"Игровая форма в исследовательской деятельности детей на уроках "Основы изобразительного искусства" и "Беседы об исусстве" Доклад Балусовой И.В. на городской научно-практической конференции "Традиции и новации современного образования в области искусства"

Балусова Ирина Владимировна

Доклад Балусовой И.В. на городской научно-практической конференции преподавателей ДШИ, ДМШ ,ДХШ  "Традиции и новации современного образования в области искусства"

методическая работа. краткое описание уроков-игр для изучения некоторых тем на уроках "беседы об искусстве" и "Основы изобразительного искусства".

игра- исследование: "кем работает художник?"
игра "Живые картины"

игра-исследование"что таится в глубине?"

игра "сравнение и противопоставление"

игра "скульптор и глина"

игра исследование "увидеть живое в неживом"

игра "задай вопрос художнику"

Игра "волшебная рамка"

Памятка юному художнику-исследователю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_12.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:


«Игровая  форма в исследовательской деятельности  детей на уроках « Основы изобразительного искусства» и «Беседы об искусстве» 

При выборе тех или иных методов обучения в современном образовании необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности.

Основная трудность для учащихся – самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете  их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Именно поэтому в младшем школьном возрасте наиболее эффективной формой деятельности будет игровая форма исследовательской деятельности.

Этот способ исследовательской деятельности не требует прямого запоминания информации ,а ,опираясь на детский визуальный и жизненный опыт, способствует упорядочиванию знаний по данному вопросу, попутно усваивая дополнительную информацию и терминологию.

Далее будут приведены  в кратком изложении примеры нескольких игр , которые были опробованы мной на уроках «беседы об искусств

Урок-игра.  Тема:  «Кем работают художники»        

Форма –мысленное путешествие по городу ,Освоение  окружающего пространства,Построение логической цепочки.

На уроке объявляется тема. Задаем вопрос: «что вы знаете о профессии художника?»

Дети в основном представляют себе профессию свободного художника ,который в мастерской или дома пишет картины.

 Соглашаемся - да , есть такая профессия, но где еще работают художники?

 Потом детям предлагается провести воображаемое путешествие по городу и увидеть признаки творения   рук художника.
Можно использовать фотоматериалы с видами города , но вполне полезно  опираться на визуальный опыт и мысленное представление . Поддерживать активный диалог с детьми, задавая наводящие вопросы, возможно подсказывая им правильные термины и формулировки.

Для начала «путешествия» достаточно предложить детям выглянуть в окно и спросить, что они там увидели?
Ответ  учеников   – здания , машины, деревья ,клумбы с цветами.

Учитель задает вопрос: «откуда берутся здания?»

Далее мы выходим на вывод , что для постройки здания необходим проект АРХИТЕКТОРА.
А архитектор - он и  художник и инженер ( показ слайда с фото архитектурных бюро, проектов )

Здесь полезно попросить вспомнить какому  архитектору(зодчему) установлен в городе памятник

(Вспоминаем -  зодчий Фёдор Конь.) И его воплощенный проект  Смоленская крепостная стена.  
Продолжаем мысленное путешествие по городу ,видим вокруг  машины-почему они такие красивые , кто придумал форму кузова ,фар , форму кресел-путем рассуждений знакомимся с профессией ДИЗАЙНЕРА автомобилей. (слайды как работают дизайнеры машин)

Далее дети видят деревья , клумбы, мы вспоминаем в городе парковые зоны и выходим на профессию ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙНЕР (слайд с фото ландшафтными проектами)

Далее путешествуя по парку нашего города  мы приходим к зданию театра . входим внутрь , в зал почему так красиво кругом- кто постарался?  Вспоминаем слово «интерьер» и задаем вопрос

кто создает красивый интерьер? – дети быстро вспоминают профессию ДИЗАЙНЕР ИНТЕРЬЕРА.

В нашем мысленном путешествии в театре  начинается спектакль .З адаем вопрос «кто работает над спектаклем ?»
«найдите в спектакле работу художника!» дети думают, постепенно приходят к выводам
О  ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ, ХУДОЖНИК ПО ГРИМУ , ДЕКОРАТОР.

Продолжаем мысленное путешествие
вышли из театра – попали на ярмарку «город мастеров» что там продают?
(ответ детей –картины, поделки из дерева, глины, куклы) –здесь касаемся темы декоративно-прикладного искусства и художники по керамике , дизайн кукол , роспись и резьба по дереву.

Продолжаем наше мысленное путешествие  приходим к храму  вспоминаем архитектора опять ,входим внутрь храма ищем работу художника .
видим работу ХУДОЖНИКА-ИКОНОПИСЦА, РЕЗЧИКА ПО ДЕРЕВУ, важно отметить ХУДОЖНИКА-РЕСТАВРАТОРА.

Выходим из храма- видим памятник  Кутузову .Вопрос учителя  –кто создает памятники ?
(ответ детей –СКУЛЬПТОРЫ.)

