программа по предмету "композиция" 4-9
программа по предмету "композиция" для 9-летнего образования .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
композиция 4-9 | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 г. СМОЛЕНСКА»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ
название предмета
2014 г.
«ОДОБРЕНА» Методическим советом МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска «28» августа 2014г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБУДО ДШИ №2 г. Смоленска В.Г. Новиков «29» августа 2014г. |
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ) «ЖИВОПИСЬ»
Организация-разработчик: МБУДО «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска»
Разработчик:
Балусова И.В., преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска
(ф.и.о., должность)
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ
название предмета
- 1. Область применения программы:
- программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ по программе «ЖИВОПИСЬ» со сроком освоения 9 лет;
Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
- 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
Целями предмета являются:
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачами предмета являются:
- развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
- последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
- знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
- изучение выразительных возможностей тона и цвета;
- развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
- обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- основные элементы композиции;
- закономерности построения художественной формы;
- принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла;
- основы цветоведения;
- основные выразительные средства изобразительного искусства;
- последовательность выполнения работы над композицией;
- основные правила построения композиции.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- работать с разными материалами и в разных техниках для создания выразительной композиции и более полного раскрытия замысла;
- применять полученные знания о выразительных средствах композиции в композиционных работах;
- находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи, навыки работы по композиции;
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 1122 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 429 часов;
самостоятельной работы обучающегося 693 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 1122 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 429 |
в том числе: | |
практические занятия | 417 |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 693 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов | - |
- Тематический план и содержание учебного предмета:
КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
4 год обучения | ||
Ι полугодие | ||
Раздел 1. Основы композиции станковой 1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, | Содержание учебного материала | 14 |
1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. Демонстрация репродукций произведений великих художников. Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции». Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций. Самостоятельная работа: просмотр репродукций и видеоматериалов в школьной библиотеке. | ||
Практические занятия | 14 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе. | Содержание учебного материала | 14 |
Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости». Задача: знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла. Предлагаемые аудиторные задания: исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.). Задание для самостоятельной работы: зарисовки по памяти учащимися летних впечатлений | ||
Практические занятия | 14 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
Раздел 2. Цвет в композиции станковой 2.1. Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета. | Содержание учебного материала | 14 |
Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета. Задача: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров. Предлагаемое аудиторное задание: создание цветовых растяжек холодной гаммы | ||
Практические занятия | 14 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
2.2. Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс. | Содержание учебного материала | 14 |
Цель: изучение понятий «контраст цвета по теплохолодности», «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе. Задача: усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции. Предлагаемые аудиторные задания: • этюд по впечатлению «Осенние листья на асфальте» • этюд по воображению «Деревья осенью». Задания для самостоятельной работы: создание цветовых выкрасок в теплой и холодной цветовой гамме, цветовые эскизы образов деревьев. | ||
Практические занятия | 14 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
Раздел 3. Сюжетная композиция 3.1. Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона. | Содержание учебного материала | 15 |
Цель: знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат). Задача: приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера. Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиции на тему русских сказок (или конкурсная тема). Ахроматическая гамма. Задания для самостоятельной работы: наброски кистью и тушью фигур людей и животных с натуры и по воображению | ||
