программа по предмету "композиция" 4-9

Балусова Ирина Владимировна

программа по предмету "композиция" для 9-летнего образования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon композиция 4-9261 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 г. СМОЛЕНСКА»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

                                               

название предмета

2014 г.


«ОДОБРЕНА»

Методическим советом

МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска

«28» августа 2014г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор

МБУДО ДШИ №2 г. Смоленска

В.Г. Новиков

«29» августа 2014г.  

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)  «ЖИВОПИСЬ»

Организация-разработчик: МБУДО «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска»

Разработчик:

Балусова И.В.,  преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска

(ф.и.о., должность)

М.П.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

название предмета

  1. 1. Область применения программы:

- программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ по программе «ЖИВОПИСЬ» со сроком освоения 9 лет;

Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

  1. 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:

Целями предмета являются:

- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачами предмета являются:

- развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;

 - последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;

 - знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;

 - изучение выразительных возможностей тона и цвета;

 - развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;

 - обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

 - приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

 - формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

 В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- основные элементы композиции;

- закономерности построения художественной формы;

- принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла;

- основы цветоведения;

 - основные выразительные средства изобразительного искусства;

- последовательность выполнения работы над композицией;

 - основные правила построения композиции.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

 - создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

 - самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

 - работать с разными материалами и в разных техниках для создания выразительной композиции и более полного раскрытия замысла;

- применять полученные знания о выразительных средствах композиции в композиционных работах;

 - находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи, навыки работы по композиции;

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  1122 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  429 часов;

самостоятельной работы обучающегося  693  часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

1122

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

429

в том числе:

практические занятия

417

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

693

в том числе:

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

-

  1. Тематический план и содержание учебного предмета:

КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

4 год обучения

Ι полугодие

Раздел 1. Основы композиции станковой

1.1.  Вводная  беседа  об  основных  законах  и  правилах  композиции,

Содержание учебного материала

14

1.1.  Вводная  беседа  об  основных  законах  и  правилах  композиции,  о решающей  роли  композиции  в  изобразительном  искусстве.  Демонстрация репродукций  произведений великих художников.   

Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции».

Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и

техниками, применяемыми при создании композиций.

Самостоятельная  работа:  просмотр  репродукций  и  видеоматериалов  в школьной  библиотеке.

Практические занятия

14

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

23

1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе. 

Содержание учебного материала

14

Цель:  определение  понятий  «решение  листа  как  единого  целого»  и «изображение на картинной плоскости».

Задача: знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор

формата в зависимости от замысла.

Предлагаемые  аудиторные  задания:  исполнение  сюжетной  композиции  на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.).

Задание  для  самостоятельной  работы:  зарисовки  по  памяти  учащимися летних впечатлений

Практические занятия

14

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

23

Раздел 2. Цвет в композиции станковой

2.1.  Основные  цвета,  составные  и  дополнительные  (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета.

Содержание учебного материала

14

Цель:  знакомство  с  общими  закономерностями  цветовых  сочетаний,  с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета.

Задача:  знакомство  с  техникой  работы  гуашью  как  кроющей  краской, приобретение навыка смешивания колеров.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  создание  цветовых  растяжек  холодной гаммы
Задание для самостоятельной работы: создание цветовых растяжек теплой гаммы.

Практические занятия

14

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

23

2.2.  Достижение  выразительности  композиции  с  помощью  цветового

контраста. Контраст и нюанс.

Содержание учебного материала

14

Цель:  изучение  понятий  «контраст  цвета  по  теплохолодности»,  «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе.

Задача:  усвоение  опыта  компоновки  элементов  композиции,  приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.

Предлагаемые аудиторные задания:  

•  этюд по впечатлению «Осенние листья на асфальте»

•  этюд по воображению «Деревья осенью».

Задания  для  самостоятельной  работы:  создание  цветовых  выкрасок  в теплой и холодной цветовой гамме, цветовые эскизы образов деревьев.

