программа по предмету "Рисунок" 4-8

Балусова Ирина Владимировна

программа по  предмету "Рисунок" для 8-летнего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risunok_4-_8_2014.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 г. СМОЛЕНСКА»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РИСУНОК

                                               

название предмета

2014 г.


«ОДОБРЕНА»

Методическим советом

МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска

«28» августа 2014г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор

МБУДО ДШИ №2 г. Смоленска

В.Г. Новиков

«29» августа 2014г.  

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)  «ЖИВОПИСЬ»

Организация-разработчик: МБУДО «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска»

Разработчик:

Балусова И.В. Прохоренко Е.Д.,  преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска

(ф.и.о., должность)

М.П.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РИСУНОК

название предмета

  1. 1. Область применения программы:

- программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ по программе «ЖИВОПИСЬ» со сроком освоения 8 лет;

Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

  1. 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:

Целями предмета являются:

- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачами предмета являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по выполнению творческих работ

 В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- понятия «пропорция», «симметрия», «светотень»;

- законы линейной и воздушной перспективы;

- свойства разных графических материалов;

- разнообразные композиционные приемы и схемы.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- использовать приемы линейной и воздушной перспективы;

 - моделировать форму сложных предметов тоном;

- последовательно вести длительную постановку;

 - рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях

 - принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

 - применять навыки владения линией, штрихом, пятном;

 - применять навыки выполнения линейного и живописного рисунка;

 - применять навыки передачи фактуры и материала предмета;

 - применять навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  957 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки  561 часов;

самостоятельной работы обучающегося  396  часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

957

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

561

в том числе:

практические занятия

551

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

396

в том числе:

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

-

  1. Тематический план и содержание учебного предмета:

РИСУНОК

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Четвертый год обучения

Ι полугодие 

Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка

1.1. Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы.

Вводный  теоретический  урок.  Беседа  о  предмете  рисунок.  Организация рабочего  места.  Правильная  посадка  за мольбертом.  Знакомство  с материалами, принадлежностями,  инструментами,  приемы  работы карандашом,  постановка  руки.  Знакомство  с  понятиями  «линия»,  «штрих», «пятно».


1

Практические занятия

1

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1.2. Тема. Графические изобразительные средства.

Проведение  вертикальных, горизонтальных,  наклонных  линий.  Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление  и  ослабление  тона.  Выполнение  упражнений  на  деление вертикальных  и горизонтальных  отрезков  линии,  на  равные  (четные  и нечетные)  части.  Использование  карандаша  как  измерительного инструмента.  Рисунок  шахматной  доски.  Деление  прямоугольника  на  16 равных  частей.  Техника  работы  штрихом  в  2  тона.  Рисунок  орнамента  с использованием  геометрических  элементов  (квадрат,  окружность  и  т  д.). Закрепление  навыков  деление  отрезков  на  равные  части  и  проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная  работа:  рисование  геометрических  орнаментов  по  памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М.

6

Практические занятия

5

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.3. Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия.  

Рисунок  простейших  плоских  природных  форм  с  натуры:  листьев,  перьев, бабочек,  коры  деревьев.  Копирование  рисунков  тканей,  декоративных народных орнаментов. Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке. Совершенствование техники работы штрихом. Формат А4. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: рисование простых плоских предметов.

 

15

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.4. Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции.

Силуэт.

Тональный  рисунок  плоских  геометрических  фигур,  различных  по соотношению  сторон  и  тону.  Понятие  «силуэт».  Знакомство  со  способами визирования  карандашом.  Правильная  передача  тональных  отношений. Зарисовка силуэта сухих растений и трав. Формат А4. Материал – графитный карандаш, гелиевая ручка.  

Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы

30

Практические занятия

18

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

12

1.5. Тема. Зарисовка чучела птицы.  

Силуэтные  зарисовки  чучела  птицы.  Передача  пропорций,  развитие глазомера.  Формат  А4.  Материал  –  графитный  карандаш,  тушь,  кисть.

Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти.

