барельеф (изображение, выступающее белее чем на половину)

ГРАФИКА (рисунок карандашом, пером, соусом, сангиной)

*Гравюра на дереве (ксилография)

*Гравюра на камне (литография)

*Гравюра на металле (офорт)

*Гравюра на линолеуме (линогравюра)

*Офорт (Книжная иллюстрация - особый вид искусства)

Цель:  - оформление конспекта.

           - развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.

Задача: разработать эскиз карандашом, выбрав натюрморт, портрет, пейзаж (по выбору учащихся)

Материалы: бумага, карандаш.

Тема 11: Жанры изобразительного искусства.

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ

Станковая                                       Монументальная

Портрет - портрет, один из основных жанров искусства, изображающий одного человека или нескольких людей. Главная цель, которой добивается художник, создавая портрет, - не только сходство с моделью. Художник должен передать характер человека, а через характер показать и общество, и эпоху, в которой живет его герой.

Пейзаж - в изобразительном искусстве так называют и жанр, и отдельные произведения, посвященные природе.

Натюрморт - изображает неодушевленные предметы, вещи, окружающие человека, предметы быта, цветы, плоды.

Исторический, религиозный, бытовой, батальный, анималистический жанры , интерьер.

Цель: формировать понятия о различных направлениях в области изобразительного искусства.

Материал: оформление конспекта в рабочей тетради.

Тема 12: Семь чудес света.

  1. Великие пирамиды Гизы;
  2. Висячие сады Семирамиды;
  3. Храм Артемиды в Эфесе;
  4. Статуя Зевса в Олимпии;
  5. Колосс Родосский;
  6. Галикарнасский мавзолей;
  7. Александрийский маяк.

Тема 13: Обобщающее занятие по теме: «Семь чудес света».

Тема 14: Повторительно-обобщающее занятие по разделу «Виды и жанры изобразительного искусства».

2 класс

Тема 1: «Искусство первобытного общества».

Цель: Показать причины и условия возникновения искусства. Выявить функции, которые выполняло искусство в первобытном обществе. Проследить эволюцию первобытного искусства (палеолит, мезолит, неолит, эпоха бронзы и железа).

Тема 2: Искусство первобытного общества.

- происхождение искусства, его связь с трудовой деятельностью.

Цель: познакомить учащихся с особенностями сохранившихся на палеолитических стоянках орудиях труда, формой жилища.

Задача: научить составлять опорный конспект-схему.

Материал: рабочая тетрадь, графитный карандаш.

Тема 3: Искусство первобытного общества.

- Скульптура первобытного общества;

В эпоху позднего палеолита появляются первые произведения искусства: женские статуэтки, подчеркивающие женские признаки. Они были найдены во Франции, Бельгии, Италии, Германии, России, на Украине.

Палеолетичекие  «мадонны» подчеркивали тип женщины. Древний человек  стремился подчеркнуть идею максимального плодородия. Встречается и другой тип женщин в статуэтках – худощавых, одетых в меховые комбинезоны. Скорее всего две группы статуэток, найденные в Сибири передают два типа женщин: молодых и зрелых. Эти фигурки, вероятно имели культовое назначение. О зарождении религии можно судить и по захоронениям древних людей: погребальных покрывали краской при них помещали оружие, различные предметы в том числе украшения. Искусство и религиозные  представления, по-видимому, появляются одновременно.

Цель: продолжать развивать общий кругозор, при выполнении эскиза использовать стилизацию крупных животных: быков, лошадей, северных оленей, мамонтов.

Задача: выделить главное в выбранном сюжете, используя звериный стиль, творчески подойти к практической работе в технике - чеканки.

Материал: фольга, бумага для эскиза, инструмент для чеканки.

- памятники первобытного искусства на территории Европы.

Менгиры (Армения, Франция). Дольмены, кромлехи (Англия – Стонхендж).

Тема 4: «Искусство Древнего Египта».

Цель: Сформировать у учащихся представление о периодах развития искусства Древнего Египта, показать особенности заупокойного культа древних египтян, монументальный, синтетический характер искусства Древнего Египта, дать понятие канона в скульптуре и живописи древних египтян.

Тема 5: «Искусство Древнего Египта».

- основные этапы развития египетской культуры. Пирамиды.

