программа по предмету "Живопись" 4-9
Программа по предмету"живопись" для 9летнего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivopis_4-9_2014.doc | 405 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 г. СМОЛЕНСКА»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЖИВОПИСЬ
название предмета
2014 г.
«ОДОБРЕНА» Методическим советом МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска «28» августа 2014г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБУДО ДШИ №2 г. Смоленска В.Г. Новиков «29» августа 2014г. |
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ) «ЖИВОПИСЬ»
Организация-разработчик: МБУДО «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска»
Разработчик:
Балусова И.В., преподаватель МБУДО ДШИ № 2 г. Смоленска
(ф.и.о., должность)
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЖИВОПИСЬ
название предмета
- 1. Область применения программы:
- программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства в соответствии с ФГТ по программе «ЖИВОПИСЬ» со сроком освоения 9 лет;
Программа учебного предмета может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «ЖИВОПИСЬ» в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 г. Смоленска» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
- 2. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
Целями предмета являются:
- художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний. Умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачами предмета являются:
- приобретение учащимися знаний, умений, навыков по выполнению живописных работ.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества;
- разнообразные техники живописи;
- художественные и эстетические свойства цвета;
- основные закономерности создания цветового строя.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- применять навыки в использовании основных техник и материалов;
- применять навыки последовательного ведения живописной работы;
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 1089 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 594 часов;
самостоятельной работы обучающегося 495 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 1089 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 594 |
в том числе: | |
практические занятия | 582 |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 495 |
в том числе: | |
итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов | - |
- Тематический план и содержание учебного предмета:
ЖИВОПИСЬ
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов | |
Четвертый год обучения | |||
I полугодие | |||
1. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. | Содержание учебного материала | 8 | |
Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок. Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
2. Тема. Характеристика цвета. Знакомство с холодными и теплыми цветами. | Содержание учебного материала | 8 | |
Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
3. Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. | Содержание учебного материала | 8 | |
Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья». Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье». | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
4. Тема. Приемы работы с акварелью. | Содержание учебного материала | 8 | |
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, мазок). Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п. Самостоятельная работа: этюды осенних цветов. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
5. Тема. Приемы работы с акварелью. | Содержание учебного материала | 8 | |
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому, a la prima). Этюд с палитрой художника. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки и т.п.) | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
6. Тема. Приемы работы с акварелью. | Содержание учебного материала | 8 | |
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов. Копирование лоскутков тканей. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри». | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
7. Тема. Нюанс. | Содержание учебного материала | 8 | |
Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении. Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном освещении. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
8. Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль | Содержание учебного материала | 8 | |
Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
9. Тема. Цветовая гармония. Полярная гармония. | Содержание учебного материала | 8 | |
Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый- 17 фиолетовый и т.д.) Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
10. Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. | Содержание учебного материала | 8 | |
Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии. Этюд цветов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 9 | |
Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
II полугодие | |||
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону | Содержание учебного материала | 8 | |
Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
13. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 8 | |
Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном фоне. Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
14. Тема. Цветовой контраст (хроматический). | Содержание учебного материала | 8 | |
Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
15. Тема. Цветовой контраст (хроматический). | Содержание учебного материала | 8 | |
Влияние цветовой среды на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на зеленом фоне). Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
16. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 8 | |
Применение различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
17. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 8 | |
Тонкие цветовые отношения. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Использование в процессе работы различных приемов акварели, передача формы и материальности предметов. Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
18. Тема. Фигура человека. | Содержание учебного материала | 9 | |
Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций. Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры фигуры человека. Самостоятельная работа: этюды с натуры фигуры человека. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
Пятый год обучения | |||
I полугодие | |||
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 8 | |
Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном фоне. Использование акварели (техника a la prima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на нейтральном фоне. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 8 | |
Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов на контрастном фоне. Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 8 | |
Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
4. Тема. Гармония по насыщенности. | Содержание учебного материала | 8 | |
Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Самостоятельная работа: эскизы домашних животных. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
5. Тема. Контрастная гармония. | Содержание учебного материала | 8 | |
Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов.Этюды двух предметов быта, контрастных по форме и цвету. Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
6. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль | Содержание учебного материала | 8 | |
Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль). | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
7. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности. | Содержание учебного материала | 9 | |
Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Самостоятельная работа: этюды комнатных растений. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
II полугодие | |||
8. Тема. Фигура человека. | Содержание учебного материала | 8 | |
Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Самостоятельная работа: этюды фигуры человека. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 8 | |
Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном фоне. Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
10. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте | Содержание учебного материала | 8 | |
Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом). Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
11. Тема. Гармония по общему цветовому тону | Содержание учебного материала | 8 | |
Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
12. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. | Содержание учебного материала | 8 | |
Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный. Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
13. Тема. Гармония по насыщенности. | Содержание учебного материала | 8 | |
Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с предварительным эскизом). Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
14. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. | Содержание учебного материала | 9 | |
Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник). Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
Шестой год обучения | |||
I полугодие | |||
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 8 | |
Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. | Содержание учебного материала | ||
Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с предварительным эскизом). Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 8 | |
Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
