Программа по предмету "Прикладное творчество"

Балусова Ирина Владимировна

Программа по предмету "Прикладное творчество"  для 1-3 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prikladnoe_tvorchestvo_8-9_net_prilozheniy.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 г. СМОЛЕНСКА»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

                                               

название предмета

2014 г.


«ОДОБРЕНА»

Методическим советом

МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска

«09» апреля 2014г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор

МБУДО ДШИ №2 г. Смоленска

В.Г. Новиков

«09» апреля 2014г.  

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ)  «ЖИВОПИСЬ»

Организация-разработчик: МБУДО «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска»

Разработчик:

Балусова И.В.,  преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска

(ф.и.о., должность)

М.П.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

название предмета

  1. 1. Область применения программы:

- программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ по программе «ЖИВОПИСЬ» со сроком освоения 8,9 лет;

Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

  1. 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:

Целями предмета являются:

- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства;

 - формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

 - создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Задачами предмета являются:

- раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;

 - научить основам художественной грамоты;

 - сформировать творческое отношение к художественной деятельности;

 - научить различным техникам декоративно-прикладного творчества и основам художественного мастерства;

 - развить художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

 - научить творчески использовать полученные умения и практические навыки;

 - научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

- воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

 - приобщить к народным традициям, что характеризует данную программу не только как художественно-эстетическую, но и духовно-нравственную и патриотическую по направлению деятельности

 В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- различные виды и техники декоративно-прикладной деятельности;

- понятия «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- работать с различными материалами;

- работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;

- изготавливать игрушки из различных материалов;

 - иметь навыки заполнения объемной формы узором;

- иметь навыки ритмического заполнения поверхности;

- иметь навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения;

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  294 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  196 часов;

самостоятельной работы обучающегося  98 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

294

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

196

в том числе:

практические занятия

190

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

98

в том числе:

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

-

  1. Тематический план и содержание учебного предмета:

ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

1 год обучения

Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции.

Аппликация с элементами коллажа

1.1.  Тема:  Дерево  –  рука.  

Познакомиться  с  особенностями  декоративной композиции:  плоскостность  изображения,  лаконичность  и  выразительность силуэта,  локальные  цветовые  отношения.  Использование  контрастных отношений    локального  цвета фона и пестрой  аппликации,  которая  на  него наклеивается. Используется  картон,  цветная  и  пестрая  бумага  из журналов, клей, ножницы.         

Самостоятельная работа: «Веселые осьминожки». Придумать и выполнить

декоративную  композицию  с использованием  отпечатков  рук  (гуашь,

акварель, формат А3).

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.2. Тема: Букет цветов.

Познакомиться с техникой мозаичной аппликации. Узнать  о  виде монументального  декоративно-прикладного  искусства  - мозаика.  Выполнить  композицию  из  заранее  подготовленных  кусочков бумаги  разных  оттенков  одного  цвета.  Организовать  плоскость  листа  при акцентировании  композиционного  центра  и  соподчинении  всех  элементов композиции.  Задание  выполняется  на  картоне  с использованием  цветной бумажной мозаикой.         

Самостоятельная работа:  собрать коллекцию осенних листьев.  

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.3.Тема: Осенние  листочки.  

Знакомство  с  понятием  «простая  и  сложная форма».  Сравнение  по  форме  различных  листьев  (рябина  и  липа,  ясень  и дуб), и выявление их  геометрической основы. Сравнение пропорций частей  в  сложных  составных  формах.  Понятия  «симметрия»  и  «асимметрия». Использование  цветной  бумаги,  картона,  шаблона  листьев,  декоративных маркеров.

Самостоятельная  работа: используя  технику  мозаичной  аппликации выполнить упражнение  «Радуга-дуга»,    цветная  мозаичная  бумага,    картон формат А5.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.4.  Тема:  Пейзаж-настроение

Используя  навыки,  приобретенные  на

предыдущих  уроках,  выполнить композицию  на  передачу  эмоционального состояния  природы  с  помощью  ритмически  организованных    пятен.  Работа выполняется из осенних листьев, цветной мозаики на картона формат А4.