 

25

Практические занятия

14

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

10

II полугодие 

Раздел 2. Линейный рисунок

2.1. Тема. Зарисовки фигуры человека.

Две  схематичные  зарисовки  фигуры  человека  в  статичном  состоянии. Знакомство  с  основными  пропорциями  человека  (взрослого,  ребенка). Формат А4. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

5

Практические занятия

3

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

Раздел 3. Законы перспективы. Светотень.

3.1.  Тема.  Линейные  зарисовки  геометрических  предметов.  Наглядная перспектива.

Беседа  о  перспективе.  Линейный  рисунок  геометрических  тел, расположенных  на  разных  уровнях.  Анализ  перспективных  сокращений  в зависимости  от  положения  уровня  глаз  рисующего.  Применение  линий различного характера для выразительности рисунка. Формат А4. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов.

4

Практические занятия

3

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

1

3.2. Тема. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.

Знакомство  с  понятием  «светотень».  Тональная  зарисовка  отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона).  Светотеневая  прокладка  тона  по  теням.  Понятие  о  градациях светотени. Передача  объемной формы  при  помощи  светотени.  

Композиция листа. Освещение  верхнее  боковое.  Формат  А4.  Материал  –  графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: светотеневые зарисовки предметов.

8

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

3.3.  Тема.  Зарисовка  предметов  простой  формы  с  учетом  тональной окрашенности

Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметов с учетом  тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещение верхнее  боковое.  Формат  А4.  Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная  работа:  зарисовки  простых  предметов  с  натуры  и  по

памяти.

10

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность

4.1. Тема. Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал

Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного. Знакомство с приемами  работы  мягким  материалом.  Композиция  листа.  Пропорции. Выразительность  силуэта.  Передача  материальности  меха.  Освещение естественное. Формат А4. Материал – уголь, сангина.  

Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры и по памяти.

5

Практические занятия

3

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

4.2. Тема. Зарисовка мягкой игрушки.

Зарисовки  мягких  игрушек,  различных  по  характеру  и  пропорциям. Знакомство  с  приемами  работы  мягким  материалом.  Композиция  листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Освещение естественное. Формат А4. Материал – уголь, сангина.

Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти.

5

Практические занятия

           3

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

           2

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1. Тема. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.

Тональная  зарисовка  фруктов  и  овощей,  предметов,  простых  по  форме  и светлых  по  тону,  на  сером  фоне.  Выявление  объема  предмета  и  его пространственного  расположения  на  предметной  плоскости.  Передача материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры.

10

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

5.2. Тема. Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания.

Зарисовка  предметов,  фруктов  и  овощей.  Выявление  объема  предмета.

Композиция  листа.  Формат  А4.  Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.

5

Практические занятия

3

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

5.3. Тема. Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером

фоне.

Тональный  рисунок  натюрморта  из  двух  предметов  быта  простой формы  и светлых  по  тону  на  сером  фоне. Особенности  компоновки  в  листе  группы предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства и взаимного  расположения  предметов  на  плоскости.  Освещение  верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов.

15

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

5.4. Тема. Натюрморт из двух предметов быта.

Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы  расположены  ниже  уровня  глаз. Выявление  знаний,  умений, навыков полученных в первом классе. Освещение верхнее боковое. Формат А-4. Материал – графитный карандаш.

14

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

5.4. Тема. Контрольный урок.

1

Практические занятия

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Пятый  год обучения

I полугодие

Раздел 1. Творческий рисунок.

Создание художественного образа графическими средствами.

1.1. Тема. Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне.

Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и предметами

простой формы на светлом фоне. Композиция листа. Поэтапное светотеневое изображение предметов. Выразительная передача образа, формы и строения растения.  Различное  расположение  листьев  в  пространстве.  Знакомство  с перспективными  явлениями  при  рисовании  с  натуры  растительных  форм. Особенности выполнения фона. Освещение верхнее. Формат А3. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки комнатных растений.

15

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

Раздел 2. Законы перспективы и светотень в рисунке

2.1. Тема. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе.

