Мастер-класс "Зимний пейзаж" акварелью

Еременко Светлана Леонидовна

Мастер-класс "Зимний пейзаж" акварелью

Пушистый снежный покров изменяет вид пейзажа, смягчая очертания предметов и полностью изменяй цветовую гамму. Особенно сильные контрасты возникают солнечным зимним днем, когда на фоне ослепительно-белого снега начинают отчетливо проступать силуэты обнаженных деревьев.

Рисуя зимний пейзаж акварелью, по законам логики следует переходить от светлых тонов к более темным, сохраняя при этом чистыми большие участки бумаги. В готовой картине они будут изображать снежный покров.

В зимних пейзажах особенно заметны контрасты теплых и холодных тонов. Тени в пейзаже бывают, как правило, сине-лиловыми. Эти выразительные тени очень любили импрессионисты за то, что они ярко контрастируют с желтовато-оранжевыми тонами отраженного от поверхности снега солнечного света. В нашем случае контраст создают теплые коричневые и оранжевые тона деревьев и холодные, протянувшиеся на снегу, синие тени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_zimniy_peyzazh.docx873.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества станицы Калининской

C:\Users\Евросеть\Desktop\мастеркласс акварель зима\IMG_2038.JPG

Мастер-класс

«Зимний пейзаж.

Работа акварельными красками.»

педагог дополнительного образования

С.Л.Еременко

ст. Калининская

2017г.

Цель мастер-класса:

Ретрансляция педагогического опыта по формированию умений и навыков. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта написания картины акварельными красками «Зимний пейзаж».

Основные задачи:

- создание условий для профессионального общения, и стимулирование роста творческого потенциала педагогов;

- передача «продуктов» опыта, полученных в результате творческой деятельности педагога.

- формирование представления о работе акварелью, как видом изобразительного творчества.

-  привитие интереса к живописи;

- создание зимнего пейзажа в нескольких техниках работы акварельными красками.

- развитие индивидуальных задатков и творческих способностей.

Оборудование:


Натянутый лист плотной акварельной бумаги

Клейкая лента

Карандаш 2В

Круглые кисти №№4,7 и 10

Палитра

Акварельные краски: желтая охра, винзорская синька, жженая умбра, ультрамарин, оранжевый кадмий, красный кадмий, сырая умбра, сырая сиена, сепия.

Продолжительность мероприятия: 40 мин.

  1. Вступительная часть

Уважаемые коллеги! Пушистый снежный покров изменяет вид пейзажа, смягчая очертания предметов и полностью изменяй цветовую гамму. Особенно сильные контрасты возникают солнечным зимним днем, когда на фоне ослепительно-белого снега начинают отчетливо проступать силуэты обнаженных деревьев.

Рисуя зимний пейзаж акварелью, по законам логики следует переходить от светлых тонов к более темным, сохраняя при этом чистыми большие участки бумаги. В готовой картине они будут изображать снежный покров.

В зимних пейзажах особенно заметны контрасты теплых и холодных тонов. Тени в пейзаже бывают, как правило, сине-лиловыми. Эти выразительные тени очень любили импрессионисты за то, что они ярко контрастируют с желтовато-оранжевыми тонами отраженного от поверхности снега солнечного света. В нашем случае контраст создают теплые коричневые и оранжевые тона деревьев и холодные, протянувшиеся на снегу, синие тени.

 

        Прежде чем приступить к работе с акварельными красками:

1. Не кладите кисточку с нанесённой на ней краской в рот, чтобы создать острый кончик.

2. Тщательно вымыть руки после завершения работы.

3. Не ешьте во время живописи.

4. Никогда не выливайте краски и растворители в раковину. Они засоряют трубы.

5. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.

2. Ход мастер-класса:

1. Рисуем элементы пейзажа

C:\Users\Евросеть\Desktop\мастеркласс акварель зима\IMG_2027.JPG

Чтобы готовую картину обрамляла белая рамка, оклейте лист бумаги по периметру полосами клейкой ленты. Возьмите карандаш 2В и наметьте основные элементы пейзажа. Не трогайте заснеженные участки — их создаст сама белая поверхность бумаги. Слегка наметьте задний план картины, а затем набросайте контуры стоящего на переднем плане дерева. На этом этапе работы не увлекайтесь деталями.