Самостоятельная  работа:  прочитать  русские  народные  сказки,  героями которых являются звери.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.5.Тема: Сказка.

Познакомить с анималистическим жанром в декоративно-прикладном искусстве.  Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке в  технике  аппликации  из  кусочков  рваной  цветной  бумаги.  Найти выразительное  решение  композиции,  выполнить  силуэтное    изображение животного. Использование цветной бумаги, цветного картона.

Самостоятельная  работа: поинтересоваться  у  родных  есть  ли  дома глиняная игрушка, если есть, то узнать какая и принести на занятие.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Филимоновская роспись

2.1.  Тема: Филимоновская  роспись.  

Беседа  об  истории  возникновения  и

развития   росписи деревни Филимоново Тульской области. Знакомство с ее

орнаментальными  мотивами,  видами  узоров,  которыми  украшают филимоновскую  игрушку  и  способами  их  нанесения  на  поверхность. Выполнение  орнаментальных  схем.  Заполнение  плоской  формы  узором. Возможно  создание  коллективной  композиции  «Ярмарка  игрушек».  Работа ведется на формате А4 гуашью, с использованием шаблонов.

Самостоятельная работа: вместе с родителями посмотреть информацию   о мастерах филимоновской игрушки  и вписать ее в альбом домашних заданий.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

2.2.  Тема:  Копирование  образца.  

Выполнить  копию  росписи филимоновской игрушки. Расписать нарисованную по шаблону фигурку или готовую  белую  игрушку-свистульку  простой  формы,  используя  в  качестве образцов игрушки  расписанные мастерами, а также схемы,  выполненные на предыдущих уроках. Используется акварель, гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: разработать узор для филимоновского всадника и барыни в альбоме домашних заданий.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

 2.3.  Тема: Творческая  работа  «Праздничное  гуляние».  

Создать композицию  с  фигурками  людей,  зверей,  птиц  выполнив  их  роспись. Закрепить  пройденный  материал. Используется  акварель,  формат  А4,

орнаментальные схемы выполненные на первом уроке.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

Раздел 3: Текстиль. Ткачество

3.1.  Тема:  История  ткацкого  ремесла.  

Просмотр  фильма  об  истории ткацкого ремесла, об оборудовании, необходимом для  ткачества. На основе музейных образцов познакомиться с видами ткачества.

1

Практические занятия

1

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3.2. Тема: Основные технические приемы ткачества.

Подготовить картон к ткачеству, выполнить простое полотняное переплетение. Познакомиться с понятиями  зев,  уток,  долевая  нить.  Используется  картон,  хлопковая  и шерстяная нить, пластиковая иголка.

Самостоятельная работа: вклеить в альбом домашних  заданий картинки с изображением тканых изделий.

8

Практические занятия

5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

3.3.  Тема: Копирование  гобелена.  

Используя  возможности изобразительных средств (линия, точка) выполнить копию готового гобелена с  натуры,  имитируя  технику  ткачества.  Используется  формат  А4,  гуашь, акварель, фломастеры.

Самостоятельная  работа:  в  альбоме домашних  заданий  выполнить  копию

гобелена с его изображения на фотографии.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

3.4.  Тема:  Значение  колорита  в  работе  над  гобеленом.  

Выполнить ассоциативную  цветовую  композицию  на  заданную  тему  (грустно-весело, тепло-холодно  и  т.д.).  Возможно  использование  фактуры  для  достижения

большей эмоциональной выразительности. Материалы: гуашь, формат А4.

Самостоятельная  работа:  Выполнить  колористическую  композицию  на заданную тему.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

3.5.  Тема: Выполнение  эскиза  гобелена.

Симметрия  и  асимметрия  в декоративной  композиции.  Выполнить  эскиз  гобелена  в  цвете,  используя технику  работы  мазком,  направленном  только  вертикально  или  только горизонтально. Используется гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: Выполнить эскиз гобелена на заданную тему.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

 3.6.  Тема:  Пояс  в  технике  «дерганье»  (плоский).  

