Методическая разработка по живописи на тему: «ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ»
В методической разработке исследуются возможности одного из самых распространенных цветов природы - коричневого. Помимо информации о способах работы с цветом, разработчик показывает учащимся эстетику коричневого цвета в историческом аспекте, его использование в искусстве и утилитарное применение. Практтические советы по составлению изысканной и разнообразной гаммы коричневых цветов помогут учащимся на уроках живописи, станковой и декоративной композиции на протяжении всего курса обучения. Методические рекомендации могут быть полезны преподавателям ДХШ, ДШИ, изостудий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУДО «Детская художественная школа № 1»
Методическая разработка по живописи на тему:
«ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ»
Разработал: преподаватель
Людмила Анатольевна
Яковлева
Тамбов 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ …….................4
1.1 Характеристики коричневых цветов………………………………4
1.2 Упражнения с палитрой «земляных» цветов…………………….. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................7
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…..8
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной методической разработки – рассказать об одном из самых распространенных цветов природы – коричневом и практически его исследовать. Причем, помимо информации о способах работы с цветом, его получении из других цветов, хотелось показать эстетику коричневого в историческом аспекте, в разные эпохи и разных культурах, его использование в искусстве и утилитарное применение. Диапазон коричневых цветов необыкновенно разнообразен, и способен создавать целую гамму настроений, что позволяет использовать его в изобразительном искусстве, архитектуре, интерьере, дизайнерских проектах.
Практические советы по составлению изысканной и разнообразной гаммы коричневых цветов помогут учащимся использовать эту палитру, прежде всего, на уроках живописи, а также на уроках станковой и декоративной композиции.
Помимо упражнений по цветоведению с цветовым кругом, ряд упражнений и опытов по взаимодействию основных и дополнительных цветов позволит учащимся составлять богатую палитру разнообразных, так называемых «земляных цветов».
Каждый коричневый цвет обладает своими особыми хроматическими свойствами. Его можно превратить в черный цвет с глубокими красивыми оттенками, не используя при этом собственно черного цвета. Учащиеся увидят, что коричневые цвета удобны для тонирования и погашения цветовой насыщенности других цветов, они, в отличие от черного, не загрязняют цвет.
Опыты с коричневым цветом, его использование могут быть бесконечными, и каждый юный художник в ходе работы обязательно сделает свои открытия.
ГЛАВА 1. КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ
1.1 Характеристики коричневых цветов
Коричневый цвет – это цвет дома, сухих трав и домашнего хлеба. Он символизирует заботу, поддержание жизни, прочность и надежность земли. Этот цвет ассоциируется со вспаханной землей, оленьей кожей, замшей, корой деревьев. Это цвет дикой природы. Получить коричневый цвет всегда было несложно и недорого. Природа является неиссякаемым его источником. Одежду шили из коричневых тканей, это было практично. Бедные и набожные носили одежду из мешковины. Неудивительно, что коричневый цвет традиционно ассоциируется с экономией, простотой и скромностью. В природе всегда присутствовало множество коричневых материалов, из которых люди строили себе жилье – это дерево, глина, кирпич. Даже те, кто не любит коричневого, часто окружают себя коричневой мебелью, элементами интерьера из дерева. Коричневый цвет всегда находится рядом с человеком и в силу своей земной природы воспринимается как защитный и надежный.
Существует множество чудесных оттенков этого цвета, от коричневого ореха-пекана и тростникового сахара до более глубоких – горького шоколада, кофе и коньяка. В 90-е годы коричневый цвет считался шикарным и стильным. Особой популярностью пользовались кофейные оттенки. В роскошных интерьерах этот цвет всегда присутствует, придавая обстановке благородство и элегантность. Художникам знакома краска, называемая жженой сиеной. Этот цвет характерен для картин эпохи Возрождения.
Коричневый цвет пользуется заслуженным уважением в странах Европы. Его считают самым земным, утилитарным, но не вульгарным. Поскольку на коричневом фоне незаметна грязь, он всегда входит в моду, когда экономика переживает трудные времена. Этот цвет практичен и одновременно внушает людям уверенность своей приземленностью.
Самыми близкими к коричневому являются тона семейства бежевых, теплые, нейтральные оттенки, включающие в себя светло- и средне-коричневые цвета – беж, телесный, экрю (яичной скорлупы), карамель. Эти цвета часто называют естественными. Они тонки, комфортны, непретенциозны, обладают внутренней теплотой и напоминают о светлой земле. Это настоящая классика, способная выдержать любые изменения моды. Слово «нейтральный» по звучанию очень близко к слову «натуральный», поэтому многие нейтральные тона называют соответственно: золотистая соломка, пыль пустыни, овечья шерсть, воздушная кукуруза.
Нейтральные бежевые и кремовые тона в интерьере особенно широко использовались в 20-е годы. Коко Шанель широко использовала бежевый цвет в своих моделях. Ее салон в какой-то период также был оформлен в бежевых тонах. В 30-е годы серовато-коричневый оттенок приобрел огромную популярность. Он наряду с бежевым цветом по-прежнему оставался весьма популярным в оформлении жилых и служебных помещений, а также для ковровых покрытий. Множество оттенков этих цветов сделали их идеальными нейтральными тонами, сочетающимися практически с любыми другими цветами. Они могли приглушить яркие, кричащие тона или стать прекрасным фоном. Эти цвета ассоциировались с песками времени и античностью, с древними монументами.