Рисование  упражнений  в  связи  с  темой  задания.  Линейный  рисунок прямоугольного  и  квадратного  листа  бумаги  в  вертикальном  и горизонтальном  положении  с  одной  и  двумя  точками  схода.  Линейный рисунок круга в горизонтальном положении. Закрепление  понятия  об  уровне  глаз  рисующего  (линия  горизонта,  точка схода). Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками схода, с приемом построения окружности в перспективе. Линейно-конструктивные зарисовки створки двери, оконного проема, стола и т. д.  Композиция  листа.  Формат  А4.  Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная  работа:  зарисовки  мелких  предметов  геометрической формы.

10

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

2.2. Тема. Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе.

Линейный  рисунок  каркасных  геометрических  тел  (куб,  призма, параллелепипед).  Повторение  правил  перспективы.  Углубленный  анализ

конструктивной  формы  предметов.  Грамотное  построение  предметов  в

соответствии с их различным расположением к уровню зрения. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная  работа:  зарисовки  мелких  предметов  геометрической

формы.

10

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

2.3.  Тема.  Рисунок  гипсовых  геометрических  тел  вращения  (цилиндр, конус, шар).

Рисунок  гипсовых  геометрических  тел  вращения  (цилиндр,  конус,  шар.),

расположенных  ниже  уровня  глаз.  Анализ  конструктивной  формы  тел вращения.  Грамотное  построение  с  учетом  законов  перспективы. Особенности  передачи  объема.  Фон  нейтральный.  Освещение  верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная  работа:  зарисовки  мелких  предметов  геометрической формы.

15

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

2.4. Тема. Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и

по памяти.

Закрепление  знаний  и  умений,  полученных  на  предыдущих  занятиях. Светотеневая  передача  форм  предметов.  Тренировка  зрительной  памяти. Освещение  верхнее боковое. Формат А4. Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная  работа:  зарисовки  мелких  предметов  геометрической

формы.

9

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

2.5. Тема. Рисунок гипсового куба.

Рисунок  гипсового  куба,  расположенного  ниже  уровня  глаз.  Закрепление правил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещение верхнее  боковое.  Формат  А4.  Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.

9

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

2.6. Тема. Зарисовки предметов быта, имеющих призматическую форму

с натуры и по памяти.

Закрепление  знаний  и  умений,  полученных  на  предыдущем  занятии. Светотеневая  передача  форм  предметов.  Тренировка  зрительной  памяти. Освещение  верхнее боковое. Формат А4. Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы.

9

Практические занятия

5

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

II полугодие

Раздел 3. Линейный рисунок

3.1. Тема. Наброски фигуры человека.

Рисование  сидящей  фигуры  человека.  Закрепление  знаний  об  основных

пропорциях  фигуры  человека,  посадка,  точка  опоры.  Выразительность

линейного  наброска  при  минимальном  количестве  графических  средств.

Освещение  верхнее боковое. Формат А4. Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

5

Практические занятия

3

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность

4.1. Тема. Зарисовки чучела птиц.

Рисование  птиц,  различных  по  характеру  формы  и  тональной  окраске.

Углубление  знаний  об  особенностях  живописного  рисунка.  Композиция

листа.  Пропорции.  Выразительность  силуэта.  Передача  материальности

оперения. Освещение естественное. Формат А3. Материал – уголь, сангина.

Самостоятельная работа: зарисовки птиц по памяти.

10

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

4.2. Тема. Зарисовки предметов различных по материалу.

Рисование  простых  предметов,  различных  по  материальности,  матовых  и блестящих  (дерево,  стекло,  металл  и  т.д.).  Особенности  моделирования

светотенью  формы  предметов  разных  фактур.  Освещение  направленное.

Формат А4. Материал – мягкий графитный карандаш.  

Самостоятельная  работа:  зарисовки  мелких  предметов  различной

материальности.

10

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1. Тема. Натюрморта из двух предметов быта призматической формы.