Практические занятия

14

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

23

Раздел 3. Сюжетная композиция

3.1.  Сюжетная  композиция  по  литературному  произведению.  Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона.

Содержание учебного материала

15

Цель:  знакомство  с  созданием  сюжетной  композиции  в  ахроматической гамме  по  опыту  старых  мастеров,  целостное  композиционное  решение  на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат).

Задача:  приобретение  опыта  исполнения    композиции  с  использованием силуэтных  изображений  фигур  людей,  животных,  элементов  пейзажа  и

интерьера.    

Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиции на тему русских сказок (или конкурсная тема). Ахроматическая гамма.

Задания  для  самостоятельной  работы:    наброски  кистью  и  тушью  фигур людей и животных с натуры и по воображению

Практические занятия

14

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

23

ΙI полугодие

3.2.  Ритм  в  композиции  станковой.  Изучение  понятия  композиционного  ритма.

Содержание учебного материала

14

Цель:  приобретение  знаний  и  умений  по  решению  композиции  листа  на основе  ритмических  конструкций.  Изучение  возможностей  создания динамичной и статичной композиции.

Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции. создание  творческой  композиции  на  темы  по  выбору:  «Зимний  лес», «Метель», «Карнавал».

Задание  для  самостоятельной  работы:  сбор  подготовительного  материала по  заданной  теме. Наброски и  зарисовки деревьев, веток, морозных узоров, людей в движении.

Практические занятия

14

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

23

3.3.  Композиционный центр в композиции станковой.

Содержание учебного материала

14

  Задача:  знакомство  с  различными  методами  выделения  композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии.  

Предлагаемое  аудиторное  задание:  иллюстрация  к  литературному произведению:  А.С.  Пушкин  «Сказка  о  царе  Салтане»  (или  другие  сказки  Пушкина).  

Задание  для  самостоятельной  работы:  выполнение  трех  эскизов  к  сказке, где  каждый  из  трех  персонажей  становится  главным.

Практические занятия

14

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

23

3.4.  Выразительные средства композиции станковой. 

Содержание учебного материала

15

Цель: приобретение  знаний о выразительных средствах композиции  (линия, пятно,  цвет,  светотень,  фактура);  изучение  понятий  «планы», «пространство»,  «ритм»,  «масштаб»,  «соразмерность  элементов», «пропорции тона» и «состояние в пейзаже».

Задача:  совершенствование  навыков  решения  листа  как  единого  целого произведения  с  композиционным  центром  и  второстепенными  элементами, закрепление понятий  «контраст» и «нюанс».

Предлагаемые аудиторные задания:  

а)  выполнение  графического  листа  на  тему  «Пейзаж»  (деревенский  или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;

б) выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский или

городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;

Задание  для  самостоятельной  работы:  выполнение  композиционных поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник  через систему  упражнений,  заданных  преподавателем.  Самостоятельный  подбор цветовой  шкалы к заданиям по живописной композиции.

Практические занятия

14

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

23

5 год обучения

Ι полугодие

Раздел 1. Цвет в композиции станковой

1.1.  Ограничение цветовой палитры в живописной композиции. 

Содержание учебного материала

16

Цель:  закрепление  понятий  «целостность  композиции»,  «виды  и  формы ритма», «выделение главного», «пропорции тона», «состояние».

Задача:  овладение  способами  передачи  пространства  через  изменение насыщенности и светлоты цвета, методики поэтапного ведения работы.    

Предлагаемое  аудиторное  задание:  выполнение  композиционного  пейзажа со стаффажем (городской мотив) в три тона с введением одного из основных цветов  (желтого, красного или синего) с применением разбела и затемнения соответственно  белой  и  черной  красками.  Двух-  или  трехплановое пространство.

Задание для самостоятельной работы: создание шкалы изменения цвета по насыщенности  и  светлоте. Самостоятельный  анализ    произведений  великих художников.

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

23

Раздел 2. Сюжетная композиция

2.1.  Однофигурная,  двухфигурная  и  многофигурная  композиции,  варианты построения схем (статичная и динамичная композиции).

