Методическое сообщение: "Творчество это создание нового".Педагогические условия для успешного развития творческого подхода во время обучения изобразительному искусству. Личный опыт

Колупанова Лариса Ивановна

       Педагогические условия для успешного развития творческого подхода во время обучения изобразительному искусству. Личный опыт

 

 

   Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Как и что я применяю на занятиях для творческого развития детей.

 

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

 

    Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.

 

Педагогические условия для успешного развития творческого подхода во время обучения изобразительному искусству.

 

Эту группу условий составляют:

 

  • развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
  • воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
  • последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся;
  • использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения  и специальных наглядных пособий;
  • активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;
  • введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;
  • применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
  • введение в структуру урока игровых элементов
  • применение на уроке проектного метода обучения;
  • систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе.

  

   Дети от природы любознательны и полны желания делать что–то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку.

 

Наблюдения за работой учащихся показывают:

  • одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, и работы их выразительны, интересны;
  • другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок;
  • третьи не справляются с поставленными задачами, потому что не организованны, не внимательно слушают учителя;
  • четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом.

 

  Очень часто дети приходят с фразой: «Я не умею рисовать». Хуже если с  этой фразой приходят родители. Тут вообще большую роль играют взрослые, окружающие дома ребенка. Часто родители говорят, что их  ребенок мажет, малюет что то, а рисовать совсем не умеет. Приходится объяснять родителям на родительских собраниях, во время индивидуальных бесед что, это высказанное ими мнение, порою при ребенке, не верное (а так как малыш привык верить взрослому), естественно у него пропадает интерес что-то делать. Необходимо найти в каждой работе начало чего – то хорошего. Пусть это только линия ровная или интересный сюжет, нужно сразу похвалить, поддержать. Предлагаю ребенку продолжить работу в этом направлении.

 

 Работы с натуры делаю как можно разнообразней, меняются тематики натюрмортов, освещение.

Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, куклы, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

Важно на занятиях создать атмосферу благоприятную, комфортную для работы. Всегда стараюсь свои проблемы оставить «за дверями». Больше улыбаться детям. Часто на уроках включаю музыку. Никогда не позволяю себе и товарищам грубо отзываться о работе или уж тем более высмеивать. Объясняю что его работа и работа товарища, это уже часть большого пути овладения творчеством. Учимся высказывать свое мнение, оказывать помощь и поддержку. Учитель и ребята один общий коллектив, в котором идет совместный обмен информацией, впечатлениями. В результате ученики втягиваются в общий совместный процесс с учителем.

 Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. С ребятами в летний период выходим на пленэр. Благо в районе можно найти много интересных тем для рисования. Обращаем внимание, что каждый цветок дерево, травинка имеют свой характер, «душу». Одни праздничные и пышные, другие гордые торжественные, третьи скромные и грустные. Нужно помочь увидеть  прекрасное  -  в простом, обыденном.

 Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии – «правда» жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ребенке, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий.  Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

 

  • чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц);
  • сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;
  • город будущего (город-фантазия);
  • сочинение орнаментов на определенную тему;
  • абстрактная композиция по настроению;
  • интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Акватипия”, "Волшебные очки”.

    В выполнении заданий часто используются различные  нетрадиционные технологии изображения, например:  рисование пальцем,  ладошкой,  воском,  палочкой,  кистью  и т.д.

    Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных  работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Зоопарк», «Букет цветов » и др. коллективное  творчество даёт очень интересные творческие результаты. Когда изучаем фигуру человека, использую коллективную работу «Футбольный матч». Выбираются две команды,  и каждая рисует своих игроков, в разных позах, чтобы смогли забить гол.

   Ребенок проявляет себя в коллективной деятельности - руководитель, примиритель, координатор или наоборот исполнитель, ведомый. Рассмотрим некоторые виды рисования, как при выполнении данных заданий может творчески проявиться ребенок.

  1. Рисование архетипических образов - земля, небо, звезд, воды, огня, деревьев. Выполняя работы на такие темы, ребенок показывает свое отношение к миру. Здесь не стоит навязывать общие правила - огонь красный, вода голубая, луна желтая. Ребенок может показать, как то или иное явление влияет на него, показать свое отношение и даже переживания.
  2. Изображение объекта или явление вызывающего интерес.