Зарождение египетской цивилизации восходит к III веку до н. э. Если попытаться выделить характерные черты духовной культуры, то можно назвать следующие: культ обожествления правителя, солярный круг развития заупокойных представлений, иероглифическое письмо, восходящее к пиктографии (только в ХIХ веке французу Франсуа Шампольону удалось раскрыть тайну египетской иероглифики), возведение монументальных сооружений – гробниц – мастабов и величественных пирамид.

Цель: продолжать развивать общий кругозор

Задача: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству, оформить конспект.

Тема 6: «Искусство Древнего Египта».

 - синтез архитектуры и скульптуры.

Цель: развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся по средствам просмотра видеоматериала «Загадки Великого Нила»

Задача: обобщать характерные особенности  в архитектуре и скульптуре.

Материал: оформление конспекта в рабочей тетради.

Тема 7: «Искусство Древнего Египта». Храмы Древнего Египта.

Усыпальница Ментухотепа 1 и царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Храмы в Карнаке, Луксоре, Абу Симбеле.

Тема 8: «Искусство Древнего Египта». Скульптурный портрет.

Большой сфинкс, статуя фараона Хефрена, статуя писца Каи, статуя вельможи Каапера, статуя Рахотепа и его жены Нофрет, скульптурный портрет фараона Сенусерта 3, скульптурный портрет фараона Эхнатона, портрет царицы Нефертити.

Тема 9: Искусство острова Крит (3-2 тысячелетие до н.э.).

Кносский дворец.

На рубеже  III-II тыс. до нашей эры в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островах происходит возникновение классового общества. Цивилизация эпохи бронзы, возникшая на о.Крите, получила название минойской по имени легендарного царя Миноса, резиденция которого была обнаружена в Кноссе. Эта цивилизация получила также название дворцовой, так как изучена главным образом благодаря ней. Дворцы имели  прекрасную систему водоснабжения и канализации, продуманную вентиляцию и освещение. Многие предметы были выполнены на высоком художественном уровне, часть-из драгоценных металлов. И все же минойская цивилизация, апогей которой приходится на ХY век до нашей эры, лишь в незначительной мере позволяет нам судить о древнегреческой культуре.

Цель: познакомить учащихся с мифами Древней Эллады,  особенностями настенных росписях острова.

Материал: репродукции, тексты по мифологии.

Кносский дворец.

Эгейское искусство является связующим звеном между востоком и западом   ( см. «Юный художник» 9,  95)

Цель:  дать понятие «архитектуры» как огромного каменного сооружения со внутренним двором. К нему примыкают дополнительные помещения, галереи. Имеются пандусы. Над дворцом висела эмблема государства-Сикиро-лабрус (двухсторонняя сикира с двумя острыми углами. С тех пор появился термин «лабиринт».Огромное количество кратковременных фресок с изображением охоты, празднеств, сцен жизни царя и его свиты. Была развита мелкая пластика.

Задача: развивать общий кругозор.

Материал: оформление конспекта.

Тема 10: «Искусство Древней Греции».

Проследить эволюцию древнегреческого искусства от эпохи архаики до эллинизма, показать его роль в дальнейшем развитии мирового искусства.

Искусство Древней  Греции тесно связано с религией, мифологией. Через поэтические образы мифов утверждается реализм. В те далекие времена в Греции существовали независимые города-полисы: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. В греческих мифах рассказывают, что Афины вынуждены были платить дань могущественному царю острова Крит. Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Три брата-Зевс, Посейдон, Аид-поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон-на море, Аид-в  царстве мертвых.

Олимпийские боги проводят время в пирах  и развлечениях. Они бывают своенравны, жестки, коварны и мстительны . Порой ссорятся между собой, вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто осмелился нарушать их волю. Действиями богов греки объясняют дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожай, болезни. Основные занятия греков имели своих богов покровителей: Диметра, Диониса, Гефеста, Ареса.            

Основные этапы:

  1. гомеровский период (11-8 вв. до н.э.);
  2. архаика – период образования рабовладельческого государства (7-6 вв. до н.э.);
  3. классика-период расцвета греческого государства (5-3/4 4 вв. до н.э.);                 *ранняяклассика490-450гг.дон.э.                                                                         *высокаяклассика450-410гг.дон.э.                                                                                                           *поздняя классика 410-3/4  4 в. до н.э.
  4. эпоха эллинизма с 4 по 1 вв. до н.э.

Цель: знакомство с характерными различиями в эпоху античности.