Содержание учебного материала

17

Цель: изучение построения многофигурной композиции по замкнутой схеме и  разомкнутой  схеме  на  примерах  произведений  великих  мастеров (Тинторетто  «Тайная  вечеря»,  И.Е.  Репин  «Не  ждали»,  А.А.  Дейнека,  Г.С. Верейский,  Е.С.  Кругликова  и  др)
Задача: приобретение практических навыков при построении двухфигурной композиции, создание определенного эмоционального состояния с помощью

цветовой палитры и положения фигур друг относительно друга.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  Иллюстрация  к  литературному произведению (или конкурсная тема).

Задание  для  самостоятельной  работы:  выполнение  зарисовок  двух  фигур для изучения их пластического и ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов.

Практические занятия

16

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

23

ΙΙ полугодие

Раздел 3. Декоративная композиция

3.1.  Монокомпозиция  в  декоративном  искусстве,  общие  принципы  ее построения.

Содержание учебного материала

16

Цель: изучение общих принципов создания декоративной композиции.

Задача:  навыки  перехода  на  условную  плоскостную,  аппликативную трактовку формы предмета.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  создание  плоскостного  изображения предмета, монохром: рисунок  с  натуры  предмета  (чайник,  кувшин  и  т.п.),  определение «большой тени»; изображение силуэта этого предмета.

Задание для самостоятельной работы: выполнение силуэтного изображения предметов быта в наиболее выразительном ракурсе.

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

23

. 3.2. Трансформация и стилизация изображения. 

Содержание учебного материала

16

Цель:  формирование    умения  создавать  новый  орнаментальный  образ предмета с целью организации интересного ритмического порядка.

Задача: синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  трансформация  формы  трех  предметов (лампы, чайника, кувшина) при помощи изменения пропорций:

• уменьшение ширины в два раза;

• увеличение ширины в два раза;

• изменение пропорций внутри предмета (пропорции горлышка, туловища предмета).

Задание  для  самостоятельной  работы:  поиск  интересных, выразительных форм предметов, контрастных между собой по форме и величине.

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

23

3.3. Декоративная композиция натюрморта. 

Содержание учебного материала

16

Цель: изучение графических выразительных средств, создающих форму.

Задача:  умение  использовать  ограниченность  графических  средств  для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  создание  эскизов  натюрморта  при пятновой трактовке форм:    

•  натюрморт  с  натуры  с  выявлением  объема  при  изучении  «большой тени» и «большого света»;

•  вариант «черно-белое изображение»;

•  вариант «черно-серо-белое изображение».

Задание  для  самостоятельной  работы:  эскиз  натюрморта  с  пятновой трактовкой композиции, где все внимание обращается на фактуру.

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

23

. 3.4. Стилизация изображения животных. 

Содержание учебного материала

17

Цель: изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве.

Задача: приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов.

Предлагаемое аудиторное задание:  

1. Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента:  

а) древнеиранские мотивы;  

б) готические мотивы;

в) стиль эпохи Возрождения.

2.  Создание  орнаментальных  композиций  с  изображением  зверей  в выбранном стиле.

Задание  для  самостоятельной  работы:  создать  орнаментальные композиции с животными «подводного мира» в стиле Модерн.

Практические занятия

16

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

23

6 год обучения

Ι полугодие

Раздел 1. Сюжетная композиция

1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции. 

Содержание учебного материала

16

Цель:  закрепление  понятий  «неделимость композиции»,  «пропорции  тона», «эмоциональное состояние», «выделение главного».

Задача:  умение  использовать  пленэрные  зарисовки  и  этюды  в  композиции пейзажа.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  пейзаж  в  графической  технике, деревенский  или  городской,  передача  неглубокого  трехпланового пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба.    

Задание  для  самостоятельной  работы:  копирование  путевых  зарисовок великих  мастеров  пейзажа: В. Ван  Гога, А.П. Остоумовой-Лебедевой, Н.Н.