Наше мысленное путешествие привело нас в кинотеатр. Кто создает кино? (ответ- режиссеры, актеры, сценаристы, операторы) Вопрос – где найти  в кино работу художника ? (вспоминаем театр –грим , костюмы, кратко знакомимся с профессию ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК(на примере решения проблемы-где снять фильм про инопланетян на другой планете?)

Представляем  ,что пришли домой дома-шкаф с книгами –найди работу художника.(художник-ИЛЛЮСТРАТОР)
Телевизор с мультиками (художник -МУЛЬТИПЛИКАТОР), показали конкурс красоты –смотрим на красавицу-найди работу художника.
В красивом платье находим работу  художника МОДЕЛЬЕРА ,в прическе и макияже- художника СТИЛИСТА , в ее короне  художника –ЮВЕЛИРА.

По телевизору показали рекламу - и тут  находим работу художника по рекламе ,вспоминаем рекламные стенды в городе. Вспоминаем  ДИЗАЙНЕРА ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ  когда посмотрим вокруг –коробка с красками , пачка с кормом для кошек , даже коробочка с витаминами оформлена красиво.

 Смотрим дома вокруг себя –рисунок на обоях, рисунки на шторах и постельном белье-все дело рук художников-дизайнеров. Обращаем внимание красивая форма телевизора,телефона, мебели,бытовой техники-дело рук ДИЗАЙНЕРОВ.

Вопрос «а кто обучает всех этих художников? Ответ художники –преподаватели,работающие в школах, колледжах университетах ,академиях  художеств.т.е. еще одна профессия-ХУДОЖНИК-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.

В конце урока просим детей по очереди повторить кратко путешествие и названия профессий художников. Опрос нескольких учеников помогает выявить где есть трудность понимания .

Подводим итоги урока .Что узнали нового ,что раньше знали , на что раньше  не обращали внимания и где не видели работу художника.

 Благодаря способу построения последовательного рассказа (логического мышления) тема хорошо  запоминается,  дети даже через  полгода без  подготовки  и повторения материала воспроизводят знания по этой теме.

В игре « ЖИВЫЕ КАРТИНЫ»  

Многое в окружающем мире ребенок познает  в движении и телесно.

Один из основоположников детской психологии  Пиаже называл интеллект малыша психомоторным интеллектом.

 Роль движения в постижении  мира по мере взросления уменьшается.

Как использовать этот метод исследования мира в изучении искусства.

Следующим шагом в рассмотрении картины может стать ее  пластическое переживание.

В игре « ЖИВЫЕ КАРТИНЫ»  дети сами изображают персонажей какого-либо произведения.

Здесь возможны задания: представь себя этим персонажем. Встань так же как он; как он смотрит; какое у него настроение? О чем мог бы думать этот персонаж -озвучить мысли персонажа.

Игра – исследование «ЧТО ТАИТСЯ В ГЛУБИНЕ ?»

-можно предложить детям представить ,что  они перешагнули раму картины и путешествуют в ее пространстве. Что прячется за этим деревом? ( картина Васнецова) Кто живет в этом домике? (картина Рериха ) Что будет ,если повернуть направо? (Васнецов ) злой или добрый человек изображен на картине (Репин Иван Грозный)  

Игра - исследование «СРАВНЕНИЕ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ»

На примере творчества Ван-Гога.

Ученикам  предлагаются картины парами  предлагаем найти сходство между портретом и предметом (Ван Гог  автопортрет и портрет Гогена ;  стул Винсента с трубкой, и кресло Гогена со свечой) не называя названия картин предлагаем угадать по портретам кому принадлежит стул, кому кресло?  Почему вы сделали такой вывод ,что помогло сделать вывод)
картины-противопоставления ( «пейзаж с голыми ивами» и «цветущая груша»;«Спальня  художника в Арле» и «Ночное кафе»)

Игра «СКУЛЬПТОР И ГЛИНА»  для данной игры не нужна глина , нужно два человека -один скульптор-другой-глина.

Задача « скульптора» передать образ заданного героя в « глине», поставить его в правильную позу ,выражающую идею, положение рук ,спины, выражение лица, которое передаст заданный образ.

Для примера рассматриваем несколько скульптур .  «Ника Самофракийская» «Мальчик, вынимающий занозу» смоленские скульптуры-памятники  «Кутузов», «Федор Конь» ,«Скорбящая мать» анализируем пластику , выразительность ,идею,замысел.
Пример задания :  Изобразить  скульптурную  композицию смоленского скульптора  Сергеева  «Василий Теркин», передать образы , пластику фигур.  Выбираем из учеников  «скульптора» ,скульптор сам из учеников выбирает себе «глину», актеров ,которые изобразят  известный памятник.  

Через собственные пластические телесные переживания  ребенок  ясно открывает для себя мир образов, язык скульптуры или живописи.

Весь класс активно наблюдает , переживает  , подсказывает . И можно с уверенностью сказать ,что оказавшись рядом с этим памятником в городе, дети посмотрят на него совсем другим взглядом-более внимательным и осмысленным.

