Программа "Волшебство семи цветов"

Цой Оксана Анатольевна

Прграмма дополнительного образования по изобразительному искусству "Волшебство семи цветов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

ДЕТСКИЙ ДОМ «СЕМЬЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

«Рассмотрено»

на заседании МО  

Протокол № ___________

от « ____»  ________2013г.

Руководитель МО

Горбач Л.А.________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МКОУ детский дом «Семья»

Чмстяк М.А.___________

« ____»____________2015г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ

Детский дом «Семья»

Белоцерковец В.С.____________

«____»______________2015г.

 Программа

дополнительного образования

по «изобразительному искусству»

 «Волшебство семи цветов»                    

для   детей 12-18 лет

на 2015-2018 учебный год

                                                                                       Составитель программы:

                                                             Цой О.А.

                                                                              воспитатель МКОУ

                                                                                детский дом«Семья»

                                                                         первой категории.

Паспорт программы.

1

Автор программы

Цой Оксана Анатольевна, воспитатель I квалификационной категории, Муниципального Казённого Образовательного Учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома «Семья» муниципального образования г. Ноябрьск

2

Наименование программы:

Программа дополнительного образования по «изобразительной деятельности.

3

Цель программы:

Целью программы является  использование изобразительной деятельности в качестве  важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка,  на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Задачи программы:

-  воспитание у воспитанников положительных качеств личности

 (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности

 и др.);

- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельности;

- работа над развитием у детей эстетических чувств и понимания

 красоты в окружающей действительности;

- развитие познавательной активности воспитанников, формирование приемов познания предметов и явлений действительности с целью

 их изображения;

- знакомство воспитанников с видами и жанрами искусства и с

некоторыми доступными по содержанию произведениями

известных художников;

- формирование у воспитанников практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании,

аппликации, лепке);

- воспитание у воспитанников умения работать в заданной

последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и

 самостоятельно;

- формировать у воспитанников умение работать коллективно,

выполняя определенный этап в  цепи заданий для получения

результата в общей деятельности.

«Ум ребенка – на кончиках его пальцев».

В. И. Сухомлинский.

 Программа дополнительного образования  «Волшебство семи цветов» относится к программам художественной направленности.

 Педагог – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись. Все выше перечисленное является актуальным для создания дополнительной образовательной программы  «ИЗО».

Программа дополнительного образования  «Волшебство семи цветов»  открывает ребенку широкое поле, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе.

2015г.

Пояснительная записка

Эстетическое воспитание-это воспитание чувств, на которых основано сознание,  а, следовательно, интеллект и все то, что отличает человека. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте.

Педагогическая целесообразность:

«Волшебство семи цветов» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (3 года обучения).

 Программа предназначена для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, чтобы помочь ребёнку адаптироваться в социуме, освободиться от гнетущих мыслей, «снять стрессовое состояние», под которым подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную ситуацию, в которой воспитывался ребенок. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём.

В данную программу включен блок занятий по тестопластике. Занятия по тестопластике повышают сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций), развивают общую умелость, мелкую моторику, пространственное мышление и воображение, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. И в этом состоит педагогическая целесообразность программы. Занятия программы построены «от простого к  сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень знаний и совершенствует мастерство.

 Умение строить, видеть, анализировать форму необходимо и найдёт применение в любой сфере деятельности. Мудрый создатель окружающего нас мира позаботился о его красоте достойной восхищения. Наблюдая за его строением, ребенок видит, что в нём присутствует «архитектура» - в широком смысле этого термина. Работа ребёнка ведётся по принципу: «восприятие - осмысление - творчество».

Новизна программы заключается в том, что учебный план включает изучение как изо, так и прикладного творчества, оценка деятельности воспитанников оценивается бальной  рейтинговой системой.

Программа весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной самодостаточной личности семейных, гражданственных, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.

 Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях кружка «Изо». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими. Помочь в этих устремлениях,  призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 12-18 лет и состоит из следующих этапов:

-          ознакомительный, 1 год обучения;

  • развивающий,  2 год обучения;
  • исследовательский, 3 год обучения;

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с

дифференцированным подходом к детям.

Цель программы:

-использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства

 воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную,

 эмоциональную и двигательную сферы.

Задачи программы:

-  воспитание у воспитанников положительных качеств личности (настойчивости,

стремления к познанию, доброжелательности и др.);

- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельности;

- работа над развитием у детей эстетических чувств и понимания красоты в

окружающей действительности;

- развитие познавательной активности воспитанников, формирование приемов

 познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;

- знакомство воспитанников с видами и жанрами искусства и с некоторыми

доступными по содержанию произведениями известных художников;

- формирование у воспитанников практических умений в разных видах художественно-

изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);

- воспитание у воспитанников умения работать в заданной последовательности в

соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

- формировать у воспитанников умение работать коллективно, выполняя

определенный этап в  цепи заданий для получения результата в общей деятельности.

Коррекционные задачи:

Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе

 предусматривается решении специальных задач: коррекция недостатков психического

 развития, моторики детей с нарушением интеллекта, а также развитию речи воспитанников,

организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.

Учебный предмет “изобразительное искусство” имеет исключительно важное значение  для

развития детей с нарушением интеллекта, их обучения и эстетического воспитания.

Совершенствование изобразительной деятельности возможно в процессе  практического

усвоения детьми определенных знаний по композиции, рисунку, знакомства со свойствами

 цвета, с различными видами и жанрами искусства с некоторыми доступными по содержанию

произведениями известных художников.

 Поэтому очевидна коррекционная направленность занятий изобразительного искусства для умственно отсталых детей, имеющих недоразвитие познавательной деятельности, зрительно-двигательной координации и произвольной ручной моторики, а также особенностями развития эмоционально-волевой сферы.

Программа состоит из следующих разделов:        

- Обучение композиционной деятельности;

-Развитие у воспитанников умений воспринимать и изображать форму предметов,

пропорции,конструкцию;

-Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в

живописи;  

- Обучение восприятию произведений искусства;

Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание

обучения при соблюдении последовательности усложнения  поставленных  задач.

Изучение  материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования,

лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному искусству.

 Программой предусмотрены следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);
  • по памяти;
  • по представлению и по воображению;
  • рисование на заданные темы;
  • декоративное рисование;
  • лепка на тему;
  •  лепка декоративной композиции;
  • выполнение аппликаций: с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с

 помощью клея - с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение

сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;

  • проведение беседы с воспитанниками о содержании рассматриваемой репродукции с

картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.

В разделе работы над развитием цветового  приятия у воспитанников и формированию

 у них умений работать красками, важно в первую очередь уделить внимание обучению

детей умению организовывать свое рабочее место, пользоваться красками и кистью.

Закрепление этих умений осуществляется постоянно.

Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью)

 происходит в практической деятельности. Здесь важную роль играют демонстрация

приемов, раскрывающих свойства цвета (например, приемы получения смешанных

цветов из главных, приемы осветления цвета путем добавления белил или разведения

краски водой, прием затемнения цвета черной краской для уменьшения ее яркости,

насыщенности). Немаловажным является подбор доступных для исполнения и наряду с этим интересных для детей заданий.

Среди приемов обучения  цветовосприятию  наиболее важными следует считать метод

сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками

и кистью, метод совместных действий воспитателя и воспитанников.

Обучение восприятию произведений искусства начинается  с формирования умений

 Рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества. Сначала дети при

анализе картины, иллюстрации должны научиться называть изображенные предметы,

их признаки, изображенные действия, затем - устанавливать различные связи, отраженные

 в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Таким образом, важно добиться,

 чтобы дети не только посмотрели на демонстрируемые объекты - нужно научить их

рассматривать картину, устанавливать ее содержание, сходство с реальностью, высказывать

свое отношение к изображенному.

Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен пониманию

 воспитанников по содержанию и отвечать их интересам.

Возраст детей, участвующий в реализации данной образовательной программы:

12-17лет.

Воспитанники школьного возраста (12-17 лет)

1 год обучения (2015-2016г) – 39 часов  (1 раз в неделю по 1 часу);

         2 год обучения (2016-2017г) –39 часов  (1 раз в неделю по 1 часу);

         3 год обучения (2017-2018г) – 39 часов (1 раз в неделю по 1 часу).

 1год обучения.

Наименование раздела

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности.

12

2.

Развитие у воспитанников умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

11

3.

Развитие у воспитанников восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

10

4.

Обучение восприятию произведений искусства.

6

Всего

39

          Учебно-тематический план.

2год обучения.

Наименование раздела

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности.

10

2.

Развитие у воспитанников умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

11

3.

Развитие у воспитанников восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

11

4.

Обучение восприятию произведений искусства.

7

Всего

39

          Учебно-тематический план.

3год обучения.

Наименование раздела

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности.

10

2.

Развитие у воспитанников умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

10

3.

Развитие у воспитанников восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

12

4.

Обучение восприятию произведений искусства.

6

Всего

39

          Учебно-тематический план.

В программу дополнительного образования   включены  следующие разделы:

Раздел 1. Обучение композиционной деятельности. 

На основе усвоенного учебного материала ставятся задачи научить детей использовать в своих работах некоторые выразительные средства композиции: применять величинный и светлотный контраст; достигать равновесия композиции с помощью симметричного построения; выделять композиционный центр (главные объекты композиции) с помощью разных способов, например способом центрального расположения объектов при использовании контрастного фона (светлое изображение на темном фоне и наоборот).
 Обучение детей этим приемам и правилам композиции позволяет расширить тематику практических работ. Так, восптанникам предлагаются темы праздников («Иллюминация 9 мая», «День Победы», «Салют»); темы, связанные с жизнью и увлечениями, познавательными интересами учащихся ( «Полет ракеты на Марс», «Новогодний бал-маскарад в школе» и др.).
  Использование указанных средств выразительности композиции доступно детям с умственной недостаточностью. Для достижения цели рекомендуется при объяснении учебного материала использовать следующие методические приемы:
-показ правильного и ошибочного изображения;
 -демонстрация приемов изображения;
  -использование наглядности в виде аналогичного успешного решения изобразительной задачи в детских рисунках и в репродукциях работ известных мастеров.

Совершенствование умений передавать глубину пространства посредствам:

  • уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;
  • загораживания один предметом другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображенным пейзажем на переднем, заднем и средних планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).

Знакомство в выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках, деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки, и т. п.

Раздел 2. Развитие у воспитанников умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию объектов.

В указанном направлении предполагается продолжение работы по развитию  умения наблюдать, обследовать предметы и выделять необходимые для передачи в рисунке, лепке, аппликации признаки сходства объекта с натурой (или образцом): признаки формы, пропорции частей и их отношений в целом (конструкции или строения объектов), расположении объекта в пространстве.
      При разработке тематики заданий для этого раздела работы ставилась цель сформировать у воспитанников по возможности более широкий круг представлений об окружающем их предметном мире. Задача воспитателя на занятиях этого профиля — формировать образы объектов, пригодные для их изображения, а это означает, что развивающиеся у детей представления должны быть подробными, структурированными, отчетливыми. Эта задача становится выполнимой при использовании разных видов изобразительной деятельности (лепки, работы над выполнением аппликации, рисунка); рисования и лепки — с натуры, по памяти, по воображению; при стилизации формы в декоративном изображении. Такая многоплановая работа помогает подводить детей к обобщению способов наблюдения и приемов изображения, избегать свойственной им стереотипности в изобразительной деятельности.
 Принимая во внимание большие трудности, которые испытывают дети с низким уровнем обучаемости, при обучении изобразительному искусству, нужно всегда положительно оценивать их работу и старание, указывая вместе с тем на недостатки, которые еще следует преодолеть, подчеркивая успехи на разных этапах деятельности.