Бежевые и серо-коричневые тона вместе с серыми считаются самыми классическими. Вне зависимости от оттенков они всегда в моде. Хотя их редко называют любимыми, у большинства людей они вызывают чувство комфорта, спокойствия и безопасности. Однако избыток нейтральных тонов в интерьере может привести к скуке. Отсутствие визуальной стимуляции – не самая лучшая характеристика помещения. И, тем не менее, бежевые и серовато-коричневые оттенки остаются идеальным фоном для ярких аксессуаров или предметов.
Хотя коричневый цвет не вызывает столь сильных эмоций, как более яркие цвета, психологические ассоциации, с ним связанные, показывают огромное разнообразие, от восхитительного до скучного. Но коричневые тона всегда символизируют самые честные, стабильные и надежные свойства. Умбра, краска цвета земли, – символ стабильности и безопасности.
Люди, отдающие предпочтение коричневому цвету, обладают надежным характером и хорошо развитым чувством ответственности, любящие бежевый цвет – дружелюбны, рассудительны и практичны.
Коричневые краски в основном добываются из природных минеральных соединений – земель и бывают натуральными и жжеными. Их еще называют земляными. Наиболее распространены различные оттенки охры, сиены, умбры. К земляным краскам относится также коричневый вандик, марс коричневый, сепия и др. Художники любят коричневые краски из-за их нейтральности и множества неповторимых оттенков, которые получаются при смешивании с другими цветами.
1.2 Упражнения с палитрой «земляных» цветов
Разнообразные оттенки коричневого возникают при смешивании красок, составляющих пары дополнительных цветов: зеленой и красной, оранжевой и синей, фиолетовой и желтой. Важно только найти пропорции этих цветов, так как в зависимости от пропорций смеси дополнительных цветов образуют нейтральные тона, земляные или серые. Возникающий в каждой паре коричневый будет отличаться по своим характеристикам. При смешивании с другими цветами каждый коричневый будет вести себя по-разному. В результате можно получить очень изысканный цветовой ряд (табл. 1)
Земляные цвета можно составить из трех первичных (красного, желтого, голубого). Для получения охры требуется много желтой краски, небольшое количество кармина и совсем немного голубой. Жженая сиена возникает, если к равным количествам кармина и желтой краски добавить немного голубой. Очень темная жженая умбра получается из смеси равных доз кармина и голубой с добавлением небольшого количества желтой. Добавление к полученным цветам белил даст очень красивый ряд коричневых цветов разной тональности (табл. 2). Превалирование одного цвета в смеси трех первичных дает свой коричневый цвет. Смешивание каждого полученного с белилами дает множество разнообразных новых коричневых оттенков (табл. 3,4).
Глубокие коричневые цвета разных оттенков получаются при смешивании по отдельности киновари, охры, сиены с черным цветом.
Каждый коричневый цвет имеет свои особые хроматические свойства, которые влияют на конечный результат в смесях с другими цветами. Коричневые удобны для тонирования других цветов, они, в отличие от черного, не загрязняют цвет. Многие художники обходятся без черного цвета, используя глубокие коричневые цвета.
После упражнений с получением разнообразных коричневых цветов учащиеся выполняют гуашью более сложные задания. Они пишут осенние листья, используя только три основных цвета в разных пропорциях, добавляя при необходимости белила (табл.5). Затем можно выполнить небольшие этюды (табл. 6). Длительная работа над натюрмортом в коричневой гамме закрепит опыт работы с этими цветами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При помощи разнообразных коричневых цветов художник может выразить целую гамму своих чувств, настроений, передать красоту пейзажа, натюрморта, дизайнерского проекта, декоративной композиции. Исследуя красоту коричневых цветов, учащиеся на протяжении всех лет могут использовать этот опыт.
Многообразию коричневых цветов дизайнеры придумали множество названий, поэтичных, экзотичных, природных – персиковый, бежево-серый, дымчато-кремовый, темная земля, красное дерево, тиковое дерево, дубовая кора, озимая пшеница, бургундский, куропатка, баклажан, песок, грецкий орех, шоколад, желудь, сырая умбра, арагон, антилопа, бизон, фавн, бобровый мех, выдра, олений рог, воробей, перепелка, лев, песчаная буря, вечерний песок, коричневая патина, терракота, жженая ржавчина, загар, засушенные розы, увядшая роза, кирпичная пыль, верблюжья шерсть, шелковый кокон.
В современных интерьерах, современной моде широко используются светлые оттенки коричневых цветов. Как правило, они наряду с серыми становятся тем необходимым фоном, на котором звучат акценты более ярких цветов.
ЛИТЕРАТУРА
- Айсмен Л. Дао цвета. М., 2006.
- Все о технике: цвет. Справочник для художника. М., 2002.
- Основы цветовой гармонии: методические указания для абитуриентов. Воронеж, 2009.