2. Наносим размывку

C:\Users\Евросеть\Desktop\мастеркласс акварель зима\IMG_2028.JPG

Переверните картину на 180 градусов и слегка наклоните. Увлажните участок неба на картине, смоченной в чистой воде кистью №10. Проведите над самым горизонтом линию жидко разведенной желтой охрой. Затем напишите небо полосами жидкой размывки винзорской синьки. При этом желтая и синяя краски смешаются между собой по краю.

3. Обозначаем деревья на заднем плане

C:\Users\Евросеть\Desktop\мастеркласс акварель зима\IMG_2029.JPG

Пока краски остаются влажными, нанесите очертания деревьев на заднем плане. Напишите более темные деревья смесью жженой умбры и ультрамарина. Для более светлых деревьев разведите красный и оранжевый кадмий. Краски должны слегка расплыться и образовать формы с мягкими краями. Перед тем как продолжить работу, просушите рисунок.

4. Добавляем темные деревья

C:\Users\Евросеть\Desktop\мастеркласс акварель зима\IMG_2030.JPG

Напишите еще один ряд деревьев на заднем плане с помощью более интенсивной смеси тех же красок. Самые темные участки леса на заднем плане напишите винзорской синькой, смешанной со жженой умброй или оранжевым кадмием в технике «влажным по влажному». Пока краски не просохли, добавьте на краю леса несколько мелких мазков винзорской синьки, смешанной с ультрамарином. Продолжайте работу, только когда краски полностью просохнут.

5. Пишем тени на снегу

C:\Users\Евросеть\Desktop\мастеркласс акварель зима\IMG_2031.JPG

Смочите бумагу чистой водой в тех местах, где вы собираетесь нарисовать тени. Возьмите кисть №7 и нанесите очень легкую, почти прозрачную, размывку оранжевого кадмия справа — там, где снег освещен солнцем. Пока бумага не просохла, приготовьте слабую размывку ультрамарина и нанесите на те участки картины, где будут видны отбрасываемые предметами тени. Оранжевая и синяя краски при этом мягко смешаются по краям. Просушите картину.

6. Пишем ручей и тени от деревьев

Жидко разведите винзорскую синьку и напишите ручей кистью №7. Пока синяя краска еще не успела просохнуть, изобразите отражения в воде стоящих на берегу деревьев. Для этого нанесите на поверхность ручья справа немного жженой умбры. Хаотично раскидайте по воде крапинки оранжевого кадмия.

C:\Users\Евросеть\Desktop\мастеркласс акварель зима\IMG_2034.JPG

Подмешайте в сырую умбру немного винзорской синьки. Возьмите кисть №4 и наметьте легкими мазками стволы и основные ветви на дальних деревьях. Более мелкие ветки напишите самым кончиком кисти.

Как рисовать зимние деревья.

Для того чтобы нарисовать обнаженное зимнее дерево нужно хорошо продумать форму его ствола и узор ветвей. Толстые ветви дерева сужаются к концу. Чтобы показать это, начинайте рисовать ветку от ствола и постепенно приподнимайте кончик кисти. При этом нарисованная вами линия будет сужаться к концу. Тонкие мелкие ветки следует писать самым кончиком кисти.

 7. Добавляем детали заднего плана

Подмешайте в сырую умбру немного винзорской синьки. Возьмите кисть №4 и наметьте легкими мазками стволы и основные ветви на дальних деревьях. Более мелкие ветки напишите самым кончиком кисти.

8. Добавляем детали переднего плана 

Напишите смесью жженой умбры и оранжевого кадмия берега в левой части картины. Добавьте в смесь немного винзорской синьки и ультрамарина и закончите писать растения. Разбросайте здесь и там мелкие крапинки сырой сиены. Просушите картину.