 Раздел 3. Развитие у воспитанников восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. 

На занятиях живописи решаются только специфические задачи:
   1.   Дальнейшее развитие цветовосприятия  воспитанниками  (умение различать и обозначать словом основные и смешанные цвета, некоторые ясно различимые оттенки цветов в сопоставлении (например, сине-зеленый — желто-зеленый и т. п.);
   2.   Закрепление умений работать кистью и красками, получать новые цвета и оттенки цвета путем смешения на палитре основных цветов и замутнения цвета белой или черной краской для получения мягких оттенков цвета (например, розового, голубого — при смешении соответственно краски красной и белой, синей и белой и т. д.); работать акварельными красками по мокрой и сухой бумаге; гуашью;
   3.   Развитие эмоционального восприятия цвета и умения использовать его преднамеренно в соответствии с отображаемой ситуацией, состоянием в природе, с настроением человека. Подбор соответствующей цветовой гаммы осуществляется на палитре совместно с учителем, затем в творческой изобразительной деятельности. Соответствующие гаммы цвета даются в сопоставлении. Например, сравниваются теплая и холодная гаммы цвета, соответствующие жаркой, солнечной погоде, в противопоставление холодной, дождливой, туманной погоде; сравнивается яркая цветовая гамма с затемненной при сопоставлении доброго и злого начала, добрых и злых сказочных героев, хорошего и плохого настроения у портретируемого человека.
 Для успешного решения поставленных задач  воспитателю нужно использовать следующие методы и приемы обучения:  

      - метод сравнения;
      -демонстрация изобразительных действий с кистью и красками;
    -  показ отдельных этапов составления цветовых оттенков;
     - нахождение цветосочетаний, цветовой гаммы.     

Особое внимание в программном содержании уделено роли фона в изображении (с натуры, в сюжетном и декоративном). Специально подобранные в программе задания обязывают  воспитанников учитывать свойство цвета — определенные светлотные отношения для выделения фигуры из фона.

Следует заметить, что на уроках живописи детей не нужно отвлекать работой над композицией. С этой целью вполне уместно использование разнообразных трафаретов, шаблонов, позволяющих быстро подготовить силуэты или целую композицию для живописного решения (например, использование шаблонов силуэтов верблюдов в задании «На верблюдах — в пустыне» и др.). На занятиях по рисованию могут также найти свое завершение рисунки отдельных, выполненных ранее объектов или сюжетные композиции.
  Раздел 4. Обучение восприятию произведений искусства осуществляется на протяжении всех лет обучения. Формируются умения рассматривать картину (репродукцию), иллюстрацию в книге, плакат, предметы народного декоративно-прикладного творчества.  Дети 12-17 лет  уже могут рассказать содержание несложной картины, но иногда очень поверхностно, не охватывая полностью весь замысел художника. Воспитатель может помочь увидеть большее, если с помощью вопросов обратит их внимание на детали картины, на сходство с реальностью, свяжет с их жизненным опытом изображенную на картине ситуацию, предложит им высказать свое отношение к изображенному.
       Воспитателю нужно стараться использовать в беседе опыт детей, как жизненный, так и практический, в изобразительной деятельности, что поможет живо провести занятие, вызвать у детей положительные эмоции и лучше усвоить программный материал.
  Подбираемый к занятиям материал для демонстрации должен быть доступен воспитанникам для понимания, отвечать их интересам. Поэтому рекомендуемые в программе произведения искусства для бесед можно заменять другими, более доступными по содержанию, если предложенный перечень произведений труден для восприятия.
   На занятиях изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся, формируются навыки речевого общения.      

