Методическая разработка открытого урока по предмету «Лепка» во 2 А классе По теме: «Изразец»

Авдошина Анастасия Юрьевна

Открытый урок по предмету "Лепка" для учащихся младших классов, тема "Изразец". Мною создан макет изразца, для более яркого и понятного изложения нового для учащихся метриалла. Проиллюстрирован методический материал, фото работ учащихся  выполненных по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izrazets_nxpowerlite_copy.docx753.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

Дополнительного образования

Детская школа искусств №12

Методическая разработка

открытого урока по предмету «Лепка» во 2 А классе

По теме: «Изразец»

                                                         Методическую разработку выполнила:        

                                                         Преподаватель художественного отделения                                                                              

                                                              МКУ ДО ДШИ №12

                                                         Авдошина Анастасия Юрьевна

                                                                         

г. Мирный Архангельская область 2017 г.

Тема урока: «Изразец»

Цель урока: Изготовить по мотивам старинных  изразцов собственный изразец   из пластилина.

Задачи:

Обучающие

- Познакомить  с историей возникновения изразцов.

- Продолжить обучение в технике лепки из пластилина.

- Освоить навык владения техникой лепки из жгутиков.

- Продолжить обучение использования фактур-оттисков.

- Закрепить навыки работы с инструментами (стеками).

Развивающие

- Развить творческую и познавательную активность.

Воспитательные

- Привить интерес к лепке, к творческой  деятельности.

- Прививать любовь к созидательной деятельности.

- Пробудить интерес к  познанию предметного мира

Тип урока

- Обучающий ( знакомство с новой техникой)

- Закрепление пройденного.

Форма организации деятельности детей на уроке: Групповая

Характеристика группы обучающихся: 12 человек

в возрасте 7-8 лет  2 год обучения.

Продолжительность занятия: 1час 30 мин

Используемые дидактические и методические материалы:

-Методическое пособие «Эскизы по мотивам старинных изразцов»

- Работы учащихся старших классов.

- Наглядное пособие « история старинных изразцов»

- Макет старинного изразца.

- Методическое пособие «Последовательность выполнения рельефа птицы»

image (3).jpeg

Материалы для учащихся:

- Пластилин

- Стеки

- Доска

- картон 15/15 см

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Объяснение темы.
  4. Объяснение задания.
  5. Практическая работа.
  6. Просмотр работ.
  7. Итоги урока. Оценивание. Домашнее задание.

Приложение

  1. Методические и наглядные пособия
  2. Работы учащихся.

Ход занятия

Организационный момент - подготовка рабочего места к работе, приветствие, отмечены присутствующие в классе. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока – старинные изразцы. Что же это? «Изразить»- по древне-русски  – значит украсить, Это керамические плитки, которые по началу создавались мастерами для украшения соборов и других зданий как декоративно - архитектурный элемент, а чуть позднее вошли в интерьер жилищ людей . Украшать изразцами печи в старину могли позволить себе только в зажиточный домах. Каждая плитка стоила столько же, сколько 30 кг ржи – по тем временам большие деньги. Впрочем и сегодня изразец в цене- товар то штучный!

Керамические плитки известны на Руси с XI-XII веков. Посмотрите какие они интересные, яркие. Думаю изображения на изразцах «согревали» людей холодной зимой и радовали летом.

 Весь процесс изготовления изразца в наши дни занимает около месяца, сложно представить сколько же времени тратили мастера в далеком прошлом. Ведь для изготовления изразцов гончары не могли справиться без резчиков по дереву, резчики изготавливали форму из дерева. Ведущее начало в изготовлении изразца принадлежало резчику, от него зависело то, как будет выглядеть керамическая плитка. Позднее за работу взялись специально обученные мастера, уже не нужна была резная форма из дерева. Так же нужны были и мастера по росписи, художники. Чаще мастера работали парами, один мастер заготавливал пластинку с лепниной из глины для лицевой части изделия. Другой делал румпу- коробочку без крышки из глины- с помощью которой кафель крепился к кладке печи, здания и тд. В старинных изразцах румпу делали довольно глубокой, такая конструктивная особенность помогала дольше сохранить тепло в доме. Кстати, полое пространство румпы было одним из самых популярных мест для сокрытия кладов. Так что если вам от предков досталась печь – хорошенько ее проверьте.

После заготовку будущего изразца  обжигали. Покрывали жидкой глиной - ангобой, снова обжигали. И конечно изображение расписывалось глазурью - желтой, синей, зеленой. Затем изделие обжигалось повторно.

Керамическая роспись и лепнина всегда связаны с формой изделия. Приступая к росписи предмета, мастер изучает его конфигурацию и придумывает такой узор, который подчеркнет красоту пропорций и выразительность деталей.

На изразцах, которые всегда имеют форму квадрата, цветы, букеты, ветки, вазоны чаще всего располагаются в центре. Такие узоры по своему построению называются центрические. Одинарный цветок в центре обычно довольно крупный . Если цветок не очень большой, можно украсить и уголки изразца – цветками, листочками, ягодами.

Изразцы похожи на картины. Благодаря квадратной форме, их удобно соединять вместе, чтобы покрывать и украшать большие пространства. А изображать на них можно что угодно - любые узоры, растения, зверей, птиц, людей, сказочные существа и даже жанровые юмористические сцены со словами и присказками. В расписных и лепных изображениях животные часто предстаю в довольно забавном виде:  козлик дурашливо склонил голову набок и о чем-то размечтался, медведь усердно играет на каком-то музыкальном инструменте, петушок не может проглотить огромное зернышко. Иногда образы животных вплетаются в сюжеты.

Ребята, обратите внимание, что образы животных и птиц чем-то похожи на игрушки. Почему? Потому что образы мастер упрощает, как декоративные картины, но сохраняет внешнее сходство.

Техника создания изразцов увлекательна. И мы можем с вами создать нечто подобное. Конечно же у нас получатся не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства.

Объяснение последовательности выполнения «изразца». Возьмем основу из картона 15/15 см, ее необходимо покрыть тонким слоям пластилина ( цвет на ваш выбор). С помощью стека процарапать  рисунок будущего цветка. Используя шарики, расплющиваем необходимой формы для изображения бутона цветка, веточки выполняем с помощью жгутиков из пластилина, выполняем фактуры - резные листочки, прожилки на листьях, различные детали с помощью палочек и стеков. Фактуры играют роль украшения, а так же «нашивок» - помогают надежно скрепить между собой детали. Используем гармонично сочетающие цвета- в единой цветовой гамме, либо используя контрастные пары.

После объяснения ребята создают собственные изделия. Предлагается, кто раньше закончил работу, помочь по мере необходимости отстающим ( поделиться пластилиновыми жгутиками). Мы одна команда.

Подведение итогов.

После выполнения учащимися работы, выставляем «Изразцы» на общем поле. Смотрим наши новые работы, получилась чудная выставка, а назовем мы ее «чудо - цветы» .Анализируем результаты. Отмечаем самое удачное и что можно совершенствовать. Обсуждаем где еще можно использовать новые знания, в каких работах по лепке. Оценивание работ.

Используемые дидактические и методические материалы:

Макет изразца.

image (1).jpeg

image (2).jpeg

image (4).jpeg

image (6).jpeg

image (7).jpeg

image (5).jpeg

Работы учащихся 2 «А» класса

image (8).jpeg