Практические занятия | 14 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
ΙI полугодие | ||
3.2. Ритм в композиции станковой. Изучение понятия композиционного ритма. | Содержание учебного материала | 14 |
Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания динамичной и статичной композиции. Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции. создание творческой композиции на темы по выбору: «Зимний лес», «Метель», «Карнавал». Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров, людей в движении. | ||
Практические занятия | 14 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
3.3. Композиционный центр в композиции станковой. | Содержание учебного материала | 14 |
Задача: знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки Пушкина). Задание для самостоятельной работы: выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным. | ||
Практические занятия | 14 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
3.4. Выразительные средства композиции станковой. | Содержание учебного материала | 15 |
Цель: приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий «планы», «пространство», «ритм», «масштаб», «соразмерность элементов», «пропорции тона» и «состояние в пейзаже». Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами, закрепление понятий «контраст» и «нюанс». Предлагаемые аудиторные задания: а) выполнение графического листа на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа; б) выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа; Задание для самостоятельной работы: выполнение композиционных поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник через систему упражнений, заданных преподавателем. Самостоятельный подбор цветовой шкалы к заданиям по живописной композиции. | ||
Практические занятия | 14 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
5 год обучения | ||
Ι полугодие | ||
Раздел 1. Цвет в композиции станковой 1.1. Ограничение цветовой палитры в живописной композиции. | Содержание учебного материала | 16 |
Цель: закрепление понятий «целостность композиции», «виды и формы ритма», «выделение главного», «пропорции тона», «состояние». Задача: овладение способами передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета, методики поэтапного ведения работы. Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиционного пейзажа со стаффажем (городской мотив) в три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего) с применением разбела и затемнения соответственно белой и черной красками. Двух- или трехплановое пространство. Задание для самостоятельной работы: создание шкалы изменения цвета по насыщенности и светлоте. Самостоятельный анализ произведений великих художников. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
Раздел 2. Сюжетная композиция 2.1. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции). | Содержание учебного материала | 17 |
Цель: изучение построения многофигурной композиции по замкнутой схеме и разомкнутой схеме на примерах произведений великих мастеров (Тинторетто «Тайная вечеря», И.Е. Репин «Не ждали», А.А. Дейнека, Г.С. Верейский, Е.С. Кругликова и др) цветовой палитры и положения фигур друг относительно друга. Предлагаемое аудиторное задание: Иллюстрация к литературному произведению (или конкурсная тема). Задание для самостоятельной работы: выполнение зарисовок двух фигур для изучения их пластического и ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
ΙΙ полугодие | ||
Раздел 3. Декоративная композиция 3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения. | Содержание учебного материала | 16 |
Цель: изучение общих принципов создания декоративной композиции. Задача: навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета. Предлагаемое аудиторное задание: создание плоскостного изображения предмета, монохром: рисунок с натуры предмета (чайник, кувшин и т.п.), определение «большой тени»; изображение силуэта этого предмета. Задание для самостоятельной работы: выполнение силуэтного изображения предметов быта в наиболее выразительном ракурсе. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
. 3.2. Трансформация и стилизация изображения. | Содержание учебного материала | 16 |
Цель: формирование умения создавать новый орнаментальный образ предмета с целью организации интересного ритмического порядка. Задача: синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик. Предлагаемое аудиторное задание: трансформация формы трех предметов (лампы, чайника, кувшина) при помощи изменения пропорций: • уменьшение ширины в два раза; • увеличение ширины в два раза; • изменение пропорций внутри предмета (пропорции горлышка, туловища предмета). Задание для самостоятельной работы: поиск интересных, выразительных форм предметов, контрастных между собой по форме и величине. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
3.3. Декоративная композиция натюрморта. | Содержание учебного материала | 16 |
Цель: изучение графических выразительных средств, создающих форму. Задача: умение использовать ограниченность графических средств для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании. Предлагаемое аудиторное задание: создание эскизов натюрморта при пятновой трактовке форм: • натюрморт с натуры с выявлением объема при изучении «большой тени» и «большого света»; • вариант «черно-белое изображение»; • вариант «черно-серо-белое изображение». Задание для самостоятельной работы: эскиз натюрморта с пятновой трактовкой композиции, где все внимание обращается на фактуру. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