Тема 11: Греческая вазопись. Виды сосудов  и их назначение.

Развитие древнегреческой живописи чаще встречается в росписях ваз. По названию одного из предместья Афин местечку Керамик, которое славилось славными гончарами 6-5 веков до нашей эры и произошло слово КЕРАМИКА. Вазы различались по форме, раскраске и назначению: амфоры, гидрии, лекифы, килики, кратеры, стамносы, пелики, ойнохои, канфары, кнафы, спикосы. Все они достигли расцвета в Архаику. Наиболее распространенная чернофигурная роспись, орнамент или фигуры заливались черным лаком (эффект контраста), выдающийся мастер по вазописи Эксекий.

Цель: - познакомить с греческим орнаментом, рисуя стилизованную форму в полосе;

           - развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.

Задача:  продолжать знакомить учащихся с керамическими изображениями.

Материалы: рабочая тетрадь,  цветные карандаши.

Тема 12: Сложение ордерной системы. Виды капителей: дорический, ионический, коринфский.

Цель: по средствам графических материалов, развивать зрительную память.

Задача: развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии.

Материал:  оформление конспекта в рабочей тетради с зарисовкой трех капителей.

Тема 13: Ансамбль Афинского Акрополя.

На высоком холме в самом центре Афин был воздвигнут мраморный Акрополь, здесь же был самый красивый храм – знаменитый Парфенон, посвященный покровительнице города Афине-Парфенос, сложенный из золотистого пентелийского мрамора.

Время не пощадило бессмертного творения Иктина и Калликрата, создавших  этот храм.  Сохранились лишь остатки стен и колоннады, но и эти руины позволяют говорить об удивительной красоте памятника архитектуры.

Цель: развитие понимания ведущей роли Афинского Акрополя в жизни греческого народа.

Задача: дать представление о занятиях греков, возможен  видеопросмотр материала по данной  теме.

Материал: оформление конспекта в рабочей тетради.

Тема 14: Эволюция древнегреческой скульптуры.

(период архаики и ранней классики, высокой  и поздней классики).

Цель: развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся при изучении работ Фидия, Мирона.

Задача: приобщить учащихся к миру прекрасного.

Тема 15: «Искусство Древнего Рима».

Цель: Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима и своеобразие древнеримского искусства. Вклад римлян в историю архитектуры и разнообразие типов архитектурных сооружений в Древнем Риме. Эволюция древнеримского скульптурного портрета.

Тема 16: Искусство Римской империи, создание форумов, храмов, терм;

Отметить разнообразие типов архитектурных сооружений (формы, базилики, купольные постройки, термы, акведуки, триумфальные арки).

Цель: развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся.

Задача: выделить главное в конструкции Колизея. В качестве домашнего задания  можно предложить ребятам собрать поисковый материал по данной теме, оформив его в электронном виде.

Тема 17: Достижения инженерного искусства: акведуки, арки, своды.

Отметить разнообразие типов архитектурных сооружений (формы, базилики, купольные постройки, термы, акведуки, триумфальные арки).

Цель: развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся.

Тема 18: Искусство республиканского Рима. Скульптурные портреты предков. Строгий, суровый стиль этого периода.

Тема 19: Искусство Римской империи в 3-4 веках (скульптурный портрет, живопись, фаюмские портреты).

Тема 20: «Искусство Византии».

Цель: Показать связь искусства Византии с религией и традициями древнегреческого искусства. Архитектура и интерьер византийского храма. Лучшие образцы византийской иконописи.

Тема 21: Архитектура (развитие базиликального и крестово-купольного храма; храм Св.Софии). 

В 532-537 году возводят храм святой Софии в Константинополе  ( возможен  видеопросмотр материала). Задача:  дать почувствовать формальную и смысловую выразительность условного средневекового искусства.

Материал: оформление конспекта в рабочей тетради.

Тема 22: Монументальные ансамбли Равенны (фрески, мозаика).

Среди построек, характерных для Византии продольно-базиликальные и центрально-купольные храмы, созданные на основе традиций античных, общественных зданий. Трехнефная базилика Сант-Аполлинаре в Равене построена в начале 6 в. на севере Италии. Вход в базилику был расположен на западной стороне. Апсида-главная часть храма, обращенная на восток. Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5-6 вв. новый тип храма купольной базилики.

Цель: познакомить учащихся с понятием «канона» в византийской живописи,  «мозаика».

