Интегрированный открытый урок ИЗО и технологии в 5 классе на тему: « Городецкая роспись» с использованием ТРИЗ технологии

Складанная Дина Алексеевна

Данный урок расчитан на индивидуальную работу каждого ученика, с целью проявления его творческих способностей, умению достигать результативности труда путем решения ТРИЗ педагогики (Теории решения изобретательных задач). Задача для учащихся следующая: преобразовать Городецкую роспись в аппликационную декоративно-прикладную работу по мотивам этого письма. Имеются раздаточные шаблоны с частично готовыми деталями для составления аппликации (декорированный петушок и листочки для розан и купав. Цветы надо учащимся домастерить, а именно, соединить имеющиеся детали из раздаточного материала, чтобы получились розаны или купавки. Выкладывается композиция и крепится к цветному картону с помощью карандашного клея). Декоративное панно готово и его можно использовать как картину в интерьере квартиры, потому что изделие получается красочным и нарядным за счет использования ярких цветов в данной композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokgor_ospis19g.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный открытый урок ИЗО и технология в 5 классе на тему: « Городецкая роспись»

 с использованием ТРИЗ технологии

Разработал учитель ИЗО и технологии: Складанная Дина Алексеевна, учитель МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского района

Тип урока

Урок комбинированный

Структура урока

Пояснительно-иллюстративная

Цели деятельности учителя

Изучение Городецкой росписи и составление композиции в творческих работах.

Развитие интереса учащихся к народному творчеству «Городская роспись».

Ознакомление с историей возникновения Городецкой росписи.

Прослеживание последовательности выполнения росписи в классическом жанре с преобразованием Городецких мотивов в аппликационную композицию с применением ТРИЗ технологии .

Привитие интереса учащихся к данному виду искусства и развитие фантазии, воображения, создание индивидуальных аппликационных панно.

Воспитание и привитие вкуса к народному промыслу, в данном случае к одному из популярных в наше время промыслу «Городецкая роспись». В процессе работы воспитать чувство прекрасного.

Планируемые образовательные результаты

Предметные ууд

Метапредметные ууд

Личностные ууд

• понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общей (гостинной) комнаты предметами декоративного характера;

• иметь представление о единстве и гармонии при составлении композиции панно, при умеренной стилизации растительных и зооморфных образов, работая над творческой работой, которой можно оформить интерьер квартиры, рабочего уголка, поместив в рамку или паспарту.

• выполнять творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть определенным художественным материалом (в данном случае-аппликационным);

• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности, используя ТРИЗ технологию. 

Познавательные:

• определять цель, проблему в учебной деятельности.

Регулятивные:

• планировать деятельность в учебной ситуации;

• работать по плану, сверяясь с целью;

• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности.

Коммуникативные:

• участвовать в диалоге; сотрудничать с учителем, контролировать свои действия и поступки в ходе урока, соучаствовать в решении творческих задач.

• понимать значение знаний о конкретном народном промысле «Городецкая роспись»;

• вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам;

• вырабатывать свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности:

• пользоваться предоставленным материалом, преобразуя и переосмысляя творческое задание в индивидуальном  понимании, учитывая, что роспись приобретает другой статус декоративно прикладного характера, а именно – аппликации.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративные. Формы обучения: фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

Интернет ресурсы. Авторская методическая разработка на сайте: Учебно-методический кабинет ped-kopilka/ru,, название публикации: «Панно из цветной бумаги «Городецкие узоры». Мастер-класс. Адрес публикации:http ped-kopilka/ru/blogs/dina-alekseevna-skladannaja/pano-iz-cvetnoi-bumagi-gorodeckie-usory:htmj

 Википедия.

Оборудование

Компьютер, Иллюстрационный материал: учебник «Изобразительное искусство» для учащихся 5 класса Н.А.Горяева, фотоальбомы и образцы с Городецкой росписью, вариативные образцы с точечной росписью, наборы для демонстрации мастер-класса, раздаточные файлы, состоящие из набора шаблонов для выполнения декоративного панно, ножниц, клея, картона, цветной бумаги.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации на тему: «Городецкая роспись», плакаты С. Вохринцевой с поэтапной иллюстрированной демонстрацией данной росписи., работы учащихся и учителя.

Основные понятия и термины

 Растительные и зооморфные мотивы письма, розаны, купавки, стилизация образов, замалевок, оживка, теневка.

