«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ КОМПОЗИЦИИ В 4 КЛАССЕ ДХШ»
В методической разработке излагаются теоретические вопросы и предлагаются методы и приемы изучения темы «Иллюстрация литературных произведений». Подробно описывается последовательность выполнения практических заданий, акцентируется внимание на использовании изобразительных и композиционных средств, повышающих художественную выразительность создаваемых образов.
Методические рекомендации, изложенные в данной разработке, могут быть полезны преподавателям ДХШ, школ искусств, изостудий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 523.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №1» г. Тамбова
«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ КОМПОЗИЦИИ
В 4 КЛАССЕ ДХШ»
Методическая разработка
Учебный предмет «Станковая композиция»
Тема: Иллюстрация литературного произведения
Разработал: преподаватель
Яковлева Л. А.
2016
В методической разработке излагаются теоретические вопросы и предлагаются методы и приемы изучения темы «Иллюстрация литературных произведений». Подробно описывается последовательность выполнения практических заданий, акцентируется внимание на использовании изобразительных и композиционных средств, повышающих художественную выразительность создаваемых образов.
Методические рекомендации, изложенные в данной разработке, могут быть полезны преподавателям ДХШ, школ искусств, изостудий.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. РАБОТА НАД ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ……………………………....5
1.1 Иллюстрация литературного произведения…………....................5
1.2 Работа по формированию художественного образа……………...7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…13
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Эскизы иллюстраций литературных произведений….14
ВВЕДЕНИЕ
Работа над иллюстрацией в 4 классе ДХШ вполне доступна учащимся. У них уже есть определенный запас знаний, они способны оперировать в композиции образами. Проблема лишь в том, что современные дети мало читают. Преподаватель должен рассказать, что такое иллюстрация, каким образом она должна быть связана со своим литературным первоисточником. Ребятам необходимо показать книги с хорошими иллюстрациями, рассказать, что книга удивительный художественный организм. Это подтолкнет учащихся к прочтению того или иного произведения, позволит посмотреть на книгу по-новому. Читая книгу, надо делать первые наброски, зарисовки, зрительно представить образы на основе прочитанного.
Широк диапазон материалов, которые ребята могут применять при работе, – от графических до живописных. Причем, один и тот же сюжет можно попробовать сделать разными материалами.
При изучении темы рекомендуется использовать педагогические технологии с элементами исследования. В процессе создания тематической композиции по мотивам литературного произведения необходимо хорошо знать его содержание, размышлять о стиле и жанре произведения, времени описываемых событий, характере взаимоотношений героев и т. д., то есть, уметь проводить определенную исследовательскую работу. Метод погружения, также рекомендуемый к использованию, позволяет проникнуться «духом» литературного произведения и той эпохи, в которой живут и действуют герои.
Все предложенные методы изучения темы способствуют развитию образного мышления учащихся, формированию механизмов интеллектуального развития.
ГЛАВА I. РАБОТА НАД ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ
1.1 Иллюстрация литературного произведения
Иллюстрация (от латинского illustrare — пояснять) — это рисунок, образно поясняющий литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративный строй. Особенность иллюстрации, как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на литературную канву и подчинён определенной задаче — освещению и объяснению текста.
Общеизвестно, что современные дети мало читают, а это не способствует развитию образного мышления. У ребенка с детства, если ему не читали книг и не приучали к чтению, не формируется способность оперировать образами, слушая СЛОВО. Готовый видеоряд из различных средств массовой информации, Интернета, зачастую сомнительного качества, не способен заменить этот пробел. Ребенок лишается одного из важнейших механизмов интеллектуального и духовного формирования личности – возможности творить свои образы на основе прочитанного.
Эта проблема еще более наглядна, когда «не читающие дети» приступают к работе над иллюстрацией.
Мало того, что им на основе образов словесного источника необходимо в своей голове создать свои, их надо перевести еще в пространственные, изобразительные формы. Выход один – читать, обсуждать, смотреть «живые» книги с хорошими иллюстрациями и рассказывать о книге, как удивительном художественном организме.
