Силуэтная композиция в творчестве русских художников

Атрошенко Марианна Валерьевна

Методическая разработка занятия в рамках уроков МХК по теме "Силуэтная композиция в творчестве русских художников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по образовательной программе «Основы художественной выразительности»

Педагог дополнительного образования

Атрошенко Марианна Валерьевна

Центр творческого развития и гуманитарного образования

«На Васильевском»

Тема занятия: «Силуэтная композиция в творчестве русских художников. Силуэт как выразительный графический прием»  

Возраст детей 7-8 лет

Тип занятия: комбинированный – открытие новых выразительных средств в графическом искусстве и систематизация знаний обучающихся.

Вид занятия: беседа – краткая лекция

Цель занятия: интеллектуальная и эмоциональная подготовка детей к выполнению самостоятельного творческого задания в графической технике силуэта.

Задачи занятия:

Обучающие

  • обобщить знания по графическому виду искусства
  • познакомить с выразительными особенностями силуэтного           изображения
  • проанализировать композиционные  приемы
  • проанализировать эмоциональное разнообразие возможностей техники

Развивающие

  • обогатить представления о видовом графическом разнообразии  
  • привлечь внимание к способам передачи настроения
  • развить мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение
  • создать условия для самостоятельного творческого самовыражения

Воспитательные

  • стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность

Особенности организации занятия: занятие является предваряющим для творческой работы в технике силуэта

Техническое оснащение: ноутбук, плазменная панель

Основные этапы занятия:

1. Обсуждение истории термина «силуэт» и небольшой экскурс в 18 век

2. Проведение сравнительного анализа композиционных приемов и способов передачи настроения

3. Обобщение материалов занятия

План занятия:

  • организационный момент: приветствие, определение темы и цели занятия (5 мин.),
  • введение в тему (10 мин.),
  • рассмотрение основного содержания занятия(20 мин.),
  • выделение и обобщение новых знаний (5 мин.).

Ход занятия

  1. Цель занятия

Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые гости.  Мы продолжаем расширять наши представления о графическом виде искусства. Мы с вами уже знаем, что основные средства живописи – пятно и цвет, а графики – линия, штрих, силуэт. Сегодня мы с вами и поговорим о силуэте. Тема нашего занятия: «Силуэтная композиция в творчестве русских художников. Силуэт как выразительный графический прием».  Наша сегодняшняя цель – обобщить знания по графическому виду искусства, познакомиться с новой графической техникой, проанализировав ее выразительные средства и особенности. Мы должны научиться видеть, как по-разному передают художники настроение, эмоциональную окраску, психологические характеристики. Заострить наше внимание на композиционных приемах художников и сравнить творческие методы в технике силуэт.

  1. Введение в тему

Вы все в своей жизни встречались и встречаетесь с силуэтом.

Вопросы к аудитории:

-  Что такое силуэт? Где мы в нашей жизни встречаемся с ним? (Ответы ребят – силуэт в окне, тень, предмет в тумане).

- Как это все охарактеризовать одним словом? (Ответы ребят – нечеткое изображение, очертания)

-  Верно, и определение «нечеткое изображение» справедливо, поскольку в силуэте мы не найдем деталей, а только цельное пятно с очертаниями предмета.

Еще в Древнем Китае мастера живописи работали черной тушью на белой бумаге, не прорабатывая деталей. Главной их заботой были выразительность очертаний и красота пятна. Позже художники стали добавлять другие цвета в свои работы (слайд №1). В художественном ремесле Китая силуэтные прорезные композиции были очень популярны, и каждая деревенская женщина должна была обладать умением вырезать сложные затейливые украшения из бумаги или тонкой кожи (слайд №2).

В Европе силуэт получил распространение в 18 веке. Свое название он получил от имени французского контролёра финансов Э. де Силуэта, на которого в нач. 18 в. была сделана карикатура в виде теневого профиля. Вот, например, так она могла выглядеть (слайд №3, 4). Хотя, впрочем, есть и другая версия, говорящая о том, что этот господин де Силуэт изобрел уникальный и недорогой способ создания портретной галереи в собственном замке. Приезжающего гостя он ставил между стеной и свечкой и обрисовывал контур профиля лица, который затем покрывал внутри черной краской. Таким образом, в его замке образовалась целая галерея.

