программа по предмету "Живопись"

Балусова Ирина Владимировна

программа по предмету "Живопись" .8-летнее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8-летнее обучение358 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 г. СМОЛЕНСКА»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЖИВОПИСЬ

                                               

название предмета

2014


 «ОДОБРЕНА»

Методическим советом

МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска

«09» апреля 2014г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор

МБУДО ДШИ №2 г. Смоленска

В.Г. Новиков

«09» апреля 2014г.  

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ)  «ЖИВОПИСЬ»

Организация-разработчик: МБУДО «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска»

Разработчик:

Балусова И.В.,  преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска

(ф.и.о., должность)

М.П.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЖИВОПИСЬ

название предмета

  1. 1. Область применения программы:

- программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ по программе «ЖИВОПИСЬ» со сроком освоения 8 лет;

Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

  1. 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:

Целями предмета являются:

- художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний. Умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачами предмета являются:

- приобретение учащимися знаний, умений, навыков по выполнению живописных работ.

 В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества;

 - разнообразные техники живописи;

 - художественные и эстетические свойства цвета;

 - основные закономерности создания цветового строя.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

-  видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

- изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

 - применять навыки в использовании основных техник и материалов;

 - применять навыки последовательного ведения живописной работы;

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  891 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  495 часов;

самостоятельной работы обучающегося  396 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

891

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

495

в том числе:

практические занятия

485

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

396

в том числе:

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

-

  1. Тематический план и содержание учебного предмета:

ЖИВОПИСЬ

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Четвертый год обучения

I полугодие

1.  Тема.  Характеристика  цвета.  

Знакомство  с  ахроматическими  и хроматическими, основными и составными цветами.

Содержание учебного материала

8

Выполнение упражнения на  получение  составных  цветов  из  основных.  Орнамент  с  основными  и составными  цветами.  Применение  лессировок.  Использование  акварели, бумаги формата А4.  

Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

2. Тема.  Характеристика  цвета.  Знакомство  с  холодными  и  теплыми цветами.  

Содержание учебного материала

8

Составление  сложных  цветов  в  процессе  выполнения  цветовых растяжек  с переходом  от  теплых  до  холодных  оттенков. Выполнение растяжек  от желтого  к  красному,  от  красного  к  синему,  от  синего  к фиолетовому  и  т.п.  Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

3.  Тема.  Характеристика  цвета.  Три  основных  свойства  цвета.

Содержание учебного материала

8

Закрепление  знаний  о  возможностях  цвета.  Понятия  «цветовой  тон», «насыщенность»,  «светлота».  Умение  составлять  сложные  цвета.  Тема «Листья». Использование акварели, бумаги формата А4.  

Самостоятельная  работа:  смешение  красок  с  черным  цветом.  Тема «Ненастье».

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

4.  Тема.  Приемы  работы  с  акварелью.

Содержание учебного материала

8

Использование  возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок). Этюды перьев птиц, коры  деревьев  и  т.п.  Использование  акварели,  бумаги  формата  А4.

Самостоятельная работа: этюды осенних цветов.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

5.  Тема.  Приемы  работы  с  акварелью.  

Содержание учебного материала

9

Использование  возможностей акварели.  Отработка  основных  приемов  (заливка,  по-сырому,  a  la  prima). Этюд  с  палитрой  художника.  Использование  акварели,  бумаги  различных форматов.  

Самостоятельная  работа:  этюды  природных  материалов  (шишки,  коряги, ракушки и т.п.)

Практические занятия

8

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

6.  Тема.  Приемы  работы  с  акварелью. 

Содержание учебного материала

8

Использование  возможностей акварели.  Отработка  основных  приемов. Копирование  лоскутков  тканей. Использование акварели, бумаги формата А4.  

Самостоятельная работа: тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри».

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

7.  Тема.  Нюанс.  

Содержание учебного материала

8

Развитие  представления  о  локальном  цвете  и  нюансах. Понятие  «среда».  Влияние  освещения  на  цвет.  Изображение драпировок, сближенных  по  цветовому  тону,  без  складок  в  вертикальной  и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Использование акварели, бумаги формата А4.  

Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении.  

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

8.  Тема.  Световой  контраст  (ахроматический  контраст).  Гризайль

Содержание учебного материала

9

Силуэт.  Форма  предмета,  решение  силуэта.  Монохром.  Натюрморт  из светлых предметов,  различных  по  форме,  на  темном  фоне.  Использование акварели, бумаги формата А4.  