Рисунок натюрморта из предметов призматической формы  (книги, коробки,

шкатулки  и  т.д.),  расположенных  ниже  уровня  глаз.  Возможно  включение мелких  предметов.  Композиционное  размещение,  прорисовка  конструкции, уточнение  пропорций  и  перспективного  построения.  Тональная  проработка формы  предметов.  Обобщение тональных  отношений.  Освещение  верхнее боковое.  Формат  А3.  Материал  –  мягкий  графитный  карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные наброски.

20

Практические занятия

12

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

8

5.2. Тема. Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической

формы.

Рисунок  натюрморта  из  предметов  быта  различных  по  форме,  на  фоне драпировки  с  крупным  рисунком,  на  уровне  глаз.  Композиция  листа. Пропорции. Выразительность  силуэта  группы  предметов.  Освещение контрастное.  Формат  А3.  Материал  –  мягкий  графитный  карандаш. Самостоятельная работа: копирование рисунков ткани.

20

Практические занятия

12

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

8

5.3. Тема. Натюрморт из предметов простой формы, различных по тону

и материалу.

Рисунок  натюрморта  из  предметов  кухонной  утвари  или  предметов домашнего  обихода.  Выявление  знаний,  умений,  навыков  полученных  во втором  классе.  Освещение  верхнее  боковое.  Формат  А3.  Материал  –

графитный карандаш.

16

Практические занятия

11

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

5

5.4. Тема. Контрольный урок.

1

Шестой год обучения

I полугодие

 

Раздел 1. Творческий рисунок.

Создание художественного образа графическими средствами

1.1. Тема. Тематический натюрморт «Осенний».

Тональный  рисунок  тематического  натюрморта  «Осенний»  (предмет  быта

простой  формы,  муляжи  овощей  и  фруктов).  Освоение  принципов последовательности  ведения  рисунка,  умение  доводить  рисунок  до определенной  степени  завершенности.  Овладение  начальными  навыками

целостного  видения  натуры.  Развитие  композиционного  мышления,  работа над  эскизом.  Фон  нейтральный.  Освещение  верхнее  боковое.  Формат  А-3 Материал – графитный карандаш.

 Самостоятельная работа: композиционные зарисовки овощей и фруктов.

24

Практические занятия

12

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

12

Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок

2.1. Тема. Натюрморт из гипсовых геометрических тел.

Рисунок  натюрморта  из  двух  гипсовых  геометрических тел с введением легкого  тона  (куб,  цилиндр  или конус).  Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.  Композиция  листа.  Формат  А3.  Материал  –  графитный

карандаш.  

Самостоятельная работа: рисование геометрических предметов по памяти.

18

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

2.2. Тема. Сквозной рисунок предметов комбинированной формы.

Тональные  зарисовки  трех  отдельных  предметов  комбинированной  формы, расположенных на разных уровнях  глаз учащихся  (бидон, крынка,  гипсовая ваза и т.д.). Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

18

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

2.3. Тема. Зарисовки предметов комбинированной формы с натуры и по

памяти.

Зарисовки  отдельных  предметов  комбинированной  формы  с  натуры  и  по памяти. Тренировка зрительной памяти. Формат А4. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов.

12

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

Раздел 3. Тональный длительный рисунок

Тональный  рисунок  натюрморта  из  нескольких  предметов  быта  различных по  тону  и  материалу,  один  из  которых  имеет  комбинированную форму,  на уровне  глаз  обучающегося.  Композиция  листа,  выбор  формата.  Точность передачи  пропорций  и  силуэта  предметов.  Фон  нейтральный,  средний  по тону.  Освещение  нижнее  боковое.  Формат  А-3,  Материал  –  графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.

21

Практические занятия

11

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

9

II полугодие

Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок

4.1. Тема. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа.

Линейно-конструктивный  рисунок  простого  симметричного  гипсового орнамента невысокого рельефа с введением легкого тона. Предельно точная передача  конструктивных  особенностей  рисунка  орнамента. Последовательность  ведения  рисунка. Освещение  верхнее  боковое. Формат А-3. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: копирование орнаментов с образцов.

18

Практические занятия

9

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

4.2. Тема. Рисунок чучела птицы.