      Для детей с большими трудностями в обучении  предъявляемые требования снижаются в плане самостоятельности их актуализации. Так, если  воспитанники не могут полностью овладеть некоторыми умениями, им оказывается соответствующая помощь воспитателя (дополнительные вопросы, показ способа изображения, использование метода дорисовывания). Для некоторых  детей возможна поэтапная демонстрация действий воспитателя с последующим повторением каждого действия .
Примерные задания.

Рисование:

Рисование по воображению: «День защиты детей»,« Моя первая учительница», «Осенние листья», «Новый год», «Рождество христово», «Крещение», «8 Марта», «23 февраля» и т.д.

Рисование с натуры: “Ваза с цветами” (натюрморт); “Веточка мимозы”;

Рисование на тему: “Грузовик и автобус едут по городу” (на фоне домов городского типа);“Деревья осенью. Дует ветер”; “Ребята катаются с гор”.

Декоративное рисование: “Полотенце” (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки), «Пасха». Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека). Формирование образов животных.

Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, “примакивание”).

Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).

Составление целого изображения.

Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру); передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;

Аппликация:

Составление аппликации: “Фантастическая (сказочная) птица”.

Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; “Чебурашка”, “Мишка” (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.

Лепка:

Декоративная лепка: “Кувшин в виде поющего петуха”.

Лепка: барельеф на картоне “Дерево на ветру”; игрушка “Лошадка” - по мотивам каргопольской игрушки; “Зайка”, “Котик” “Петушок” - стилизованные образы, по выбору

Работа над развитием речи

Новые слова, словосочетания:

  • Искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;
  • Скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
  • радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
  • смешное, страшное, доброе, злое;
  • рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом)  кисти;
  • рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;
  • красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, узоры Гжели.

Новые фразы:

Рисунок с натуры. Рисуй, что бы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.

Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.

Рисуй по памяти (как запомнил).

Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья, и т. п.

Основные требования к знаниям и умениям воспитанников:

  • различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
  • знать об особенностях национальной художественной культуры; иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;
  • уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;
  • при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
  • способы работы по мокрой и сухой бумаге;
  • название жанров живописи(пейзажи, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни, сюжетный);
  • названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);
  • явление осевой и центральной симметрии, существующие в природе.
  • рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);
  • рисовать по памяти, после проведенных наблюдений;
  • использовать планы и хотя бы частичное загораживание одних предметов другими в работе над аппликацией или в рисунке;
  • выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
  • применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;
  • сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;
  • осветлять и затемнять краски, используя белила и черную краску;
  • закрашивать силуэт краской, разведенной до нужной консистенции;
  • рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приемы работы с краской и кистью;
  • в работе над аппликацией составляет целое изображение частей.

Критерии и нормы оценки знаний по Мониторингу обучения воспитанников:

Критерии оценивания:

При оценке итоговых результатов освоения программы по занимательному ручному труду должны учитываться психологические возможности воспитанника детского дома, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений воспитанников. Это даёт возможность  воспитателям своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Знания и умения, воспитанников работающих по программе «Волшебство семи цветов» оцениваются     по результатам выполнения практических заданий:

«Оценка 5» -    выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение    работы.

«Оценка 4» -    выставляется воспитаннику за безошибочное и аккуратное  выполнение работы, но воспитанник допускает неточности в выполнении  работы.

«Оценка 3 » - выставляется, воспитаннику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны воспитателя.

«Оценка 2 » - выставляется воспитаннику за неправильное и  неаккуратное  выполнение работы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов, под редакцией   И.М. Бгажноковой,3-е издание, исправленное, М: «Просвещение»,  2011.

2.Васильева М.А. Учимся рисовать. М.: Ювента,2009.

3.Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003.

4.Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 1988.

5.Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2009.

6.Полхов-Майдан изделия народных мастеров. Наглядно-дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2005.

7.Хохлома. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003.

8.Алексеева В. В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1993.

9.Копцева Т. А. Природа-художник. Пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1994.

10.Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 2000.

11.Макарова Е. Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-Пресс, 1996.

12.Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2001.

13.Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 2002.