Программа дополнительного образования "Радуга"

Чабан Марина Николаевна

Рабочая программа дополнительного художественного образования по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования от 23.06.2010 № 684, зарегистрированным Минюстом России от 05.08.2010 г. № 18072 по специальности 071001. Живопись (по видам), Примерной основной образовательной программой профессионального образования по специальности 071001. «Живопись (по видам)», утверждённой Министерством культуры РФ и ФГОУ СПО «Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года» от 15.09.2011г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ДОП Радуга183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заревская средняя общеобразовательная школа  

с углублённым изучением отдельных предметов

      РАССМОТРЕНО                                                                   УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического                       Директор школы_____________ М.Д. Хохлина

совета Протокол № .                              приказ                                              

 

 Дополнительная общеразвивающая программа

 художественно-эстетической направленности

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«Радуга»

(базовый уровень)

 Возраст учащихся: 11 – 13 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

 педагог дополнительного образования

 

2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного художественного образования по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования от 23.06.2010 № 684, зарегистрированным Минюстом России от 05.08.2010 г. № 18072 по специальности 071001. Живопись (по видам), Примерной основной образовательной программой профессионального образования по специальности 071001. «Живопись (по видам)», утверждённой Министерством культуры РФ и ФГОУ СПО «Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года» от 15.09.2011г.

Актуальность создания данной программы на основе указанного УМК заключается в следующем:

- содержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения и учебному плану Муниципального автономного образовательного учреждения Зарёвской средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов;

- предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся (10-13 лет);

- разработанные в авторской программе цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно ориентированный характер обучения, сохранены и в рабочей программе.

Программа по изобразительному искусству разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства.

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.

Все элементы рабочей программы по изобразительному искусству тесно связаны между собой. В каждом из блоков программы присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному, цельному решению формы предметов «от пятна», а в программе по живописи ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.

Цель программы - создание произведения сюжетной станковой живописной или композиции путем нахождения оригинального пластического и содержательного решения творческого замысла и технически грамотного и профессионального его воплощения.

Задачами курса являются:

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе;
  • знаний свойств живописных и графических материалов, их возможностей и эстетических качеств;
  • знаний разнообразных техник живописи и графики;
  • знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
  • умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
  • умений изображать объекты предметного мира,  пространство,  фигуру человека;
  • навыков в использовании основных техник и материалов;
  • навыков последовательного ведения живописно работы;
  •  формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих  в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Требования к уровню освоения содержания дисциплин

В результате изучения дисциплин «Живопись», «Рисунок» и «Композиция» обучающийся должен:

Уметь:

  • изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академической живописи;
  • использовать основные изобразительные техники и материалы;
  • наблюдать, видеть, анализировать и обобщать явления окружающей действительности

Знать:

  • специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства;
  • разнообразие техник живописи и истории их развития, условия хранения произведений изобразительного искусства;
  • свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества;
  • методы ведения живописных работ;
  • художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя.

Планируемые результаты образовательного процесса

В результате изучения курса «Радуга» формируются следующие компетенции:

1. Понимать сущность и социальную значимость культуры и искусства в современном мире;

2.. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством.

7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

10. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи;

11. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

12. Проводить работу по целевому сбору, анализу, обобщению и применению подготовительного материала.

13. Последовательно вести работу над композицией.

14. Владеть различными приёмами выполнения живописных работ.

15. Использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла.

Адресатами программы являются одарённые дети возрастной категории

10-13 лет, заинтересованные в изучении искусства и истории искусства.                                         

Форма обучения 

Занятия и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в очной форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 15 человек).  Рекомендуемая продолжительность уроков – 45 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический ;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. 

Программа включает в себя 72 часа за один учебный год.

         

Материально-техническое обеспечение.

Перечень оборудования учебного помещения:

- парты

- стулья

- доска

- настольные мольберты или мольберты-хлопушки

      - объяснительно-иллюстративный материал

       - репродукции картин

- натюрмортный фонд.

Художественные материалы:

- бумага акварельная А3, А4, ватман А4;

- краски: акварель (Санкт-Петербург)

- кисти (белка, колонок)

- пастельные мелки

- простые карандаши

- ластик (koh-i-noor со слоном)

- линейка

- нож канцелярский

- кусочек мелкой наждачной бумаги

- кнопки или бумажный(строительный) скотч

- баночка для воды

- белая кафельная плитка или пластиковая палитра (для смешивания красок)

Информационное обеспечение:

- интернет, презентации, иллюстрации, демонстрационный материал, компьютер.

Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Беседа по технике безопасности.

Виды и жанры изобразительного искусства

1

1

Опросник творческого потенциала

2.

Живопись

12

2

10

2.1.

Виды и жанры изобразительного искусства.

«живопись», «пятно», «колорит», «цветовой спектр», «дополнительные цвета», контрастные цвета», «сближенные цвета», названия основных пигментов.