Линейно-конструктивный  рисунок  чучела  птицы  с  введением  легкого  тона. Выявление  конструктивных  особенностей  формы.  Точность  передачи характерности  изображаемого  предмета.   Фон  светлый. Освещение  верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.

12

Практические занятия

6

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы.  

Закрепление  материала  предыдущего  задания.  Грамотная  компоновка натюрморта  в  листе. Передача  больших  тональных  отношений.  Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность  изображения  натюрморта. Продолжение  знакомства  с  приемами работы  мягким  материалом.  Фон  светло-серый  нейтральный.  Формат  А3. Материал — уголь, сангина, мел.  

Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.

24

Практические занятия

12

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

12

5.2. Тема. Натюрморт из крупных предметов быта.

Тональный  рисунок  натюрморта  из  крупных  предметов  быта, расположенных  ниже  уровня  глаз  (на  полу).  Предметы  натюрморта контрастны  по  тону  и  размеру.  Особенности  передачи  перспективного сокращения  (ракурса).  Выделение  композиционного  центра.  Выявление больших тональных отношений. Передача объема предметов и пространства в  натюрморте.  Освещение  верхнее  боковое.  Формат  А3.  Материал  – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.

24

Практические занятия

12

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

12

5.3.  Тема.  Натюрморт  из  2-х  предметов  комбинированной  формы,

различных по тону.

Закрепление всего материала, пройденного в 3 классе. Грамотная компоновка натюрморта  в  листе.  Построение  предметов  с  учетом  перспективных сокращений,  выявление  их  объема  и  пространственного  расположения  с учетом освещения. Цельность изображения натюрморта.  Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.

20

Практические занятия

11

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

5.4. Тема. Контрольный урок.

1

Седьмой год обучения

II полугодие

Раздел 1. Тональный длительный рисунок

1.1. Тема. Натюрморт из трех гипсовых геометрических тел.

Рисунок  натюрморта  из  трех  гипсовых  геометрических  тел  с  фоном  и тональным  разбором  предметов.  Закрепление  знаний,  умений  и  навыков  в рисовании  гипсовых  геометрических  тел,  полученных  в  третьем  классе. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Применение  в рисунке основных правил перспективы. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

25

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

1.2. Рисунок однотонной драпировки с простыми складками.

Тональный  рисунок  драпировки  в  трех  плоскостях  с  простыми  складками. Знакомство с формообразованием складок ткани и методом их изображения. Построение складок драпировки с учетом пространства, ритма и воздушной перспективы,  выявление  их  объема  при  помощи  светотени.  Фон нейтральный.  Освещение  четко направленное.  Формат  А2.  Материал  – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с

работ старых мастеров.

21

Практические занятия

12

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

1.3.  Тема.  Натюрморт  из  крупного  предмета  быта  и  драпировки  со

складками.

Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета быта и драпировки со складками. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Передача конструкции предмета и ритма складок драпировки. Передача пространства в натюрморте  с  учетом  линейной  и  воздушной  перспективы.  Выявление объема  предмета  и  складок  с  помощью  светотени.  Фон  нейтральный. Освещение верхнее, боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

28

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

12

Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность

2.1. Тема. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой.

Натюрморт с предметами  разной  материальности  из  металла  и  стекла.

Характерные  особенности  передачи  материальности  металла  и  стекла графическими  средствами.  Грамотная  компоновка  в  листе.  Передача больших  тональных  отношений.  Цельность  изображения  натюрморта.  Фон нейтральный.  Освещение  четко  направленное.  Формат  А2  Материал  – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: зарисовки металлических и стеклянных предметов

28

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

12

3. Раздел. Линейный рисунок

3.1. Тема. Зарисовки фигуры человека в движении.

Ознакомление  с  основами  пластической  анатомии,  правилами  и особенностями линейного рисования человека. Пластика движений. Формат А4. Материал – графитный карандаш (3М-9М).  

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

7

Практические занятия

3

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

II полугодие

Раздел 4. Законы перспективы. Светотень

4.1.  Тема.  Рисунок  цилиндра  в  горизонтальном  положении.  Методы

построения окружности в пространстве.