Самостоятельная  работа:  монохром.  Натюрморт  из  темных  предметов, различных по форме, на светлом фоне.  

Практические занятия

8

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

9.  Тема.  Цветовая  гармония.  Полярная  гармония. 

Содержание учебного материала

8

Понятие  «цветовая гармония»,  «полярная  гармония»,  «дополнительные  цвета».  Этюд  фруктов или  овощей  на  дополнительных  цветах  (красный-зеленый,  желтый-  17 фиолетовый  и  т.д.)  Использование акварели  (техника  a  la  prima),  бумаги различных форматов.  

Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

10.  Тема.  Трехцветная  и  многоцветная  гармонии. 

Содержание учебного материала

8

Поиск  цветовых отношений. Понятие  трехцветной  и многоцветной  гармонии. Этюд цветов  в декоративно-плоскостном  варианте,  в  многоцветной  гармонии.

Самостоятельная работа:  натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.  

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

11.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону. 

Содержание учебного материала

9

Поиск  цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт  из  различных фруктов  и  овощей  на  нейтральном  фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.  

Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.

Практические занятия

8

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

II полугодие

 

12. Тема. Гармония по общему цветовому тону

Содержание учебного материала

8

Влияние цветовой среды на

предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения.

Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы  (кастрюля) с

фруктами  в  холодной  гамме  при  теплом  освещении  на  нейтральном  фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.  

Самостоятельная работа:  аудиторное задание по памяти.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

13. Тема. Гармония по общему цветовому тону.

Содержание учебного материала

8

Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный  натюрморт  в  теплой  гамме  при  холодном  освещении  на нейтральном  фоне. Использование  акварели,  бумаги различных  форматов.

Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

14. Тема. Цветовой контраст (хроматический).

Содержание учебного материала

8

Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения  цвета  в  зависимости  от  фона.  Несложный  натюрморт  (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги различных форматов.  

Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

15. Тема. Цветовой контраст (хроматический).

Содержание учебного материала

9

Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт  (серый чайник или кофейник с фруктами на зеленом  фоне).  Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.

Практические занятия

8

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

7

16.  Тема.  Контрастная  гармония  (на  насыщенных  цветах). 

Содержание учебного материала

8

Применение различных  приемов  акварели.  Лепка  формы  предмета  с  учетом  цветовых  и тональных  отношений.  Натюрморт  на  контрастном  цветовом  фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.  

Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

17.  Тема. Гармония  по  общему цветовому  тону. 

Содержание учебного материала

8

Тонкие  цветовые отношения.  Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы  различных  приемов  акварели, передача формы  и материальности предметов. Натюрморт  из  трех  предметов  в  сближенной  цветовой  гамме  на цветном  фоне.  Использование  акварели,  бумаги  различных  форматов.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.  

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

18.  Тема.  Фигура  человека. 

Содержание учебного материала

9

Ознакомление  с  изображением  человеческой фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры  фигуры  человека.  Использование  акварели  (монохром),  бумаги формата А4.  

Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека.

Практические занятия

8

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

7

Пятый год обучения

I полугодие

1. Тема.   Гармония по общему цветовому тону.

Содержание учебного материала

8

Развитие навыков и умений работы  с  акварелью.  Передача  оттенков  локального  цвета.  Этюд  ветки  с плодами  рябины,  винограда,  яблок  и  т.д.  на  нейтральном  фоне. Использование  акварели  (техника  a  la  prima),  бумаги  различных  форматов.  

Самостоятельная  работа:  этюд  ветки  со  сложными  листьями  (клен,  вяз)  на

нейтральном фоне.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

2.  Тема.  Контрастная  гармония  (на  ненасыщенных  цветах). 

Содержание учебного материала

8

Развитие представлений  о  влиянии  цветовой  среды  на  предмет.  Лепка  формы предметов  с  учетом  цветовых  и тональных  отношений.  Этюд  овощей  или грибов  на  контрастном  фоне. Использование  акварели  (многослойная живопись), бумаги формата А3.

Самостоятельная  работа:  этюды фруктов на контрастном фоне.    

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

3.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону  и  насыщенности  (на насыщенных цветах).

Содержание учебного материала

8

Развитие навыков  по  передаче  цветовых  отношений. Выражение  характера  формы  силуэтом.  Натюрморт  из  2-3  предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование акварели  (техника «по сырому»), бумаги формата  А3.

Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.  

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

4. Тема. Гармония по насыщенности.

Содержание учебного материала

8

Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы  с акварелью.  Этюд  чучела  птицы  на  нейтральном  фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.  

Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

5.  Тема.  Контрастная  гармония. 

Содержание учебного материала

8

Лепка формы цветом  с  учетом светотеневых  отношений, совершенствование  акварельных  приемов.  Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов.Этюды двух предметов быта, контрастных по форме  и  цвету.  Использование  акварели,  бумаги  формата  А3.

Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

6.  Тема.  Световой  контраст  (ахроматический).  Гризайль

Содержание учебного материала

8

  Передача светотеневых  отношений  и  тональная  передача  объема  и  формы.  Найти конкретные  различия  тонов предметов  и  драпировки.  Передача  объема  и пространства  тональными  средствами.  Натюрморт  из  двух  предметов (кофейник,  кружка  и  т.п.),  различных  по  форме  и  тону  при  боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата.  

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

7.  Тема.  Гармония  по  светлоте  и  насыщенности. 

Содержание учебного материала

9

Передача  светотеневых отношений,  моделировка  формы  предметов.  Передача  локального  цвета предметов в многообразии цветовых оттенков  с сохранением объема и связи с  окружающей  средой. Натюрморт  из  двух  предметов  (кофейник,  кружка  и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без  складок  (с  предварительным  эскизом). Использование  акварели,  бумаги формата А3.  

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.    

Практические занятия

8

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

7

II полугодие

8.  Тема.  Фигура  человека. 

Содержание учебного материала

8

Формирование  навыков  создания  целостности образа  и  колорита  в  этюде  фигуры  человека.  Поиск  композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки  цветом.  Два  этюда  фигуры  человека  (в  различных  позах). Использование акварели, бумаги формата А3.  

Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

9. Тема. Гармония по общему цветовому тону.

Содержание учебного материала

8

Развитие умения передавать цветовые  и  тональные  отношения.    Передача  прозрачности  стекла  при помощи  технических  приёмов  работы  акварелью  (по  сырому,  лессировка, мазок).  Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном  фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.  

Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

10.  Тема.  Гармония  по  насыщенности  и  светлоте

Содержание учебного материала

8

 Колористическая цельность.  Смягчение  контрастов.  Выражение  влияния  цветовой  среды  на предметы  натюрморта  через  рефлексы  и  полутона.  Передача  глубины

пространства.  Натюрморт  с  кувшином  и  фруктами  на  темном  фоне  без складок  при  боковом  освещении  (с предварительным  эскизом).

Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

11. Тема. Гармония по общему цветовому тону

Содержание учебного материала

9

 Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом  теплом  фоне  без  складок.  Использование  акварели  («по  сырому»), бумаги формата А3.  

Самостоятельная работа: этюды  с хлебопекарными изделиями.  

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

12.  Тема.    Гармония  по  общему  цветовому  тону.  Нюанс. 

Содержание учебного материала

9

Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом  нюансов  родственных  по  гамме  цветов.   Натюрморт  с  предметом из стекла.  Фон  холодный.  Использование  акварели  («по  сырому»),  бумаги формата А3.  

Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

13. Тема.     Гармония по насыщенности.

Содержание учебного материала

9

Передача точных свето-тоновых и

цветовых  отношений.  Определение  различия  тональных  и  цветовых отношений  в  натюрморте.  Связь  предметов  с  окружающей  средой. Достижение  ясности  локального  цвета  при  богатстве  цветовых  оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Использование  акварели  (многослойная акварель), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.  

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

14. Тема. Гармония по  общему цветовому  тону и  светлоте.   

Содержание учебного материала

10

Закрепление полученных  навыков.  Поиск  верных  тональных  и  цветовых  отношений  в натюрморте.  Натюрморт  из  трех  с  предметом  из  металла  (чайник,  турка, кофейник).  Использование  акварели  (многослойная акварель), бумаги формата А3.  

Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.

Практические занятия

9

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

7

Шестой год обучения

I полугодие

1.  Тема.  Контрастная  гармония  (на  насыщенных  цветах).  

Содержание учебного материала

9

Развитие колористического  видения.  Поиск  цветовых  отношений,  использование различных  приемов  работы  с  акварелью.  Натюрморт  на  осеннюю  тему  с контрастными  цветовыми  отношениями.  Использование акварели, бумаги формата А3.  

Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

2.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону  и  светлоте. 

Содержание учебного материала

9

Развитие представление  о  сочетании  цвета.  Лепка  цветом  формы  предмета. Ритмическое  построение  цветовых  пятен.  Натюрморт  из  нескольких различных  по  форме  и  цвету  предметов  на  нейтральном  фоне  (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель, поэтапная работа над формой), бумаги формата А2.  

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

3. Тема. Контрастная  гармония  (на ненасыщенных  цветах).

Содержание учебного материала

9

Достижение цветового  единства.  Передача  материальности  предметов,  решение пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по  тону  и  цвету  с  различными  по фактуре поверхностями  на  темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2.  

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

4.  Тема.  Фигура  человека. 

Содержание учебного материала

9

Передача  характера  движения.  Обобщенная передача  формы  цветом.  Этюд  фигуры  человека.  Использование  акварели, бумаги различных форматов.  

Самостоятельная  работа:  этюды  фигуры  человека  в  движении  по представлению.  

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

5.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону  и  насыщенности  (на ненасыщенных  цветах). 

Содержание учебного материала

10

Тонкие  цветовые  отношения. Моделирование формы  в  тени. Натюрморт  из  предметов  быта  против  света. Использование акварели, бумаги формата А3.  

Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.

Практические занятия

9

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

7

II полугодие

       

6. Тема. Гармония по общему цветовому тону Цельность колористического

решения.  

Содержание учебного материала

9

Выявление  композиционного  и  живописного  центра  натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме  с чучелом птицы. Использование акварели, бумаги формата А2.  

Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.  

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

7.  Тема.  Контрастная  гармония  на  ненасыщенных  цветах.

Содержание учебного материала

9

Цветотональные  отношения.    Различные  приемы  акварели.  Натюрморт  с крупным  предметом  на  контрастном  фоне  (с  предварительным  эскизом). Использование  акварели  (многослойная  акварель),  бумаги  формата  А2.

Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

8.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону  и  светлоте. 

Содержание учебного материала

9

Поиск выразительного  живописно-пластического  решения.  Передача  формы предметов  и  пространства  в  натюрморте  с  учетом  освещения.  Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой  гамме  (золотисто-коричневой).  Использование  акварели  («по сырому), бумаги формата А2.  

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

9.  Тема.  Гармония  по  светлоте

Содержание учебного материала

10

Последовательное  ведение  длительной работы.  Выражение  «состояния» натюрморта.  Лепка  формы  цветом. Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги формата А2.  

Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.  

Практические занятия

9

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

7

Седьмой год обучения

I полугодие


1.  Тема.  Контрастная  гармония  (на  насыщенных  цветах).  

Содержание учебного материала

9

Цельность и декоративность колористического  решения.  Развитие  навыков  и  умений работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей,  фруктов и одного предмета  бытовой  утвари  на  контрастном  фоне.  Использование  акварели, бумаги формата А3.  

Самостоятельная работа: этюды живых цветов.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

2.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону  и  насыщенности    (на ненасыщенных  цветах). 

Содержание учебного материала

9

Грамотное  сочетание  цветовых  отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт в различных техниках  из  атрибутов  художника  со  сложной  по  фактуре и цвету драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная  работа:  копирование  репродукций  с  картин  натюрмортов

известных отечественных и зарубежных художников

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

3.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону  и  светлоте.

Содержание учебного материала

9

Последовательное  ведение  длительной  постановки.  Применение  различных

приемов  работы  с  акварелью.  Ритмическое  построение  цветовых  пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.  

Самостоятельная  работа:  этюды  отдельных  предметов,  различных  по материалу.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

4.   Тема. Гармония  по  общему  цветовому  тону.

Содержание учебного материала

10

Применение  на  практике полученных  знаний.  Лепка  формы  цветом,  передача  материальности.  Этюд драпировки  со  складками.  Использование  акварели,  бумаги  различного формата.  

Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.

Практические занятия

9

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

7

II полугодие

5.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону  и  насыщенности  (на ненасыщенных  цветах). 

Содержание учебного материала

9

Передача  глубины  пространства.  Создание нескольких эскизов с разных мест. Эскизы натюрмортов в интерьере (венский стул,  виолончель,  ткань  со  складками).  Использование  акварели,  бумаги различного формата.  

