Масстер - класс "Нетрадиционное рисование с использованием свечки и элементами аппликации для детей от 5 лет "Сказочный дворец Деда Мороза"

Колупанова Лариса Ивановна

Внеклассное  методическое мероприятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата проведения: 25 января 11.00

СОГБУ СРЦН «Родник»

Нетрадиционное рисование с использованием свечки и с элементами аппликации для детей от пяти лет

«Сказочный дворец Деда Мороза»

Цели и задачи занятия:

Образовательная:

-Применить умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

Развивающая:

- Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

-Развивать воображение, творчество.

Воспитательная:

- Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы

Демонстрационный  материал:

образец «морозного узора с наличником», лист ватмана  с нарисованным «Сказочным дворцом  Деда Мороза»

Раздаточный материал:

для  1 этапа работы: альбомный лист размер 1/2А4; кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой;

для 2 этапа работы: заготовки оконного наличника; клей-карандаш, фломастеры.

Содержание образовательной деятельности

 1. Организационная часть

 Какое чудесное и весёлое время года – зима!!! Сколько радостных событий оно нам несёт! Это Новый год, Рождество, подарки  и такая красота кругом. А какая зима без Деда Мороза?

-   Как вы думаете: где живет Дед Мороз? (в лесу, в замке, во дворце)

На доске открываю дворец.

-   Я вот изобразила дворец Деда Мороза. Он вам нравится? Рассмотрим его внимательно.

- А давайте заглянем в окошко! Какой этот дворец мрачный и невесёлый! А вы знаете это дворец необычный, он заколдованный. Его заколдовала злая Снежная королева. Давайте попробуем его расколдовать!

- Как вы думаете, что нужно сделать? Нарисовать и украсить окна!  Это и будет задачей нашего урока.

-  Это зимний дворец, значит, и окна надо зимние. Как вы думаете какие? (морозные, в узорах).

- Молодцы, конечно в узорах! А вы видели настоящие морозные узоры? (Да, нет)

- Давайте вместе полюбуемся морозными узорами (просмотр фото)

- Что они напоминают? На что похожи? (лес, горы, цветы, ветки).

- Ребята, вы знаете, как появляются узоры на окнах?

Теплый воздух, имеющий невидимы капли воды, соприкасается с очень холодным окном, замерзая, превращается в ледяные кристаллики. Они то и образуют сложный рисунок. А художником является Мороз!                    

                     Мороз — волшебник, это видно сразу:

                     Я свой альбом еще не открывал,

                     А он уже без кисточек и красок

                     Все окна за ночь нам разрисовал.

                                                 Д. Чуяко

- Какого цвета морозные узоры? (белые, голубые, синие) Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, они переливаются всеми цветами радуги. Но всё же преобладают холодные цвета. Это - синий, голубой, фиолетовый, сиреневый. А почему они холодные? С чем их можно сравнить? (со снегом, льдом, морозом).

Давайте поиграем!  Если я покажу полоску бумаги холодного цвета - хлопаем в ладоши, если теплого, то молчим.. 

2. Творческая работа

- Обратите внимание, на столах у вас лежат листы уже заданной формы – по форме окон, на них нам нужно будет изобразить морозные узоры. Сегодня мы будем изображать морозные узоры с помощью смешанной техники (воска и акварельных красок). Посмотрите на свои столы. Какие инструменты художника у вас лежат на столах? (кисти, краски, свечки)

- Ребята, сегодня мы будем работать с необычным материалом - свечой. Мы привыкли её использовать, чтобы в доме стало светлее. Но сегодня она послужит совсем в других целях. Воск свечи не пропускает воду и не окрашивает бумагу. Полосы, проведенные свечкой, останутся белыми и прозрачными. Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство — нарисуем морозный узор, при помощи свечи.

Объяснение этапов работы. Показ техники выполнения.

- Внимательно выслушайте порядок работы: 

1) Нанесите рисунок на бумагу легкими штрихами и линиями свечой с несильным нажимом по сухому листу. Линии рисуйте чёткие, не очень тонкие. Свечку на листе невидно. Начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы нарисованные узоры не накладывались друг на друга

2) Покройте лист водой без краски.

3) Не давая листу просохнуть, равномерно нанесите синюю или сиреневую краску.  Что получилось? (вначале узоры были не видны, а потом вдруг появились

Показ способа работы с применением восковых мелков и акварели.

- Посмотрите, какое чудо получается! Какой чудесный узор выходит из-под моей кисти! Помните, что мы рисуем только холодными красками. 

Физминутка

Прежде чем начать вам рисовать, давайте произнесём волшебное зимнее заклинание, чтобы у вас все получилось не хуже, чем у самого Мороза:

Снег ложится на дома, (руки разводим в стороны, ладонями вниз)

Улицы и крыши  (ладошки  «домиком»)

Тихо к нам идёт зима, (указательный палец прикладываем к губам)

Мы её не слышим… (ладонь за ухом)

Практическая работа. 1 этап работы. Звучит музыка «Времена года»

Далее ребята выполняют работу самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Получились  волшебные рисунки с красивыми причудливыми завитками.

Пока рисунки «морозных узоров» подсыхают, детям  предлагаются загадки.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под  ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек,

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки)

 

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой,

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз. (Мороз)

2 этап работы: Во второй части занятия необходимо оформить рисунок с «морозным узором»  в оконные наличники. Дети получают отдельную заготовку. По желанию можно оконные наличники украсить рисунком фломастерами. В завершении работы дети клеят на рисунок наличники.

Готовые окна с морозными узорами в красивых оконных наличниках учитель наклеивает на «заготовку Дворца Деда Мороза», висящего на доске. 

3. Анализ детских работ.

     Любуемся на получившиеся волшебные узоры (дети объясняют, какая работа понравилась и почему).

4. Подведение итогов урока. Эстетическая оценка.

Вы расколдовали дворец и тем самым придумали свою сказку. Посмотрите, на дворец Деда Мороза, какой он получился яркий,  красивый и нарядный. Ваши узоры как настоящие! Вам понравился дворец? Мы справились с нашим заданием – а, значит,  расколдовали дворец Деда Мороза!

На стекле морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна...

                                                                                    Н. Френкель

До свидания, юные художники, до новых встреч!

  • Т.к. белую свечу на белой бумаге не видно, можно сначала нарисовать завитки простым карандашом. Потом обведём всё свечкой.

  • Далее принимаемся за краски. Широкой кистью закрашиваем весь лист и как по волшебству на нём проступают невидимые ранее белые узоры!

  • Даём рисунку высохнуть.

  • Наклеиваем оконные наличники, которые при желании ребёнка можно украсить рисунком.