программа по предмету "Рисунок" 4-8
программа по предмету "Рисунок" для 8-летнего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risunok_4-_8_2014.doc | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 г. СМОЛЕНСКА»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РИСУНОК
название предмета
2014 г.
«ОДОБРЕНА» Методическим советом МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска «28» августа 2014г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБУДО ДШИ №2 г. Смоленска В.Г. Новиков «29» августа 2014г. |
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ) «ЖИВОПИСЬ»
Организация-разработчик: МБУДО «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска»
Разработчик:
Балусова И.В. Прохоренко Е.Д., преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска
(ф.и.о., должность)
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РИСУНОК
название предмета
- 1. Область применения программы:
- программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ по программе «ЖИВОПИСЬ» со сроком освоения 8 лет;
Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
- 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
Целями предмета являются:
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачами предмета являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по выполнению творческих работ
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- понятия «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- законы линейной и воздушной перспективы;
- свойства разных графических материалов;
- разнообразные композиционные приемы и схемы.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
- моделировать форму сложных предметов тоном;
- последовательно вести длительную постановку;
- рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях
- принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
- применять навыки владения линией, штрихом, пятном;
- применять навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
- применять навыки передачи фактуры и материала предмета;
- применять навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 957 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 561 часов;
самостоятельной работы обучающегося 396 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 957 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 561 |
в том числе: | |
практические занятия | 551 |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 396 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов | - |
- Тематический план и содержание учебного предмета:
РИСУНОК
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Четвертый год обучения | ||
Ι полугодие Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка 1.1. Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы. | Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно». |
|
Практические занятия | 1 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
1.2. Тема. Графические изобразительные средства. | Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и нечетные) части. Использование карандаша как измерительного инструмента. Рисунок шахматной доски. Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М. | 6 |
Практические занятия | 5 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
1.3. Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия. | Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев, бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных народных орнаментов. Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке. Совершенствование техники работы штрихом. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: рисование простых плоских предметов.
| 15 |
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
1.4. Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт. | Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений. Зарисовка силуэта сухих растений и трав. Формат А4. Материал – графитный карандаш, гелиевая ручка. Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы | 30 |
Практические занятия | 18 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |
1.5. Тема. Зарисовка чучела птицы. | Силуэтные зарисовки чучела птицы. Передача пропорций, развитие глазомера. Формат А4. Материал – графитный карандаш, тушь, кисть. Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти.
| 25 |
Практические занятия | 14 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |
II полугодие Раздел 2. Линейный рисунок 2.1. Тема. Зарисовки фигуры человека. | Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка). Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека. | 5 |
Практические занятия | 3 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень. 3.1. Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива. | Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов. | 4 |
Практические занятия | 3 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |
3.2. Тема. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов. | Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях светотени. Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: светотеневые зарисовки предметов. | 8 |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
3.3. Тема. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности | Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметов с учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры и по памяти. | 10 |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность 4.1. Тема. Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал | Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение естественное. Формат А4. Материал – уголь, сангина. Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры и по памяти. | 5 |
Практические занятия | 3 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
4.2. Тема. Зарисовка мягкой игрушки. | Зарисовки мягких игрушек, различных по характеру и пропорциям. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Освещение естественное. Формат А4. Материал – уголь, сангина. Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти. | 5 |
Практические занятия | 3 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Раздел 5. Тональный длительный рисунок 5.1. Тема. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах. | Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и его пространственного расположения на предметной плоскости. Передача материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры. | 10 |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
5.2. Тема. Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания. | Зарисовка предметов, фруктов и овощей. Выявление объема предмета. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей. | 5 |