Познакомиться  с техникой выполнения несложных поясов в технике дерганье. Используются толстые нити разных цветов.

Самостоятельная работа: повторить дома способ выполнения пояса.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

3.7.  Тема:  Пояс  в  технике  «дерганье»  (квадратный).  

 Познакомиться  с техникой  выполнения  несложных  поясов  в  технике  дерганье.  Выполнить небольшое  изделие  (шнурок,  брелок).  Используются  толстые  нити  разных цветов.

Самостоятельная работа: повторить дома способ выполнения пояса.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах

4.1.    Тема:  «Плешковская  игрушка –свистулька».  

 Познакомиться  с традиционной  глиняной  игрушкой  Орловского  края  и особенностями  ее выполнения.  Освоить  приемы  лепки  и  декора  плешковской  игрушки-свистульки.  Зарисовать  образцы,  фрагменты  декора  игрушек-свистулек. Выполнить игрушку в материале. Используется глина, красители.

Самостоятельная  работа:  посмотреть  информацию  о  мастерах  игрушки,

зарисовать некоторые их работы в альбом домашних заданий.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

4.2.Тема:    «Чернышенская  глиняная  кукла».  

Познакомиться  с традиционной глиняной игрушкой Орловского края. Освоить приемы лепки и  декора  чернышенской  куклы.  Зарисовать  образцы  фрагментов  декора глиняной  куклы.  Выполнить  куклу  в  материале.  Используется  глина, красители.

 Самостоятельная  работа:  посмотреть  информацию  о  мастерах  игрушки,

зарисовать  некоторые  их  работы  в  альбом  с  домашними  заданиями. Принести на следующие занятие мелко порванные кусочки газеты.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

4.3.  Тема: Колокольчик  (папье-маше).  

Познакомиться  с  техникой прикладного  творчества  папье-маше.  Выполнить  основу  формы  из пластилина,  послойно  оклеить  ее  мелко  порванной  тонкой  бумагой. После полного  застывания  объемную  форму  расписать,  украсить  декоративными элементами.  Используется  пластилин,  клей  ПВА,  мелко  порванная  газета, гуашь.

Самостоятельная  работа:  закончить нанесение  необходимого  количества слоев бумаги на пластилиновую форму, дать ей просохнуть.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

4.4. Тема: Матрешка

Познакомиться  с  историей  возникновения  матрешки  –  образа  красавицы, воспетой  в  русских  песнях  и  сказках.  Расписать  матрешку  в  полховско  - майданской  традиции.  Познакомиться  с последовательностью  работы  над заготовкой, сначала лицо и руки, после этого фоновые места на поверхности

формы,  после  этого  разные  элементы декора. Используется  гуашь,  плотная бумага.

Самостоятельная работа: изучить литературу про русскую матрешку.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

4.5.  Тема:  Игрушка-погремушка.  

Знакомство  с  традицией  изготовления  

предметов    быта,  игрушек,  украшений,  лаптей,  туесков  для  хранения продуктов из бересты. На примере простого изделия освоить приемы работы с берестой. Вырезать заготовку по разметке. Разметить линии сгиба согласно технологической  карте,  собрать  игрушку. Используются  береста,  ножницы, линейка, подкладная доска, горох.

 Самостоятельная работа: изучить литературу про изделия из бересты.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

2 год обучения

Раздел 1: Работа с бумагой. Коллаж

1.1.Тема:  Натюрморт.  

Используя  технику  коллажа  выполнить

выразительное  решение  сюжета.  Выбрать  удачное  композиционное  размещение  предметов на плоскости.  Составить эскиз аппликации, вырезать отдельные    его  части  по  заготовленным  лекалам  из  тканей  различных  по фактуре  и  цвету  и  наклеить  их  согласно  рисунку. Материалы:  ткань,  кожа, бумага, фурнитура.

Самостоятельная работа: собрать в коллекцию разные по фактуре ткани и бумагу.