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Укомплектованность рабочего стола, обеспечение каждого ученика раздаточным материалом.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, а это – наполняемость рабочих ученических столов раздаточным материалом и материалом, необходимым для выполнения практического задания. На доске прописывается дата, тема урока, цель урока. Урок состоит из двух частей: теории и практики.



 Учащиеся наполняют свой стол: Альбомный лист для рисования формата А-4, простые карандаши,  баночки с чистой водой. Раздаточный материал в файлах, состоящий из аппликационного материала: петушок, цветные кружочки по 3 шт. разного диаметра, листочки, ажурные детали из белой бумаги-оживка, декоративно обрезанные края у тонких полос белого цвета, клей, ножницы.

Фронталь-ная

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности, планируют деятельность в учебной ситуации, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели.

Личностные: осознают свои интересы и учебные цели

Проверка рабочих столов уч-ся, наполненных необходимым  материалом согласно  списка, оглащенного учителем.

II. Изучение нового материала

Беседа.

  Сегодня мы с вами познакомимся с Городецкой росписью и не только, мы еще с вами выполним творческую декоративную работу «По мотивам Городецких узоров», используя знания по ТРИЗ технологии (теория решения творческих задач). Первая часть урока будет относиться к изобразительному искусству, а практическая часть – к уроку технологии. Мы соединим эти два предмета с целью эффективности в достижении цели, а в нашем случае – выполнения декоративного панно.

Городец - маленький старинный город на берегу Волги, самый древний в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся под окнами: на одних - перья жар-птицы, на других - сплетения причудливых трав. Дома охраняют фигуры львов и берегинь, также вырезанные из дерева.

Издревле Городец был известен своими резчиками. Изображения русалки-берегини, крылатых грифов, коней, птиц, животных восходят к языческим верованиям. Русалкам, по языческим 1редставлениям, молились о ниспослании дождя. Крылатые грифы и другие звери охраняли жизнь от злых духов.

Зарождение городецкой резьбы искусствоведы относят к концу XVII - началу XVIII веков. В конце XVII века при Петре I в России начинает быстро развиваться морской и речной флот. В XVIII веке были построены большие верфи в Городце, где Волга, врезаясь в берег, образовала удобный затон.

Народные умельцы - Братья Мельниковы изображали ярко раскрашенных петушков, длинноногих коней, причем задняя нога у коня обязательно крючком поджата по-мельниковски. Этой традиции придерживаются и современные Городецкие мастера.

К концу XIX века народные мастера стали писать жанровые картинки, сцены гуляний.

В настоящее, шкатулки, сундучки, разделочные доски, блюдца, стулья, посудные стенки, столы.

У искусства один язык - это язык мечты и красоты. И полыхают, как и сто лет назад, дивные кони, и цветут зимою весенние алые цветы.

Сюжетная роспись одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. 

Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц  и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. 

1. Характерные особенности Городецкого стиля:

Исполнение рисунка на цветном фоне (желтом, голубом, синем, красном); яркие краски; письмо по принципу размещения крупных красочных пятен.

2. Типичные изображения:

Пышные розаны, мелкие цветочки и ягодки с листочками.

3. Три вида композиции:

Цветочная роспись (букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса, венок).

4. Для росписи используются:

Кисти: белка №1, №2. Вся цветная палитра.

5. Композиция в Городецкой росписи.

Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: ритма, симметрии, гармоничного сочетания цветов.

Каковы же этапы выполнения работы в технике «роспись»?

Перед росписью заготовка грунтуется мелом и промазывании клеем и только после этого приступают к росписи. Городецкая роспись выполняется в два этапа: подмалевок и оживки. Когда выполнен подмалевок всего изделия, начинается второй этап — "оживки". "Оживка" - это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.

Для оживок — кисти нужны художественные тонкие. Выполнение оживок — это художественный прием, и чтобы их хорошо сделать, придется немало потренироваться.

Все элементы городецкой росписи рисуются сразу кистью (кисть №1), без предварительной прорисовки карандашом.

Воспринимают материал, просматривая зрительный ряд на доске и презентацию,  слушая учителя, поясняющего новый материал. Вступают в беседу и анализируют изученный материал.

Ученица зачитывает стихотворение «Городецкие узоры».

Городецкие узоры сердце радуют сполна!

Из розан, купав и ягод композиция красна.