  1. Основная часть рассматриваемого материала

Вопросы к аудитории:

- Напомните мне, пожалуйста, какой вид искусства пользуется пятном как выразительным средством? (Ответы ребят)

    - Верно, пятном и цветом работают живописцы. Что роднит силуэт с живописью? (Ответы ребят)

- Действительно, силуэт представляет собой пятно, как правило, черного цвета, но может быть и любого другого. Как, например, в этом портрете 19 века (cлайд №5), где автор поменял местами цвет фона и пятна. А какой главный принцип взаимоотношений фона и изображенного на нем предмета вы замечаете на иллюстрациях? (Ответы ребят)

- Да, принцип контраста. Но технику силуэта относят к графическому виду искусства. Почему? Как вы думаете? (Ответы ребят)

- Вы правильно заметили, что силуэт – это только контур, очертания предмета, без проработки деталей и светотени, что делает такие изображения двухмерными и отдает главенство линии, очерчивающей контур. Первенство линии ведет к тщательному отбору деталей. Должно быть запечатлено все самое необыкновенное, мгновенно узнаваемое и первостепенно важное.

 

Слайд№6,7

Попробуем рассмотреть, что сообщил неизвестный художник 19в. об изображенных персонажах, и какие индивидуальные черты он изобразил. Пожалуйста, сравните внешний вид двух братьев Сергея и Петра Мариных, чьи портретные силуэта вы перед собой видите. Опишите, как выглядит каждый из братьев. (Ответы ребят – сравнительное описание внешности изображенных).

- Вот видите, как просто и выразительно из 19в. неизвестный художник донес до нас облик братьев.

Слайд№8,9

Если в мужских портретах мы с вами смогли определить характерные черты каждого из братьев – усы и их отсутствие, длинные волосы и короткая стрижка, военная выправка и небольшая сутулость, в связи с этим, даже сделать предположения об их занятиях в жизни, то следующие два портрета изображают сестер Мариных – Зинаиду и Марию. Мне бы хотелось, чтобы вы, глядя на эти изображения обратили особенное внимание на то, как силуэт человека рассказывает о его характере. Пожалуйста, поделитесь своими наблюдениями об этом.

Следуют ответы ребят, их предположения и догадки

Ну что ж, вы провели серьезную исследовательскую работу. Я сделаю из всего сказанного общие выводы. Итак, судя по портрету, Зинаида Марина обладала веселым, мягким нравом, нам кажется, что она улыбается в момент создания портрета. У нее чуть выдающийся вперед подбородок и округлые очертания носа. Одежда свободного покроя. Все вместе это создает ощущение располагающего к себе человека в хорошем настроении. Несколько иное впечатление остается от Марии Мариной. Ее вид профиля наводит на мысль, что перед нами сдержанный на эмоции человек. Она сравнима с Петром Мариным  - такая же ровная спина, строгое платье. Заостренный нос и более сглаженный подбородок создают ощущение внутренней собранности и дисциплины.  

Слайд№10

На следующем изображении я хочу, чтобы вы обратили внимание на линии, которыми художник создает портрет.

Вопрос к аудитории:

Что можно о них сказать? (Ответы ребят)

- Неровные, корявые линии. 

А какое настроение они создают?

- Немного смешное, веселое.

Вы увидели самое главное. Это портрет известного карикатуриста – человека, который придумывал и рисовал смешные рисунки. Елизавета Кругликова, создавшая этот портрет, сумела характером линий создать яркий, выразительный образ.

Слайд№11

Силуэтом можно изображать не только портреты, но и целые истории.

Вопрос к аудитории: 

Как вы думаете, что здесь изображено? Что делают эти люди?

- Действительно, все они что-то предлагают, продают, как на рынке. Это и есть изображение рынка. Были такие периоды в истории нашей страны, когда людям приходилось продавать домашние вещи, драгоценности, чтобы не умереть с голоду. Вот такой рынок, их называют блошиными рынками, и изобразил художник В.Свитальский.

Вопрос к аудитории:

Глядя на работу, мы можем сказать какие вещи принесены на продажу? Какие у них формы? Они отличаются от тех вещей, которыми мы с вами пользуемся?

- Оказывается не только характер человека можно разгадать по очертанию силуэта, но еще лучше мы можем увидеть характер вещей, их формы, их стиль.