Приступая к работе над иллюстрацией, учащимся мало знать лишь содержание книги, хотя это непременное условие. Преподаватель должен рассказать, что такое иллюстрация, каким образом она должна быть связана со своим литературным первоисточником, какая большая требуется подготовительная исследовательская работа. Необходимо постижение духа литературного произведения и той эпохи, в которой живут и действуют герои. Требуются знания об укладе жизни, одежде, прическах, интерьере и многое другое. Еще надо прочувствовать жанр, стиль произведения, а также уметь через жесты, мимику передать душевные движения литературных героев. Большое значение проникновению в стиль литературного произведения придавал замечательный художник, мастер иллюстрации В. А. Фаворский. Он отмечал: «… оформляя книгу, мы должны ответить на сюжет и на стиль литературного произведения и очень часто художественное литературное произведение требует больше второго, чем первого, так как если книга хочет быть художественным произведением, то, вводя книгой слово как материальную вещь в наш быт, в наше бытовое пространство, она должна и своими бессюжетными моментами, как то: переплет, форзац, формат, шрифт и т. п., ответить на основную тему литературного произведения, а это возможно, только передав стиль словесного произведения»[5, С. 288].
Художнику также необходимо знать, что у каждого читателя есть личное отношение к прочитанному. Совпадут ли образы, созданные иллюстратором, с читательскими ассоциациями? Это обязывает художника очень осторожно подходить к литературному произведению. «Только при наличии особого «избирательного сродства» между писателем и иллюстратором случается чудо слияния зрительного и литературного образа в нерасторжимое единство, и тогда иллюстрация остается в сознании читателя постоянным спутником книги» [2, С. 25].
Для многих поколений читателей «Робинзон Крузо» Дефо неотделим от иллюстраций Гранвиля, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле – от Гюстава Доре, «Медный всадник» А. С. Пушкина – от Александра Бенуа, а «Демон» М. Ю. Лермонтова – от Михаила Врубеля. Таких произведений можно назвать множество. Что дало этим иллюстрациям их завидную долговечность? Кроме того, что это шедевры иллюстрирования, мы видим в них поучительное разнообразие совсем непохожих стилей и подходов, и в каждом случае этот стиль наилучшим образом соответствует духу произведения.
1.2 Работа по формированию художественного образа
Для юного художника свести воедино решение столь многочисленных задач при работе над иллюстрацией сложно, но дать ему представление о том, как разнообразна и интересна эта работа необходимо. Просмотр и анализ на уроках иллюстраций мастеров введет учащихся в область изобразительного искусства, связанную с образным истолкованием литературных произведений, с сотворчеством писателя и художника. Преподавателю необходимо изначально сосредоточить внимание учащихся на нескольких, самых необходимых моментах: сюжете, жанре, стиле литературного произведения. Требуется индивидуальный подход к каждому ребенку, к тому, как он прочувствовал произведение, которое собирается иллюстрировать, время, в котором происходит действо.
Необходимо отметить, что, давая учащимся тему «Иллюстрация», мы фактически работаем не над иллюстрацией как таковой, а над композицией по мотивам того или иного литературного произведения. Отличие в том, что иллюстрирование книги профессиональными художниками начинается не непосредственно с иллюстраций, а с построения макета книги, намечаются места иллюстраций, рассчитывается, как ляжет текст и многое другое. Архитектоникой макета книги задаются различные параметры иллюстраций. В наших условиях мы можем лишь формально называть детские работы иллюстрацией, ориентируя учащихся хотя бы на выбор размера и формата, согласующегося с размером книги. Этим будет определяться построение композиции, техника, материалы. Если же учащийся выбрал большой формат, то уместней определить это как композицию по мотивам литературного произведения, соответственным должен быть и подход к исполнению.
Работу над эскизами иллюстраций целесообразно вести параллельно со сбором материала. Зарисовки архитектурных мотивов, элементов интерьера, одежды, доспехов дадут возможность лучше проникнуть в атмосферу времени, событий, стиль литературного произведения, помогут в поиске драматургии, пластической организации сюжета.
Рисунок 1.1 Эскиз иллюстрации. Ученическая работа
По мере того, как накапливаются зарисовки, эскизы, можно делать
отбор более удачных вариантов для дальнейшей работы. Лучше, если такой отбор дети делают самостоятельно, это стимулирует их дальнейшую активность. Задача педагога – умело и деликатно направлять учащихся.