9

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.2.Тема: Мир,  в  котором  я живу.

На  бумагу,  согласно  задумке  наклеить

вырезанный  из  пестрой  ткани  силуэт.  Импровизируя  на  тему  рисунка, нанесенного  на  ткань,  выполнить    композицию, дорисовывать  фон,  как органическую  среду  для  данного  мотива.  В  процессе  работы  необходимо соблюдение  единого  с  рисунком  ткани  стиля  (тот  же  колорит,  характер

рисунка, ритм, структура), таким образом, определяется  значение стилевого единства в композиции. Используется ткань, гуашь, бумага формат А4.

Самостоятельная работа: выполнить аналогичное задание на формате А5.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.3.Тема:    Открытка.  

 Продумать  сюжет  и  эскиз  на  основе знаний  о симметрии  и  асимметрии,  понятий  ритмически  расположенных  форм. Согласно  эскизу  продумать  порядок  формирования  изображения  способом послойного наложения  вырезанных  заготовок на плоскость. Используется  в работе  цветная  бумага,  картон,  фетр,    фурнитура  (пуговицы,  пайетки, бусины).

Самостоятельная работа: выполнить композицию «Дерево» из пуговиц.

9

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

 1.4.Тема:  Зима  в  городе.  

 Нарисовать  эскиз  панно,  затем  выполнить  его  в технике  коллажа  с  использованием  различных  материалов  и  способов  их обработки.  Используя  способ бумагокручения,  основанный    на  умении

скручивать  полоски  бумаги  разной ширины  и  длины,  возможно  получение объемных  деталей  композиции.  Использование бумаги,  ткани,  картона, дырокола и др.

Самостоятельная работа: подготовить некоторые детали композиции  

9

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Кистевая роспись. Гжель

2.1. Тема: Кистевая  роспись.  Гжель.  

Беседа  об  истории  возникновения  и развития  кистевой  росписи  «Гжель».  Знакомство  с  элементами  (бордюр, «мазок  с  тенью»,  капелька  и  др.)  Изучить  элементы  росписи,    овладеть основными  приемами  их выполнения. Написать цветок или птицу в технике «Гжель». Использование материалов: гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: в альбоме домашних заданий отработать навыки

работы кистью полученные на уроке.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

 2.2.  Тема:  Кистевая  роспись.  Гжель.  Выполнение  копии.  

Копирование росписи.  Научиться  работать  по  образцу,  изучить  разнообразие элементов росписи,  отработать  навыки  выполнения  основных  приемов.  Гуашь, керамическая плитка.

Самостоятельная работа: внимательно рассмотреть изделия с росписью, и

интересные элементы зарисовать в альбом домашних заданий.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

2.3.Тема: Кистевая роспись. Создание композиции.

Повторение основных особенностей  гжельской  росписи  (орнаментальные  мотивы  и  приемы выполнения  росписи).  Создать  свой  эскиз  и  выполнить  роспись керамической плитки. Роспись выполняется на керамической плитке гуашью, по предварительно выполненному эскизу.

 Самостоятельная  работа:  выполнить  свой  вариант  росписи  в  технике «Гжель».

9

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

Раздел 3: Текстиль. Кружево и вышивка

3.1.  Тема:  Кружево  и  вышивка  в  русском  традиционном  костюме

Экскурсия  в  краеведческий  музей. Знакомство  с  предметами  быта  наших

предков,  уклад  их  жизни.  Народный  костюм  -  философия  жизни  русского

народа, использование орнамента и цвета в костюме.  

 Самостоятельная работа: прочитать литературу о женских ремеслах.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

3.2.  Тема:  История  кружевоплетения  на  коклюшках  в  России,

оборудование.

Познакомиться  с историческими центрами  кружевоплетения в  России,  технологией  плетения  кружева  и  оборудованием.  Зарисовать характерные мотивы сцепного кружева. Тонированная бумага, белая гелевая ручка, белая гуашь.

Самостоятельная  работа:  посмотреть  изделия  различных  кружевных центров России.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

3.3. Тема: Орнамент  сцепного кружева, полотнянка,  ажурные решетки.