Задача:  дать почувствовать формальную и смысловую выразительность условного средневекового искусства.

Материал: оформление конспекта в рабочей тетради.

Тема 23: Иконопись.

Тема 24: Роль Византии в сохранении традиций античного искусства.

Тема 25: «Древнерусское искусство».

Цель: Показать влияние искусства Византии на культуру Киевской Руси; распространение христианства. Архитектура (особенности древнерусской архитектуры, храм св.Софии в Киеве; новгородская и псковская архитектура). Монументальная живопись, иконопись (Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев).

Тема 26: Влияние искусства Византии на культуру Киевской Руси; распространение христианства.

Тема 27: Архитектура (особенности древнерусской архитектуры, храм св.Софии в Киеве);

Тема 28: Новгородская и Псковская архитектура.

Тема 29: Монументальная живопись, иконопись (Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев).

Цель: дать понятие «фрески», познакомить с основными этапами в жизни и творчестве Феофана Грека, Дионисия, А. Рублева;

Задача: продолжать формировать понятия о различных направлениях в области изобразительного искусства.

Материал: оформление конспекта в рабочей тетради.

Тема 30: Обобщающее занятие по теме: «Искусство Византии».

Тема 31: Обобщающее занятие по теме:  «Древнерусское искусство».

3 класс

Тема 1: Раннее Возрождение.

( видеопросмотр  из серии «Всемирная история живописи»- Рембрандт)           Цель: продолжать  изучение теоретических сведений по данной теме, развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся.

      Задача: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.

       Цель: развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможными способами изображения фигуры человека.

Материал: оформлением  в рабочей тетради конспекта.

Тема 2: Пьеро дела Франческа. Боттичелли.

( видеопросмотр  «Боттичелли, его время и окружение»).

Сандро Боттичелли (около 1445-1510)- певец изысканной гармонии, создатель возвышенных образов-аллегорий – он подарил нам идеал женской красоты,  называемый с тех пор «ботичеллиевским».

Позднее появятся творения, затмившие для современников работы художника, но лиризм и необыкновенно нежная, одухотворенная красота его созданий для многих людей остаются наивысшими достижениями того времени. В работе Боттичелли «Весна» его искусство идей начинается

от готической миниатюры.

    Пьеро дела Франческа совершенствовал новые методы в живописи во Флоренции. Его фрески относятся к середине ХY века,  «Сон Константина» (около 1460) . Некоторые работы имеют сходство с композицией фресок Мантеньи. Но никто не раскрыл богатейших возможностей света с такой полнотой, как Пьеро дела Франческа.

        Цель: развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся по средствам просмотра видеоматериала.

Материал: оформление конспекта в рабочей тетради.

Тема 3: «Искусство Итальянского Возрождения».

Цель: Основные черты эпохи Возрождения как «величайшего прогрессивного переворота» (Ф.Энгельс). Формирование гуманистического мировоззрения, периодизация искусства Возрождения. Значение личности художника, изучение античного наследия, перспективы, анатомии.

Архитектура итальянского Возрождения на примере творчества Альберти, Брунеллески. Раннее Возрождение. Живопись Джотто, Боттичелли. Новаторская сущность творчества Донателло. Высокое Возрождение. Гармоничное сочетание научного и художественного подхода к трактовке действительности у великих мастеров Возрождения. Значение Леонардо да Винчи как ученого, мыслителя и художника. Творческий путь Леонардо. Поиски в творчестве Рафаэля идеала гармонически развитого совершенного человека. Творчество Микеланджело как наиболее яркое пластическое выражение идеалов Высокого Возрождения и трагизма позднего периода эпохи.

Тема 4: Творчество Леонардо да Винчи

Цель: познакомить учащихся с выдающимся представителем этой эпохи Леонардо да Винчи.

Задача: Расширять багаж знаний.

Материал: оформление конспекта в рабочей тетради.

Тема 5: Творчество Рафаэля Санти.

Цель: познакомить учащихся с живописными произведениями художника «Мадонна в скалах», «Сикстинская мадонна» и других.

Задача: по плану описания картины развивать речь.

Тема 6: Творчество Микеланджело Буонарроти.

Если в средневековой идеологии центральным понятием выступает Бог, то в центре культуры Возрождения оказывается человек. Микеланджело был живописцем, скульптором, архитектором, сочинял стихи. В области живописи  главное его произведение «Роспись свода Сикстинской капеллы», скульптуры – «Давид».