. 3.4. Стилизация изображения животных. | Содержание учебного материала | 17 |
Цель: изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве. Задача: приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов. Предлагаемое аудиторное задание: 1. Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента: а) древнеиранские мотивы; б) готические мотивы; в) стиль эпохи Возрождения. 2. Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в выбранном стиле. Задание для самостоятельной работы: создать орнаментальные композиции с животными «подводного мира» в стиле Модерн. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
6 год обучения | ||
Ι полугодие | ||
Раздел 1. Сюжетная композиция 1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции. | Содержание учебного материала | 16 |
Цель: закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона», «эмоциональное состояние», «выделение главного». Задача: умение использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа. Предлагаемое аудиторное задание: пейзаж в графической технике, деревенский или городской, передача неглубокого трехпланового пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба. Задание для самостоятельной работы: копирование путевых зарисовок великих мастеров пейзажа: В. Ван Гога, А.П. Остоумовой-Лебедевой, Н.Н. Куприянова, О.Г. Верейского, А.В. Кокорина. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
Раздел 2. Цвет в композиции станковой 2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей. | Содержание учебного материала | 17 |
Цель: изучение на практическом применении понятий «цветовой контраст», «цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов». Задача: изучение возможностей подчинения цветотонального решения композиции замыслу, поиск эмоционально выразительного решения композиции и выделение композиционного центра цветом. Предлагаемое аудиторное задание: создание живописной композиции с использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с двумя-тремя фигурами людей, двухплановое пространство на темы: «Школа», «Магазин», «Друзья» или конкурсная. Задание для самостоятельной работы: исполнение композиционных зарисовок и этюдов интерьера с фигурами людей с различным цветотональным решением. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
6 год обучения | ||
II полугодие | ||
Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр) 3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику. | Содержание учебного материала | 17 |
Цель: изучение возможностей создания композиции способами: • совмещение разновременных событий; • совмещение переднего и дальнего планов (наплывы); • сочетание разнонаправленного движения; • совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание). Задача: укрепление навыков отбора материала для развития темы композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения. Предлагаемое аудиторное задание: 1. Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры при различном освещении. 2. Выбор темы и сюжета для разработки композиции. 3. Исполнение мини-серии в материале. Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров с целью выявления композиционных схем. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 23 | |
7 год обучения | ||
Ι полугодие | ||
Раздел 1. Создание художественного образа в композиции 1.1. Композиционная организация портрета. | Содержание учебного материала | 16 |
Цель: изучение портретного жанра, схемы построения костюмированного портрета и его видов – аллегорического, мифологического, исторического, семейного, жанрового. Задача: передача изобразительными средствами визуальных характеристик литературного персонажа, эпохи, среды, в которой он жил, через костюм, предметы быта, интерьера. Выявление характера. Психология образа. Выразительность. Сходство. Соотношение человеческой фигуры и пространства. Предлагаемое аудиторное задание: живописная композиция - портрет литературного героя из русской классики: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель»; А.П.Чехов «Хамелеон», И.С. Тургенев «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др. Задание для самостоятельной работы: анализ работ великих художников (композиционные схемы), наброски и зарисовки костюмов, интерьеров, фигуры человека, головы человека. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 24 | |
1.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане. | Содержание учебного материала | 17 |
Цель: изучение способов создания оригинальной творческой композиции в определенной методической последовательности. Задача: создание графической композиции в материале с соблюдением всех подготовительных этапов работы. Выбор точки зрения и источника освещения. Свет как выразительное средство композиции. Предлагаемое аудиторное задание: создание автопортрета в определенном историческом костюмированном образе со стаффажем на заднем плане. Задание для самостоятельной работы: зарисовки автопортрета, выбор образа, упражнение на выбор техники исполнения. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 24 | |
ΙI полугодие | ||
1.3. Иллюстрации к литературным произведениям. | Содержание учебного материала | 17 |