Величавые фазаны, глухари, стрижи, клесты

Развернули веерами перья в пышные хвосты.

Лето красное в сюжете, соловей среди кустов,

Деревенские мотивы из шершавых лопухов.

Над шиповником зависла стрекоза как вертолет,

А под ней цветы, деревья и зеленый огород.

Эх, родимая сторонка, красотой окружена!

 В центре росписи лебедка - горделива и стройна.

Песня русская сложилась из нехитрых завитков.

Кисть рисует вдохновенно бой колхозных петухов.

Я любуюсь разноцветьем «Городецкого» панно,

В нем раздолье, свежесть, удаль, приоткрытое окно

На российские просторы, на российский небосвод -

«Городецкие мотивы» любит русский наш народ!

                          Д.А.Складанная, 17.02.2015 г.



Фронталь-ная, индивиду-альная

Познавательные: новые знания о народном промысле «Городецкая роспись»,

понимают значение  и последовательность народного письма, формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, с учителем в процессе образовательной деятельности, вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности, выполняют практическую часть задания на уроке.

Изучают творческое задание, полученное на уроке, используя раздаточный материал- файлы с готовыми шаблонами и заготовками, требующие декоративной доработки (розаны и купавки).

III. Подготовка учащихся к выполнению творческого задания

С помощью ТРИЗ технологии попробуем роспись заменить аппликацией. Там, где мы начнем вырезать, что-то наклеивать, моделировать из цветной бумаги и картона, появляется знакомый нам творческий процесс, который в основном выполняется на уроках техногогии.

 Как решить задачу по преобразованию росписи в аппликацию, и зачем нам нужны такие перемены? Отвечу так, что за небольшой промежуток времени учебного часа, мы не сможем освоить классическое письмо, которым владеют мастера. Сама по себе Городецкая роспись, ну очень красива! В ней много радостных сюжетов, ярких цветов и притягательной силы! Как поступить, чтобы от выполненной работы получить удовольствие и эффектный результат? Аппликационные шаблоны-пятна схожи с замолевками в Городецкой росписи. Белые полоски бумаги будут служить нам оживкой в декоративной работе, когда будем оформлять розаны и купавки. Из белой или цветной бумаги можно вырезать капельки, которые послужат оттеняющим моментом у плоских зеленых листочков. Работайте, экспериментируйте и наслаждайтесь красотой Городецкого письма.

 Впереди у нас женский праздник 8 Марта, поэтому можем готовое панно, выполненное по мотивам Городецких узоров, подарить маме. С 7 классом мы попробовали выполнить точечную роспись акриловыми красками на отсканированных Городецких узорах,  и получилось довольно оригинально! Получается, что используя ТРИЗ технологию, ученики решили задачу в таком образе, интерпретирую старый образ под новый запрос. Точечная роспись сейчас в тренде! (см. выставку работ на доске из точечной росписи).

Следующую часть урока мы построим в форме мастер-класса.

Зрительное изучение демонстрационного стенда с образцами городецкой росписи и презентации на тему: «Городецкие узоры».

Сравнительная характеристика работ мастеров Городецкой росписи с работами учащихся, выполнивших точечную роспись по мотивам Городецкого письма.

Фронталь-ная, индивиду-альная

Познавательные:  познают разнообразный мир красоты народного письма в Городецком промысле.

Коммуникативные: обмениваются мнениями и советами, умеют слушать друг друга; определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение;

Личностные: понимают свою роль на уроке, формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности, вырабатывают свои мировоззренческие позиции. Ученики дают свои предложения по цветовой гамме, расположению шаблонов на рабочей поверхности панно, составляют свои композиции и формы аппликационных узоров.

При устных ответах и в рассуждениях уч-ся оценить степень их осведомленности в понятии профессии «оформитель-декоратор», «художник-стилист», «художник декоративного письма»

IV.  Практи-ческая часть работы.

Творческое задание – аппликационное декоративное панно выполняется с использованием ТРИЗ технологии.

 Практическая работа. Этапы ее выполнения.

1.Я раздам вам файлы с шаблонами, а вы приготовьте цветной лист картона такой, чтобы шаблоны контрастным пятном выкладывались на нем.

2. Из файла извлекаете весь материал, но его может быть недостаточно, поэтому понадобиться цветная бумага. Посмотрели, что есть в наборе: петушок, листья, заготовки для купав и розанов, ажурные прорезные шаблоны из белой бумаги, полоски фигурной бумаги.

