План-конспект урока по предмету "Рисунок"

Федоренко Наталья Яковлевна

Зарисовки предметов быта цилиндрической формы в вертикальном и горизонтальном положении (цилиндр, кружка, кастрюля и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зарисовки предметов быта44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

«Детская школа искусств №2»

План-конспект урока

по предмету «Рисунок»

Тема: «Зарисовки предметов быта цилиндрической формы в вертикальном и горизонтальном положении (цилиндр, кружка, кастрюля и т.д.)».

4 класс, ДПОП «Живопись»

Составитель: Федоренко Н.Я.

Преподаватель МБУДО «ДШИ №2»

Сургут 2018 г.


Тема: Зарисовки предметов быта цилиндрической формы в вертикальном и горизонтальном положении (цилиндр, кружка, кастрюля и т.д.).

Количество часов, отведённое на изучение темы: 8 часа.

Вид урока: комбинированный.

Вид занятий: рисование с натуры.

Цель:

Развитие пространственного мышления и образного воображения;

Закрепление и совершенствование навыков анализа конструктивных особенностей формы предметов и изображения предметов с натуры на плоскости;

Воспитание усидчивости, аккуратности, любви к изобразительному искусству.

Задачи:

Выполнить зарисовки гипсового цилиндра в вертикальном и горизонтальном положении на формате А3.

Выполнить зарисовки предметов быта на формате А3.

Оборудование:

Для учителя:Наглядные пособия в виде таблиц-рисунков с изображением цилиндра в разных положениях и предметов быта; учебная литература по рисунку, соответствующая теме урока; доска, мел.

Для учащихся: Формат А3, зажим для бумаги, карандаши различной мягкости, ластик, точилка.

План урока:

Организационная часть

Сообщение новых знаний

Самостоятельная работа учащихся

Подведение итогов

Ход урока:

1)Проверить готовность к уроку. Отметить отсутствующих.

2)Сообщить тему урока, цели и задачи.

Объяснение нового материала.

Зарисовки – это «быстрые рисунки», которые являются подготовительным материалом для будущих картин художников. Выполняют зарисовки с целью изучить особенности формы каких-либо конкретных предметов;особенности фигуры человека или животного, её разворот (ракурс); или группу людей; какие-то природные или архитектурные объекты.

(Показ примеров различных зарисовок)

Данная тема по выполнению зарисовок предметов быта цилиндрической формы является подготовительной к следующей теме. Следующий натюрморт будет включать в себя предмет цилиндрической формы в горизонтальном положении.

Поэтому наша задача изучить и изобразить на формате А3 сначала гипсовый цилиндр в вертикальном и горизонтальном положении (первый лист формата А3).

Затем на следующем занятии закрепить построение цилиндрических элементов на примере зарисовок предметов быта (второй лист А3).

На формате А3 нужно выполнить 3-4 зарисовки предмета. Сначала закомпоновать, то есть расположить изображения на листе. Построить, показав конструкцию предметов с лёгкой тональной проработкой (свет, собственную тень, падающую тень).

Изображение формы предмета зависит от его положения относительно линии горизонта.

-Что такое горизонт? (линия, граница между небом и землёй)

-Как мы определяем линию горизонта? Где она находится? (всегда на уровне глаз)

-Цилиндр в своём основании имеет… какую геометрическую фигуру? (круг)

-А когда мы изображаем круг в горизонтальном положении, что с ним происходит? (круг становится овалом)

-Вспомним положение овала относительно линии горизонта (т.е. наших глаз). Что происходит с овалом? (по мере приближения к линии горизонта раскрытие овала уменьшается, на уровне наших глаз овал сливается с линией горизонта в одну линию)

Старые мастера определяли линию горизонта с помощью стеклянного сосуда с водой (демонстрация данного способа).

Теперь повторим этапы построения цилиндра:

Определить пропорции предмета (высоту и ширину).

Построить вертикальную ось симметрии.

Определить ширину раскрытия оснований предмета. Здесь обратить внимание на зависимость ширины раскрытия от положения относительно линии горизонта.

Провести горизонтальные осевые линии для оснований. Обратить внимание на особенность её построения, зависимость от линии горизонта.

Построить овалы, верхний и нижний.

Показать собственную и падающую тени.

Теперь рассмотрим положение цилиндра в горизонтальном положении:

Определить пропорции предмета (высоту и ширину).

Определить угол наклона предмета по нижней боковой стороне (с помощью карандаша).

Построить боковые стороны предмета вместе с осевой линией. Помним, что здесь действует закон перспективы.

Определить ширину раскрытия оснований предмета.

Определить наклон осевых оснований предмета к плоскости стола. Важно! Осевая основания предмета пересекает центральную осевую под прямым углом.

Ещё раз проверить ширину оснований предмета, уточнить и построить овалы.

Показать собственную и падающую тени.

3)Самостоятельная работа учащихся.

Во время самостоятельной работы учащихся, провести обход класса и,по мере необходимости, сделать замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, прервать самостоятельную работу и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на особенности построения предмета в горизонтальном положении. В ходе самостоятельной работы по мере необходимости пояснить ход построения рисунком на краю листа работы учащегося.

4)Подведение итогов.

Организовать просмотр работ. Мольберты поставить в ряд и провести краткий анализ работ.

Критерии оценки первого этапа выполнения работы:

1)Композиционное размещение предметов на листе.

2) Пропорции предметов (ошибки измерений).

3) Тональная проработка (объём).

4) Аккуратность выполнения рисунка.

Домашнее задание: Выполнить зарисовки предметов быта цилиндрической формы в разных положениях (формат А4, 4-5 листов).

В конце урока сообщить учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем занятии. После четвёртого урока привести рабочее место в порядок.

Список литературы:

  1. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак. Пединститутов.-3-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, Валдос, 1995.- 239 с.: ил.- ISBN 5-09-004262-4

  1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение, 1981.

  1. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 175 с., ил.

  1. Ли Н. Основы академического рисунка. – М.: Эксмо, 2003.