Часто выбирая виды работы, такие как батик сначала выполняем работу на заданную тему. После выполнения работы дети зачастую хотят сделать, что то на волнующую их тему или изобразить любимый персонаж или предмет. Тут конечно нужно дать детям свободный выбор. Дети старшего возраста, проводят подготовительную работу, собирают материал - иллюстрации, фото. Тут главное чтобы ребенок не пошел по неправильному пути – «я это не умею делать и не буду».

  1. Рисование образов, выражающих страхи ребенка, грусть. Предлагаю детям выразить абстрактно красками или цветными фломастерами в виде линий или мазков, какое либо состояние: радость, страх, боль, грустную задумчивость, отчаянную смелость. Вторым этапом рисуем сюжетную композицию: портрет или пейзаж, стремясь передать то или иное состояние человека или природы. Можно предложить передать ребенку собственное настроение в работе и даже если плохое состояние, потом порвать этот лист.
  2. Рисование широкой кистью без предварительного рисунка карандашом, раскрепощает ребенка. Рисунок получается более смелый, открытый. Дети уже с 8-9 лет оценивают с вой рисунок с позиции правильно не правильно, а тут не стоит этого бояться.
  3. Изображение с натуры.

Начинать изображение с натуры лучше начинать не с кубов и цилиндров, а с интересующих, привлекающих взгляд предметов. Можно поставить 2 -3 натюрморта разных по гамме, предложить на выбор. Первые работы не должны требовать много затрат сил и времени. Задача научить ребенка реагировать на постановку, любоваться ее. Рассказать, что каждая вещь, имеет свою историю и рисовать ее нужно так,  чтобы она имела свое лицо, подходить творчески. Изображение с натуры с помощью красок и графических материалов различные объекты и предметы окружающего мира. Ребенку, особенно  старшего возраста очень важно знать правила построения предметов. Когда ребенок не знает как правильно нарисовать, не чувствует что сможет сделать как надо, не делает задуманное, сдерживает свои идеи. Да и казалось бы в простом срисовывании с натуры ребенок выражает свой стиль, свое отношение к предметам. У каждого свой авторский стиль. Большое значение имеет подбор натуры. Она должна быть разнообразна и интересна ребенку, соответствовать его возрасту.

  1. Рисование ситуаций из жизни

Это могут быть и нейтральные ситуации: чаепитие, машины в городе, первый дождь. И ситуации, которые касаются важных для ребенка тем: мой лучший друг, семейные выходные, лучший день. Очень интересные работы получаются при выполнении работы на тему «Счастье-это…»  Ребята охотно и достаточно смело изображают разные состояния природы, эмоции в рисунке.  Но для этого им нужно объяснить некоторые правила цветов, колорита. Тут важно показать, что любой выбранный им сюжет достоин уважения это его творческое решение. И моя задача не мешать, только слегка направлять деятельность. Только свобода мысли и чувства рождает творчество. И конечно очень важно создать обстановку, чтобы каждый из детей мог войти в изображаемую им среду, представить себе все то, над чем работает.

  1. Сказка. Современных детей, иногда сложно удивить сказкой, они уже меньше верят в мифических животных. Рассказываю им мифические истории, включаю музыку, зачитываю стихи – небылицы. Предлагаю детям листы разного формата и цвета. Цвет бумаги способствует творческому воображению. Какой персонаж поселится на данном листе.
  2. Самостоятельная изобразительная деятельность

Когда мы говорим о самостоятельной изобразительной деятельности детей, то подразумеваем, что ребенок сам способен осуществить выбор темы и техник изображения. Это становится возможным, если он уже овладел некоторым количеством изобразительной навыков и имеет опыт.  Кроме того он не боится экспериментировать, изобрести что-либо новое, неожиданным образом смешать или расположить персонажей. Таким образом, он наиболее полно выражает собственную творческую индивидуальность. Важно воспитать в детях настойчивость, желание довести работу до конца, сделав ее как можно лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_metod_obed_izo.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

  Педагогические условия для успешного развития творческого подхода во время обучения изобразительному искусству. Личный опыт

 

   Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Как и что я применяю на занятиях для творческого развития детей.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

    Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.