4. Тема. Фигура человека. | Содержание учебного материала | 8 | |
Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 9 | |
Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
II полугодие | |||
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону Цельность колористического решения. | Содержание учебного материала | 8 | |
Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
7. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. | Содержание учебного материала | 8 | |
Цветотональные отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом). Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. | Содержание учебного материала | 8 | |
Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
9. Тема. Гармония по светлоте | Содержание учебного материала | 9 | |
Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
Седьмой год обучения | |||
I полугодие | |||
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 8 | |
Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Самостоятельная работа: этюды живых цветов. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 8 | |
Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт в различных техниках из атрибутов художника со сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса (с предварительным эскизом). Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. | Содержание учебного материала | 8 | |
Последовательное ведение длительной постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу. | |||
Практические занятия | 8 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону. | Содержание учебного материала | 11 | |
Применение на практике полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд драпировки со складками. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
II полугодие | |||
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). | Содержание учебного материала | 10 | |
Передача глубины пространства. Создание нескольких эскизов с разных мест. Эскизы натюрмортов в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками). Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественных и зарубежных художников с подобной композицией. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
6. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. | Содержание учебного материала | 10 | |
Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Тематический натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
7. Тема. Нюансная гармония. | Содержание учебного материала | 10 | |
Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск интересного живописно-пластического решения. Натюрморт с чучелом птицы. Самостоятельная работа: этюды с репродукций художников-анималистов. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
8. Тема. Фигура человека. | Содержание учебного материала | 11 | |
Развитие навыков и умений рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе («За рукоделием», «За чтением» и т.п.) Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
Восьмой год обучения | |||
I полугодие | |||
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности. | Содержание учебного материала | 10 | |
Цельность, декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов. Этюды постановок с грибами и осенними листьями Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
2. Тема. Нюансная гармония. | Содержание учебного материала | 10 | |
Грамотное ведение длительной работы. Связь натюрморта с пространством интерьера. Осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента интерьера (с предварительным эскизом) с нестандартной точки зрения. Самостоятельная работа: осенний натюрморт из плодов и овощей с введением фрагмента окна. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
3. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. | Содержание учебного материала | 10 | |
Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Натюрморт с предметами из стекла (2-4 стеклянных предмета, различные по цвету) в темной цветовой гамме. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
4. Тема. Интерьер. | Содержание учебного материала | 11 | |
Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Фрагмент интерьера класса, холла с растениями Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
II полугодие | |||
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону | Содержание учебного материала | 10 | |
Самостоятельное последовательное ведение работы. Передача материальности и характера предметов в среде. Тематические натюрморты бытового жанра. Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с ярко выраженными различиями материальности. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
6. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. | Содержание учебного материала | 10 | |
Грамотное построение цветовых и тональных отношений. Передача «большой формы», пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с введением гипсовой маски или орнамента. Самостоятельная работа: этюды 2-3 белых предметов на различном фоне. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
7. Тема. Фигура человека в театральном костюме | Содержание учебного материала | 10 | |
Выявление характерных особенностей модели. Этюды фигуры человека в контражуре. Самостоятельная работа: этюды родных и друзей. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте | Содержание учебного материала | 10 | |
Сближенные отношения, цветовые нюансы. Использование в работе ограниченной палитры цветов. Натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по цвету. Самостоятельная работа: копии с репродукций натюрмортов. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности | Содержание учебного материала | 11 | |
Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности. Натюрморт из предметов различной материальности (тематический натюрморт «Игрушки»). Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
Девятый год обучения | |||
1. Тема. Многоцветная гармония. | Содержание учебного материала | 10 | |
Развитие умения работы разными приемами акварели. Лепка формы букета цветом, передача фактуры материала. Этюд букета цветов в стеклянном сосуде. Самостоятельная работа: этюд букета цветов в стеклянном сосуде. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
2. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. | Содержание учебного материала | 10 | |
Умение самостоятельно, последовательно вести длительную работу над натюрмортом. Лепка формы цветом, передача пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из предметов различной материальности и насыщенности «На пороге осени. Самостоятельная работа: этюды на тему «Натюрморты осени», выполненные в различных акварельных техниках и при различном освещении. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
3. Тема. Гармония по насыщенности. | Содержание учебного материала | 10 | |
Поиск структурно-пластического решения. Передача формы и материальности. Этюды чучел животных, использование трех-четырех цветов | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте | Содержание учебного материала | 10 | |
Образ натюрморта. Передача цветом формы, материальности и фактуры предметов. Натюрморт с отражением предметов, стоящих на стекле (с предварительным эскизом). Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в теплой, холодной гамме и на сближенных тонах. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
5. Тема. Фигура человека в национальном костюме | Содержание учебного материала | 11 | |
Выявление индивидуальных особенностей модели. Лепка формы цветом. Этюды одноклассников. Самостоятельная работа: этюды родных и друзей. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
II полугодие | |||
6. Тема. Нюансная гармония. | Содержание учебного материала | 10 | |
Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом, передача материальности. Натюрморт с ясно выраженной тематической направленностью (театральной, музыкальной, художественной и т.д.) с нестандартной точки зрения (на полу, на высоком подиуме, на уровне глаз и т. д.) с предварительным эскизом. Самостоятельная работа: копия с репродукции натюрмортов-обманок (тромплеи). | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
7. Тема. Интерьер. | Содержание учебного материала | 10 | |
Поиск интересной сюжетно-тематической композиции. Передача пространства в интерьере с фигурами человека. Интерьер класса с учащимися за работой. Самостоятельная работа: копия репродукций с картин подобных интерьеров. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
8. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. | Содержание учебного материала | 10 | |
Поиск образности силуэта. Передача материальности предметов. Натюрморт в освещении против света с предметами разной материальности. Самостоятельная работа: этюды комнатных растений против света на окне. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | ||
9. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. | Содержание учебного материала | 11 | |
Самостоятельное последовательное ведение длительной работы над натюрмортом. Различные живописные приемы. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт с чучелом из 5 – 6 предметов и драпировками с рельефными складками в среде рассеянного освещения (с предварительным эскизом). Самостоятельная работа: копии с репродукций акварелей художников-анималистов. | |||
Практические занятия | 10 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 8 |
* Объем часов указывается по каждой позиции.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
- реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для групповых занятий площадью не менее 20 кв.м.
