"НАТЮРМОРТ"

Чиликанова Ольга Михайловна

Знакомство детей с жанром натюрморта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарисую для ребят Вазу, фрукты, шоколад,

А еще букет и торт. Это будет…

На столе два дня подряд

Фрукты в вазочке лежат.

Есть тут яблоки и сливы,

Виноград такой красивый!

Так и просится всё в рот.

Только это…

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

Занятие-экскурсия «Натюрморт»

Цель. Формирование художественно-творческой активности детей в процессе знакомства с одним из жанров живописи - натюрмортом.

Репродукции картин. И.Ф. Хруцкий «Цветы и плоды», П.Н. Крылов «Сирень и три лимона», И.Э. Грабарь «Яблоки», 3.Е. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», Ж.-Б. Роби «Натюрморт с цветами и книгой», М.С. Иоффе «Натюрморт. Цветы».

Словарь. Натюрморт, композиция, натура, драпировка.

Материалы и оборудование. Стойки для картин, муляжи овощей и фруктов, ваза, цветок, драпировка, стол, пустая рама, «Коробка открытий».

Мотивационная ситуация. Сюрпризный момент - «Коробка открытий» (в коробке - муляжи овощей и фруктов, ваза, цветок, драпировка).

Ход занятия-экскурсии.

Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и репродукциями картин на стойках (картина З.Е. Серебряковой «На кухне. Портрет Кати» закрыта тканью) и игровую зону, в которой в центре ковра находится «Коробка открытий»; в стороне от ковра - стол и пустая рама.

Педагог приглашает детей в игровую зону и рассаживает их на ковре вокруг «Коробки открытий». Одному из дошкольников предлагается открыть коробку и достать все предметы, называя их. Вопрос детям: как можно использовать эти предметы? Выслушав ответы, педагог приглашает ребят в галерейную зону, чтобы они увидели, как в своей работе художники применяют разные объекты.

 Подобные предметы могут понадобиться живописцам для натуры, с которой потом они напишут картину. Произведения, на которых изображены предметы, называются натюрмортами. Натюрморт в переводе с французского на русский язык означает «неживая природа», то есть что-то неодушевлённое.

Все полотна, представленные на этой выставке, - натюрморты, но в них есть и сходство, и различие.

Знакомство с натюрмортом начинается с произведения Ивана Фомича Хруцкого «Цветы и плоды».

 Первое, что притягивает взгляд, - это роскошный букет цветов в керамической вазе с рельефным рисунком. Сразу видно, что букет тщательно составлялся, для каждого цветка место подбиралось таким образом, что все они: от самого большого до самого маленького - сочетаются между собой по цвету, а зелёные листья и жёлтые колоски, отделяя цветы друг от друга, завершают композицию букета. Собрав разные цветы в одну вазу, художник предлагает зрителю не только любоваться букетом, но и угадывать каждый цветок, словно букет - загадка.

 Рекомендуется предложить детям отгадать названия одного-двух цветов.

На каменном столе слева и справа от букета разместились ягоды и фрукты. Тыква, яблоко, лимон, груши, абрикосы, виноград и даже смородина жёлтого цвета - такой подбор не случаен. Педагог предлагает ребятам представить, что было бы, если бы смородина оказалась ярко-красной, груши и тыква - сочно зелёными, а вместо абрикосов лежали бы алые яблоки.

Букет потерялся бы среди изобилия красок, поэтому художник использовал плоды исключительно жёлтых оттенков. Он создал для загадочного букета спокойный и необычный фон из ягод и фруктов. Так, используя приём контраста - сочетания светлых и тёмных красок, Хруцкий сделал букет главным героем в картине.

Нередко в композиции натюрмортов художники помещают птиц, животных или человека. На первый взгляд в картине «Цветы и плоды» ни тех, ни других нет, но если внимательно посмотреть на все предметы, можно увидеть на переднем плане в центре стакан с водой и долькой лимона, а на заднем плане, справа - графин, из которого и была налита вода, и лимон, от которого была отрезана долька. Таким образом Хруцкий указывает на незримое присутствие человека. Вопросы детям: как вы думаете, кто мог наполнить стакан и зачем? почему этот человек ушёл, не допив воду с лимонным вкусом?

Словно гроздья винограда,

На кустах цветы цветут,

И лиловым своим цветом,

Лето в гости к нам зовут!

Выслушав ответы, педагог предлагает найти на выставке картину, на которой тоже изображены лимоны. Ребята указывают на работу П.Н. Крылова «Сирень и три лимона».

К чаю в дольках подают,

Они на дереве растут,

Жёлтой корочкой покрыты,

В мякоть зёрнышки залиты!

Не озвучивая названия, педагог рассказывает о натюрморте. Картину написал известный русский живописец Порфирий Никитич Крылов. На столе в окружении трёх лимонов стоит пышный букет из веток сирени. Светло- и тёмно-сиреневые грозди цветов, чередуясь с зелёной листвой, создают весеннее настроение, а ярко-жёлтые плоды, как весёлые нотки, делают рисунок ритмичным. Используя белый цвет в качестве фона, ху-дожник выделил большую часть предметов натюрморта, оставив для сравнения не покрытую драпировкой правую часть стола. Расположенный на ней лимон и свисающая ветка сирени действительно имеют не такие чёткие контуры. Педагог напоминает детям о приёме контраста.

Большинство авторов дают названия натюрмортам по тем предметам, из которых они состоят. Например, предыдущая картина называлась «Цветы и плоды»: и действительно - в натюрморте много разных цветов и плодов. В продолжение разговора педагог предлагает детям отгадать, как называется произведение, которое написал П.Н. Крылов. После нескольких попыток звучит правильный ответ: «Сирень и три лимона».