Куприянова, О.Г. Верейского, А.В. Кокорина.

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

23

Раздел 2. Цвет в композиции станковой

2.1.  Живописная  композиция  в  интерьере  с  небольшим  количеством

персонажей.

Содержание учебного материала

17

Цель: изучение на практическом применении понятий «цветовой контраст», «цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов».

Задача:  изучение  возможностей  подчинения  цветотонального  решения композиции  замыслу,  поиск  эмоционально  выразительного  решения композиции и выделение композиционного центра цветом.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  создание  живописной  композиции  с использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с двумя-тремя  фигурами  людей,  двухплановое  пространство  на  темы: «Школа», «Магазин», «Друзья» или конкурсная.

Задание  для  самостоятельной  работы:  исполнение  композиционных зарисовок  и  этюдов  интерьера  с  фигурами  людей  с  различным цветотональным решением.

Практические занятия

16

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

23

6 год обучения

II полугодие

Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр)

3.1. Исполнение мини-серии  (диптих,  триптих)  графических  композиций на историческую тематику. 

Содержание учебного материала

17

Цель: изучение возможностей создания композиции способами:

•  совмещение разновременных событий;

•  совмещение переднего и дальнего планов (наплывы);

•  сочетание разнонаправленного движения;

•  совмещение  фигур  и  групп,  переданных  в  разных  ракурсах (наслаивание).    

Задача:  укрепление  навыков  отбора  материала  для  развития  темы композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных

общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли

детали в утверждении достоверности изображения.

Предлагаемое аудиторное задание:  

1. Выполнение  композиционных  зарисовок  групп  людей  с  натуры  при различном освещении.

2. Выбор темы и сюжета для разработки композиции.

3. Исполнение мини-серии в материале.  

Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров

с целью выявления композиционных схем.

Практические занятия

16

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

23

7 год обучения

Ι полугодие

Раздел 1. Создание художественного образа в композиции

1.1. Композиционная организация портрета. 

Содержание учебного материала

16

Цель:    изучение  портретного  жанра,  схемы  построения  костюмированного портрета  и  его  видов  –  аллегорического,  мифологического,  исторического, семейного, жанрового.

Задача:   передача изобразительными  средствами визуальных характеристик

литературного  персонажа,  эпохи,  среды,  в  которой  он  жил,  через  костюм, предметы  быта,  интерьера.  Выявление  характера.  Психология  образа. Выразительность.  Сходство.  Соотношение  человеческой  фигуры  и пространства.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  живописная  композиция  -  портрет литературного  героя  из  русской  классики:    А.С.  Пушкин  «Песнь  о  вещем Олеге»,  «Станционный  смотритель»; А.П.Чехов  «Хамелеон», И.С. Тургенев «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др.

Задание  для  самостоятельной  работы:  анализ  работ  великих  художников (композиционные  схемы),  наброски  и  зарисовки  костюмов,  интерьеров, фигуры человека, головы человека.    

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

24

1.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане. 

Содержание учебного материала

17

Цель:  изучение  способов  создания  оригинальной  творческой  композиции  в определенной методической последовательности.

Задача: создание графической композиции в материале с соблюдением всех подготовительных  этапов  работы.  Выбор  точки  зрения  и  источника освещения. Свет как выразительное средство композиции.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  создание  автопортрета  в  определенном историческом  костюмированном образе со стаффажем на заднем плане.

Задание  для  самостоятельной  работы:  зарисовки  автопортрета,  выбор образа, упражнение на выбор техники исполнения.

Практические занятия

16

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

24

ΙI полугодие

1.3. Иллюстрации к литературным произведениям. 

Содержание учебного материала

17

Цель: закрепление понятий: «целостность цветового решения», «направление основного движения в композиции», «пространство и цвет», «пространство и

тон»,  «композиционная  схема»,  применение  основных  правил  и  законов станковой композиции.

Задача: умение выявлять характер персонажа, психологию образа персонажа, добиваться  выразительности  композиции,  соотношения  человеческой фигуры и пространства. Работа в выбранной технике.