Практические занятия | 3 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
5.3. Тема. Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне. | Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта простой формы и светлых по тону на сером фоне. Особенности компоновки в листе группы предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов. | 15 |
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
5.4. Тема. Натюрморт из двух предметов быта. | Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе. Освещение верхнее боковое. Формат А-4. Материал – графитный карандаш. | 14 |
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
5.4. Тема. Контрольный урок. | 1 | |
Практические занятия | ||
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Пятый год обучения | ||
I полугодие Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами. 1.1. Тема. Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне. | Рисование тематического натюрморта с комнатным растением и предметами простой формы на светлом фоне. Композиция листа. Поэтапное светотеневое изображение предметов. Выразительная передача образа, формы и строения растения. Различное расположение листьев в пространстве. Знакомство с перспективными явлениями при рисовании с натуры растительных форм. Особенности выполнения фона. Освещение верхнее. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки комнатных растений. | 15 |
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Раздел 2. Законы перспективы и светотень в рисунке 2.1. Тема. Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе. | Рисование упражнений в связи с темой задания. Линейный рисунок прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и горизонтальном положении с одной и двумя точками схода. Линейный рисунок круга в горизонтальном положении. Закрепление понятия об уровне глаз рисующего (линия горизонта, точка схода). Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками схода, с приемом построения окружности в перспективе. Линейно-конструктивные зарисовки створки двери, оконного проема, стола и т. д. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы. | 10 |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
2.2. Тема. Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе. | Линейный рисунок каркасных геометрических тел (куб, призма, параллелепипед). Повторение правил перспективы. Углубленный анализ конструктивной формы предметов. Грамотное построение предметов в соответствии с их различным расположением к уровню зрения. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы. | 10 |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
2.3. Тема. Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар). | Рисунок гипсовых геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар.), расположенных ниже уровня глаз. Анализ конструктивной формы тел вращения. Грамотное построение с учетом законов перспективы. Особенности передачи объема. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы. | 15 |
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
2.4. Тема. Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по памяти. | Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях. Светотеневая передача форм предметов. Тренировка зрительной памяти. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов геометрической формы. | 9 |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
2.5. Тема. Рисунок гипсового куба. | Рисунок гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз. Закрепление правил перспективы. Грамотное построение. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы. | 9 |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
2.6. Тема. Зарисовки предметов быта, имеющих призматическую форму с натуры и по памяти. | Закрепление знаний и умений, полученных на предыдущем занятии. Светотеневая передача форм предметов. Тренировка зрительной памяти. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов геометрической формы. | 9 |
Практические занятия | 5 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
II полугодие Раздел 3. Линейный рисунок 3.1. Тема. Наброски фигуры человека. | Рисование сидящей фигуры человека. Закрепление знаний об основных пропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры. Выразительность линейного наброска при минимальном количестве графических средств. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека. | 5 |
Практические занятия | 3 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность 4.1. Тема. Зарисовки чучела птиц. | Рисование птиц, различных по характеру формы и тональной окраске. Углубление знаний об особенностях живописного рисунка. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности оперения. Освещение естественное. Формат А3. Материал – уголь, сангина. Самостоятельная работа: зарисовки птиц по памяти. | 10 |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
4.2. Тема. Зарисовки предметов различных по материалу. | Рисование простых предметов, различных по материальности, матовых и блестящих (дерево, стекло, металл и т.д.). Особенности моделирования светотенью формы предметов разных фактур. Освещение направленное. Формат А4. Материал – мягкий графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов различной материальности. | 10 |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Раздел 5. Тональный длительный рисунок 5.1. Тема. Натюрморта из двух предметов быта призматической формы. | Рисунок натюрморта из предметов призматической формы (книги, коробки, шкатулки и т.д.), расположенных ниже уровня глаз. Возможно включение мелких предметов. Композиционное размещение, прорисовка конструкции, уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная проработка формы предметов. Обобщение тональных отношений. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш. Самостоятельная работа: композиционные наброски. | 20 |
Практические занятия | 12 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |
5.2. Тема. Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы. | Рисунок натюрморта из предметов быта различных по форме, на фоне драпировки с крупным рисунком, на уровне глаз. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта группы предметов. Освещение контрастное. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш. Самостоятельная работа: копирование рисунков ткани. | 20 |
Практические занятия | 12 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |
5.3. Тема. Натюрморт из предметов простой формы, различных по тону и материалу. | Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов домашнего обихода. Выявление знаний, умений, навыков полученных во втором классе. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш. | 16 |
Практические занятия | 11 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
5.4. Тема. Контрольный урок. | 1 | |
Шестой год обучения | ||
I полугодие
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами 1.1. Тема. Тематический натюрморт «Осенний». | Тональный рисунок тематического натюрморта «Осенний» (предмет быта простой формы, муляжи овощей и фруктов). Освоение принципов последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок до определенной степени завершенности. Овладение начальными навыками целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А-3 Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: композиционные зарисовки овощей и фруктов. | 24 |
Практические занятия | 12 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок 2.1. Тема. Натюрморт из гипсовых геометрических тел. | Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел с введением легкого тона (куб, цилиндр или конус). Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Композиция листа. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: рисование геометрических предметов по памяти. | 18 |
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
2.2. Тема. Сквозной рисунок предметов комбинированной формы. | Тональные зарисовки трех отдельных предметов комбинированной формы, расположенных на разных уровнях глаз учащихся (бидон, крынка, гипсовая ваза и т.д.). Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта. | 18 |
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
2.3. Тема. Зарисовки предметов комбинированной формы с натуры и по памяти. | Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с натуры и по памяти. Тренировка зрительной памяти. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов. | 12 |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Раздел 3. Тональный длительный рисунок | Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта различных по тону и материалу, один из которых имеет комбинированную форму, на уровне глаз обучающегося. Композиция листа, выбор формата. Точность передачи пропорций и силуэта предметов. Фон нейтральный, средний по тону. Освещение нижнее боковое. Формат А-3, Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта. | 21 |
Практические занятия | 11 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
II полугодие Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок 4.1. Тема. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа. | Линейно-конструктивный рисунок простого симметричного гипсового орнамента невысокого рельефа с введением легкого тона. Предельно точная передача конструктивных особенностей рисунка орнамента. Последовательность ведения рисунка. Освещение верхнее боковое. Формат А-3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: копирование орнаментов с образцов. | 18 |
Практические занятия | 9 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
4.2. Тема. Рисунок чучела птицы. | Линейно-конструктивный рисунок чучела птицы с введением легкого тона. Выявление конструктивных особенностей формы. Точность передачи характерности изображаемого предмета. Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц. | 12 |
Практические занятия | 6 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Раздел 5. Тональный длительный рисунок 5.1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы. | Закрепление материала предыдущего задания. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Продолжение знакомства с приемами работы мягким материалом. Фон светло-серый нейтральный. Формат А3. Материал — уголь, сангина, мел. Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц. | 24 |
Практические занятия | 12 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |
5.2. Тема. Натюрморт из крупных предметов быта. | Тональный рисунок натюрморта из крупных предметов быта, расположенных ниже уровня глаз (на полу). Предметы натюрморта контрастны по тону и размеру. Особенности передачи перспективного сокращения (ракурса). Выделение композиционного центра. Выявление больших тональных отношений. Передача объема предметов и пространства в натюрморте. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта. | 24 |
Практические занятия | 12 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |
5.3. Тема. Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы, различных по тону. | Закрепление всего материала, пройденного в 3 классе. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного расположения с учетом освещения. Цельность изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш. | 20 |
Практические занятия | 11 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
5.4. Тема. Контрольный урок. | 1 | |
Седьмой год обучения | ||
II полугодие Раздел 1. Тональный длительный рисунок 1.1. Тема. Натюрморт из трех гипсовых геометрических тел. | Рисунок натюрморта из трех гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в третьем классе. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Применение в рисунке основных правил перспективы. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта. | 25 |
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
1.2. Рисунок однотонной драпировки с простыми складками. | Тональный рисунок драпировки в трех плоскостях с простыми складками. Знакомство с формообразованием складок ткани и методом их изображения. Построение складок драпировки с учетом пространства, ритма и воздушной перспективы, выявление их объема при помощи светотени. Фон нейтральный. Освещение четко направленное. Формат А2. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ старых мастеров. | 21 |
Практические занятия | 12 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
1.3. Тема. Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки со складками. | Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета быта и драпировки со складками. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Передача конструкции предмета и ритма складок драпировки. Передача пространства в натюрморте с учетом линейной и воздушной перспективы. Выявление объема предмета и складок с помощью светотени. Фон нейтральный. Освещение верхнее, боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека. | 28 |
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |
Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность 2.1. Тема. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой. | Натюрморт с предметами разной материальности из металла и стекла. Характерные особенности передачи материальности металла и стекла графическими средствами. Грамотная компоновка в листе. Передача больших тональных отношений. Цельность изображения натюрморта. Фон нейтральный. Освещение четко направленное. Формат А2 Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки металлических и стеклянных предметов | 28 |
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |
3. Раздел. Линейный рисунок 3.1. Тема. Зарисовки фигуры человека в движении. | Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного рисования человека. Пластика движений. Формат А4. Материал – графитный карандаш (3М-9М). Самостоятельная работа: наброски фигуры человека. | 7 |
Практические занятия | 3 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
II полугодие Раздел 4. Законы перспективы. Светотень 4.1. Тема. Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Методы построения окружности в пространстве. | Линейный рисунок окружности в перспективе (вертикальная плоскость). Точное построение окружности с учетом перспективного сокращения. Передача выразительности линий в пространстве. Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок цилиндра в горизонтальном положении с введением легкого тона, с сохранением линий построения, без фона, с прокладкой тона в собственных и падающих тенях. Освещение верхнее, боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта. | 14 |
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
4.2. Тема. Зарисовки предметов быта в горизонтальном положении. | Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок предметов быта цилиндрической формы (ведро, кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении с введением легкого тона. Закрепление материала предыдущего задания на примере предметов быта. Построение предметов с учетом пропорций, линейной и воздушной перспективы. Освещение верхнее, боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: наброски предметов быта. | 14 |
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
4.3. Тема. Наброски по памяти отдельных предметов быта. | Наброски отдельных предметов быта из предыдущего задания по памяти. Развитие зрительной памяти и выработка глазомера. Закрепление навыков рисования окружности в перспективе. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки групп предметов. | 7 |
Практические занятия | 4 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |
Раздел 5. Тональный длительный рисунок 5.1. Тема. Рисунок гипсового шара. | Тональный рисунок гипсового шара на нейтральном фоне. Композиция листа. Выявление объема, с точной передачей светотеневых градаций (от блика до падающей тени), применение штриха по форме. Освещение верхнее, контрастное. Формат А-3, Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей. | 14 |
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
5.2. Тема. Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном положении и драпировкой. | Закрепление материала предыдущих заданий. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов, перевод на формат. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта. | 25 |
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
Раздел 6. Линейно-конструктивный рисунок 6.1. Тема. Натюрморт в интерьере с масштабным предметом. | Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера (комната, класс, коридор) с введением масштабного предмета (стол, стул и др.). Соотношение масштаба предмета с пространством интерьера. Компоновка изображения в листе. Построение фрагмента интерьера с учетом линейной и воздушной перспективы. Прокладка тона в собственных и падающих тенях. Освещение направленное. Формат А2, А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки интерьера | 21 |
Практические занятия | 12 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
6.2. Тема. Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками. | Закрепление всего материала, пройденного в процессе обучения. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного расположения с учетом освещения. Владение приемами рисунка, умение пользоваться графическими средствами. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш.
| 21 |
Практические занятия | 11 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
Восьмой год обучения | ||
I полугодие Раздел 1. Тональный длительный рисунок 1.1. Тема. Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел. | Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в процессе обучения. Компоновка изображения предметов в листе, выбор формата. Применение в рисунке основных правил перспективы. Грамотная постановка предметов на плоскости. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта. | 21 |
Практические занятия | 12 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
1.2. Тема. Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете. | Тональный рисунок светлой драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете (цилиндр, шар). Передача зависимости характера складок от особенности формы предмета. Выявление основных пропорций складок и их конструкций. Передача объема и пространства с помощью светотени. Более глубокое изучение закономерностей образования складок, закрепление знаний, полученных в четвертом классе. Освещение направленное. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ старых мастеров. | 21 |
Практические занятия | 12 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
1.3. Тема. Натюрморт из предметов быта и гипсового орнамента высокого рельефа с драпировкой. | Тональный рисунок натюрморта из предметов быта с введением орнамента высокого рельефа и драпировки со складками Компоновка натюрморта в листе, выбор формата. Выявление пространства и материальности с помощью тона, тональная разработка деталей, обобщение. Освещение верхнее, боковое. Формат А-2. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: создание набросков. | 25 |
Практические занятия | 16 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок 2.1. Тема. Зарисовка части интерьера с архитектурной деталью. | Рисование фрагмента интерьера с архитектурной деталью (окно, дверь и т.д.) с выраженным смысловым и композиционным центром. Развитие объемно-пространственного мышления, углубление знаний по практическому применения закономерностей перспективы. Построение интерьера с учетом линейной и воздушной перспективы, передача глубокого пространства, величины и пропорций предметов в интерьере, их пространственная связь. Компоновка изображения в листе, выбор формата. Материал – графитный и цветной карандаш, маркер. Самостоятельная работа: зарисовки интерьера. | 21 |
