Практические методы на развитие творческих способностей обучающихся

Аметова Севиля Медатовна

Данный вид материала содержит практические методики,использование которых возможны не только на уроках изо.Ведь через рисунок мы можем определить не только талант ребенка,но и его внутренний мир,что немаловажно для педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности обучающихся на уроках изобразительного искусства

В соответствии с современными требованиями к подготовке самостоятельной, активной, гармоничной, инициативной личности, цель моей работы была определена, как развитие творческих способностей детей через индивидуальное видение цвета.

Задачи:

  • Провести диагностику способностей учащихся.
  • Разработать формы, методы помогающие развитию творческих способностей.

Проблема человека, его сущности волновала и продолжает волновать, представителей различных отраслей знаний. Любая наука - имеет в качестве своей основы некоторый житейский эмпирический опыт людей. Этот опыт связан с традиционной жизнедеятельностью: с их поведением и поступками, с особенностями взаимоотношений и собственной внутренней жизнью.

Так постепенно сложилось представление об особом классе явлений, которые стали именовать психическими.

 Внутренний мир ребенка складывался из многих факторов. В психологии их определили и обозначили давно, к ним относятся: склонности, способности, задатки индивидуальности, темперамент, характер, мотивы, ценности. Особое место ученые отводят чувствам. Обычно человек (ребенок) погружен в свои чувства, он их проявляет и переживает как свое естественное качество.

Существует много способов выражения свих чувств и эмоций. В зарубежной и отечественной педагогической психологии хорошо известны и успешно используются компенсирующие возможности занятий изобразительным искусством. В.С.Мухина определила, что именно рисование выражает определенные результаты психического развития ребенка, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Рисуют не руки, а талант, духовная способность, а руки лишь подчиняются. Потому что сила творчества заключена не в самих руках художника, а в его духовном мире.

I. Теория

Каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили.

Творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “креативности”. Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.

Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета. Научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков - все это процессы, в которых много приятных ощущений. Я считаю, наиболее эффективным развивать творческие способности детей на занятиях по живописи.

IIПрименяемые практические методы и результаты исследований развития творческих способностей обучающихся.

Тест: “Цветные квадратики”

Предлагается задание для диагностирования внутреннего мира ребенка.

Детям предлагалось следующее: “Нарисуйте своим любимым цветом, которым вам хочется сегодня рисовать, квадратик, сделать растяжку выбранного цвета от самого темного до самого светлого”. 

Тест: “Орнамент”

Создать свой орнамент, используя геометрические фигуры и раскрасить самыми любимыми цветами (красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый) и подписать работу.  

Цветовые тесты-задания, игры позволяют четко фиксировать динамику моциональных состояний. Проведение тестов дает возможность понять, что каждый из нас не обречен, любить один единственный цвет. Наши цветовые пристрастия зависят от: возраста, настроения, сезона, погоды, здоровья, характера, имени. Проведенные тесты показывают, что работы “детей-мыслителей” наиболее реальны, скудны по изображению, достаточно ограничены и просты. В тоже время “художники” проявляют больше фантазии, воображения. Их работы отличались разнообразностью, сложностью образов и быстротой выполнения.

Далее на 3 этапе своей работы я использую задания цветового характера, направленные на развитие творческих способностей. Дети не ограничены в выборе цвета, цветовое решение осуществляют самостоятельно, в соответствии с уровнем своих творческих способностей и внутренним состоянием в данный момент времени. 

Задание: “Дизайнеры”.

Учитель предлагает выполнить аппликацию животных, с помощью различных геометрических фигур. Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Это могут быть и “геометрические” птицы. Предлагаемое задание достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности “достраивания”, “продолжения” линейного образа.  

Задание: “Зонт Оле Лукойе”.

При проведении данного задания учащиеся слушают сказку “Оле Лукойе” и передают свои чувства и настроение через цвет на секторы зонта

Задание: “Что попало в сети”.

Учащимся предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа линию, проводя ее в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сетке свой улов: предметы, человека, животных. Найденный образ надо заштриховать тем цветом, который отражает их сегодняшнее настроение.  

Выводы.

Необходимо на занятиях по изобразительному искусству применять данные задания для развития творческих способностей детей, так как учитель должен не только обучать ребенка, но и понимать и раскрывать его внутренний мир, который перенасыщен разными эмоциями, зачастую не только положительными.

Следовательно, работа, направленная на развитие творческих способностей состоялась и принесла положительный результат. Использованные методики достаточно эффективны и имеют большое будущее, так как способствуют развитию и становлению тех необходимых качеств: активность, мобильность, самостоятельность, творчество, которые диктует нам новая образовательная парадигма на современном этапе развития.