Тематический конспект в разделе «Искусство Древнего Египта» Часть III. Новое царство. Искусство времени XVIII династии (16 - 15 вв. до н.э.)

Никитина Дарья Алексеевна

Данный конспект содержит в себе основную информацию об искусстве периода Нового царства Древнего Египта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_novogo_tsarstva.doc552.5 КБ

Предварительный просмотр:

Часть III. Искусство Нового царства. Искусство времени XVIII династии (16 - 15 вв. до н.э.)

Переход от периода Среднего царства в Новое был вызван трагическими событиями в жизни всего Древнего Египта. Разрозненные области (номы) продолжали автономное существование, делая всё государство Древний Египет в целом уязвимым перед угрозой внешнего врага. Именно так и произошло, - примерно в 1725 году до н.э. на территорию государства вторглись чужеземные племена гиксосов. Современные исследователи не могут назвать точно, откуда они вторглись в Египет и их происхождение. Единственным решающим фактором победы чужеземцев стали конные колесницы, при помощи которых они повергли в ужас египтян, не видевших прежде лошадей и скачущих на них всадников. Почти 150 лет египтяне существовали под властью иноземцев, основавших свою династию и управлявших государство, приняв законы и религию захваченного государства. Только в последние годы 17 века до н.э. египтяне смогли изгнать гиксосов из своей страны и восстановить власть национальной династии. Именно с этого момента наступает период расцвета Древнего Египта и эпоха Нового царства. История Нового царства начинается с правления фараонов-победителей: Камес, Яхмес и  Тутмос I.

Фараоны восемнадцатой династии установили господство Египта над многими соседними странами. Столицей Древнего Египта стал процветающий город Фивы.  

Самый значительный вклад в расширение территорий государства внёс фараон Тутмос III, который расширил владения Древнего Египта до границ государств Передней Азии и полностью покорил Нубию на юге. Он долго ждал своего «звёздного часа», дожидаясь в течение 10 лет после своего совершеннолетия своего законного права на царствование. После смерти его отца Тутмоса II к власти пришла его жена – царица Хатшепсут, она стала править в качестве регента при несовершеннолетнем наследнике Тутмосе III. За первые 10 лет своего регентства она добилась полноты власти и признания себя фараоном.

    

Хатшепсут прославилась своей обширной строительной деятельностью. Она строила и восстанавливала храмы, разрушенные гиксосами, воздвигла множество памятников. При ней велось строительство в храмовом комплексе Карнаке, - пилоны и обелиски. Но больше всего она прославилась строительством грандиозного заупокойного храмового комплекса в долине Дейр-эль-Бахри. Сам заупокойный храм царицы Хатшепсут посвящён богине Хатор. Работы над возведением комплекса были доверены царскому вельможе и архитектору Сенмуту (Сенемуту), по преданию пользовавшемся благосклонностью царицы и даже, возможно, правившем вместе с ней. Сохранились скульптурные изображения вельможи вместе с царевной, дочерью Хатшепсут.

Храм в долине Дейр-эль-Бахри представляет собой комплекс, расположенный на трёх террасах, соединённых пандусами. Когда-то длинная аллея сфинксов соединяла храмовый комплекс с рекой Нил.

   

Грандиозный по масштабам, украшенный множеством скульптур, храм Хатшепсут являлся гармоничным сочетанием трех возвышавшихся одна над другой террас с высеченными в скалах залами, фасады которых были оформлены колоннадами. Наклонные плоскости пандусов прекрасно связывали чередующиеся линии горизонтальных террас и вертикальных колонн в одно целое и являлись в то же время продолжением линий дороги, которая шла из долины; строгие протодорические колоннады выступали на фоне высоких отвесных скал.

В святилище было свыше двухсот статуй. Статуи Хатшепсут, стоявшие в разных местах храма, изображали царицу то фараоном, то богом Осирисом, то сфинксом.

 

Суживающееся книзу лицо, очень широко расставленные миндалевидные глаза с крутыми дугами бровей, нос с горбинкой, маленький рот и круглый подбородок — все это неизменно воспроизводится на каждой статуе.

Карнак и Луксор - самые крупные храмы Нового царства. Храмы представляли собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад храма был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами.

                 

Вход в храм имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилоном ставились два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находился открытый двор, окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее в себе несколько колонных залов, молельни со статуями богов и подсобные помещения (библиотека, кладовые и др.).

 Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет. Такое построение залов, допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства широкое применение и явилось наряду с усилением роли колоннад и скульптур отличительной чертой храмовой архитектуры этого периода.

   

Карнак (Ипет-Сут) был главным храмом бога Амона и официальным верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший как бы огромным каменным архивом истории Египта, так как на его стенах высекались сведения о важнейших исторических событиях летописи, изображения битв, имена царей. Поскольку храмовый комплекс строился в течение веков различными зодчими, естественно, что он уже к концу XVIII династии представлял собой сложный комплекс.

