Доклад. «Духовно-нравственное воспитание и просвещение через искусство и культурное наследие»

Багманова Гульнара Миргазияновна

Доклад для выступления в рамках "Рождественских чтений" 2018-2019 уч. год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад посвященный Рождественским образовательным чтениям 2019

по теме «Молодежь: свобода и ответственность»

педагога дополнительного образования МУДО ДДЮТ муниципального образования городской округ Люберцы Московской области.

Багмановой Г.М.

«Духовно-нравственное воспитание и просвещение через искусство и культурное наследие»

Просвещение – это передача, распространение знаний, культуры, и системы воспитательно-образовательных мероприятий.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача тех знаний, которые формируют нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

Расту и просвещаюсь вместе с детьми…

 Опыт, полученный мной за совсем короткое время, показал то, как мои обучающиеся стремятся освоить интересное, новое в изобразительном искусстве. А мня увлекает процесс их познания красоты. С каждым годом они становятся старше, взрослеют – и это не для кого не секрет. Но с каким багажом нравственности они идут во взрослую жизнь, зависит от того, что мы, заложим в них в детстве.

 В каждом из ребят есть добрый, душевный подход к своему творчеству, к тому, что они создают в рисунке.

Вот, к примеру, одно из занятий посвященных «Дню матери». Портрет мамы рисовали все: и те, кто знает законы построения портрета и те, кто пробует впервые нарисовать часть лица.  Одни начинают работу со слов:

- Я знаю как ее рисовать, я помню какая у меня мама!

….другие: молча заглядывают в телефон и делятся самым красивым фото мамы…

А есть и такие, которые говорят:

- Я ее очень люблю, но боюсь, что не смогу точно нарисовать, хотя очень хочу!

В первом случае, детям достаточно подать идею, тему рисунка и они с собственным багажом знаний смело приступают к творческому процессу. Мне достаточно напомнить технические детали.

Во втором случае, нужно помочь упростить сложный выбор юного художника, ведь фотография - это сложный вариант изображения. Здесь включается познавательный процесс, законы жанра и их различия.

А в случаи «я не смогу, я боюсь, но очень хочу…»  разговор с карандашом в руке начинается с того, какие черты лица ты больше всего помнишь? Какие у мамы глаза? Как она укладывает волосы? Какую помаду она использует? Любит ли носить сережки? Какого цвета кофта? И т.д. В итоге, собирая детали по крупицам, получается любимый образ.

Так или иначе, не ломая чувства детей к законам жанра, подсказывая и мотивируя на развитие их способностей, происходит познавательный, обучающий и духовно-нравственный рост. Любовь к желанию рисовать, через любовь к близкому и родному человеку, через образ мамы!

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека.

  Убедить ребенка, что чувства и хорошие мысли, доброе отношение к собственному дару, таланту или просто своему желанию творить прекрасное для меня первостепенная задача и как педагога и как художника. Каждый из нас ставит их по-своему, а дети способствуют поиску решений этих наших задач. В союзе «Ребенок, педагог, творчество» прорастают простейшие, доступные нравственные ценности, человеческая мораль, требования к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.

 Но процесс познания нового не может состояться и развиваться долго, если не включить просвещение!  Как выясняется по опыту, это очень просто, зажечь желание в ребенке…узнать что-то новое, что знают другие!

 -А я в следующие выходные иду на выставку Куинджи! Мне нравиться его техника передачи цвета!

И тут обязательно появятся обучающиеся, которым это интересно. Не важно, один или два ребенка, или десять человек из разных групп… Но они появятся! И тут срабатывает тот самый процесс: «Я хочу знать….». Процесс  духовно-нравственного воспитания. Включаются импульсы социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Мне нравится интрига между тем, что есть в багаже знаний у начинающего юного художника, и тот огонек удивления, что можно зажечься, видя «исключительность» великих мастеров! Так появляется не только просвещение, но первый опыт. Независимо от пола и возраста, социального положения и материального достатка, на молодежь влияет опыт поколений, жизнь народов или одного конкретного человека.

Я вижу, как дух познания искусства пронизывает, проходит через сущность молодого поколения!

- Как так можно написать лунный свет? Отражение в воде? Освещенную луной, тропинку в темном лесу? Как он, Архип Куинджи, смог это передать красками?

Отвечая на эти вопросы:

«Картина - это не просто предмет, который нарисован на ней. Настоящая картина – это цвет и свет предмета» говорил итальянский художник Лучано Вентроне.  Реализм, увлекающий многие юные таланты, появился не сегодня, он достался нам путем поиска и скрупулезного труда художников ушедших столетий. А вот гиперреализм, что означает - больше, чем реализм - это стиль, возникший творческим подходом поколения современных художников. Так, или по-другому, педагог искусства может ответить на вопросы или продолжить мысль, волнующую молодое поколение.

Духовность, нравственность, просвещение – это не иллюзия, это не разовый подход и не просто работа по расписанию! Это состояние жизни, от рождения до рассвета человека, до того, пока живет душа!

      14.12.2018 МУДО ДДЮТ г. Люберцы.