C:\Users\Евросеть\Desktop\мастеркласс акварель зима\IMG_2035.JPG

9. Рисуем деревья

C:\Users\Евросеть\Desktop\мастеркласс акварель зима\IMG_2036.JPG

Загрузите сепией кисть №4 и напишите деревья у моста. Эти деревья должны быть темнее, а их очертания – отчетливее, чем у деревьев на заднем плане. Это поможет вам создать иллюзию глубины пространства картины.

Теперь наша картина почти готова и хорошо передает атмосферу холодного зимнего дня. Этот эффект достигнут благодаря контрасту между теплыми отблесками солнечных лучей на снегу и протянувшимися по снежному покрову холодными синими тенями. Осталось еще немного поработать над фактурой переднего плана.

        Увлажните бумагу в левой части переднего плана картины и напишите кончиком кисти, торчащие из-под снега сухие растения.

10. Добавляем тени

C:\Users\Евросеть\Desktop\мастеркласс акварель зима\IMG_2037.JPG

Возьмите кисть №4 и напишите размывкой ультрамарина тени, лежащие на протоптанной в снегу дорожке на переднем плане картины. Напишите той же размывкой четкие тени, которые отбрасывают на снег перила моста.

Наш «Зимний пейзаж» готов.

        В работе по данной теме применяются следующие методы и приемы работы:

- объяснительный (рассказ, беседа);

- иллюстративный (демонстрация наглядных пособий, приемов живописи, показ готового пейзажа);

- деятельностный (написание пейзажа);

- проблемный (создание зимнего пейзажа с учетом творческого подхода);

- частично-поисковый (добавление мелких деталей);

- активный (соревнование на качество исполнения и коллективная работа).

  1. Рефлексия

Уважаемые коллеги, успешность выполнения вами задания позволяет сделать следующие выводы:

  1. Написание живописной картины – занятие не только увлекательное, но и полезное, так как способствует творческому развитию  обучающихся.
  2. Немного терпения и фантазии – и вы можете написать своими руками уникальную картину для себя или подарить ее друзьям и знакомым.
  3. Работа осуществляется без напряжения, при этом достигается быстрый результат и картина выглядит эффектно. Тем самым создается «ситуация успеха»,  которая способствует мотивации обучающихся к познанию и творчеству.

  1. Самоанализ

В качестве самоанализа хочу  сказать, что поставленные задачи выполнены. Я постаралась создать оптимальные условия для передачи «продуктов опыта» участниками мастер-класса через освещение опыта работы, применение наглядных пособий.

Во вступительной части была объявлена тема мастер-класса и обозначена ее актуальность в развитии творческих способностей обучающихся.

В основной демонстративной части были рассмотрены этапы работы по написанию пейзажа акварелью. Вы ознакомились с методами и приемами работы с воспитанниками.

В заключение был подведен итог об эффективности используемых методов и приемов работы с обучающимися.

Отсюда – вывод. Основные задачи удалось реализовать. Работа по теме мастер-класса дала возможность вам ознакомиться с новой информацией, почувствовать новые ощущения, выполнить хорошие работы.

Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была благожелательной. Общение с вами носило творческий характер и доставило мне большое удовольствие.

  1. Окончание мастер-класса

Возьмите на память свои «Зимние пейзажи», которые вы так хорошо написали. Пусть они вами несут приятные воспоминания, умиротворение и эстетическое наслаждение.

Благодарю всех за активное участие! До новых встреч!

Литература.

  1. Учебное пособие «Техника акварельной живописи». П. П. Ревякин  М.: Госиздатстройлит, 1959 г.

  2. «Основы живописи.» Могилевцев В. А., г. Санкт-Петербург,  2007 г.

  3. «Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты.» Кейт Фенвик,  «АСТ, Астрель», 2005 г.

  4. «Искусство цвета.» Иоханнес Иттен,  «АСТ, Астрель», 2013 г.

  5. «Основы композиции.» Н. М. Сокольникова. Обнинск: Титул, 1996.

  6. Браславская Е.Г. Мастер-класс для педагогов дополнительного образования // дополнительное образование и воспитание, № 05, 2008.

  7. Николаева Л.П. Мастер-класс для педагогов дополнительного образования // дополнительное образование и воспитание, № 6, 2014.