Интересные композиционные находки разрабатываются более тщательно. На этом этапе важно формальные поиски скоординировать с содержательной стороной. Прорисовка элементов композиции, введение персонажей должны служить главному – созданию художественного образа, который максимально соответствовал бы словесному образу.
В иллюстрациях Захаровой Марии к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поиски образов, передачи душевных состояний героев, драматизма происходящих событий шли через создание выразительных силуэтов, динамику движений, светотональную организацию композиций.
Рисунок 1.2 Эскизы иллюстраций. Ученические работы
Разный подход к иллюстрированию рассказа Л. Н. Толстого «После бала» у Сайковской Кати и Небываева Артема. Весельем и музыкой наполнена сцена на балу в композиции Кати. Пластика плавных линий передает ощущение радости, безмятежности.
События после бала, проиллюстрированные Артемом, суровая
Рисунок 1.3 Эскиз иллюстрации. Ученическая работа
действительность, переживания героя, смятение чувств показаны через
драматургию и лаконизм несколько угловатых силуэтов, выполненных неровными, хаотичными штрихами. Второй вариант композиции, выполненный в цвете, не менее драматичен. Через скупость красок, их мрачность передается настроение героя, ощущение суровой реальности.
Рисунок 1.4 Эскиз иллюстрации. Ученическая работа
Материал для композиций, технику исполнения учащиеся подбирают сами. В основном это графические материалы – карандаш, перо, тушь, гелиевая ручка, акварель, гуашь. Часто один вариант пробуют в нескольких материалах.
Учащиеся с интересом работают над иллюстрацией. Им удается по-новому взглянуть на книгу, работу художника-иллюстратора, сотворчество писателя и художника, а также ощутить себя, своего рода, исследователем, способным проникнуть в суть литературного произведения и на его основе создать свои образы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение детей иллюстрированию должно основываться не только на знании сюжетов литературных произведений, но и знании приемов и методов работы ведущих художников — иллюстраторов.
Иллюстрации несамостоятельны по сюжету. Чтобы точно передать особенности литературного произведения, порой необходимо изобразить характерные детали быта, костюмов, архитектуры, создать яркие и выразительные образы героев произведения.
Можно выделить следующие задачи организации процесса иллюстрирования литературного произведения:
- развитие стремления поделиться своими впечатлениями, переживаниями от прочтения литературного произведения посредством изображения (мотив деятельности);
- развитие умения осмысливать образ, определяя заранее содержание и способы изображения;
- обучение способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения иллюстраций;
- побуждение к самостоятельности, творчеству;
- формирование способности художественного, творческого восприятия изображения.
Методика иллюстрирования литературных произведений двухэтапная: сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие учащимися литературных впечатлений, а затем вести работу по формированию художественного образа.
Начинать работу по иллюстрированию желательно с эмоциональной беседы. Цель такой беседы — воздействовать на сознание и чувства учеников, активизировать их эмоциональный, творческий потенциал.
Эффективность деятельности по иллюстрированию во многом зависит от правильного использования наглядного материала. Произведения книжной графики для демонстрации необходимо тщательно отбирать с учетом следующих положений: выбирать иллюстрации ведущих мастеров книжной графики, хорошо изданные, разнообразные по манере исполнения (уместно использование презентаций, слайд-фильмов, Интернет-ресурсов).
Внесение в процесс иллюстрирования элементов проблемности, использование проблемных вопросов (Как? Зачем? Почему) активизирует творчество учащихся, а дидактические игры, такие как «Вхождение в иллюстрацию», «Выставка художников-иллюстраторов», усиливают внимание к поставленной в ней задаче, стимулируют мыслительную деятельность, воображение, фантазию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Л.,1982.
- Кузьмин Н.В. Художник и книга: Заметки об искусстве иллюстрирования. М., 1985.
- Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
- Селивёрстова Н.В. Психолого-педагогические особенности восприятия и художественно-образного мышления современного подростка. //«Актуальные проблемы современной науки». №3. 2002.
- Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988.