Самостоятельная  работа:  копирование  с  репродукций  картин  известных отечественных и зарубежных художников с подобной композицией.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

          7

6. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте.

Содержание учебного материала

9

Цветотональное решение. Выделение  смыслового  центра  светом.  Ритмическое  построение  цветовых пятен.  Тематический  натюрморт  из  четырех  предметов,  четких  по  цвету  и различных  по  форме.  Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

7.  Тема.  Нюансная  гармония.  

Содержание учебного материала

9

Грамотное  последовательное  ведение длительной  постановки.  Поиск  интересного  живописно-пластического решения.  Натюрморт  с  чучелом  птицы. Использование  акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

8.  Тема. Фигура  человека. 

Содержание учебного материала

9

Развитие  навыков  и  умений  рисования  фигуры человека    с  индивидуальными  особенностями.  Решение формы  при помощи нюансов  цвета. Этюд фигуры  человека  в  спокойной  позе  («За  рукоделием», «За  чтением»  и  т.п.)  Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.  

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

Восьмой год обучения

I полугодие

   

1.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону,  по  насыщенности.  

Содержание учебного материала

9

Цельность,  декоративность колористического  решения.  Передача  фактуры предметов.  Этюды  постановок  с  грибами  и  осенними  листьями.  Использование  акварели  (техника  по  выбору),  бумаги  формата  А3  

Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов.  

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

2. Тема. Нюансная гармония.

Содержание учебного материала

9

Грамотное ведение длительной работы. Связь натюрморта  с  пространством  интерьера.  Осенний  натюрморт  из  плодов  и овощей  с  введением  фрагмента  интерьера  (с предварительным  эскизом)  с нестандартной  точки  зрения.  Использование  акварели  (техника  a  la  prima), бумаги различного формата.  

Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

3.  Тема.  Гармония  по  насыщенности  и  светлоте. 

Содержание учебного материала

9

Самостоятельное последовательное  ведение  длительной  работы.  Передача  материальности предметов,  лепка  формы  цветом.    Натюрморт  с  предметами  из  стекла  (2-4 стеклянных  предмета,  различные  по  цвету)  в  темной  цветовой  гамме. Использование  акварели  (многослойная  акварель).

Самостоятельная  работа:  этюды  стеклянных  предметов  в  различном освещении.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

4.  Тема.  Интерьер. 

Содержание учебного материала

9.5

Поиск  интересной  композиции  интерьера.  Передача пространства.  Фрагмент  интерьера  класса,  холла  с  растениями. Использование  акварели  (техника  по  выбору),  бумаги  формата  А3.

Самостоятельная  работа:  фрагмент домашнего  интерьера  с  комнатными растениями.

Практические занятия

9.5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

II полугодие

5.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону

Содержание учебного материала

9.5

Самостоятельное последовательное  ведение  работы.  Передача  материальности  и  характера предметов  в  среде.  Тематические  натюрморты  бытового  жанра. Использование  акварели  (техника  a  la  prima),  бумаги  формата  А3.

Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко выраженными различиями материальности.

Практические занятия

9.5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

6. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности.

Содержание учебного материала

9

Грамотное построение цветовых и  тональных  отношений. Передача  «большой формы», пространства  в  натюрморте.  Ритмическое  построение  цветовых  пятен. Натюрморт  с  введением  гипсовой  маски  или  орнамента.  Использование акварели, бумаги формата А2.  

Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7.5

7. Тема. Фигура человека в театральном костюме

Содержание учебного материала

9

 Выявление характерных особенностей модели. Этюды фигуры человека в контражуре. Использование акварели, бумаги различного формата.  

Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7.5

8.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону  и  светлоте

Содержание учебного материала

9

Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов. Натюрморт  из  предметов  сложной формы и  разной материальности,

но близких по цвету. Использование  акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7

9.  Тема.  Гармония  по  общему  цветовому  тону  и  насыщенности

Содержание учебного материала

9

Поиск интересной  живописно-пластической  композиции.  Лепка  формы  цветом. Передача  материальности.  Натюрморт  из  предметов  различной материальности  (тематический  натюрморт  «Игрушки»).  Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.  

Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек.

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

7


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для групповых занятий площадью не менее 20 кв.м.

- оборудование учебного кабинета: : столы, стулья, мольберты, натурные столы, классная доска, предметы натурного фонда, наглядные пособия, настенные иллюстрации. шкаф;

- технические средства: : осветительные приборы.