Педагогические условия для успешного развития творческого подхода во время обучения изобразительному искусству.

Эту группу условий составляют:

  • развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
  • воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
  • последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся;
  • использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения  и специальных наглядных пособий;
  • активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;
  • введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;
  • применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
  • введение в структуру урока игровых элементов
  • применение на уроке проектного метода обучения;
  • систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе.

   

   Дети от природы любознательны и полны желания делать что–то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку.

Наблюдения за работой учащихся показывают:

  • одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи, и работы их выразительны, интересны;
  • другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок;
  • третьи не справляются с поставленными задачами, потому что не организованны, не внимательно слушают учителя;
  • четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом.

  Очень часто дети приходят с фразой: «Я не умею рисовать». Хуже если с  этой фразой приходят родители. Тут вообще большую роль играют взрослые, окружающие дома ребенка. Часто родители говорят, что их  ребенок мажет, малюет что то, а рисовать совсем не умеет. Приходится объяснять родителям на родительских собраниях, во время индивидуальных бесед что, это высказанное ими мнение, порою при ребенке, не верное (а так как малыш привык верить взрослому), естественно у него пропадает интерес что-то делать. Необходимо найти в каждой работе начало чего – то хорошего. Пусть это только линия ровная или интересный сюжет, нужно сразу похвалить, поддержать. Предлагаю ребенку продолжить работу в этом направлении.

 Работы с натуры делаю как можно разнообразней, меняются тематики натюрмортов, освещение.

Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, куклы, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

Важно на занятиях создать атмосферу благоприятную, комфортную для работы. Всегда стараюсь свои проблемы оставить «за дверями». Больше улыбаться детям. Часто на уроках включаю музыку. Никогда не позволяю себе и товарищам грубо отзываться о работе или уж тем более высмеивать. Объясняю что его работа и работа товарища, это уже часть большого пути овладения творчеством. Учимся высказывать свое мнение, оказывать помощь и поддержку. Учитель и ребята один общий коллектив, в котором идет совместный обмен информацией, впечатлениями. В результате ученики втягиваются в общий совместный процесс с учителем.

 Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. С ребятами в летний период выходим на пленэр. Благо в районе можно найти много интересных тем для рисования. Обращаем внимание, что каждый цветок дерево, травинка имеют свой характер, «душу». Одни праздничные и пышные, другие гордые торжественные, третьи скромные и грустные. Нужно помочь увидеть  прекрасное  -  в простом, обыденном.

 Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии – «правда» жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ребенке, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и  неожиданных заданий.  Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

  • чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц);
  • сказочные птицы, птицы-фантазии, животные;
  • город будущего (город-фантазия);
  • сочинение орнаментов на определенную тему;
  • абстрактная композиция по настроению;
  • интеллектуально – развивающие игры: "На что это похоже?”, "Заколдованные картинки”, "Волшебные кляксы”, "Акватипия”, "Волшебные очки”.

    В выполнении заданий часто используются различные  нетрадиционные технологии изображения, например:  рисование пальцем,  ладошкой,  воском,  палочкой,  кистью  и т.д.

    Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных  работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Зоопарк», «Букет цветов » и др. коллективное  творчество даёт очень интересные творческие результаты. Когда изучаем фигуру человека, использую коллективную работу «Футбольный матч». Выбираются две команды,  и каждая рисует своих игроков, в разных позах, чтобы смогли забить гол.

   Ребенок проявляет себя в коллективной деятельности - руководитель, примиритель, координатор или наоборот исполнитель, ведомый. Рассмотрим некоторые виды рисования, как при выполнении данных заданий может творчески проявиться ребенок.

  • Рисование архетипических образов - земля, небо, звезд, воды, огня, деревьев. Выполняя работы на такие темы, ребенок показывает свое отношение к миру. Здесь не стоит навязывать общие правила - огонь красный, вода голубая, луна желтая. Ребенок может показать, как то или иное явление влияет на него, показать свое отношение и даже переживания.
  • Изображение объекта или явление вызывающего интерес.

