Интегрированный урок по черчению и изобразительному искусству в 9 классе на тему: «Дизайн в малых архитектурных формах. Фонарные столбы».

Складанная Дина Алексеевна

При изучении данной темы, одна из малых архитектурных форм - фонарный столб- проработана более творчески. Формы моделируются учащимися самостоятельно, Графическая часть дополнительно художественно оформляется, а именно, выполняется отмывка ахроматическим серым цветом. Есть еще дополнительный вид творческого задания-силуэтное моделирование фонарных столбов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фонарные столбы30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 2»

п. Ханымей Пуровского района ЯНАО

Интегрированный урок

по черчению и изобразительному искусству в 9 классе на тему:

«Дизайн в малых архитектурных формах. Фонарные столбы».

Урок состоит из 2 часов.

Урок составил:

           учитель ИЗО и черчения

                                высшей квалификационной категории

                  Складанная Дина Алексеевна

2017 год

Тема урока: «Дизайн в малых архитектурных формах. Фонарные столбы».

Цель урока: Выполнение чертежей малых архитектурных форм: фонарных столбов по архитектурно-строительным графическим правилам с теневой отмывкой и с нанесением размеров на чертеже.

Задачи урока:

  1. Обучающие. Изучить последовательного выполнения чертежа фонарных столбов. Показать метапредметную взаимосвязь предметов черчение и ИЗО на примере выполнения малых архитектурных форм, а именно фонарных столбов.
  2. Развивающие. Развить дизайнерские навыки при выполнении архитектурных чертежей.
  3. Воспитывающие. Воспитать художественный вкус в дизайнерском замысле малых архитектурных формах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока:

Презентация на тему: «Фонарные столбы», интерактивная доска, стенд с силуэтными образцами фонарных столбов, рисунки учителя и учеников. Карточки-задания с различными формами фонарных плафонов.

Музыкальный ряд: Мелодии из кинофильма «Берегись автомобиля».

Оборудование стола ученика: 2 альбомных листа формата А-4, линейка длиной 30 см, циркуль, ластик, простой карандаш, цветной лист черного или серого цвета, ножницы, клей, акварель, круглая кисточка № 5, салфетки бумажные, баночки с водой для акварельного раствора, палитра.

Техника исполнения графической части работы: выполнение чертежа фонарного столба в масштабе 100:1, отмывка фонарного столба акварельным раствором.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Проверка готовности учеников к уроку (наполняемость стола чертежными и художественными материалами). Проверка домашнего задания (наличие сообщений о видах и назначении малых архитектурных форм, о материалах, которые используются в малых архитектурных формах).
  2. Объявление темы урока, плана урока и вида творческой работы.
  3. Знакомство школьников с малыми архитектурными формами. Что же считается таковыми в архитектурной среде?

Учитель: Малые архитектурные формы – это конструкции, которые служат для декоративного оформления в ландшафтном дизайне. К ним относятся различные остановки, цветочницы, урны, фонарные столбы, декоративные стены, киоски, фонтаны и мн. др.

Ученики дополняют этот список из домашнего задания. (Им было предложено найти перечень объектов, относящихся к малым архитектурным особенностям). Дополнения следующего порядка: павильоны и беседки, вазоны, садовая мебель, перголы и трельяжи.

Учитель: Из каких материалов чаще всего выполняются малые архитектурные формы?

  1. Ученики: Малые архитектурные формы, изготовленные из металла,  всегда уникальны и служат прекрасным украшением территории. Из металла изготавливают: уличные фонари, изысканные цветочницы, оригинальные беседки, мостики, арки, мангалы и барбекю и другие сооружения. Все они отличаются долговечностью и прочностью. 
  2. Учитель: Обработка металлических конструкций. Металл является отличным декоративным материалом, который прочен, долговечен и эстетичен. К средствам организации пространственной среды используется чаще всего именно этот материал. В виде украшений улиц, парков, скверов и как составная часть других изделий в декоративных целях применяется сталь, чугун, легкие высокопрочные сплавы. Какие еще материалы используются в подобном строительстве?
  3. Ученики продолжают сообщать:

1ученик:Малые архитектурные формы, изготовленные из бетона, имеют достаточно большой вес, они надежды и прочны, долговечны, морозоустойчивы и просты в монтаже. Чаще всего из бетона изготавливают: столбы, столбики, цветники и некоторые другие изделия. 

2 ученик: Дерево является приоритетным материалом для изготовления детских малых архитектурных форм, поскольку к ним предъявляются повышенные требования к безопасности и экологической чистоте. Деревянные детские малые архитектурные формы (детские площадки, домики, горки, качели и т.д.), изготовленные нашими специалистами, надёжны и долговечны, поскольку все материалы, которые мы используем в работе, проходят тщательнейшую проверку на качество и безопасность.

3ученик: Изделия из полимер-пенополистирола это новейшие технологии, которые позволяют создать любую форму и при этом не подвержены гниению, коррозии, выдерживают многократные циклы температурной разницы.