Предлагаемое аудиторное задание:  

1.  Анализ  произведений  великих  мастеров  с  целью  выявления композиционной схемы картины («золотое сечение», «соотношение больших

масс», «композиционный центр»).

2.  Создание  творческой  композиции  по  мотивам  произведений зарубежных писателей-классиков.

Задание  для  самостоятельной  работы:  композиционные  зарисовки интерьеров, костюмов, предметов быта, образов персонажей в соответствии с

выбранной темой.

Практические занятия

16

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

24

8 год обучения

Ι полугодие

Раздел 1. Графика

1.1.  Иллюстрация  к  классическим  произведениям  русской  и  мировой

литературы с использованием орнамента.  

Содержание учебного материала

16

Цель:  создание  композиции  с  учетом  технических  и  композиционных особенностей книжной графики.

Задача: нестандартное решение композиции. Умение использовать орнамент как  одну  из  главных  составляющих  книжной  иллюстрации.  Изучение материальной культуры различных времен и стран.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  разработка  графического,  цветового решения  орнамента  и композиции листа в целом. Выполнение композиции с

включенным в нее орнаментом в заданном формате.

Задание  для  самостоятельной  работы:  сбор  подготовительного материала. Изучение материальной культуры времен и стран.

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

24

1.2. Графический лист с визуальным эффектом. 
Вариант 1. Иллюстрация

Вариант 2. Архитектурная фантазия.    

Содержание учебного материала

16

Вариант 1. Иллюстрация
Цель:  создание  композиции  с  учетом  технических  и  композиционных особенностей  книжной  графики:  параметры  страницы  и  ее  заполнение, взаимодействие чистого пространства листа и изображения.

Задача:  умение  применять  оригинальный  визуальный  эффект,  помогающий восприятию литературного произведения.

Предлагаемое аудиторное задание: выполнение иллюстрации с разработкой

схемы визуального эффекта, трансформирующего форму и вписывающегося в композицию графического листа.

Задание  для  самостоятельной  работы:    отбор  самого  выразительного эпизода  литературного  произведения  для  наиболее  полного  раскрытия  его через  визуальный  эффект.  Изучение  соответствующей  материальной  

культуры.  

Вариант 2. Архитектурная фантазия.    

Цель: создание графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.

Задача:  умение  создавать  визуальный  эффект,  трансформирующий архитектурные формы на примерах творчества Джованни Батиста Пиранези.  

Предлагаемое  аудиторное  задание:  выполнение  графического  листа  с разработкой  визуального  эффекта.  Пространственно-плановое  решение композиции.

Задание  для  самостоятельной  работы:  изучение  архитектурных  стилей. Знакомство с современными тенденциями в архитектуре.

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

24

Раздел 2. Сюжетная композиция

2.1. Выполнение сюжетной композиции на конкурсную тему. 

Содержание учебного материала

17

Цель: создание  многофигурной композиции на заданную конкурсную тему.  

Задача:  Умение  создавать  композицию  с  учетом  законов  композиции. Пространственно-плановое, тональное и цветовое решение.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  выполнение  грамотно  организованной, технически законченной композиции.  

Задание  для  самостоятельной  работы:  сбор  натурного  материала. Подготовительные наброски и этюды.

Практические занятия

16

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

25

ΙI полугодие

3 раздел.

Итоговая работа

3.1. Выполнение итоговой работы: 

Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры). Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные

задания).

Вариант 3. Декоративный натюрморт.  

Содержание учебного материала

18

Цели и  задачи: Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности,  наклонности  и  умение  ученика:  его  подготовленность  к самостоятельному  творческому  мышлению  и  умению  реализовывать  свои замыслы.    Закрепление  понятий  и  применение  основных  правил  и  законов  станковой многофигурной  тематической  композиции.

Предлагаемое аудиторное задание:

Вариант  1.  Пространственно-плановое  тональное  и  цветовое  решение композиции, выбор формата.