  1. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. «Искусство детям», Сказочная гжель,2014
  2. «Искусство детям»,Жостовский букет,2014
  3. «Искусство детям», Узоры северной двины,2014
  4. «Искусство детям» Хохломчская роспись,2014
  5. «Искусство детям», Городецкая роспись, 2014
  6. «Искусство детям», Дымковская игрушка,2014
  7. Шаров  В. С. Академическое обучение изобразительному искусству, 2014.
  8. Художественная школа, 2014 (журнал)
  9. Стародуб К.И. , Евдокимова И.А. Рисунок и живопись,2011
  10. Селютин И. ю. Учимся рисовать,2008
  11. Шалаева Г. Учимся рисовать птиц и рыб,2008
  12. Русич», Волшебная глина, Смоленск,2008
  13. Ли Н. Основы учебного академического рисунка, 2011
  14. Калинина С. Художественная школа,2013
  15. Лагутин А.А. Рисунок: Натюрморт, голова. Технологические приемы, 2008

Дополнительные источники:

  1. Волков Н. Цвет в живописи. М., 1965.  
  2. Волков Н. Композиция в живописи. М., 1977.
  3. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., 1986.
  4. Михайлов А. Искусство акварели: Учебное пособие. М., 1995.
  5. Основы живописи / Перевод с нем. СПб., 1994.
  6. Паррамон X., Фреснеч Г. Как писать акварелью / Перевод с исп. СПб., 1995.
  7. Фейнберг Л., Грейберг Ю. Секреты живописи старых мастеров. М., 1989.
  8. Школа изобразительного искусства. В 10-ти выпусках. Вып. 1. М., 1960.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.art-publish.ru/new/
  2. http://art-storona.ru/
  3. http://art-teacher.ru/
  4. http://www.sgutv.ru/telecast_591_video.htm
  5. http://all-drawings.livejournal.com/
  6. http://graphic.org.ru/
  7. http://www.art-slovar.ru/

4. КОНТРОЛЬ    И    ОЦЕНКА    РЕЗУЛЬТАТОВ    ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, просмотров работ учащихся по полугодиям.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета выпускник знает:

- свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества;

 - разнообразные техники живописи;

 - художественные и эстетические свойства цвета;

 - основные закономерности создания цветового строя.

В результате освоения предмета выпускник умеет:

-  видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

- изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

 - применять навыки в использовании основных техник и материалов;

 - применять навыки последовательного ведения живописной работы;

Контрольные уроки,  зачеты, экзамен.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания).

4 год обучения

- грамотно компоновать изображение в листе;

- грамотно передавать локальный цвет;

- грамотно передавать цветовые и  тональные отношения предметов к фону;

- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;

-  грамотно  передавать  материальность  простых  гладких  и  шершавых поверхностей;

 5 год обучения

- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;

- грамотно передавать оттенки локального цвета;

- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;

- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;

-  грамотно  передавать  материальность  простых  мягких  и  зеркально-прозрачных поверхностей.

 6 год обучения

- грамотно компоновать сложные натюрморты;

- грамотно строить цветовые гармонии;

- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;

-  грамотно  передавать  пропорции  и  объем  предметов  в  пространстве, плановость;

- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;

7 год обучения

- грамотно компоновать объекты в интерьере;

- грамотно строить цветовые гармонии;

- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;

- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;

-  грамотно  передавать  материальность  сложных  гладких  и  шершавых поверхностей;

8 год обучения

- передавать цельность и законченность в работе;

- строить сложные цветовые гармонии;

- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;

- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;

-  грамотно  передавать  материальность  сложных  мягких  и  зеркально-прозрачных поверхностей;

  • свободно владеть передачей материальности различных предметов.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Требования к экзамену по предмету «Живопись»

Экзамен проводится в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью или гуашью на формате А3 в течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотонная драпировка), в третьих-четвертых классах - комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-6 предмета и богатые по цвету и декору драпировки).

Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:

  • грамотно расположить предметы в листе;
  • точно передать пропорции предметов;
  • поставить предметы на плоскость;
  • правильно строить цветовые гармонии;
  • умело использовать приемы работы с акварелью;

- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;

  • добиться цельности в изображении натюрморта.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы, выставления оценок и пр. Формы промежуточной аттестации:

  • зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
  • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время). Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в

счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа полностью соответствует программным  требованиям.

4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.