Этапы выполнения учебного натюрморта по предмету «Рисунок»

Федоренко Наталья Яковлевна

Доклад по предмету "Рисунок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_risunku_fedorenko_nya.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

По предмету «Рисунок»

Тема: «Этапы выполнения учебного натюрморта по предмету «Рисунок»

для уч-ся 4 кл ДПОП «Живопись»

Федоренко Н.Я., преподаватель МБУДО «ДШИ №2»

Сургут 2018 г.


«Этапы выполнения учебного натюрморта по предмету «Рисунок»

4 класс ДПОП «Живопись»

Вступление

Начальная ступень художественного образования призвана дать основу, те знания, умения и навыки, которые могут стать базой для последующего обучения приобретения профессии и дальнейшего развития в области изобразительного искусства.

В обучении изобразительному искусству на всех ступенях, будь то художественная школа, училище или академия, предмету «Рисунок» отводится особая роль, так как рисунок является основой основ всех видов изобразительного искусства.

Основной формой освоения учебного (академического) рисунка является - рисование с натуры. Рисунок – сложный познавательный процесс, включающий в себя изучение предметов окружающей действительности, осмысление и создание художественного образа. То есть рисунок это наука. И целью доклада является: показать, что необходимо правильно и последовательно вести работу над длительной натурной постановкой, что значительно облегчает понимание закономерностей строения формы и избавляет от ошибок, которые неизбежно возникают на начальном этапе освоения рисунка.

В основе учебного рисунка лежит изучение наглядной перспективы, закономерностей распределения света и тени, особенностей изображения воздушного пространства и передачи материальности предметов.

Можно выделить наиболее общие, основные цели учебного предмета «Рисунок»:

  • Обучение умению правильно видеть и изображать предметы натюрморта с учётом законов перспективы с помощью средств светотени.
  • Развитие логического и пространственного мышления, целостного восприятия натуры и творческих способностей.
  • Воспитание эстетического и художественного вкуса.

Отсюда вытекают следующие основные задачи:

  • Изучать и передавать конструктивную форму и пропорции предметов.
  • Усваивать принципы последовательности в работе над учебным рисунком.
  • Развивать наблюдательность и умение анализировать.
  • Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, любовь к труду.

Работа над натюрмортом ведётся с натуры в несколько этапов:

  1. Этап. Предварительный анализ натурной постановки.
  2. Этап. Композиционное размещение предметов натюрморта на плоскости листа.
  3. Этап. Нахождение пропорциональных соотношений предметов (больших масс).
  4. Этап. Построение предметов с учётом перспективы.
  5. Этап. Тональный разбор (выявление объема предметов, освещения, воздушного пространства).
  6. Этап. Проработка деталей. Выявление материальности предметов и освещения.
  7. Этап. Обобщение.

Представленные этапы являются общими и могут варьироваться, в зависимости от методики преподавателя.

1 Этап. Предварительный анализ натурной постановки.

Перед тем как приступить к работе над натюрмортом, необходимо провести предварительный анализ натурной постановки. Заключается он в том, что прежде чем приступить к рисованию, нужно рассмотреть натюрморт с различных точек зрения, выбрать наиболее интересную и выполнить форэскиз (предварительную зарисовку постановки). Здесь учащимся необходимы советы и помощь преподавателя. От выбранной точки зрения зависит то, как прикрепить к планшету лист бумаги – вертикально или горизонтально. Для этого можно использовать видоискатель - кусок картона или бумаги, в котором вырезается небольшое прямоугольное отверстие и представляет собой небольшую рамку формата А6.

2 Этап. Композиционное размещение предметов натюрморта на плоскости листа.

Очень важно вести работу над рисунком лёгкими линиями, не загрязняя и не повреждая поверхность бумаги.

Рисунок начинается с композиционного размещения изображения. Под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение общей массы предметов натюрморта по отношению к листу бумаги. Необходимо скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого мысленно объединяют предметы натюрморта в одно целое. В зависимости от ракурса, группу предметов можно объединить в треугольник, прямоугольник, квадрат, овал и т.д.

Размещая предметы, от нижнего края листа обычно оставляют больше места, сверху – меньше. Необходимо следить за тем, чтобы предметы не были слишком большими и не упирались в края листа. Также и слишком маленькие по размеру предметы будут теряться на плоскости листа, оставляя неоправданные пустоты.

3 Этап. Нахождение пропорциональных соотношений предметов (больших масс).

Далее необходимо наметить общий характер формы предметов и их взаимное положение. С помощью визирования определяются размеры каждого из предметов и их пропорции (высоту и ширину). При этом нужно постоянно проверять величину предметов относительно друг друга, так как все предметы натюрморта различны по форме, размеру, высоте и ширине. Также не следует забывать о плановости: какой предмет расположен ближе, какой дальше.

4.Этап. Построение предметов с учётом перспективы.

После того как найдены местоположения предметов и определены их взаимные соотношения, можно приступать к последовательному построению каждого предмета. На данном этапе проводится конструктивный анализ формы предметов и их пропорций.

Построение предметов ведётся постепенно от простого к сложному с учётом линейной перспективы. Для каждого предмета обязательно нужно провести вспомогательные вертикальные и горизонтальные осевые линии, чтобы избежать искажений формы.