Вариант  2.  Выполнение  композиции  с  учетом  композиционных  законов  на заданную  тему  и  в  выбранном  формате;  целостность  композиционного

решения.

Вариант  3.  Тональное  решение  эскизов  натюрморта.  Цветовое  решение

эскизов  натюрморта  в  теплой,  холодной  и  смешанной  цветовой  гамме. Отрисовка картона и выполнение работы в формате согласно разработанному

эскизу.  

Задание для самостоятельной работы:

Вариант 1. Изучение исторического костюма и материальной культуры. Вариант 2.  Сбор  подготовительного  материала,  пространственно-плановое, тональное и цветовое решение.

Вариант 3. Тематический подбор предметов для декоративного натюрморта, натурные зарисовки предметов и их графическая стилизация.

Практические занятия

17

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

25

9 год обучения

Ι полугодие

Раздел 1. Графика

1.1.  Создание сложной образной графической композиции. 

Вариант 1. Графический лист «Аллегория».  

Вариант 2. Основы мультипликации. Разработка персонажей и фона.

Содержание учебного материала

10.5

Вариант 1. Графический лист «Аллегория».  

Цель: развитие абстрактно-образного мышления.

Задача:  условное  изображение  абстрактных  идей  посредством  конкретного художественного образа.

Предлагаемое  аудиторное    задание:  вводная  беседа  на  тему  «аллегория». Создание сложного художественного образа в композиции.

Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала.  

Вариант 2. Основы мультипликации. Разработка персонажей и фона.    

Цель:  образная  характеристика  персонажей  и  среды,  в  которой  они  будут взаимодействовать.

Задача:  создание  персонажей  и  фонов  в  строгом  соответствии  с индивидуальной  характеристикой  образа  и  материальной  культурой. Стилизация.  

Предлагаемое  аудиторное  задание:  вводная  беседа  на  тему  «стили мультипликации».  Разработка    стилизованных  персонажей  (2-3)  с  учетом

требований  мультипликационной  графики.  Выразительность  силуэта. Локальность цвета.

Задание  для  самостоятельной  работы:  создание  фона  для  персонажей  с учетом плановости.

Практические занятия

10.5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

22

1.2.  Графика малых форм. 

Вариант 1. Разработка  праздничной открытки.

Вариант 2. Экслибрис.

Содержание учебного материала

10.5

Вариант 1. Разработка  праздничной открытки.

Цель: знакомство с графикой малых форм.

Задача: выразительность и оригинальность образа в малом формате.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  создание  станковой  композиции  малых графических форм.

Задание  для  самостоятельной  работы:  сбор  тематического  материала. Изучение классических аналогов.

Вариант 2. Экслибрис.

Цель:  знакомство  с  понятием  «эмблема»  (книжный  знак  книголюба, библиотеки) как составной части графики малых форм.

Задача:  создание  композиции,  наиболее  полно  отражающей  профессиональные,  любительские  интересы  и  литературные  пристрастия

владельца книги. Использование символов в изображении.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  создание  сложной  графической композиции малых форм с использованием шрифта и различных символов.

Задание  для  самостоятельной  работы:  выполнение    эскизов  с  учетом характерных особенностей графики малых форм. Сбор материала.

Практические занятия

10.5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

22

1.3.  Шрифтовая композиция.   

Содержание учебного материала

11.5

Цель: изучение различных видов   и конструктивных особенностей шрифта.

Задача:  создание    композиции,  в  которой  шрифт  будет  нести  главную смысловую и эстетическую нагрузку.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  создание  оригинальной  тематической шрифтовой  композиции  с  учетом  понятия  цветности  шрифта  (цветность  – соотношение толщины букв и межбуквенных пространств).

Задание  для самостоятельной работы: изучение характерных особенностей шрифтов. Выполнение композиционных эскизов.

Практические занятия

10.5

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

22

ΙΙ полугодие

Раздел 2. Сюжетная  композиция

2.1. Сюжетная композиция. Триптих. 