Работа  с  образцами  коклюшечного  кружева  в  сцепной  технике  плетения. Зарисовать  наиболее  распространенные  образцы  ажурных  решеток  в  нем. Работа ведется на тонированной бумаге белой гелевой ручкой.

Самостоятельная  работа:  посмотреть  орнаментальное  разнообразие кружева в разных информационных источниках.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

 3.4. Тема: Копирование образцов коклюшечного кружева, выполненных в сцепной  технике  плетения.  

Обратить  особое  внимание  на использование ажурных  решеток.  Работа  ведется  на  тонированной  бумаге  белой  гелевой ручкой.

Самостоятельная работа: выполнить копию оразца.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

3.6.  Тема:  Творческая  работа  «Дерево».  

Беседа.  Симметрия  и уравновешенность  в  композиции.  Выполнение  эскиза  по мотивам  кружева сцепной  техники плетения.  Тонированная  бумага,  гуашь,  гелевая  белая ручка.

Самостоятельная  работа:  продумать  варианты  орнаментального  решения

композиции.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

3.6.  Тема:  Искусство  вышивки.  

Познакомиться  с  традиционной  русской

вышивкой,  узнать  особенности  основных  центров  вышивания  (русский Север,  юг  России,  Ивановская,  Владимирская  области  др.).  Работая  с образцами,  зарисовать  геометрические  и  зооморфные  мотивы  вышивки. Использование бумаги в клетку, фломастеров, гуаши.

Самостоятельная работа: вышивка в быту, посмотреть образцы вышивки.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

3.7. Тема: Традиционная  вышивка «Орловский  спис».

Познакомиться  с традиционной  вышивкой  орловского  края,  с  понятиями  симметрия  и асимметрия  относительно  вертикальной  оси  на  примере  орнаментальных особенностей    «Орловского  списа».    Работая  с  образцами,  зарисовать основные  мотивы    вышивки.  Используются  фломастеры  красный  и  синий, формат А4.

Самостоятельная  работа:  выполнить  эскиз  вышивки по мотивам орловского  списа.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

3.8.  Тема:  Орнаментальная  композиция  “Сказочные  птицы”.  

Симметрия  и  уравновешенность  в  трехчастной  композиции.  Декоративное

заполнение плоскости орнамента. Выполнение эскиза по мотивам народных

вышивок. Знакомство с народными поверьями, связанными с изображениями

птиц  и  разнообразными  воплощениями  этого  образа  в  декоративно-прикладном искусстве. Работа ведется на тонированной бумаге гуашью.

Самостоятельная  работа:  продумать  варианты  орнаментального  решения

композиции, её цветовое решение.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах

4.1. Тема: Закладка на  основе косички из  3-х,  5-и  соломин,  4-х  с двумя основными.  

Познакомиться  с  соломоплетением (рогозом,  листьями кукурузы и т.д.), правилами заготовки растений, отбеливанием и крашением, техникой  плетения.  Выполнить  плоские  плетенки  –  закладки  с использованием  разного  количества  соломин.  Изделие  выплетается  из соломы, фиксируется прочной нитью.

2

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4.2. Тема: «Сердечко»

 ». Изготовление игрушек из  природных материалов  – традиция,  уходящая  корнями  в  глубокое  прошлое.  История  сакрального значения  данных  фигурок  (птица,  конь,  солярные  знаки).  Выполнение объемных  фигурок  из  плоских  плетенок.  Освоение  способов  соединения плетенок  между собой.  Работа  выполняется  из  соломки, фиксируется прочной нитью.

Самостоятельная  работа:  придумать  возможные  варианты  фигурок  из плетеных соломенных полосочек.

4

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

 4.3.  Тема:  «Птица».  

Символика  образа  птицы  в  народном  творчестве. Знакомство с несколькими способами изготовления птиц, от которых зависит конструкция  изделия:  птицы  могут  быть  подвесными,  стоячими  на  двух ногах  или  на  одной  ноге-подставке.  Работа  выполняется  из  лыка,  цветных

нитей, ткани.  

