программа по предмету "Живопись"
программа по предмету "Живопись" .8-летнее обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8-летнее обучение | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 г. СМОЛЕНСКА»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЖИВОПИСЬ
название предмета
2014
«ОДОБРЕНА» Методическим советом МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска «09» апреля 2014г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБУДО ДШИ №2 г. Смоленска В.Г. Новиков «09» апреля 2014г. |
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «ЖИВОПИСЬ»
Организация-разработчик: МБУДО «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска»
Разработчик:
Балусова И.В., преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска
(ф.и.о., должность)
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЖИВОПИСЬ
название предмета
- 1. Область применения программы:
- программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ по программе «ЖИВОПИСЬ» со сроком освоения 8 лет;
Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
- 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
Целями предмета являются:
- художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний. Умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачами предмета являются:
- приобретение учащимися знаний, умений, навыков по выполнению живописных работ.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества;
- разнообразные техники живописи;
- художественные и эстетические свойства цвета;
- основные закономерности создания цветового строя.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- применять навыки в использовании основных техник и материалов;
- применять навыки последовательного ведения живописной работы;
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 891 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 495 часов;
самостоятельной работы обучающегося 396 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 891 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 495 |
в том числе: | |
практические занятия | 485 |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 396 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов | - |
- Тематический план и содержание учебного предмета:
ЖИВОПИСЬ
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Четвертый год обучения | ||
I полугодие | ||
1. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. | Содержание учебного материала | 8 |
Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
2. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами. | Содержание учебного материала | 8 |
Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
3. Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. | Содержание учебного материала | 8 |
Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья». Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье». | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
4. Тема. Приемы работы с акварелью. | Содержание учебного материала | 8 |
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок). Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды осенних цветов. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
5. Тема. Приемы работы с акварелью. | Содержание учебного материала | 9 |
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому, a la prima). Этюд с палитрой художника. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.) | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
6. Тема. Приемы работы с акварелью. | Содержание учебного материала | 8 |
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Копирование лоскутков тканей. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри». | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
7. Тема. Нюанс. | Содержание учебного материала | 8 |
Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
8. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль | Содержание учебного материала | 9 |
Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
9. Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония. | Содержание учебного материала | 8 |
Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый- 17 фиолетовый и т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
10. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. | Содержание учебного материала | 8 |
Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии. Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 9 |
Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
II полугодие | ||
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону | Содержание учебного материала | 8 |
Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
13. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 8 |
Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
14. Тема. Цветовой контраст (хроматический). | Содержание учебного материала | 8 |
Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
15. Тема. Цветовой контраст (хроматический). | Содержание учебного материала | 9 |
Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на зеленом фоне). Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
16. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 8 |
Применение различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
17. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 8 |
Тонкие цветовые отношения. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы различных приемов акварели, передача формы и материальности предметов. Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
18. Тема. Фигура человека. | Содержание учебного материала | 9 |
Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры фигуры человека. Использование акварели (монохром), бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
Пятый год обучения | ||
I полугодие | ||
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 8 |
Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 8 |
Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная живопись), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 8 |
Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
4. Тема. Гармония по насыщенности. | Содержание учебного материала | 8 |
Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: эскизы домашних животных. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
5. Тема. Контрастная гармония. | Содержание учебного материала | 8 |
Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов.Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
6. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль | Содержание учебного материала | 8 |
Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата. Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль). | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
7. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. | Содержание учебного материала | 9 |
Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды комнатных растений. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
II полугодие | ||
8. Тема. Фигура человека. | Содержание учебного материала | 8 |
Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фигуры человека. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 8 |
Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте | Содержание учебного материала | 8 |
Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом). Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне. | ||
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону | Содержание учебного материала | 9 |
Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. | Содержание учебного материала | 9 |
Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
13. Тема. Гармония по насыщенности. | Содержание учебного материала | 9 |
Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. | Содержание учебного материала | 10 |
Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
Шестой год обучения | ||
I полугодие | ||
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 9 |
Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. | Содержание учебного материала | 9 |
Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель, поэтапная работа над формой), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 9 |
Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
4. Тема. Фигура человека. | Содержание учебного материала | 9 |
Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 10 |
Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
II полугодие | ||
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону Цельность колористического решения. | Содержание учебного материала | 9 |
Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
7. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. | Содержание учебного материала | 9 |
Цветотональные отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. | Содержание учебного материала | 9 |
Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование акварели («по сырому), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