- оборудование учебного кабинета: : столы, стулья, мольберты, натурные столы, классная доска, предметы натурного фонда, наглядные пособия, настенные иллюстрации. шкаф;
- технические средства: осветительные приборы.
Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- «Искусство детям», Сказочная гжель,2014
- «Искусство детям»,Жостовский букет,2014
- «Искусство детям», Узоры северной двины,2014
- «Искусство детям» Хохломчская роспись,2014
- «Искусство детям», Городецкая роспись, 2014
- «Искусство детям», Дымковская игрушка,2014
- Шаров В. С. Академическое обучение изобразительному искусству, 2014.
- Художественная школа, 2014 (журнал)
- Стародуб К.И. , Евдокимова И.А. Рисунок и живопись,2011
- Селютин И. ю. Учимся рисовать,2008
- Шалаева Г. Учимся рисовать птиц и рыб,2008
- Русич», Волшебная глина, Смоленск,2008
- Ли Н. Основы учебного академического рисунка, 2011
- Калинина С. Художественная школа,2013
- Лагутин А.А. Рисунок: Натюрморт, голова. Технологические приемы, 2008
Дополнительные источники:
Волков Н. Цвет в живописи. М., 1965.
Волков Н. Композиция в живописи. М., 1977.
Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., 1986.
Михайлов А. Искусство акварели: Учебное пособие. М., 1995.
Основы живописи / Перевод с нем. СПб., 1994.
Паррамон X., Фреснеч Г. Как писать акварелью / Перевод с исп. СПб., 1995.
Фейнберг Л., Грейберг Ю. Секреты живописи старых мастеров. М., 1989.
Школа изобразительного искусства. В 10-ти выпусках. Вып. 1. М., 1960.
Интернет-ресурсы:
http://www.art-publish.ru/new/
http://art-storona.ru/
http://art-teacher.ru/
http://www.sgutv.ru/telecast_591_video.htm
http://all-drawings.livejournal.com/
http://graphic.org.ru/
http://www.art-slovar.ru/
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, просмотров работ учащихся по полугодиям.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета выпускник знает: - свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества; - разнообразные техники живописи; - художественные и эстетические свойства цвета; - основные закономерности создания цветового строя. В результате освоения предмета выпускник умеет: - видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; - изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; - применять навыки в использовании основных техник и материалов; - применять навыки последовательного ведения живописной работы; | Контрольные уроки, зачеты, экзамен. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания).
4 год обучения
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
5 год обучения
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей.
6 год обучения
- грамотно компоновать сложные натюрморты;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
7 год обучения
- грамотно компоновать объекты в интерьере;
- грамотно строить цветовые гармонии;
- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
8 год обучения
- передавать цельность и законченность в работе;
- строить сложные цветовые гармонии;
- грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
- грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
- грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-прозрачных поверхностей;
9 год обучения
- находить образное и живописно-пластическое решение постановки;
- определять колорит;
- свободно владеть передачей тональных отношений световоздушной среды;
- свободно владеть передачей объема предметов, плановости световоздушной среды;
- свободно владеть передачей материальности различных предметов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Требования к экзамену по предмету «Живопись»
Экзамен проводится в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Выполняется этюд постановки акварелью или гуашью на формате А3 в течение 4 учебных часов. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотонная драпировка), в третьих-четвертых классах - комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-6 предмета и богатые по цвету и декору драпировки).
Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:
- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;
- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
- добиться цельности в изображении натюрморта.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы, выставления оценок и пр. Формы промежуточной аттестации:
- зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
- экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время). Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
С учетом данных критериев выставляются оценки:
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «единица».
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа полностью соответствует программным требованиям.
4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.