4

1

3

Выставка

2.2.

 Пейзаж. Понятие о законах перспективы, плановости монохромных цветах.

 «Монохромный пейзаж», «Деревья зимой», «Пейзаж с перспективой».

2

2

Анализ творческих работ

2.3.

Натюрморт.

Эскиз натюрморта. Анализ колористического решения и композиции натюрморта в эскизе. Перенесение эскиза на формат. «Простой натюрморт из трех-четырех разнофактурных предметов с драпировкой».

4

1

3

Анализ творческих работ

2.4.

Портрет. «Веселый портрет из фруктов и овощей». Создание портрета по аналогии с произведениями живописца Джузеппе Арчимбольдо.

2

2

Выставка

3.

Рисунок.

32

3

29

3.1.

Академический рисунок. Понятие «графика». Правила построения предметов с натуры. Тональный или линейный рисунок геометрических тел (цилиндр, куб, пирамида, призма, шар).

11

1

10

Анализ творческих работ

3.2.

 Натюрморт. Эскиз натюрморта. Правила построения предметов с натуры. «Простой натюрморт из двух-трех бытовых предметов»

9

1

8

Анализ творческих работ

3.3.

Анималистический жанр. «Мир животных», «Кошки и собаки». Копирование произведений великих художников (В.А.Ватагин, Альбрехт Дюрер, Е.И. Чарушин)

9

1

8

Выставка

3.4.

Архитектура. «Основы линейной перспективы».

3

3

Анализ творческих работ

4.

Композиция 

27

10

17

4.1.

Основы классической композиции. Иллюстрация. «Русский стиль». (иллюстрации И.Я.Билибина, картины В.М.Васнецова)

6

2

4

Выставка

4.2.

Бытовой жанр. Правила работы над эскизом к композиции. Создание собственной серии эскизов.

5

2

3

Выставка

4.3.

Мозаика. Витраж. Композиция в монументальном искусстве.

Создание собственной композиции по мотивам витража и мозаики или копирование древнего образца

(витражи собора в Шартре, мозаики Равенны).

9

1

8

Выставка

4.4.

Дизайн.

«Авторская открытка» . Применение знаний по композиции и иллюстрации для создания собственной открытки на свободную тему.

5

3

2

Выставка

5.

Итоговое занятие

Тестирование по теории истории искусства с последующим анализом собственных знаний, полученных в ходе занятий.

2

1

1

Анализ итоговой работы,  диагностика теоретических знаний через тестирование.

Итого:

72

10

62

Календарно-тематическое планирование

Тема

Плановые сроки

Фактические сроки

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Виды и жанры изобразительного искусства

04.09- 08.09.17

2

Виды и жанры изобразительного искусства

04.09- 08.09.17

3

«Живопись», «пятно», «колорит», «цветовой спектр»

11.09- 15.09.17

4

«Дополнительные цвета», контрастные цвета», «сближенные цвета», названия основных пигментов

11.09- 15.09.17

5

Пейзаж. Понятие о законах перспективы, плановости монохромных цветах

18.09 -22.09.17

6

 «Монохромный пейзаж», «Деревья зимой», «Пейзаж с перспективой»

18.09 -22.09.17

7

Натюрморт

25.09-29.09.17

8

Эскиз натюрморта. Анализ колористического решения и композиции натюрморта в эскизе.

25.09-29.09.17

9

Перенесение эскиза на формат

2.10-6.10.17

10

 «Простой натюрморт из трех-четырех разнофактурных предметов с драпировкой». Этюд.

2.10-6.10.17

11

Портрет

9.10-13.10.17

12

«Веселый портрет из фруктов и овощей». Создание портрета по аналогии с произведениями живописца Джузеппе Арчимбольдо

9.10-13.10.17

13

Академический рисунок.

16.10-20.10.17

14

Понятие «графика»

16.10-20.10.17

15

Правила построения предметов с натуры

23.10-28.10.17

16

Тональный или линейный рисунок геометрических тел (цилиндр)

23.10-28.10.17

17

Тональный или линейный рисунок геометрических тел (куб)

30.10-3.11.17

18

Линейный рисунок геометрических тел (призма)

30.10-3.11.17

19

Тональный рисунок геометрических тел (призма)

7.11-10.11.17

20

Тональный или линейный рисунок геометрических тел (пирамида)

7.11-10.11.17

21

Тональный или линейный рисунок геометрических тел (призма)

13.11-17.11.17

22

Тональный или линейный рисунок геометрических тел (шар)

13.11-17.11.17

23

Тональный рисунок мелких предметов

20.11-24.11.17

24

Натюрморт

20.11-24.11.17

25

«Простой натюрморт из двух-трех бытовых предметов».