Форма предметов, порою очень сложная, состоит их простейших геометрических тел. Поэтому для удобства сложную форму необходимо разбить на более простые составляющие – шарообразную, цилиндрическую, призматическую и т.д. – то есть выявить конструкцию предмета. На стыках геометрических форм необходимо построить вспомогательные осевые линии.

Очень важно – сначала построить форму предмета и только после этого можно приступать к построению эллипсов. В соответствии с законом перспективы раскрытие горизонтально расположенного эллипса зависит от положения окружности относительно линии горизонта: по мере приближения к линии горизонта раскрытие эллипса уменьшается, на уровне горизонта – эллипс представляет собой горизонтальную линию (вертикальное положение эллипса здесь не рассматривается).

При построении овощей и фруктов следует обратить внимание, что они редко имеют идеальную геометрическую форму. Поэтому здесь лучше всего подходит упрощённый метод «обрубовки» - разбор предмета по плоскостям.

Драпировка строится конструктивно, прямыми линиями. Каждая складка имеет свою ширину и толщину, что необходимо чётко показывать, избегая излишних деталей.

Далее необходимо показать собственные и падающие тени предметов и драпировки.

5. Этап. Тональный разбор (выявление объема предметов, освещения, воздушного пространства).

Работа тоном является наиболее длительным этапом работы над натурной постановкой. Данный этап требует больше всего времени, отведённого на выполнение задания.

Тональный разбор начинается с самых тёмных областей натюрморта.Это могут быть сами предметы, драпировка, их собственные и падающие тени. Работа тоном ведётся в пол силы карандаша. Усиление тона теневых частей ведется постепенно, последовательно, по мере перехода к разбору полутеневых мест и освещенных частей натюрморта.

Пластическая моделировка предметов и драпировки ведётся различными штрихами. Длинный, мягкий штрих удаляет предметы, а короткий чёткий, жёсткий штрих приближает. Для выявления воздушного пространства в натюрморте применяется метод «подчёркивания» - выявления контраста, усиления границ предметов и начала теней, и метод «списывания» - смягчения границ удаленных предметов и драпировки.

Работая тоном необходимо помнить о тоновой градации: блик, свет, полутень, тень, рефлекс. Нужно всегда помнить о том, что рефлекс это часть тени и является отражённым светом и не может быть таким же по светлоте как освещенная часть предмета. Контрасты света и тени усиливаются по мере приближения к источнику освещения.

6. Этап. Проработка деталей. Выявление материальности предметов.

На данном этапе работы происходит детальная характеристика натуры: выявляется фактура предметов, их материальность, взаимодействие предметов в пространстве, а также уточняется направленность освещения предметов. Рисунок прорабатывается в детальных отношениях.

7.Этап. Обобщение.

Это последняя и самая ответственная стадия работы над рисунком.На этом этапе необходимо подвести итоги проделанной работы: проверить общее состояние рисунка, подчинить детали целому, уточнить рисунок в тоне (подчинить свет, тени, блики, рефлексы и полутона общему тону).На дальнем плане изображение должно быть сглажено, на переднем плане – контрастно. Необходимо выявить главное и смягчить второстепенное.

Под этим следует понимать стремление довести до совершенства те задачи, которые были поставлены в самом начале работы.

Таким образом, в начале работы, когда на листе бумаги намечается общий вид натуры, происходит процесс синтеза – обобщения. Далее, когда в обобщенной форме намечаются составляющие ее детали и проводится внимательный разбор формы, рисовальщик вступает на путь анализа. В самом конце работы, когда необходимо подчинить детали целому, происходит возврат к синтезу.

На каждом этапе работынад заданием, в конце каждого занятия, преподавателю необходимо делать мини-просмотры, где совместно с учащимися проходит обсуждение результатов работы. Это приучает учащихся самостоятельно видеть свои ошибки и находить способы их исправления.

Заключение

Практика показывает, что пренебрежение любым из этапов последовательной работы приводит к неизбежным ошибкам, порой грубым. У учащихся при этом теряется интерес к рисованию с натуры. Например, не изучив постановку, не сделав предварительно форэскиз, учащийся много времени тратит на композиционное размещение предметов в листе. Или не сравнив пропорции предметов приступить к их построению. Неправильное ведение тонового разбора может привести вообще к порче рисунка.

Поэтому важно с самого начала обучения учебному рисунку строго придерживаться последовательности в работе над учебными заданиями.

Рисование с натуры различных натюрмортов даёт прекрасную возможность для развития глазомера, пространственного восприятия, точности движения руки, а также развивает такие функции высшей нервной деятельности как анализ и синтез.

При этом необходимо отметить важность предварительной подготовки самого преподавателя, особенно молодого специалиста. Поурочным планом здесь должен стать рисунок-таблица, выполненный рукой самого преподавателя, что позволяет продумать последовательность ведения рисунка, предусмотреть трудности, которые могут возникнуть у учащегося в процессе работы над постановкой. И, конечно же, нужно поддерживать в форме и развивать свои собственные умения и навыки, то есть – заниматься творчеством.

Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение, 1981.

  1. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак. Пединститутов.-3-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, Валдос, 1995.- 239 с.: ил.- ISBN 5-09-004262-4
  2. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд».- М.: Просвещение, 1979. – 303., ил.
  3. Ли Н. Основы академического рисунка. – М.: Эксмо, 2003.