Слайд№12

Но были художники, которые с помощью силуэта создавали  целые военные сцены. Например, граф Федор Толстой, изобразивший целую историю Наполеоновского похода.

Вопрос к аудитории: 

Что можно сказать об этой сцене? Сколько всего сцен можно рассмотреть в этой композиции?

- Длинная фризовая композиция вмещает в себя несколько сцен, смысловым центром которых является человек возле костра. Обратите внимание, что он сидит, а величиной с самых крупных персонажей, которые стоят.

 Вопрос к аудитории: 

Почему художник создал такое несоответствие?

- Верно, он хотел подчеркнуть его значимость. Мы не видим лица Наполеона, но можем сказать, в каком настроении он находится. (Подавленность, растерянность, усталость, он спит «на ходу»).

Вопрос к аудитории: 

А с помощью чего художник добивается такого эффекта?

- Да, вновь мы говорим о линии, создающей абрис фигуры, словно балансирующей на стуле или собственной ноге. Состояние неустойчивости подчеркивается крупным пятном туловища полководца на тонких ножках стула.

Обратите внимание, как интересно художник изображает пятно дыма от костра. Словно плетет кружево, чтобы добиться эффекта воздушности, бесплотности.

  1. Обобщение новых знаний

Итак, сегодня мы познакомились с еще одним графическим приемом под названием силуэт. Мы выяснили, что силуэт – это пятно, контрастное к фону, без деталей и объема. Как художественное средство он был открыт давно и пользовался популярностью у художников в разные времена. С его помощью мастера создавали психологические портреты и делали развернутые бытовые и тематические композиции. Мы убедились, что силуэтные композиции декоративны и выразительны, что они сразу привлекают внимание к самому главному, концентрируются на нем. Силуэт изображает самое характерное, присущее только этому персонажу, если мы вспомним о портретах, и подчеркивают основную идею без лишних комментариев, если мы говорим о развернутых композициях.  

Я надеюсь, что каждому из вас понравилась какая-нибудь работа, и вам захотелось попробовать свои силы в силуэтном изображении. Я желаю вам плодотворной творческой работы и эффективного использования новых знаний.

Спасибо всем за внимание.  

 

Список слайдов

                                        

Слайд № 1                                                      Слайд № 2

Китай, техника гохуа                                    Китай, композиция из прорезной бумаги                    

                         

Слайд № 3                                                                    Слайд № 4

Силуэтное изображение, Франция 18в.                    Портрет в технике силуэт, Франция 18в  

Слайд №5

Неизвестный автор. В.Л.Пушкин. Силуэт на белой бумаге. 1800-е годы. ГМП

           

Слайд № 5                                                                  Слайд № 6

Неизвестный художник. П.Е.Марин и С.Е.Марин. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

          

Слайд №7                                                                     Слайд №8

Неизвестный художник. З.Е.Марина и М.Е.Марина. Силуэт из альбома Мариных. Черная бумага. 1844

Слайд № 9

Е.Кругликова Портрет А.А.Радакова, 1925

Слайд № 10

В.А.Свитальский «Сухаревка»

Слайд № 11

Ф.Толстой «Наполеон у костра»

Список используемой литературы

  1. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» в силуэтах Гельмерсена. – М., 1993.
  2. Рапацкая «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998 
  3. Т.И. Балакина «История русской культуры», Москва, «Аз», 1996.
  4. А.Н. Жолковский «Блуждающие сны. Из истории русского модернизма», Москва, «Сов. Писатель», 1992.
  5. С.С. Дмитриев «Очерки истории русской культуры нач. XX в.», Москва, «Просвещение», 1985. 
  6. Русская эпиграмма (XVIII – начало XXвека). (Библиотека поэта. Большая серия.Изд. 3-е). Л.,1988.

Интернет – ресурсы:

Art Pages http://artpages.org.ua/

Art каталог. Энциклопедия живописи и графики www.art-catalog.ru

Библиотекарь.Ru http://bibliotekar.ru/Ksharden/index.htm

Наше наследие http://www.nasledie-rus.ru

Российский общеобразовательный портал http://artclassic.edu.ru

Русский силуэт http://siluet.org.ru/

Эрих Голлербах Искусство силуэта http://www.silverage.ru