Самостоятельная  работа:  попробовать  разные  варианты  изготовления

птицы из лыка

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

4.4.  Тема: «Лошадка».  

  Знакомство  с  символикой  образа  коня  в  народном творчестве.  Выполнить  фигурку  лошадки.  При  изготовлении  фигурки

соблюдать  последовательность,  которую  ученикам  необходимо  запомнить.

Используется соломка, нитки.

Самостоятельная  работа:  посмотреть  литературу  по  теме  -  образ  коня  в

народном творчестве.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

3 год обучения

Раздел 1: Работа с бумагой. Способы окрашивания бумаги.  Объемное

моделирование и конструирование

1.1.  Тема:  Способы  создания  фактуры  на  бумаге

Познакомиться  со способами  создания  фактуры  на  бумаге  с  помощью  пленки  и  соли. Результатом  работы  станут  навыки  получения  цветной  бумаги  из  обычной.

Возможно, использование получившихся образцов в изготовлении изделий в других  заданиях, а также при изготовлении упаковки. Используется бумага, акварель, пищевая пленка.

Самостоятельная работа: повторить эксперименты с красками дома.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.2. Тема: Монотипия или мраморирование.  

Познакомиться со способами получения  «единственного отпечатка». Плавные переходы тонов монотипии усиливают  декоративный  эффект. Мраморирование  –  оттиск  с  поверхности воды,  монотипия  –  с    любой  гладкой  плоскости. Используются  в  работе бумага, акварель, мыло, чернила для мраморирования.

Самостоятельная работа: закрепление полученных на уроке навыков.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.3.  Тема:  Конструирование  объемной  формы  «Волнистый  шар».

Теоретические сведения. Понятие «круг», «овал». Правила деления круга на равные  части. Художественное  конструирование  объемных форм  на  основе геометрических  фигур  (квадрат,  треугольник, прямоугольник,  круг,  овал, цилиндр).   Техника изготовления «Волнистого шара». Сбор шара из 12 и 18 частей. Используемые материалы:  бумага, циркуль, клей ПВА.

Самостоятельная  работа:  повторить  способы  деление  окружности  на равные части, отработать навыки  аккуратного резанья бумаги ножницами и ее сгибания.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.4.  Тема:  Елка  объемная.

 Система  работы  с  бумагой  построена  по

принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Возможен индивидуальный подход:  более подготовленным детям будет  интересна  сложная  конструкция,  менее подготовленным  можнопредложить  упрощенный  вариант.  При  этом  обучающий  и  развивающий смысл  задания    сохраняется.  Используя  шаблон  и  правила симметричного вырезания  подготовить  детали  елки. Согласно  схеме  соединить  части  в общую форму. Используется плотная бумага, линейка, ножницы, клей ПВА.

Самостоятельная работа: создание своих вариантов силуэта елки.

9

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.5.  Тема:  Бумажная  бижутерия

Такой  эксперимент  в  работе  с  бумагой

позволит  детям  увидеть  привычные  вещи  по-новому.  Освоить  способы скручивания бумаги в  трубочки. Форма бусины  зависит от  способа нарезки бумаги (прямоугольник  или  треугольник),  дополнительными  вставками  в снизке  могут  стать гофрированные  элементы.  Использование  цветных страниц  из  глянцевых  журналов  (чем  толще  бумага,  тем  больше  бусина),

ножницы, линейка, зубочистка, клей.

Самостоятельная  работа:  закончить работу  над  заданием  дома  собрать снизку из бусин.

9

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

Раздел 2: Традиционные виды росписи. Роспись по дереву (Городец и

Мезень)

2.1.  Тема:  Роспись  по  дереву.