Линейный  рисунок  окружности  в перспективе  (вертикальная  плоскость).

Точное  построение  окружности  с  учетом  перспективного  сокращения. Передача  выразительности  линий  в пространстве. Линейно-конструктивный (сквозной)  рисунок  цилиндра  в  горизонтальном  положении  с  введением легкого тона, с сохранением линий построения, без фона, с прокладкой тона в собственных и падающих тенях. Освещение верхнее, боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

14

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

4.2. Тема. Зарисовки предметов быта в горизонтальном положении.

Линейно-конструктивный  (сквозной)  рисунок  предметов  быта цилиндрической формы  (ведро,  кружка,  кастрюля  и  т.д.)  в  горизонтальном положении  с  введением  легкого  тона.  Закрепление материала  предыдущего задания  на  примере  предметов  быта.  Построение  предметов  с  учетом пропорций,  линейной  и  воздушной  перспективы.  Освещение  верхнее, боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: наброски предметов быта.

14

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

4.3. Тема. Наброски по памяти отдельных предметов быта.

Наброски  отдельных  предметов  быта  из  предыдущего  задания  по  памяти. Развитие  зрительной  памяти  и  выработка  глазомера.  Закрепление  навыков рисования  окружности  в  перспективе.  Формат  А4. Материал  –  графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: зарисовки групп предметов.

7

Практические занятия

4

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1. Тема. Рисунок гипсового шара.

Тональный  рисунок  гипсового  шара  на  нейтральном  фоне.  Композиция листа.  Выявление  объема,  с  точной  передачей  светотеневых  градаций  (от блика  до  падающей  тени),  применение  штриха  по  форме.  Освещение верхнее,  контрастное.  Формат  А-3,  Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.  

14

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

5.2.  Тема.  Натюрморт  с  предметом  цилиндрической  формы  в

горизонтальном положении и драпировкой.

Закрепление  материала  предыдущих  заданий.  Грамотная  компоновка натюрморта в листе. Последовательность  ведения  рисунка,  выполнение эскизов,  перевод  на  формат.  Передача  больших  тональных  отношений. Выявление  локального тона, объема  и пространства  в  натюрморте  с помощью  светотени.  Цельность  изображения  натюрморта.  Освещение верхнее  боковое.  Формат  А3.  Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.

25

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

Раздел 6. Линейно-конструктивный рисунок

6.1. Тема. Натюрморт в интерьере с масштабным предметом.

Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера (комната, класс, коридор)

с  введением  масштабного  предмета  (стол,  стул  и  др.).  Соотношение масштаба предмета  с  пространством  интерьера. Компоновка  изображения  в листе.  Построение  фрагмента  интерьера  с  учетом  линейной  и  воздушной перспективы. Прокладка тона в собственных и падающих тенях. Освещение направленное.  Формат  А2,  А3.  Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки интерьера

21

Практические занятия

12

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

6.2.  Тема.  Натюрморт  из  трех  предметов  быта  и  драпировки  со

складками.

Закрепление всего материала, пройденного в процессе обучения. Грамотная компоновка  натюрморта  в  листе.  Построение  предметов  с  учетом перспективных  сокращений,  выявление  их  объема  и  пространственного

расположения  с  учетом  освещения.  Владение  приемами  рисунка,  умение

пользоваться  графическими  средствами.  Освещение  верхнее  боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш.  

 

21

Практические занятия

11

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

9

Восьмой год обучения

I полугодие

Раздел 1. Тональный длительный рисунок

1.1. Тема. Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел.

Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором  предметов.  Закрепление  знаний,  умений  и  навыков  в  рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в процессе обучения. Компоновка изображения  предметов  в  листе,  выбор  формата.  Применение  в  рисунке основных  правил  перспективы.  Грамотная  постановка  предметов  на плоскости. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый.  Освещение  верхнее  боковое.  Формат  А2.  Материал  –  графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

21

Практические занятия

12

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

1.2.  Тема.  Рисунок  драпировки  со  сложной  конфигурацией  складок,

лежащей на геометрическом предмете.

