Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам

Кобякова Мария Петровна

Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам

                                                              

                                                               «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

                                                    на одаренность, кроме тех, которые проявляются

                                                   в результате активного участия хотя бы в самой

                                                   маленькой  поисковой исследовательской работе».

А. Н. Колмогоров

 

        Олимпиадное движение, конкурсы  – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

Целями работы являются:

  • Развитие познавательной активности учащихся
  • Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла
  • Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла
  • Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
  • Формирование творческой активности обучающихся
  • Развитие способности к нахождению аналогий
  • Учить работать командой (группой)
  • Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_olimpiadamkobyakova_m.p.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам

                                                              

                                                               «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

                                                    на одаренность, кроме тех, которые проявляются

                                                   в результате активного участия хотя бы в самой

                                                   маленькой  поисковой исследовательской работе».

А. Н. Колмогоров

        Олимпиадное движение, конкурсы  – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

Целями работы являются:

  • Развитие познавательной активности учащихся
  • Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла
  • Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла
  • Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления
  • Формирование творческой активности обучающихся
  • Развитие способности к нахождению аналогий
  • Учить работать командой (группой)
  • Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.

            Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не хотели, сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.

На подготовительном этапе работы разрабатываются задания и даётся информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.

         Одной из форм подготовок к олимпиадам я использую исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

      Система подготовки участников олимпиад:

—  базовая школьная подготовка по предмету;

—  подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);

—  самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

—  целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

 

Подготовка школьников к олимпиадам.

 

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

— подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года

—  элективные (факультатив) курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей

—  индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

— использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы)

— уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач

—   использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.

 

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через

—  наблюдения в ходе уроков;

—   организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

—  оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет

— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников

—  уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)

—  Работать по  принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)

3.Планируем работу.

—  при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности

—  оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)

—  предусмотреть возможность отдыха, релаксации

—  не превращать работу группы в пустое времяпровождение

—  наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.

—  основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы

4.Расширяем кругозор:

—  читаем книги, журналы

—  работаем в Интернете

—  общаемся дистанционно

5. Решаем задачи.

—  нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию

—  создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)

6. И не останавливаемся.

Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?

—  зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)

—  зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.

—  целевое изучение  литературы

—  создание опорных схем, таблиц и т.д.

       С олимпиадниками работать и сложно и интересно. Интересно потому что это как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на исторические и обществоведческие темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «олимпиадником» приходится становиться тебе, чтобы «держать планку».

Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.

   Методы и средства обучения

  базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:

— Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;

— На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;

—   Учащийся становится субъектом своего собственного развития;

— Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.

 

 

  Ведущие методы творческого характера:

 - проблемные;

 - поисковые;

 - эвристические;

 - исследовательские;

 - проектные

   в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 

 

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

 

— осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

— создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

—  признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

—  постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;

— Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:

 

Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?

—  Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.

—  Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.

—  Умение координировать свои действия с действиями родителей.

—  Умение консультировать родителей и учащихся.

—  Профессиональная зрелость.

—  Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.

—  Эмоциональная стабильность.

—  Способность к самоанализу.

—  Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

—  Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

 

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

—  Учителю-предметнику в работе необходимо:

— Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .

—  Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

—  Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Способные, а тем более одаренные дети, быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Так нельзя ли изыскать возможность и направить эти качества и способности во благо всем: и самому ученику, и учителю, и школе?

Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Они, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Их волнуют вопросы философского характера.

5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.

2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на  разного рода раздражители и стимулы.

5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.