Беседа  о  видах  росписи,  художественно-

стилистические особенности основных центров росписи по дереву (Хохлома,

Городец,  Мезень).  Краски,  применяемые  для  росписи.  Познакомить  с центрами  росписи  по  дереву,  узнать  особенности  стиля  и  орнаментальные мотивы.  Изучить  элементы  и  мотивы    выбранной  росписи,    овладеть основными    приемами    их выполнения.  На  основе  полученных  знаний самостоятельно  выполнить  гирлянду  из    цветов  на  бумаге. Используется гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: изучить литературу по данной теме.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

2.2. Тема: Роспись по дереву. Выполнение копии.

Научиться работать по образцу,  изучить  разнообразие  элементов  росписи, отработать  навыки выполнения  основных  приемов.  Выполнение  копии  с подлинника. Использование  деревянной заготовки, гуаши.

Самостоятельная работа: подобрать иллюстративный материал для работы

над будущей композицией.

6

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

2.3.  Тема:  Эскиз  росписи разделочной  доски  в  городецкой  технике.

Создать  композицию  с  использованием  характерных  образов  выбранной росписи.  Используя  основные  элементы,  цветовые  сочетания, композиционные  особенности  выбранной  росписи,  создать  свой  эскиз,

выполнить роспись на доске. Деревянная заготовка, гуашь.

Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.

9

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

2.4.  Тема:  Эскиз  росписи  прялки  в  мезенской  технике.

Создать композицию  с  использованием  характерных  образов  выбранной  росписи.

Используя  основные  элементы,  цветовые  сочетания,  композиционные особенности  выбранной  росписи  создать  свой  эскиз,  выполнить  роспись  на доске. Деревянная заготовка, гуашь.

Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.

12

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани

3.1.Тема: Роспись тканей.

Провести беседу о способах нанесения узора на ткань  ручным  способом:  набойка,  холодный  и  горячий  батик,  свободная роспись;  красители  и инструменты,  применяемые  при  росписи  тканей. Возможность многообразия цветовых сочетаний при свободной росписи.  

Самостоятельная работа: изучить литературу по теме.

1

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3.2. Тема: Печать на ткани геометрического орнамента.

Познакомить  с  историей  возникновения  печатания  на  ткани  (набойки). Выполнить оформление  ткани, используя различные штампы из природных форм  -  простые  узоры  из  кругов,  квадратов,  ромбов  и  т.д.,  вырезанных  на картофеле и моркови. Продумать эскиз оформления ткани, по предложенным преподавателем  схемам  (круг  или  квадрат),  создать  свои  раппорты, потренироваться  на  ткани,  после  этого  приступить  к  ее  оформлению. Используемые материалы: ткань, гуашь, штампы из природного материала.

Самостоятельная работа: придумать раппорты геометрического орнамента,

приготовить штампы, выполнить отпечатки на ткани согласно схемам.

5

Практические занятия

3

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

 3.3.  Тема:  Печать  на  ткани  растительного  орнамента

 Составить  эскиз растительного  орнамента  из  отпечатков  разрезанной  поперек  головки чеснока (цветок) и листьев с хорошо выраженными прожилками (листочки). При  печатании,  дети  пользуются предложенными преподавателем  схемами (круг  или  квадрат).  Используемые  материалы:  ткань,  гуашь,  штампы  из природного материала.

Самостоятельная работа: выполнить аналогичную работу дома.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

3.4.  Тема:  Батик.  Свободная  техника  росписи.  

Познакомить  с  техникой свободной  росписи  ткани.  Обратить  внимание  на  цветовую  гармонию, выразительность  линий  и  мягких  переходов  одного  цвета  в  другой.  Продемонстрировать приемы работы кистью на ткани. Создать композицию “Цветы”,  работая  с  наглядным  материалом. Выполнить  рисунок  на  бумаге, узнать  способы  его  перенесения  на  ткань,  подготовить  рамы  к  росписи, резервирование,  роспись  (работа  с  цветом).  Декорирование  выполненной композиции  контурами.  Использование  красок  для  батика,  ткани, декоративных контуров.  

Самостоятельная  работа:  читать  сказки,  найти  образы  птиц,  собрать иллюстративный материал.