Тональный рисунок светлой драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете (цилиндр, шар). Передача зависимости характера  складок  от  особенности  формы  предмета.  Выявление  основных пропорций  складок  и  их  конструкций.  Передача  объема  и  пространства  с помощью светотени. Более глубокое изучение закономерностей образования складок,  закрепление  знаний,  полученных  в  четвертом  классе.  Освещение направленное.  Формат  А3.  Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ старых мастеров.

21

Практические занятия

12

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

1.3.  Тема.  Натюрморт  из  предметов  быта  и  гипсового  орнамента

высокого рельефа с драпировкой.

Тональный  рисунок  натюрморта из  предметов  быта  с  введением  орнамента высокого  рельефа  и  драпировки  со складками  Компоновка  натюрморта  в листе,  выбор  формата.  Выявление  пространства  и  материальности  с помощью  тона,  тональная  разработка  деталей,  обобщение.  Освещение верхнее,  боковое.  Формат  А-2.  Материал  –  графитный  карандаш.

Самостоятельная работа: создание набросков.

25

Практические занятия

16

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок

2.1. Тема. Зарисовка части интерьера с архитектурной деталью.

Рисование фрагмента интерьера с архитектурной деталью (окно, дверь и т.д.) с  выраженным  смысловым и  композиционным  центром. Развитие  объемно-пространственного  мышления,  углубление  знаний  по  практическому применения  закономерностей  перспективы. Построение  интерьера  с  учетом линейной  и  воздушной  перспективы,  передача  глубокого  пространства, величины  и  пропорций  предметов  в  интерьере,  их  пространственная  связь. Компоновка изображения в листе, выбор формата. Материал – графитный и цветной карандаш, маркер.  

Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.

21

Практические занятия

12

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

2.2. Тема. Зарисовка головы человека (обрубовка).  

Ознакомление  с  основными  пропорциями,  правилами  и  особенностями линейно-конструктивного рисования  головы человека, на примере  гипсовой обрубовки. Формат А3. Материал  –  графитный  карандаш  Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти.

21

Практические занятия

11

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

9

II полугодие

Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и материальность

3.1.Тема.  Натюрморт  из  предметов  с  разной  фактурой  и материальностью и четким композиционным центром.

Рисунок  натюрморта  повышенной  сложности  из  предметов  быта  (стекло,

металл,  керамика,  дерево  и  т.д.).  Реализация  накопленного  опыта  за предшествующий  период  обучения.  Демонстрация  навыков  в  передаче

фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов, на которых

они  расположены.  Передача  материальности  предметов  с  соблюдением   общего  тона.  Четкость  в  последовательности  выполнения  работы.  Формат А3. Материал по выбору.  

Самостоятельная  работа:  наброски  различными  художественными материалами.

35

Практические занятия

20

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

15

3.2. Тема. Зарисовка фигуры человека в интерьере.

Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода деятельности.  

Раскрытие  образа  человека  через  тематическую  постановку.  Передача пропорций  человеческой  фигуры,  выявление  самого  характерного, взаимосвязи  фигуры  с  интерьером.  Совершенствование  навыков  работы

мягкими материалами. Формат по выбору.  

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека в движении.

14

Практические занятия

8

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

Раздел 4. Творческий рисунок.

Создание художественного образа графическими средствами

4.1. Тема. Тематический натюрморт «Мир старых вещей».

Последовательность  ведения  рисунка,  выполнение  эскизов,  поиск пластической идеи будущей работы. Перевод эскиза на формат. Расширение

композиционных  понятий.  Владение  приемами  рисунка,  умение профессионально  пользоваться  графическими  средствами.  Выразительное решение постановки с передачей ее эмоционального состояния. Формат А3. Материал – графитный карандаш.  

Самостоятельная работа: выполнение копий с работ старых мастеров.

35

Практические занятия

20

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

15

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

5.1. Тема. Натюрморт из предметов быта и драпировки со складками.

Самостоятельное  использование  полученных  знаний,  умений  и  навыков. Эскиз,  формат,  пропорции,  моделировка  деталей,  общий  тон. Материальность, художественная выразительность, завершенность работы.

