Природа ритма

Кириллова Гульнара Темирхановна

Важнейшие признаки ритма – это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования. Слово «ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рамфос»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_ritma.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Природа ритма

Бесполезно отрицать, что многие процессы жизнедеятельности человека протекают циклами.  Человек ощущает ритм сердца, дыхания, ритмично двигаетесь при ходьбе, беге, танце.

Любая трудовая деятельность связана с ритмичными движениями, о есть повторами. Важнейшие признаки ритма – это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования. Слово «ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рамфос»).

Чередование дня и ночи, времён года - зима, весна, лето, осень, одно время года сменяется другим, затем всё повторяется. Детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость – это временной ритм, связан с качественными изменениями в человеке, его физическим состоянием, а также с повышением духовного и нравственного уровня. Любая личность находится в системе развития всего человечества, живущего на Земле, а Земля является частью Вселенной, которая также имеет своё развитие и движение, то есть определённый ритм.

Физиологи и психологи установили, что человек реагирует не только на свои ритмы, но и способен усваивать ритмы извне. При этом организм, как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему.

Процесс усвоения ритма довольно сложен, он протекает на уровне врождённых безусловных рефлексов, так и в условиях, приобретаемых человеком на протяжении всей жизни. Современные научные исследования доказывают, что ритм признаётся раздражителем, формирующим эстетические чувства.

Существует два вида повторности - метрическая  и ритмическая (метр  и  ритм). Ритм – это обязательно изменение или движение, а метр – повторение без изменения.

Метричность – это равномерность в движении типа механического. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Ярким  примером метричного ряда служит орнамент. Различные волнообразные и прямые линии, крестики, ромбики, кружочки и т.д., которые  выстраиваются в полосе, на плоскости или объёме, рождая, тем самым, орнаменты, смысл  которых нам уже не ясен, но они до сих пор привлекают наше внимание.

Метрическая композиция, широко используется в ДПИ и строится на строгом отсчёте времени и пространства.

 В отличие от метра, ритм придаёт композиции динамизм и порождает движение с более сложной характеристикой.

Динамика ритма  обуславливается закономерным чередованием однородных элементов в пространстве. В искусстве ритм понимается как синтез количества и качества в выражении художественной формы.

Для зрителя, воспринимающего произведение искусства, существуют два типа ритма: активно-динамический и пассивно-динамический. К первому (динамический тип), относятся звуковые (музыкальные), танцевальные, световые и др. ритмы, то есть ритмы, которые появляются и исчезают в определённых временных рамках. Ко второму (пассивному типу) относятся ритмы в архитектуре, живописи, графике, где пластические формы находятся постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реально существующих элементов.

Воздействие на зрителя активно-динамического  ритма во многом зависит от продолжительности его восприятия. В пассивно-динамическом ритме главным становится характер каждого элемента, его пространственное положение, выразительность композиционных фраз.

Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность – форма, цвет, фактура, расстояние между элементами  сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам.

Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать. Без ритма трудно обойтись, как в плоскостной композиции, так и в объёмной, пространственной.

Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы формы, цвета, фактуры. За счёт ритмического построения, активно организуется центр плоскости или объёма, а в объёмно-пространственном  решении выявляется доминанта.

Знание закономерностей ритмического построения во многом решает проблемы создания композиций любого вида, их единства и соподчинения, равновесия, как целого произведения, так и его частей.

Вполне возможно использование в композициях сочетания ритма и метра. Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать весьма оригинальные произведения.

Говоря о таком средстве, как ритм, который помогает создавать композиции в соответствии с законами гармонии, необходимо отметить его активное применение не только в изобразительном искусстве, но и в других видах творческой деятельности.

Музыкальные произведения, вообще не могут существовать без ритма. В архитектуре, кино, театре, литературе  ритм используется, как средство, для создания произведений, независимо от времени, места и художественного образа.

Литература:

  1. Агостон Ж. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. М., 1982г.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974 г.
  3. Костин В.И., Юлматов В.А. Язык изобразительного искусства, М., 1978 г.
  4. Михайлова А.А. О художественной условности М., 1980 г.