Практические занятия | 12 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
2.2. Тема. Зарисовка головы человека (обрубовка). | Ознакомление с основными пропорциями, правилами и особенностями линейно-конструктивного рисования головы человека, на примере гипсовой обрубовки. Формат А3. Материал – графитный карандаш Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти. | 21 |
Практические занятия | 11 | |
Контрольные работы | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
II полугодие Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и материальность 3.1.Тема. Натюрморт из предметов с разной фактурой и материальностью и четким композиционным центром. | Рисунок натюрморта повышенной сложности из предметов быта (стекло, металл, керамика, дерево и т.д.). Реализация накопленного опыта за предшествующий период обучения. Демонстрация навыков в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов, на которых они расположены. Передача материальности предметов с соблюдением общего тона. Четкость в последовательности выполнения работы. Формат А3. Материал по выбору. Самостоятельная работа: наброски различными художественными материалами. | 35 |
Практические занятия | 20 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 15 | |
3.2. Тема. Зарисовка фигуры человека в интерьере. | Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода деятельности. Раскрытие образа человека через тематическую постановку. Передача пропорций человеческой фигуры, выявление самого характерного, взаимосвязи фигуры с интерьером. Совершенствование навыков работы мягкими материалами. Формат по выбору. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека в движении. | 14 |
Практические занятия | 8 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Раздел 4. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами 4.1. Тема. Тематический натюрморт «Мир старых вещей». | Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов, поиск пластической идеи будущей работы. Перевод эскиза на формат. Расширение композиционных понятий. Владение приемами рисунка, умение профессионально пользоваться графическими средствами. Выразительное решение постановки с передачей ее эмоционального состояния. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: выполнение копий с работ старых мастеров. | 35 |
Практические занятия | 20 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 15 | |
Раздел 5. Тональный длительный рисунок 5.1. Тема. Натюрморт из предметов быта и драпировки со складками. | Самостоятельное использование полученных знаний, умений и навыков. Эскиз, формат, пропорции, моделировка деталей, общий тон. Материальность, художественная выразительность, завершенность работы. | 31 |
Практические занятия | 19 | |
Контрольные работы | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |
5.1. Тема. Контрольный урок. | 1 |
* Объем часов указывается по каждой позиции.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., зал для концертных выступлений
- оборудование учебного кабинета: столы, стулья, мольберты, натурные столы, классная доска, предметы натурного фонда( наглядные пособия, настенные иллюстрации. муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, гипсовые модели)
- технические средства: осветительные приборы, компьютер.
- Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Шаров В. С. Академическое обучение изобразительному искусству, 2014.
- Селютин И.Ю. Учимся рисовать, 2008
- Ли Н. Основы учебного академического рисунка, 2011
- Калинина С. Художественная школа,2013
- Лагутин А.А. Рисунок: Натюрморт, голова. Технологические приемы, 2008
- Стародуб К.И. , Евдокимова И.А. Рисунок и живопись,2011
Дополнительные источники:
1. Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный
издательский центр «Владос», 2004
3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2005
5. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006
Интернет-ресурсы:
1. http://www.art-publish.ru/new/
2. http://art-storona.ru/
3. http://art-teacher.ru/
4. http://www.sgutv.ru/telecast_591_video.htm
5. http://all-drawings.livejournal.com/
6. http://graphic.org.ru/
7. http://www.art-slovar.ru/
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета выпускник знает: - понятия «пропорция», «симметрия», «светотень»; - законы линейной и воздушной перспективы; - свойства разных графических материалов; - разнообразные композиционные приемы и схемы. В результате освоения предмета выпускник умеет: - использовать приемы линейной и воздушной перспективы; - моделировать форму сложных предметов тоном; - последовательно вести длительную постановку; - рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях - принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния; - применять навыки владения линией, штрихом, пятном; - применять навыки выполнения линейного и живописного рисунка; - применять навыки передачи фактуры и материала предмета; - применять навыки передачи пространства средствами штриха и светотени. | Просмотры, зачеты, экзамены. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
- моделировать форму сложных предметов тоном;
- последовательно вести длительную постановку;
- рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- принимать выразительное решение постановок с передачей их
- эмоционального состояния;
- применять навыки владения линией, штрихом, пятном;
- применять навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
- применять навыки передачи фактуры и материала предмета;
- применять навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
• самостоятельный выбор формата;
• правильную компоновку изображения в листе;
• последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
• умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
• владение линией, штрихом, тоном;
• умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
• умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
• творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
• некоторую неточность в компоновке;
• небольшие недочеты в конструктивном построении;
• незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как
следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
• некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
• грубые ошибки в компоновке;
• неумение самостоятельно вести рисунок;
• неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
• однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
• незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.