31

Практические занятия

19

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

12

5.1. Тема. Контрольный урок.

1

* Объем часов указывается по каждой позиции.


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м.,  зал для концертных выступлений

- оборудование учебного кабинета: столы, стулья, мольберты, натурные столы, классная доска, предметы натурного фонда( наглядные пособия, настенные иллюстрации. муляжи,  чучела  птиц  и  животных,  гербарии,

демонстрационные модели, гипсовые модели)

- технические средства: осветительные приборы, компьютер.

  1. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Шаров  В. С. Академическое обучение изобразительному искусству, 2014.
  2. Селютин И.Ю. Учимся рисовать, 2008
  3. Ли Н. Основы учебного академического рисунка, 2011
  4. Калинина С. Художественная школа,2013
  5. Лагутин А.А. Рисунок: Натюрморт, голова. Технологические приемы, 2008
  6.  Стародуб К.И. , Евдокимова И.А. Рисунок и живопись,2011

Дополнительные источники:

1. Барышников А.П. Перспектива. -  М., 1955

2. Бесчастнов Н.П. Изображение  растительных мотивов. М.: Гуманитарный

издательский центр «Владос», 2004

3.  Бесчастнов  Н.П.  Графика  натюрморта.  М.:  Гуманитарный  издательский центр «Владос», 2008

4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр

«Владос», 2005

5.  Бесчастнов  Н.П.  Черно-белая  графика.  М.:  Гуманитарный  издательский центр «Владос», 2006  

Интернет-ресурсы:

1.        http://www.art-publish.ru/new/

2.        http://art-storona.ru/

3.        http://art-teacher.ru/

4.        http://www.sgutv.ru/telecast_591_video.htm

5.        http://all-drawings.livejournal.com/

6.        http://graphic.org.ru/

7.        http://www.art-slovar.ru/

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета выпускник знает:

- понятия «пропорция», «симметрия», «светотень»;

- законы линейной и воздушной перспективы;

- свойства разных графических материалов;

- разнообразные композиционные приемы и схемы.

В результате освоения предмета выпускник умеет:

- использовать приемы линейной и воздушной перспективы;

 - моделировать форму сложных предметов тоном;

- последовательно вести длительную постановку;

 - рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях

 - принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

 - применять навыки владения линией, штрихом, пятном;

 - применять навыки выполнения линейного и живописного рисунка;

 - применять навыки передачи фактуры и материала предмета;

 - применять навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

Просмотры, зачеты, экзамены.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНТРОЛЬ    И    ОЦЕНКА    РЕЗУЛЬТАТОВ    ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

  1. использовать  приемы линейной и воздушной перспективы;
  2. моделировать форму сложных предметов тоном;
  3. последовательно вести длительную постановку;
  4. рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
  5. принимать  выразительное  решение  постановок  с  передачей  их
  6. эмоционального состояния;
  7. применять навыки владения линией, штрихом, пятном;
  8. применять навыки выполнения линейного и живописного рисунка;  
  9. применять навыки передачи фактуры и материала предмета;
  10. применять навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

Критерии оценок

 По  результатам  текущей  и  промежуточной  аттестации  выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Оценка 5 «отлично»

Предполагает:

•  самостоятельный выбор формата;

•  правильную компоновку изображения в листе;

•  последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;

•  умелое  использование  выразительных  особенностей  применяемого графического материала;

•  владение линией, штрихом, тоном;

•  умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;

•  умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;

•  творческий подход.

Оценка 4 «хорошо»

Допускает:

•  некоторую неточность в компоновке;

•  небольшие недочеты в конструктивном построении;

•  незначительные  нарушения  в  последовательности  работы  тоном,  как

следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;

•  некоторую дробность и небрежность рисунка.

Оценка 3 «удовлетворительно»

Предполагает:

•  грубые ошибки в компоновке;

•  неумение самостоятельно вести рисунок;

•  неумение  самостоятельно  анализировать  и  исправлять  допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;

•  однообразное  использование  графических  приемов  для  решения  разных задач;

•  незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.