Цель: познакомить учащихся с творчеством этого художника, скульптора, архитектора, литератора.

Задача: развивать общий кругозор.

Тема 7: «Искусство Голландии 17 века».

Цель: Демократизация голландской культуры, ведущая роль станковой реалистической живописи. Творчество Рембрандта ван Рейна.

Тема 8: Творчество Рембрандта Ван Рейна.

Тема 9:«Западно-Европейское искусство конца 19 века».

Цель: Раскрыть основы новой живописной системы в западно-европейском искусстве 19 века. Характеристика основных особенностей творческого метода импрессионистов, объяснение термина «импрессионизм». Творчество Э.Мане, Э.Дега, К. Моне, О.Ренуара. Влияние импрессионизма на развитие искусства других стран.

Тема 10: Искусство импрессионизма ХYIII века.

Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19-начале 20 века. Оно сложилось во французской живописи на рубеже 1860-70-х гг. Его основные представители ( К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей и др.) объединились с целью обновления и преодоления официального салонного академизма. В своей живописи они стремились наиболее естественно запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Своей главной задачей они считали возможность поймать уходящий момент средствами технической зарисовки, яркого цвета и все это осуществить на открытом воздухе (на пленере) с небольшой допиской в студии. Импрессионисты внесли в живопись свежесть и непосредственность наблюдения жизни, изображение мгновенных, как бы случайных ситуаций и движений, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.(1)

Цель: развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся.

Тема 11: Искусство постимпрессионизма.

Постимпрессионизм – условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца ХIХ- начале ХХ века. Ведущие мастера постимпрессионизма (П.Сезанн, В.Ван Гог, П.Гоген, А. де Тулуз-Лотрек) с середины 1880-х гг. искали новые, более созвучные эпохе выразительные средства, позволившие бы преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний – духовных и моральных. Их творчество своей проблематикой кладет начало многим тенденциям изобразительного искусства ХХ века.(2)

Цель: ознакомить с требованиями ведения конспектов, оформлением словаря.

Тема 12:«Архитектура 18 – начала 19 века».

- барокко

- классицизм

Цель: Знать о коренных изменениях, произошедших в искусстве России 18 века. Историческое значение реформ Петра 1 в области культуры. Национальное своеобразие русского барокко. Творчество Д. Трезини, Ф.Б. Расстрелли.

Тема 13: «Живопись 18 века».

Цель: Развитие реалистического портрета в русской живописи. Никитин – основоположник русского светского портрета. Творчество Ф.С. Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского.

Тема 14: «Творчество великих северян М.Ломоносов, И.Шубин».

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-17650), великий ученый, художник – мозаичник, поэт. Один из инициаторов создания Академии художеств. Шубин Федор Иванович (1740-1805) - скульптор.

Тема 15: «Живопись 1-ой половины 19 века.

Цель: Выявить черты романтизма и классицизма в русском искусстве 1-ой половины 19 века. Художники академической школы К.Брюллов, О.Кипренский. Становление бытового жанра в русской живописи, творчество В.Тропинина, А. Венецианова. П.Федотов – основоположник критического реализма.

Тема 16: «Живопись 2-ой половины 19 века».

Цель: Знать основные общественные проблемы, которые были в центре внимания русского искусства этого времени.

И. Крамской – организатор, теоретик и идейный вождь передвижников. Товарищество передвижных художественных выставок. Творчество В.Перова. Репин – великий русский художник – реалист. Пейзажная живопись 2 пол. 19 века. Творчество И. Шишкина, Ф.Васильева, И. Левитана. Исторический живописец В. Суриков.

Тема 17: «Общая характеристика искусства конца 19 – начала 20 века».

Цель: Понимать противоречивый характер развития русского искусства этого времени. Объединение художников «Мир искусства». Творчество В.Серова, М. Врубеля.