Часто выбирая виды работы, такие как батик сначала выполняем работу на заданную тему. После выполнения работы дети зачастую хотят сделать, что то на волнующую их тему или изобразить любимый персонаж или предмет. Тут конечно нужно дать детям свободный выбор. Дети старшего возраста, проводят подготовительную работу, собирают материал - иллюстрации, фото. Тут главное чтобы ребенок не пошел по неправильному пути – «я это не умею делать и не буду».

  • Рисование образов, выражающих страхи ребенка, грусть. Предлагаю детям выразить абстрактно красками или цветными фломастерами в виде линий или мазков, какое либо состояние: радость, страх, боль, грустную задумчивость, отчаянную смелость. Вторым этапом рисуем сюжетную композицию: портрет или пейзаж, стремясь передать то или иное состояние человека или природы. Можно предложить передать ребенку собственное настроение в работе и даже если плохое состояние, потом порвать этот лист.
  • Рисование широкой кистью без предварительного рисунка карандашом, раскрепощает ребенка. Рисунок получается более смелый, открытый. Дети уже с 8-9 лет оценивают с вой рисунок с позиции правильно не правильно, а тут не стоит этого бояться.
  • Изображение с натуры.

Начинать изображение с натуры лучше начинать не с кубов и цилиндров, а с интересующих, привлекающих взгляд предметов. Можно поставить 2 -3 натюрморта разных по гамме, предложить на выбор. Первые работы не должны требовать много затрат сил и времени. Задача научить ребенка реагировать на постановку, любоваться ее. Рассказать, что каждая вещь, имеет свою историю и рисовать ее нужно так,  чтобы она имела свое лицо, подходить творчески. Изображение с натуры с помощью красок и графических материалов различные объекты и предметы окружающего мира. Ребенку, особенно  старшего возраста очень важно знать правила построения предметов. Когда ребенок не знает как правильно нарисовать, не чувствует что сможет сделать как надо, не делает задуманное, сдерживает свои идеи. Да и казалось бы в простом срисовывании с натуры ребенок выражает свой стиль, свое отношение к предметам. У каждого свой авторский стиль. Большое значение имеет подбор натуры. Она должна быть разнообразна и интересна ребенку, соответствовать его возрасту.

  • Рисование ситуаций из жизни

Это могут быть и нейтральные ситуации: чаепитие, машины в городе, первый дождь. И ситуации, которые касаются важных для ребенка тем: мой лучший друг, семейные выходные, лучший день. Очень интересные работы получаются при выполнении работы на тему «Счастье-это…»  Ребята охотно и достаточно смело изображают разные состояния природы, эмоции в рисунке.  Но для этого им нужно объяснить некоторые правила цветов, колорита. Тут важно показать, что любой выбранный им сюжет достоин уважения это его творческое решение. И моя задача не мешать, только слегка направлять деятельность. Только свобода мысли и чувства рождает творчество. И конечно очень важно создать обстановку, чтобы каждый из детей мог войти в изображаемую им среду, представить себе все то, над чем работает.

  • Сказка. Современных детей, иногда сложно удивить сказкой, они уже меньше верят в мифических животных. Рассказываю им мифические истории, включаю музыку, зачитываю стихи – небылицы. Предлагаю детям листы разного формата и цвета. Цвет бумаги способствует творческому воображению. Какой персонаж поселится на данном листе.
  • Самостоятельная изобразительная деятельность

Когда мы говорим о самостоятельной изобразительной деятельности детей, то подразумеваем, что ребенок сам способен осуществить выбор темы и техник изображения. Это становится возможным, если он уже овладел некоторым количеством изобразительной навыков и имеет опыт.  Кроме того он не боится экспериментировать, изобрести что-либо новое, неожиданным образом смешать или расположить персонажей. Таким образом, он наиболее полно выражает собственную творческую индивидуальность. Важно воспитать в детях настойчивость, желание довести работу до конца, сделав ее как можно лучше.