3. Изготавливаем вначале купавы и розаны, для этого берем три больших круга диаметром 6, 7 см и три поменьше диаметром 4 см, раскладываем перед собой. Из белой фигурной полоски моделируем кайму у меньшего круга, приклеивая полоску с внутренней части круга.

4. В центре этого кружочка крепим ажурный белый шаблон, обрезая лишние детали, подгоняя под размеры цветного круга. На ярком цветном кружочке белый узор смотрится сказочно красиво!

5. Петушка крепим к картону в центре, немного сместив вверх так, чтобы внизу поместился розан или купава.

6. Рассредотачиваем в форме гирлянды остальную пару цветов вокруг петушка.

7.Между цветами в промежутках симметрично раскладываем листья, после чего все элементы крепим к цветному картону.

Примечание: Композицию можно дополнить ягодами, а это цветные круги из картона или бумаги небольшого диаметра, обрисованные под размер крышки клея. На зеленых листьях можно изобразить оживку в форме капелек, запятых или прорезного «рыбьего скелетика». В процессе работы идет индивидуальная консультация и корректирование рабочих моментов учащихся учителем.

 

Дети извлекли из набора: петушка аппликационно продекорированного , листья нарезные, частично продекорированные, заготовки для купав и розанов-цветные круги диаметром 6,7 см, ажурные прорезные шаблоны-вкладыши из белой бумаги (сложены вчетверо и прорезаны одинаково по форме) , полоски обрезанные фигурными ножницами, лист цветного картона.

Из белой полоски с фигурной каймой  моделируют лепестки у меньшего круга, приклеивая ее с внутренней части кружочка. Эту заготовку соединяют с большим кругом и затем моделируют центр цветка. Ажурные шаблоны белого цвета располагают в центре меньшего цветного круга и розан готов.

Индивиду-альная

Познавательные: понимают роль цвета, фактуру выполняют практическое творческое задание на закрепление понимания роли вещи в образно-стилевом решении интерьера; создают практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также умеют владеть различными художественными материалами

Личностные: осознают целостность мира и многообразие взглядов. Проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии; выбирают средства достижения цели.

Выполняется поэтапное составление композиции на цв. картоне, путем наклеивания декоративных элементов из набора. Допускается авторская обработка творческого процесса, как в последовательности выкладывания композиции, так и изготовлении деталей Городецкого узора-розан и купав.

V. Итог урока. Рефлек-сия 

Обсуждение творческой деятельности и урока в целом.

Организуется обсуждение.

Из готовых работ делается мини-выставка на доске. Магнитами крепится каждая работа. Выставляются оценки, если остается свободное время. Ведется параллельно опрос по обобщению темы.

Понравилась ли в таком виде вам творческая работа?

Как называются цветы в Городецкой росписи?

Можно ли такое панно подарить маме на 8 Марта или на День рождения?

ТРИЗ технология помогла нам соединить два предмета и ускорить процесс изготовления Городецких узоров в практической работе?

Как можно еще преобразовать эту роспись и что-то еще создать?

Учащиеся рассматривают выполненные работы, обмениваются впечатлениями

и опытом. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока.

Фронталь-ная, индивидуа-льная 

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для присутствующих по коммуникации речевые высказывания. Личностные: учатся критически осмысливать творческий процесс; адекватно оценивать и контролировать свои эмоции, знания. Анализируют действия на уроке. Закрепляют полученные знания и навыки.

Если панно  готово, выполняется выставка всех работ на доске в классе, оцениваются работы и часть откладывается в архив, а вторая часть отдается детям.

 Домашнее задание: Найти рамку дома или купить новую. Вместе с папой поместить вашу работу – панно в эту рамку, купленную под формат вашей работы и оформить панно до подарочного состояния. На рамке советую прикрепить капроновую или пластиковую бабочку из набора скрапбукинга.

Примечание: Мастер-класс, разработанный мною, можно найти на Международном сайте: Учебно-методический кабинет ped-kopilka/ru,, название публикации: «Панно из цветной бумаги «Городецкие узоры». Мастер-класс. Адрес публикации:http ped-kopilka/ru/blogs/dina-alekseevna-skladannaja/pano-iz-cvetnoi-bumagi-gorodeckie-usory:htmj