9

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

3.5.  Тема:  Панно  «Птица-пава

Познакомиться  с  техникой  росписи

«Холодный батик». Освоить приемы работы  (переведение рисунка на ткань, нанесение  контура,  роспись  с  более  светлых участков).  Работа  над  эскизом батика. Возможно  использование  геометрического  орнамента  при  создании рамки  вокруг  основного  мотива. Использование  ткани,  красок  для  батика, резерва, стеклянных трубочек.

Самостоятельная  работа:  выполнить  упражнения  по  отработке  навыков

работы кистью  на ткани.

12

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

Раздел 4: Игрушка в различных техниках и материалах. Тряпичная

игрушка

4.1.Тема:  Знакомство  с  миром  тряпичной  куклы.  

 Кукла  «Зайчик  на пальчик».  Знакомство  с  миром  тряпичной  куклы,  показ  готовых  кукол  - закруток.  Традиционная  кукла  –  это  не  просто  ловкость  и  мастерство исполнения, за их неприхотливым обликом дети должны увидеть целый мир, полный  чудес  и  творческих  поисков.  Выполнение  куклы  осуществляется  одновременно  с  учителем,  отрабатываются  приемы  закрепления  ткани нитью  в  определенных  местах  согласно  традиции.  Используются  ткань, нитки, синтепон, ножницы.

Самостоятельная работа: закрепить навыки, полученные на уроке.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

4.2. Тема: Кукла  «Мартиничка».

 Познакомиться  с  традицией  выполнения

куклы  из  ниток,  с  приемами  ее изготовления  из  ниток  разных  цветов.  

Выполнить  пару  кукол  (девочка  и  мальчик)    и  соединить  их  крученым шнурочком.  Освоить  технику  работы  с  нитками  при  стягивания  нитей  в нужных  местах  для  получения  заданной  формы. Используются  нитки  двух цветов.

Самостоятельная  работа:  закрепить  навыки,  полученные  на  уроке, выполнив подобные куклы.

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

4.3. Тема: Кукла  «Колокольчик».

Познакомить  с  символичностью данной

куклы, так как колокольный звон – один из самых сильных оберегов, и если верить  тряпичному  колокольчику,  он  станет  обладателем  таких  свойств. Рассказать  о  порядке  работы  во  время  создания  данной  куклы. Отработать навыки  и  умения  работы  с  тканями,  которые  способствуют  развитию аккуратности и усидчивости в процессе выполнения заданий. Используются ткань и синтепон.

Самостоятельная  работа:  закрепить навыки,  полученные  на  уроке, выполнив подобную куклу.  

3

Практические занятия

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

* Объем часов указывается по каждой позиции.


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для групповых занятий площадью не менее 20 кв.м.,  

- оборудование учебного кабинета: столы, стулья, мольберты, натурные столы, классная доска, предметы натурного фонда, наглядные пособия, настенные иллюстрации, шкаф;

- технические средства: видео и аудио аппаратура, диски с аудио и видео записями

  1. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Дополнительные источники:

  1.  Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991
  3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989
  5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996
  6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
  7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. - М.: Просвещение, 1971
  8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998
  9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. -М.: Просвещение, 1985
  10. Курчевский В.В. А что там, за окном? - М.: Педагогика, 1985
  11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977
  12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1982
  13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
  14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1985
  15. Щеблыкин И.К., Ромашина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990
  16. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. - М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
  17. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание
  18. ВЛАДОС, 2008
  19. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. -М.: Просвещение, 1998
  20. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1998
  21. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
  22. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие - М.: Астрель:
  23. АСТ, 2006
  24. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития,2009
  25. Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010

Интернет-ресурсы:

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета выпускник знает:

- различные виды и техники декоративно-прикладной деятельности;

- понятия «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»

В результате освоения предмета выпускник умеет:

- работать с различными материалами;

- работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;

- изготавливать игрушки из различных материалов;

 - иметь навыки заполнения объемной формы узором;

- иметь навыки ритмического заполнения поверхности;

- иметь навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения;

Контрольные уроки, академические концерты,  зачеты, экзамены.

ПРИЛОЖЕНИЕ