Круглые, румяные,
Они растут на ветке.
Любят их взрослые,
И маленькие детки. (яблоки)

На следующей картине художник Игорь Эммануилович Грабарь запечатлел стол с посудой и яблоками. Внимательно рассмотрев натюрморт, можно сказать, что специально никто эти предметы не расставлял. Белый кувшин, синяя крынка, большое блюдо и две стопки тарелок стояли на столе в ожидании сервировки, как вдруг по столу кто-то рассыпал яблоки. Возможно, их только что собрали в саду и занесли в дом к обеду. Жёлто-зелёного цвета, сочные и сладкие, они сразу создали радостную атмосферу.

Педагог предлагает детям представить этот натюрморт без яблок. Выдержанная композиция в белых и синих тонах, нет в ней особой красоты и привлекательности. Вряд ли художник, зайдя в комнату, решил бы запечатлеть столовую посуду, если бы не эти озорные яблоки, которым совсем не лежится на блюде. Он так и назвал картину - «Яблоки».

Рассмотрев три произведения, педагог предлагает ребятам перейти в игровую зону и попробовать составить натюрморт из тех предметов, которые достали из «Коробки открытий». Дошкольников делят на две подгруппы, одна подгруппа расставляет предметы на столе, другая оценивает и по необходимости исправляет. По окончании педагог поднимает пустую раму перед столом так, чтобы все предметы попали в её пределы, и даёт задание детям придумать название натюрморту. После этого все возвращаются в галерейную зону для продолжения просмотра.

Прежде чем открыть работу З.Е. Серебряковой «На кухне. Портрет Кати», педагог предлагает детям высказать свои предположения о том, в каком жанре написана эта картина и что на ней изображено. Выслушав высказывания, педагог снимает ткань. Детям даётся время рассмотреть сюжет и ответить на вопросы: чем этот натюрморт отличается от всех остальных? специально ли художник разложил предметы на столе? о чём думает девочка? После ответов педагог рассказывает о произведении.

Картина называется «На кухне. Портрет Кати». Внимание ребят обращается на название, в котором автор уже начинает рассказывать о сюжете произведения: где происходит действие, и как зовут героиню.      Художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова запечатлела свою младшую дочь. Несмотря на то, что девочка нарисована на заднем плане, именно на неё падает первый взгляд зрителя. Тонкие черты лица и волнистые волосы, белая блузка и синий сарафан - она как Золушка из сказки, которая, выполняя любую работу по дому, мечтала о чуде.

 Вот и Катя так увлечена, что совсем не заметила, как стала героем картины. Задумчивый, даже немного грустный взгляд девочки устремлён в корзину с яйцами. Беря в руки яйцо, она размышляет о том, что скорлупа очень хрупкая, её легко разбить, поэтому движения рук должны быть плавными и осторожными.

Крынка с молоком, свёкла с большими стеблями, рыба на разделочной доске и морковь - эти продукты принесли на кухонный стол для приготовления разных блюд, но готовить будет не Катя - ей всего 10 лет. Она с удовольствием будет помогать маме, после того как та закончит писать картину.

Педагог предлагает детям ответить на вопрос: какие блюда можно приготовить из этих продуктов? Затем ребят просят по возвращении домой обратить внимание на стол в кухне: лежат ли на нём какие-либо предметы, можно ли из них сделать натюрморт, дать ему название и по возможности запечатлеть - сфотографировать или нарисовать.  

Какие могут быть вопросы,
Цветов прекрасней нет, чем розы.
Но, помня, как те розы пахли
Вы не забыли о шипах ли?

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает
. (книга)

     Примерно так, как это сделал Жан Батист Роби. Прогуливаясь по парку, художник увидел на камне раскрытую книгу и букет цветов. Освещённые солнцем, они наталкивали на размышления, которые сводились к пониманию того, что цветы не просто лежат на книге - они читают. Маленький бутон, словно указательный палец, скользит по словам, а большая белая роза неспешно читает строку за строкой. И только потом, когда живописец закончил писать «Натюрморт с цветами и книгой», он понял, что теперь и у зрителя будет разыгрываться воображение: кто сидел на камне и читал книгу? кто принёс букет? поставят ли цветы в вазу, а книгу - на полку?

 Далее педагог предлагает детям поиграть в словесную игру «Что было до? Что будет после?».

Рассматривая следующую картину Марка Семёновича Иоффе «Натюрморт. Цветы», педагог просит ребят рассказать о том, что на ней изображено. С помощью наводящих вопросов: почему вазы две? почему одну видно не полностью? - педагог подводит детей к пониманию того, что художник использовал зеркало в качестве фона.

Применяя способность зеркала отражать предметы, Марк Иоффе показывает зрителю противоположную часть комнаты.

Можно сказать, что зеркало в картине играет важную роль: с его помощью в сюжете возникла статуэтка птицы, стоящая на этажерке с книгами, а у вазы с цветами появилась возможность любоваться своим отражением.

Этот натюрморт отличается от предыдущих стилем живописи: если натюрморты И.Ф. Хруцкого, П.Н. Крылова, И.Э. Грабаря, З.Е. Серебряковой написаны с максимально точной передачей реальных предметов, то М.С. Иоффе передал образы упрощённо, без деталей. Такой стиль похож на творчество детей.

Итог. По окончании экскурсии педагог предлагает подойти к картинам ближе и детально их рассмотреть. Во время просмотра рекомендуется задать детям вопрос, направленный на активизацию художественно-творческой активности: какой натюрморт вы бы хотели нарисовать?