Цель: закрепление понятий: «целостность цветового решения», «направление основного движения в композиции», «пространство и цвет», «пространство и тон», «композиционная схема», применение основных правил и законов станковой композиции. Задача: умение выявлять характер персонажа, психологию образа персонажа, добиваться выразительности композиции, соотношения человеческой фигуры и пространства. Работа в выбранной технике. Предлагаемое аудиторное задание: 1. Анализ произведений великих мастеров с целью выявления композиционной схемы картины («золотое сечение», «соотношение больших масс», «композиционный центр»). 2. Создание творческой композиции по мотивам произведений зарубежных писателей-классиков. Задание для самостоятельной работы: композиционные зарисовки интерьеров, костюмов, предметов быта, образов персонажей в соответствии с выбранной темой. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 24 | |
8 год обучения | ||
Ι полугодие | ||
Раздел 1. Графика 1.1. Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента. | Содержание учебного материала | 16 |
Цель: создание композиции с учетом технических и композиционных особенностей книжной графики. Задача: нестандартное решение композиции. Умение использовать орнамент как одну из главных составляющих книжной иллюстрации. Изучение материальной культуры различных времен и стран. Предлагаемое аудиторное задание: разработка графического, цветового решения орнамента и композиции листа в целом. Выполнение композиции с включенным в нее орнаментом в заданном формате. Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала. Изучение материальной культуры времен и стран. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 24 | |
1.2. Графический лист с визуальным эффектом. Вариант 2. Архитектурная фантазия. | Содержание учебного материала | 16 |
Вариант 1. Иллюстрация Задача: умение применять оригинальный визуальный эффект, помогающий восприятию литературного произведения. Предлагаемое аудиторное задание: выполнение иллюстрации с разработкой схемы визуального эффекта, трансформирующего форму и вписывающегося в композицию графического листа. Задание для самостоятельной работы: отбор самого выразительного эпизода литературного произведения для наиболее полного раскрытия его через визуальный эффект. Изучение соответствующей материальной культуры. Вариант 2. Архитектурная фантазия. Цель: создание графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами. Задача: умение создавать визуальный эффект, трансформирующий архитектурные формы на примерах творчества Джованни Батиста Пиранези. Предлагаемое аудиторное задание: выполнение графического листа с разработкой визуального эффекта. Пространственно-плановое решение композиции. Задание для самостоятельной работы: изучение архитектурных стилей. Знакомство с современными тенденциями в архитектуре. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 24 | |
Раздел 2. Сюжетная композиция 2.1. Выполнение сюжетной композиции на конкурсную тему. | Содержание учебного материала | 17 |
Цель: создание многофигурной композиции на заданную конкурсную тему. Задача: Умение создавать композицию с учетом законов композиции. Пространственно-плановое, тональное и цветовое решение. Предлагаемое аудиторное задание: выполнение грамотно организованной, технически законченной композиции. Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала. Подготовительные наброски и этюды. | ||
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 25 | |
ΙI полугодие | ||
3 раздел. Итоговая работа 3.1. Выполнение итоговой работы: Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры). Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания). Вариант 3. Декоративный натюрморт. | Содержание учебного материала | 18 |
Цели и задачи: Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умение ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы. Закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой многофигурной тематической композиции. Предлагаемое аудиторное задание: Вариант 1. Пространственно-плановое тональное и цветовое решение композиции, выбор формата. Вариант 2. Выполнение композиции с учетом композиционных законов на заданную тему и в выбранном формате; целостность композиционного решения. Вариант 3. Тональное решение эскизов натюрморта. Цветовое решение эскизов натюрморта в теплой, холодной и смешанной цветовой гамме. Отрисовка картона и выполнение работы в формате согласно разработанному эскизу. Задание для самостоятельной работы: Вариант 1. Изучение исторического костюма и материальной культуры. Вариант 2. Сбор подготовительного материала, пространственно-плановое, тональное и цветовое решение. Вариант 3. Тематический подбор предметов для декоративного натюрморта, натурные зарисовки предметов и их графическая стилизация. | ||
Практические занятия | 17 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 25 | |
9 год обучения | ||
Ι полугодие | ||
Раздел 1. Графика 1.1. Создание сложной образной графической композиции. Вариант 1. Графический лист «Аллегория». Вариант 2. Основы мультипликации. Разработка персонажей и фона. | Содержание учебного материала | 10.5 |