Содержание учебного материала

10.5

Цель:  закрепление  опыта  работы  над  серией  композиций,  связанных общностью  темы, формата,  техники,  стилистики исполнения; роль детали  в

утверждении достоверности изображения.

Задача:  Создать  композицию,  составные  части  которой  будут  подчинены раскрытию  общей  идеи,  и  в  то  же  время  будут  рассматриваться  как самостоятельные.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  Создание  трех  композиций объединенных  одной  темой,  с  учетом  соподчиненности  частей  смысловому центру композиции.

Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала, изучение материальной культуры, продолжение работы над композицией.

Практические занятия

10.5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

22

2.2. Сюжетная композиция на конкурсные темы. 

Содержание учебного материала

10.5

Цель:  закрепление  полученных  традиционных  композиционных  базовых законов и правил.  

Задача:  формирование    навыков  самостоятельной  работы  в  различных жанрах композиции.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  выполнение  различных  заданий, определенных  тематикой  конкурсов,  тональных  и  цветовых  эскизов. Создание  многофигурной  композиции  в  определенном  формате  с  учетом плановости и динамики действия.  

Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала, изучение материальной культуры.

Практические занятия

10.5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

22

Раздел 3. Графика

3.1. Графическая композиция в городской среде. 

Содержание учебного материала

11.5

Цель: знакомство с художественным решением городской среды.

Задача:  создать    графическую    композицию,  вписывающуюся    в архитектурную среду города.

Предлагаемое  аудиторное  задание:  создание    эскиза  сложной  композиции, несущей эстетическую и смысловую нагрузку – фрески, сграффито.

Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала.

Практические занятия

10.5

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

22

* Объем часов указывается по каждой позиции.


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для групповых занятий площадью не менее 20 кв.м.

- оборудование учебного кабинета: : столы, стулья, мольберты, натурные столы, классная доска, предметы натурного фонда, наглядные пособия, настенные иллюстрации. шкаф;

- технические средства: : осветительные приборы.

Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. «Искусство детям», Сказочная гжель,2014
  2. «Искусство детям»,Жостовский букет,2014
  3. «Искусство детям», Узоры северной двины,2014
  4. «Искусство детям» Хохломчская роспись,2014
  5. «Искусство детям», Городецкая роспись, 2014
  6. «Искусство детям», Дымковская игрушка,2014
  7. Шаров  В. С. Академическое обучение изобразительному искусству, 2014.
  8. Художественная школа, 2014 (журнал)
  9. Стародуб К.И. , Евдокимова И.А. Рисунок и живопись,2011
  10. Селютин И. ю. Учимся рисовать,2008
  11. Шалаева Г. Учимся рисовать птиц и рыб,2008
  12. Русич», Волшебная глина, Смоленск,2008
  13. Ли Н. Основы учебного академического рисунка, 2011
  14. Калинина С. Художественная школа,2013
  15. Лагутин А.А. Рисунок: Натюрморт, голова. Технологические приемы, 2008

Дополнительные источники:

1.  Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004

2.  Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981

3.  Фаворский  В.А.  Художественное  творчество  детей  в  культуре  России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002

4.  Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983    

5.  Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986

6.  Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974

7.  Претте  М.К.,  Капальдо  Альфонсо.  Творчество  и  выражение.  Курс художественного воспитания. М., 1981

8.  Анциферов  В.Г.,  Анциферова  Л.Г.,  Кисляковская  Т.Н.  Станковая композиция.  Примерная  программа  для  ДХШ  и  изобразительных отделений ДШИ. М., 2003

9.  Елизаров  В.Е.  Примерная  программа  для  ДХШ  и  изобразительных отделений ДШИ. М., 2008

10. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990

11. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977

12. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968

13. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984

14. Кибрик  Е.А.  Объективные  законы  композиции  в  изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966

15. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986

16. Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7,    1971

17. Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М., 1977

18. Ровенский М.Г. Отечественные  шрифты. Полиграфист  и  издатель №4,

1995

19. Шицгал А.Г. Русский  типографский шрифт  (вопросы  теории и практики применения). М., 1985  

Интернет-ресурсы:

1.        http://www.art-publish.ru/new/

2.        http://art-storona.ru/

3.        http://art-teacher.ru/

4.        http://www.sgutv.ru/telecast_591_video.htm

5.        http://all-drawings.livejournal.com/

6.        http://graphic.org.ru/

7.        http://www.art-slovar.ru/

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета выпускник знает:

- основные элементы композиции;

- закономерности построения художественной формы;

- принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла;

- основы цветоведения;

 - основные выразительные средства изобразительного искусства;

- последовательность выполнения работы над композицией;

 - основные правила построения композиции.