Этот же способ  познания  мира искусства (через пластические телесные переживания) хорошо использовать для работы над натюрмортом, портретом на уроках «Основы изобразительного искусства»

Вот , например  игра  «УВИДЕТЬ ЖИВОЕ В НЕЖИВОМ» или « НАТЮРМОРТ-МЁРТВАЯ ПРИРОДА ? ИЛИ ТИХАЯ ЖИЗНЬ?» 

Для примера вспомнить  одушевленные заколдованные  предметы в заколдованном замке в мультфильме «Красавица и чудовище)

Задача увидеть образ в заранее поставленном натюрморте.

Выбираем «художника»  А «художник выбирает себе актёров на роли предметов в натюрморте.

Разбираем  характеры ,задаём вопросы:  Самовар –он какой?  Каков его характер , что он думает? Какой у него голос ,какая у него песенка? (ответы детей-«я тут самый главный, я царь» )

 А чайник – что он думает, какой у него голос , какая его песенка?  ( Ответы детей : « Я прекрасен, на мне даже  цветочек нарисован» песенка -насвистывание)

Баранки –какой характер , что  они делают  (ответы детей –они вкусные ,они связаны вместе , они толкаются ,они не серьёзные ,они  хихикают)

И вот  уже натюрморт   в  глазах детей - это не просто  странный  скучный набор предметов, а  целый мир со своими характерами и образами.

Составь  сам  тематический  натюрморт
детям  предлагается из имеющихся в классе предметов составить натюрморты на заданные темы.

«чаепитие», «в гостях у бабушки»,»цветовод» ,»праздник урожая»

Обсуждаем какие предметы выражают ту или иную тему, составляем натюрморты.

Рассмотрим игру – исследование «ЗАДАЙ СВОЙ ВОПРОС ХУДОЖНИКУ»
Здесь учащимся предлагается представить себя детьми –журналистами и подготовиться к интервью с художником .
Вопрос-прямая демонстрация заинтересованности.

Мы побуждаем ребенка  задуматься, что его интересует и сформулировать  свою заинтересованность в виде вопроса.

Учащимся раздаем книги-монографии с иллюстрациями картин художника, что важно - до объяснения темы.   Раздаем листы бумаги . ученики смотрят  картины, думают что им непонятно  и записывают свои вопросы на бумаге.

Такой способ не обязателен для изучения творчества всех художников, но для некоторых-наиболее продуктивен.

Например, для изучения творчества Малевича, Сальвадора Дали ,Ван Гога , Сёра.

Здесь у детей возникает много вопросов с неподдельным интересом.

Ознакомившись с вопросами учеников учитель   может вести рассказ о художнике и в конце спросить - получили ли ученики ответы на свои вопросы . Другой путь  составить рассказ о художнике на основе ответов на вопросы учеников.

Способ формулировки вопросов  значительно повышает  заинтересованность учеников к предмету исследования  и увеличивает  степень  освоения вопроса.

 Пластические игры  так же пригодятся на уроках  Основы изобразительного искусства.

Игра «ВОЛШЕБНАЯ РАМКА»

С помощью рамки ученик,глядя через нее ищет в окружающем мире темы для творческих работ.

Например  тема портрет  или композиция:  « ожидание» ,«радость» , «лучшие друзья»  (слайд)

Задача преподавателя  обозначить вопросы :
- какой фон выбрать для композиции (где происходит действие)

-какое положение тела?
-какое выражение лица?

-какие  цвета  помогут решить поставленную образную задачу.

Чтобы найти тему для композиции можно дать домашнее задание:

Используя свой телефон или фотоаппарат сфотографировать  композицию на ту или иную тему

Например «моё хобби», « профессия моей мамы(или папы) »

Добавляем вопросы:

-что окружает человека на работе , какими инструментами он пользуется?

-с кем общается ?

-какие натюрморты  его окружают?  (фото тематических натюрмортов)  

Здесь преподаватель ставит вопросы, дети их учитывают в процессе работы над композицией.

И конечно важным формой исследовательской деятельности является посещение музеев и выставок. ( Слайд из музея )

И в итоге своего доклада , хочу предложить вашему вниманию памятку

Юному художнику-исследователю: памятка юному художнику-исследователю.

1) смотри и пытайся понять , что ты видишь.

пытайся в обычной жизни увидеть картину –натюрморт ,пейзаж , портрет.

2)интересно всё - просто присмотрись.

3) если не понятно - сформулируй вопрос.

4) попытайся самостоятельно найти информацию для ответа на свой вопрос. Используй книги , инт ернет. Научно-популярные фильмы.

5)представь себя режиссером , журналистом или художником ,собирающим материалы для своей творческой работы. (фильма ,книги ,статьи, картины)

7) попытайся передставить переживания героев произведений искусства, или представить себя на их месте,что ты чувствуешь?

8)Посещай музеи и выставки ,смотри произведения старых мастеров и современных художников, особенно в путешествиях в каждом городе посети картинную галерею или музей.