Тема 18: Итоговое занятие. Защита презентаций по одной из пройденных тем.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников:

  • запомнить виды и жанры изобразительного искусства;
  • запомнить основные этапы развития искусства древнего мира;
  • усвоить понятие канона;
  • знать ордерную систему в древнегреческой архитектуре (дорический, ионический, коринфский ордер);
  • знать черты, характерные для древнеегипетской, древнегреческой и древнеримской скульптуры;
  • знать творчество Мирона и Поликлета;
  • знать особенности оформления византийского храма;
  • знать основные этапы развития древнерусского искусства;
  • иметь представление о принципах оформления древнерусского храма;
  • понимать образный язык иконы;
  • знать основные произведения великих мастеров эпохи Возрождения;
  • знать творческий путь Леонардо да Винчи и Микеланжело;
  • понимать значение искусства эпохи Возрождения для дальнейшего развития европейского искусства;
  • знать творческий путь Рембрандта ван Рейна;
  • знать основные черты искусства барокко и классицизма;
  • знать об основных завоеваниях живописи 2-ой половины 19 века;
  • знать о коренных изменениях, происшедших в искусстве России 18 века;
  • уметь выявить черты романтизма и классицизма в русском искусстве 1-ой половины 19 века;
  • уметь оценить идейную направленность искусства передвижников;
  • знать творчество Репина, Сурикова, Шишкина, Левитана;
  • иметь начальные навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
  • уметь самостоятельно составить презентацию;
  • знать требования к содержанию и оформлению презентации.

5. Методическое обеспечение программы.

Программа  составлена  в  соответствии  с  возрастными  возможностями и учетом  уровня  развития  детей.  Занятия  проводятся  в  мелкогрупповой  форме, численностью4-10 человек.

Основные методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный,  в  том  числе,  демонстрация методических пособий, иллюстраций;

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

- игровые (занятие-сказка,  занятие-путешествие,  динамическая  пауза, проведение экскурсий и др.).

Основное  время  на  занятиях  отводится  беседе.  Создание  творческой атмосферы  на  занятии  способствует  появлению  и  укреплению

заинтересованности  в  собственной  творческой  деятельности.  С  этой  целью педагогу  необходимо  знакомить  детей  с  работами  художников  и  народных мастеров,  с  шедеврами  живописи  и  графики (используя  богатые  книжные фонды  и  фонды  мультимедиатеки  школьной  библиотеки).  Важным  условием творческой  заинтересованности  учащихся  является  приобщение  детей  к посещению  художественных  выставок,  музеев,  театров,  проведение экскурсий.  Несмотря  на  направленность  программы  к  развитию индивидуальных  качеств  личности  каждого  ребенка  рекомендуется проводить  внеклассные  мероприятия (организация  выставок,  проведение праздников,  тематических  дней,  посещение  музеев  и  др.).  Это  позволит объединить и сдружить детский коллектив.

Самостоятельная работа учащихся Для  полноценного  усвоения  материала  учебной  программой предусмотрено  введение  самостоятельной  работы.  На  самостоятельную работу  учащихся  отводится 50%  времени  от  аудиторных  занятий,  которые выполняются  в  форме  домашних  заданий(упражнений  к  изученным  темам, рисование  с  натуры,  работа  в  библиотеке,  чтение  дополнительной литературы,  подготовка  рассказов,  сочинений,  самостоятельный  поиск материала  и  составление  презентаций,  посещение  музеев,  выставочных пространств, театров).

Средства обучения

-  материальные:  учебные  аудитории,  специально  оборудованные

наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

-  наглядно –  плоскостные:  наглядные  методические  пособия,  карты, плакаты,  фонд  работ  учащихся,  настенные  иллюстрации,  магнитные  доски, интерактивные доски;

-  демонстрационные:  муляжи,  чучела  птиц  и  животных,  гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

-  электронные  образовательные  ресурсы:  мультимедийные учебники,  мультимедийные  универсальные  энциклопедии,  сетевые образовательные ресурсы;

-  аудиовизуальные:  слайд-фильмы,  видеофильмы,  учебные кинофильмы, аудио-записи.

Список литературы:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
  2. Бартенев И.А. Баражкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.
  3. Всеобщая история искусств в 6 томах. М., 1966.
  4. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. М., 1979.
  5. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. М., 1986.
  6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. М., 1985.
  7. История искусств зарубежных стран. М.,1980.
  8. История русского искусства. М.,1964.
  9. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.
  10. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1981.
  11.  Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1982.
  12. Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1982.
  13. Школа изобразительного искусства. М.,1982.

Аннотация

Данная программа «Беседы об искусстве» является адаптированным к конкретным условиям обучения вариантом проекта программы «История изобразительных искусств» для детских художественных школ, рекомендованной Министерством культуры РСФСР в 1989 году.