В результате освоения предмета выпускник умеет:

- создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

 - самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

 - работать с разными материалами и в разных техниках для создания выразительной композиции и более полного раскрытия замысла;

- применять полученные знания о выразительных средствах композиции в композиционных работах;

 - находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи, навыки работы по композиции;

Контрольные уроки,  зачеты, экзамены.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих знаний,  умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Композиция станковая»:

1 год обучения

  • знания:
  • понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
  • о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
  • о трехмерном пространстве,
  • о перспективе (линейной и воздушной);
  • о плановости изображения;
  • о точке зрения (горизонт);
  • о создании декоративной композиции;
  • умения:
  • передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
  • последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
  • работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
  • передавать стилистику, историческую достоверность деталей;
  • трансформировать и стилизовать заданную форму;
  • навыки:
  • перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;
  • анализировать схемы построения композиций великих художников;
  • работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
  • создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.

2 год обучения

  • знания:
  • о пропорциях, об основах перспективы;
  • о символическом значении цвета в композиции;
  • о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;
  • об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
  • умения:
  • ориентироваться в общепринятой терминологии;
  • доводить свою работу до известной степени законченности;
  • обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;
  • собирать дополнительный материал для создания композиции;
  • навыки:
  • разработки сюжета;
  • использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;

приобретение опыта работы над серией композиций.

3 год обучения

  • знания:
  • применения основных правил и законов станковой композиции;
  • основных пропорций фигуры человека;
  • соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
  • умения:
  • выполнения живописной композиции с соблюдением всех

подготовительных        этапов работы, включая работу с историческим

материалом;

организации структуры композиции с        помощью применения;

несложных композиционных схем;

  • навыки:
  • создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции основному замыслу;
  • правильной организации композиционных и смысловых центров;
  • создания целостности цветотонального решения листа.

4 год обучения

  • знания:
  • законов композиции и схем композиционного построения листа;
  • о плановости, перспективном построении пространства;
  • о стилизации форм;
  • умения:
  • самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;
  • самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа;
  • самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств - линии, пятна;
  • самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
  • навыки:
  • работы различными живописными и графическими техниками;
  • самостоятельного изучения материальной культуры;
  • применения визуальных эффектов в композиции;
  • создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.

5 год обучения

  • знания:
  • особенностей композиционного построения графики малых форм;
  • различных видов и конструктивных особенностей шрифта;
  • по созданию оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом понятия цветности шрифта;
  • по созданию серии композиций (триптих), объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.
  • умения:
  • создавать сложные художественные образы;
  • создавать выразительные и оригинальные образы в малых графических формах;

- создавать композиции,        наиболее полно отражающие профессиональные, любительские интересы и литературные пристрастия владельца книги при работе над экслибрисом;

  • навыки:
  • создания персонажей и фонов в строгом соответствии с индивидуальной характеристикой образов и материальной культурой;
  • использования символов в изображении;
  • создания композиции с использованием шрифта.

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

  • зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
  • экзамен – творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.

Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставки проводится:

  • при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 9 лет – в 9 классе.

Итоговая работа предполагает создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.

Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством замысла и воплощения.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая работа может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.

Этапы работы:

  • поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;
  • поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в целом;
  • сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного года;
  • выставка и обсуждение итоговых работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

  • 5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа полностью соответствует программным  требованиям.
  • 4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
  • 3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.