27.11-1.12.17

26

Эскиз натюрморта

27.11-1.12.17

27

Перенесение натюрморта на формат

4.12-8.12.17

28

Правила построения предметов с натуры. Пропорции

4.12-8.12.17

29

Правила построения предметов с натуры. Осевые линии

11.12-15.12.17

30

Ведение натюрморта. Работа с тоном

11.12-15.12.17

31

Ведение натюрморта. Понятие материальности

18.12-22.12.17

32

Завершение работы. Понятие законченности натюрморта

18.12-22.12.17

33

Анималистический жанр. «Мир животных»

9.01-12.01.18

34

«Кошки и собаки»

9.01-12.01.18

35

Копирование произведений великих художников (В.А.Ватагин)

15.01-19.01.18

36

Копирование произведений великих художников (Е.И.Чарушин)

15.01-19.01.18

37

Копирование произведений великих художников (Альбрехт Дюрер)

22.01-26.01.18

38

Животные в книжной иллюстрации. «Каштанка»

А.П. Чехова

22.01-26.01.18

39

Животные в книжной иллюстрации. Басни Эзопа

29.02-2.02.18

40

Животные в книжной иллюстрации. Сказки Леонардо да Винчи «Пеликан», «Горностай».

29.02-2.02.18

41

«Волшебные животные» в книжной иллюстрации

5.02-9.02.18

42

Основы работы с фоном. Воздушная перспектива

5.02-9.02.18

43

Архитектура

12.02-16.02.18

44

 Основы линейной перспективы

12.02-16.02.18

45

Основы классической композиции

19.02-23.02.18

46

Иллюстрация

19.02-23.02.18

47

Основы композиции книжной иллюстрации

26.02-2.03.18

48

Архитектура книги

26.02-2.03.18

49

«Русский стиль»

5.03-9.03.18

50

Иллюстрации И.Я. Билибина

5.03-9.03.18

51

Картины В.М.Васнецова

12.03-16.03.18

52

Бытовой жанр

12.03-16.03.18

53

Правила работы над эскизом к композиции.

19.03-23.03.18

54

«Золотое сечение»

19.03-23.03.18

55

Пропорции формата

26.03-30.03.18

56

Создание собственной серии эскизов (выбор темы)

26.03-30.03.18

57

Создание собственной серии эскизов (сбор материала)

4.04-6.04.18

58

Создание собственной серии эскизов (завершение)

4.04-6.04.18

59

Продолжение работы над композицией. Утверждение эскизов

9.04-13.04.18

60

Работа над композицией. Картон

9.04-13.04.18

61

Композиция в монументальном искусстве.

16.04-20.04.18

62

Мозаика.

16.04-20.04.18

63

Витраж.

23.04-27.04.18

64

Создание собственной композиции по мотивам витража и мозаики

23.04-27.04.18

65

Копирование древнего образца (витражи собора в Шартре)

30.04-4.05.18

66

Копирование древнего образца (мозаики Равенны)

30.04-4.05.18

67

Копирование древнего образца («Дом фавна»)

7.05-11.05.18

68

Дизайн

7.05-11.05.18

69

История мирового дизайна

14.05-18.05.18

70

Мода («Шик и шарм»)

14.05-18.05.18

71

«Авторская открытка

21.05-25.05.18

72

Итоговое занятие

Тестирование по теории истории искусства с последующим анализом собственных знаний, полученных в ходе занятий

21.05-25.05.18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

1.Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. /Сост. А.Г.Лазарева.-М. Илекса., 2004г.-110с.

2. Сборник авторских программ дополнительного образования/сост. Н.И.Кучер,

Е.П. Кабкова, -М, Просвещение, 2005

3.Федорова Т. М. «Изобразительное искусство» (Дополнительное образование детей/Сборник авт. Программ/Сост. Лазарева А.Г.-М., Илекса, 2004)

4.Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей, под редакцией Е.П.Кабковой, «Просвещение», М, 2009г.

5. Кузин В. С. Психология, М., 2005г.

6.Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с. 5.

7. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

8.Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 20087.

9. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке, СканРус, 2010г.

10. Залегина Е.В. Живопись. Методические рекомендации для начинающих, 2011г.

11. Залегина Е.В.Академический рисунок и реальность, 2011г.

 Литература для учащихся:

1.Манизер М.Г. и др. Школа изобразительного искусства (в 10 томах), «Искусство»,1968 г

2.Искусство, Научно-популярное издание –М., «РОСМЕН», 2008 /Сост. Т.В.Ильина.

3. Т.В. Калинина. Птицы, звери, комары и мухи. ИД «Речь», Сп-б. 2009г

4.Серия книг: Великие художники. Издательство «Комсомольская правда», М. 2009-2010г.:1)Шишкин, 2)Васнецов, 3)Серов, 4)Саврасов, 5)Дега, 6)Сезанн, 7)Вангог, 8)Рублев.

5. Альбомы по искусству.

6. Статьи художника Н.П. Крымова о живописи.

          СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

 _______________

        «» августа 2017 г.