Вариант 1. Графический лист «Аллегория». Цель: развитие абстрактно-образного мышления. Задача: условное изображение абстрактных идей посредством конкретного художественного образа. Предлагаемое аудиторное задание: вводная беседа на тему «аллегория». Создание сложного художественного образа в композиции. Задание для самостоятельной работы: сбор подготовительного материала. Вариант 2. Основы мультипликации. Разработка персонажей и фона. Цель: образная характеристика персонажей и среды, в которой они будут взаимодействовать. Задача: создание персонажей и фонов в строгом соответствии с индивидуальной характеристикой образа и материальной культурой. Стилизация. Предлагаемое аудиторное задание: вводная беседа на тему «стили мультипликации». Разработка стилизованных персонажей (2-3) с учетом требований мультипликационной графики. Выразительность силуэта. Локальность цвета. Задание для самостоятельной работы: создание фона для персонажей с учетом плановости. | ||
Практические занятия | 10.5 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 22 | |
1.2. Графика малых форм. Вариант 1. Разработка праздничной открытки. Вариант 2. Экслибрис. | Содержание учебного материала | 10.5 |
Вариант 1. Разработка праздничной открытки. Цель: знакомство с графикой малых форм. Задача: выразительность и оригинальность образа в малом формате. Предлагаемое аудиторное задание: создание станковой композиции малых графических форм. Задание для самостоятельной работы: сбор тематического материала. Изучение классических аналогов. Вариант 2. Экслибрис. Цель: знакомство с понятием «эмблема» (книжный знак книголюба, библиотеки) как составной части графики малых форм. Задача: создание композиции, наиболее полно отражающей профессиональные, любительские интересы и литературные пристрастия владельца книги. Использование символов в изображении. Предлагаемое аудиторное задание: создание сложной графической композиции малых форм с использованием шрифта и различных символов. Задание для самостоятельной работы: выполнение эскизов с учетом характерных особенностей графики малых форм. Сбор материала. | ||
Практические занятия | 10.5 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 22 | |
1.3. Шрифтовая композиция. | Содержание учебного материала | 11.5 |
Цель: изучение различных видов и конструктивных особенностей шрифта. Задача: создание композиции, в которой шрифт будет нести главную смысловую и эстетическую нагрузку. Предлагаемое аудиторное задание: создание оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом понятия цветности шрифта (цветность – соотношение толщины букв и межбуквенных пространств). Задание для самостоятельной работы: изучение характерных особенностей шрифтов. Выполнение композиционных эскизов. | ||
Практические занятия | 10.5 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 22 | |
ΙΙ полугодие | ||
Раздел 2. Сюжетная композиция 2.1. Сюжетная композиция. Триптих. | Содержание учебного материала | 10.5 |
Цель: закрепление опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; роль детали в утверждении достоверности изображения. Задача: Создать композицию, составные части которой будут подчинены раскрытию общей идеи, и в то же время будут рассматриваться как самостоятельные. Предлагаемое аудиторное задание: Создание трех композиций объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции. Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала, изучение материальной культуры, продолжение работы над композицией. | ||
Практические занятия | 10.5 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 22 | |
2.2. Сюжетная композиция на конкурсные темы. | Содержание учебного материала | 10.5 |
Цель: закрепление полученных традиционных композиционных базовых законов и правил. Задача: формирование навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции. Предлагаемое аудиторное задание: выполнение различных заданий, определенных тематикой конкурсов, тональных и цветовых эскизов. Создание многофигурной композиции в определенном формате с учетом плановости и динамики действия. Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала, изучение материальной культуры. | ||
Практические занятия | 10.5 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 22 | |
Раздел 3. Графика 3.1. Графическая композиция в городской среде. | Содержание учебного материала | 11.5 |
Цель: знакомство с художественным решением городской среды. Задача: создать графическую композицию, вписывающуюся в архитектурную среду города. Предлагаемое аудиторное задание: создание эскиза сложной композиции, несущей эстетическую и смысловую нагрузку – фрески, сграффито. Задание для самостоятельной работы: сбор натурного материала. | ||
Практические занятия | 10.5 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 22 |
* Объем часов указывается по каждой позиции.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для групповых занятий площадью не менее 20 кв.м.
- оборудование учебного кабинета: : столы, стулья, мольберты, натурные столы, классная доска, предметы натурного фонда, наглядные пособия, настенные иллюстрации. шкаф;
- технические средства: : осветительные приборы.
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- «Искусство детям», Сказочная гжель,2014
- «Искусство детям»,Жостовский букет,2014
- «Искусство детям», Узоры северной двины,2014
- «Искусство детям» Хохломчская роспись,2014
- «Искусство детям», Городецкая роспись, 2014
- «Искусство детям», Дымковская игрушка,2014
- Шаров В. С. Академическое обучение изобразительному искусству, 2014.