9. Тема. Гармония по светлоте | Содержание учебного материала | 10 |
Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
Седьмой год обучения | ||
I полугодие | ||
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 9 |
Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды живых цветов. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 9 |
Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт в различных техниках из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. | Содержание учебного материала | 9 |
Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 10 |
Применение на практике полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд драпировки со складками. Использование акварели, бумаги различного формата. Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
II полугодие | ||
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 9 |
Передача глубины пространства. Создание нескольких эскизов с разных мест. Эскизы натюрмортов в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками). Использование акварели, бумаги различного формата. Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественных и зарубежных художников с подобной композицией. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
6. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. | Содержание учебного материала | 9 |
Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
7. Тема. Нюансная гармония. | Содержание учебного материала | 9 |
Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического решения. Натюрморт с чучелом птицы. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
8. Тема. Фигура человека. | Содержание учебного материала | 9 |
Развитие навыков и умений рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием», «За чтением» и т.п.) Использование акварели, бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
Восьмой год обучения | ||
I полугодие | ||
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности. | Содержание учебного материала | 9 |
Цельность, декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов. Этюды постановок с грибами и осенними листьями. Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3 Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
2. Тема. Нюансная гармония. | Содержание учебного материала | 9 |
Грамотное ведение длительной работы. Связь натюрморта с пространством интерьера. Осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента интерьера (с предварительным эскизом) с нестандартной точки зрения. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различного формата. Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
3. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. | Содержание учебного материала | 9 |
Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Натюрморт с предметами из стекла (2-4 стеклянных предмета, различные по цвету) в темной цветовой гамме. Использование акварели (многослойная акварель). Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в различном освещении. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
4. Тема. Интерьер. | Содержание учебного материала | 9.5 |
Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями. | ||
Практические занятия | 9.5 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
II полугодие | ||
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону | Содержание учебного материала | 9.5 |
Самостоятельное последовательное ведение работы. Передача материальности и характера предметов в среде. Тематические натюрморты бытового жанра. Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко выраженными различиями материальности. | ||
Практические занятия | 9.5 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. | Содержание учебного материала | 9 |
Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с введением гипсовой маски или орнамента. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7.5 | |
7. Тема. Фигура человека в театральном костюме | Содержание учебного материала | 9 |
Выявление характерных особенностей модели. Этюды фигуры человека в контражуре. Использование акварели, бумаги различного формата. Самостоятельная работа: этюды родных и друзей. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7.5 | |
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте | Содержание учебного материала | 9 |
Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов. Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по цвету. Использование акварели, бумаги формата А2. Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности | Содержание учебного материала | 9 |
Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности. Натюрморт из предметов различной материальности (тематический натюрморт «Игрушки»). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2. Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек. | ||
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для групповых занятий площадью не менее 20 кв.м.
- оборудование учебного кабинета: : столы, стулья, мольберты, натурные столы, классная доска, предметы натурного фонда, наглядные пособия, настенные иллюстрации. шкаф;
- технические средства: : осветительные приборы.
- Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- «Искусство детям», Сказочная гжель,2014
- «Искусство детям»,Жостовский букет,2014
- «Искусство детям», Узоры северной двины,2014
- «Искусство детям» Хохломчская роспись,2014
- «Искусство детям», Городецкая роспись, 2014
- «Искусство детям», Дымковская игрушка,2014
- Шаров В. С. Академическое обучение изобразительному искусству, 2014.
- Художественная школа, 2014 (журнал)
- Стародуб К.И. , Евдокимова И.А. Рисунок и живопись,2011
- Селютин И. ю. Учимся рисовать,2008
- Шалаева Г. Учимся рисовать птиц и рыб,2008
- Русич», Волшебная глина, Смоленск,2008
- Ли Н. Основы учебного академического рисунка, 2011
- Калинина С. Художественная школа,2013
- Лагутин А.А. Рисунок: Натюрморт, голова. Технологические приемы, 2008
Дополнительные источники:
- Волков Н. Цвет в живописи. М., 1965.
- Волков Н. Композиция в живописи. М., 1977.
- Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., 1986.
- Михайлов А. Искусство акварели: Учебное пособие. М., 1995.
- Основы живописи / Перевод с нем. СПб., 1994.
- Паррамон X., Фреснеч Г. Как писать акварелью / Перевод с исп. СПб., 1995.
- Фейнберг Л., Грейберг Ю. Секреты живописи старых мастеров. М., 1989.
- Школа изобразительного искусства. В 10-ти выпусках. Вып. 1. М., 1960.
Интернет-ресурсы:
- http://www.art-publish.ru/new/
- http://art-storona.ru/
- http://art-teacher.ru/
- http://www.sgutv.ru/telecast_591_video.htm
- http://all-drawings.livejournal.com/
- http://graphic.org.ru/
- http://www.art-slovar.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, просмотров работ учащихся по полугодиям.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета выпускник знает: - свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества; - разнообразные техники живописи; - художественные и эстетические свойства цвета; - основные закономерности создания цветового строя. В результате освоения предмета выпускник умеет: - видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; - изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; - применять навыки в использовании основных техник и материалов; - применять навыки последовательного ведения живописной работы; | Контрольные уроки, зачеты, экзамен. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания).
4 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
5 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей.
6 год обучения
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
7 год обучения
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
8 год обучения
- передавать цельность и законченность в работе;
- строить сложные цветовые гармонии;
- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
- грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных поверхностей;
- свободно владеть передачей материальности различных предметов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Требования к экзамену по предмету «Живопись»
Экзамен проводится в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью или гуашью на формате А3 в течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотонная драпировка), в третьих-четвертых классах - комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-6 предмета и богатые по цвету и декору драпировки).
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;
- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
- добиться цельности в изображении натюрморта.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы, выставления оценок и пр. Формы промежуточной аттестации:
- зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
- экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время). Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа полностью соответствует программным требованиям.
4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.