Луксор (Ипет-Рес) - второе по размерам и значению фиванское святилище бога Амона. Построенный здесь при Аменхотепе III на месте древнего святилища, он считается по праву одним из основных египетских архитектурных памятников. Планировка храма отличается исключительной чёткостью, помещения расположены почти совершенно симметрично. В самой глубине здания находились окруженные культовыми помещениями молельни со статуями богов. Перед храмом был расположен большой двор с портиками.

   

Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно, оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей (гипостили — колонные залы), так же как и использование большого числа колонн (в Луксоре их было 151). После Луксора все чаще стали применять портики с двойными рядами колонн.

 

Заупокойные царские храмы. Местом погребений фараонов стали Фивы; их усыпальницы расположились на западном берегу Нила, где издревле были кладбища. Гробницы отделились теперь от заупокойных храмов; для большей сохранности они высекались в отдаленных ущельях скал, а храмы возводились внизу, на равнине. Идея такого нового оформления царской усыпальницы принадлежала выдающемуся зодчему Инени. Заупокойные царские храмы строились теперь так же, как и другие храмы XVIII династии; постепенно развиваясь, они превратились в монументальные здания с массивными пилонами и аллеями сфинксов.

Особенно велик был храм Аменхотепа III (из аллеи сфинксов перед этим храмом происходят сфинксы, стоящие на берегу Невы перед зданием Академии художеств), от которого сохранились лишь две гигантские статуи фараона, стоявшие перед пилоном. Эти статуи, названные впоследствии греками колоссами Мемнона, они достигают 21 метра в высоту.

   

Искусство в период правления фараонов Тутмоса IV и Аменхотепа III. Возросла роскошь быта знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики, массивные ожерелья, все богаче и декоративнее становились формы предметов домашнего обихода. Всё это отразилось и на стиле искусства. На смену строгости форм приходит теперь изысканная декоративность, перерастающая иногда в чрезмерную нарядность. Некогда гладкие плоскости поверхности статуй покрываются тонкими струящимися линиями складок одежд и локонов париков, оживляют игрой светотени. Искания новых способов передачи окружающего мира, интерес к движению, объему, живописности приводят к тому, что тела приобретают мягкость и правильнее передается строение лиц (статуэтки жреца бога Амона Аменхотепа и певицы бога Амона Раннаи. 2ая пол. 16 в. до н. э. ГМИИ им. А.С. Пушкина).

     

Особенно ярко проявился новый стиль в произведениях художественного ремесла, например в статуэтках нагих танцовщиц и служанок, которые являлись ручками зеркал и сосудов для притираний, подставками для флаконов с благовониями и т. п.

   

Роспись и рельеф. Аналогичными путями шло развитие стиля и в фиванской стенной живописи и рельефе. Фиванские храмы и гробницы XVIII династии сохранили большое количество рельефов и росписей, позволяющих достаточно полно проследить путь их развития. Наиболее важны в этом отношении изображения в гробницах знати.

Основными темами гробничных росписей и рельефов остаются традиционные сцены из жизни умершего или различные ритуальные изображения; однако появляется и много новых тем, в частности военных, а прежние значительно изменяются. Для росписей и рельефов, как и для круглой скульптуры этого времени, характерно усиление реалистических исканий и в то же время нарастающее стремление к изысканности и декоративности. Фиванские мастера конца 16 и особенно 15 в. до н.э. интересуются передачей движения и объемности; они пробуют показывать фигуры в фас, со спины, в три четверти, в полный профиль; более трехмерно строят групповые сцены. Даже в традиционных сценах охоты в пустыне появляется ряд важных нововведений: изображается стремительное движение.

Среди новых композиций большое значение получают сцены пира: обилие фигур музыкантш, танцовщиц и служанок, при изображении которых можно было свободнее отступать от канонов, позволило художникам ярче проявлять свою творческую индивидуальность. Живые, разнообразные позы служанок в сцене пира из гробницы вельможи Рехмира резко отличаются от застывших и утомительно одинаковых поз сидящих знатных женщин, и этим особенно оттеняется их жизненная правдивость.

 

Период XVIII династии был временем расцвета художественного ремесла; для него характерны то же усложнение форм, тот же рост декоративности, которыми отмечен стиль всего искусства этого периода. Развиваются многоцветные инкрустации из разных материалов, усиливается красочность полив, сложнее становятся комбинации орнаментов. Характерно для этого времени увлечение разнообразными растительными мотивами. Среди изделий художественного ремесла в большом количестве появляются теперь туалетные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме цветов лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображениями лотосов и плавающих среди них рыб.