- Художественная школа, 2014 (журнал)
- Стародуб К.И. , Евдокимова И.А. Рисунок и живопись,2011
- Селютин И. ю. Учимся рисовать,2008
- Шалаева Г. Учимся рисовать птиц и рыб,2008
- Русич», Волшебная глина, Смоленск,2008
- Ли Н. Основы учебного академического рисунка, 2011
- Калинина С. Художественная школа,2013
- Лагутин А.А. Рисунок: Натюрморт, голова. Технологические приемы, 2008
Дополнительные источники:
1. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004
2. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981
3. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002
4. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983
5. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974
7. Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., 1981
8. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
9. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008
10. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990
11. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977
12. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968
13. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984
14. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966
15. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986
16. Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7, 1971
17. Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М., 1977
18. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты. Полиграфист и издатель №4,
1995
19. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985
Интернет-ресурсы:
1. http://www.art-publish.ru/new/
2. http://art-storona.ru/
3. http://art-teacher.ru/
4. http://www.sgutv.ru/telecast_591_video.htm
5. http://all-drawings.livejournal.com/
6. http://graphic.org.ru/
7. http://www.art-slovar.ru/
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета выпускник знает: - основные элементы композиции; - закономерности построения художественной формы; - принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла; - основы цветоведения; - основные выразительные средства изобразительного искусства; - последовательность выполнения работы над композицией; - основные правила построения композиции. В результате освоения предмета выпускник умеет: - создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; - самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; - работать с разными материалами и в разных техниках для создания выразительной композиции и более полного раскрытия замысла; - применять полученные знания о выразительных средствах композиции в композиционных работах; - находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи, навыки работы по композиции; | Контрольные уроки, зачеты, экзамены. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Композиция станковая»:
1 год обучения
- знания:
- понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
- о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
- о трехмерном пространстве,
- о перспективе (линейной и воздушной);
- о плановости изображения;
- о точке зрения (горизонт);
- о создании декоративной композиции;
- умения:
- передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
- последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
- работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
- передавать стилистику, историческую достоверность деталей;
- трансформировать и стилизовать заданную форму;
- навыки:
- перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета;
- анализировать схемы построения композиций великих художников;
- работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
- создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
2 год обучения
- знания:
- о пропорциях, об основах перспективы;
- о символическом значении цвета в композиции;
- о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости;
- об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
- умения:
- ориентироваться в общепринятой терминологии;
- доводить свою работу до известной степени законченности;
- обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных;
- собирать дополнительный материал для создания композиции;
- навыки:
- разработки сюжета;
- использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
приобретение опыта работы над серией композиций.
3 год обучения
- знания:
- применения основных правил и законов станковой композиции;
- основных пропорций фигуры человека;
- соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
- умения:
- выполнения живописной композиции с соблюдением всех
подготовительных этапов работы, включая работу с историческим
материалом;
организации структуры композиции с помощью применения;
несложных композиционных схем;
- навыки:
- создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех элементов композиции основному замыслу;
- правильной организации композиционных и смысловых центров;
- создания целостности цветотонального решения листа.
4 год обучения
- знания:
- законов композиции и схем композиционного построения листа;
- о плановости, перспективном построении пространства;
- о стилизации форм;
- умения:
- самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;
- самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа;
- самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств - линии, пятна;
- самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
- навыки:
- работы различными живописными и графическими техниками;
- самостоятельного изучения материальной культуры;
- применения визуальных эффектов в композиции;
- создания графической конструктивно-пространственной композиции с архитектурными элементами.
5 год обучения
- знания:
- особенностей композиционного построения графики малых форм;
- различных видов и конструктивных особенностей шрифта;
- по созданию оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом понятия цветности шрифта;
- по созданию серии композиций (триптих), объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.
- умения:
- создавать сложные художественные образы;
- создавать выразительные и оригинальные образы в малых графических формах;
- создавать композиции, наиболее полно отражающие профессиональные, любительские интересы и литературные пристрастия владельца книги при работе над экслибрисом;
- навыки:
- создания персонажей и фонов в строгом соответствии с индивидуальной характеристикой образов и материальной культурой;
- использования символов в изображении;
- создания композиции с использованием шрифта.
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.
Формы промежуточной аттестации:
- зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
- экзамен – творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая аттестация в форме итогового просмотра-выставки проводится:
- при сроке освоения образовательной программы «Живопись» 9 лет – в 9 классе.
Итоговая работа предполагает создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.
Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством замысла и воплощения.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.
Итоговая работа может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.
Этапы работы:
- поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;
- поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в целом;
- сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного года;
- выставка и обсуждение итоговых работ.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
- 5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа полностью соответствует программным требованиям.
- 4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
- 3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.