  1. Учитель: Люди, каких профессий занимаются изготовлением малых архитектурных форм?
  2. Ученики дают краткое сообщение о взаимосвязи некоторых профессий в разработке и в изготовлении малых архитектурных форм: архитекторы, инженеры, конструкторы, дизайнеры, строители, литейщики, кузнецы и ряд других профессий более узкого направления. Проектировщик учитывает все архитектурные тонкости при выполнении чертежей малых архитектурных форм, ведь они должны украшать городскую среду, создавать единый гармоничный ансамбль в местах их установки или строительства.
  3. Учитель: Сам факт существования дизайна в архитектуре говорит об искусстве оформления строительных объектов, пространств любого вида, ландшафтного преобразования и мн. др. Современному школьнику нужно знать как оформляются строительные объекты самого различного назначения, как организовывается свободное пространство, поскольку все мы хотим сделать обстановку труда, отдыха, учебы максимально благоприятной  и эстетически выразительной. Человек, строя город, придумывает и зону отдыха. Красота живой природы совершенно необходима человеку, поэтому стали создавать островки природы для отдыха в виде парков, скверов, бульваров, детских площадок. При организации этих зон архитекторы и художники создают произведения искусств в виде скамеек, фонарей, ажурных декоративных ограждений, фонтанов, цветочных клумб и т. д.
  4. Учитель: Исторические сообщения о знаменитых архитекторах, которые малые архитектурные формы проектировали с учетом дизайна целого архитектурного ансамбля, состоящего из монументального строительства величественных зданий, площадей, улиц, парков. Имена многих зодчих известны нам лишь только потому, что их сооружения до сих пор существуют, хотя многим из них уже более 300 лет. По фотографиям, архивным подлинным чертежам возрождали реставраторы шедевры тех далеких времен, проявляя упорство и умение, чтобы ярким блеском озарить вдохновенный труд таких мастеров как Воронихина, Захарова, Растрелли, Росси, Стасова, Деснина, Бовэ, Земцова и мн. др. Вспомните Санкт-Петербург со своими дворцами и набережными, где длинными лентами тянутся узорчатые ограждения из темного кованного чугуна, там же находятся фонарные столбы, скамейки с узорчатыми спинками.  Вспомните храм Христа Спасителя в Москве, сколько переходных дорожек, мостиков опоясывают декоративные решетки-ограждения. Ажурный рисунок словно вологодское кружево составляет узор каждого творения из чугуна и стали. Это говорит о стремительном развитии индустрии, о высоком мастерстве зодчих, о потребности людей в повседневном созерцании художественного расцвета прежней и нынешней столиц России. Такое оформление города создает определенную торжественность, помпезность, душевную гармонию человеческого ума, таланта и огромного труда. Изготовление малых архитектурных форм нужно воспринимать во взаимосвязи с растениями, постройками, а также друг с другом. Всё должно находиться в согласии и гармонии, соответствовать одному стилю и замыслу. Малые архитектурные формы, изготовленные для украшения сада либо какой-то другой территории, часто выполняют и практическую функцию. Например, мост – переправа через водную преграду, фонари – источник освещения, патио и террасы – место для отдыха, шпалеры – опора для растений, а также защита от ветра, пыли, шума и солнца и т.д.
  5. Учитель: По назначению, малые архитектурные формы бывают: утилитарного массового использования (ограждения, вазы для цветов и озеленения, скамьи, урны, указатели, лестницы светильники и др.), декоративные (декоративные стенки, бассейны, фонтаны, декоративные скульптуры, беседки и др.), для площадок отдыха, физкультурного и игрового назначения (детские игровые домики, качели, стенки для лазания, песочницы и др.)
  6. Ученики:

Сообщают информацию о писателях-фантастах, писавших о металлических конструкциях, как о художественных произведениях в изготовлении малых архитектурных формах, играющих какую-то особую роль в истории людей, социального сообщества своего времени, согласно данному произведению.

7 ученик:  «…это то место, где будет проходить бал! Огромные железные столбы служили основой для газовых светильноков. Они освещали мягким светом внутреннее убранство, это пространство напоминало интерьер замка, огромной длины полотняная дорожка тянулась от входа до самых ступенек портика. Скарлет убежала немного вперед и стояла в передней в ожидании других. Она восхищенно осматривала неповторимую архитектуру, лестницу, которая вела на второй этаж и которая была уставлена красивыми подсвечниками, с горящими восковыми свечами. Такой красоты она еще ни разу  не видела». А.Рипли «Скарлет».

8 ученик: Из романа Ж.Верна «Париж в XX веке». Жюль Верн предсказал многое: подводные лодки, мощное оружие, вертолеты, путешествия в космос, появление факсов и компьютеров, Эйфелевой башни, экологической проблемы грядущего века. Он поставил «Эйфелеву башню» в порту Гренель… «Электрический прожектор - без особой пользы – светил в небе на высоте 500 футов, это была самая высокая конструкция в мире».

  1. Просмотр презентации на тему «Фонарные столбы».
  2. Показ на демонстрационном стенде фотографии бульварных ограждений, декоративных решеток на окнах, фонарных столбов и др. металлических дизайнерских изделий. Проведение параллели между связью работы дизайнера от рисунка к чертежу и от чертежа к рисунку – метапредметной связью изобразительного искусства и черчения.
  3. Словарные термины, которые использовались на данном уроке

N п/п

Наименование слова

Обозначение слова

1

Архитектура

(от лат., греч. -строитель) – строительное искусство, искусство проектировать и строить. Архитектура – это застывшая музыка в камне.

2

Дизайн

(от англ. - замысел) – художественное конструирование.

3

Интерьер

(от фран. - внутренний) -  в архитектуре внутреннее помещение в здании. Первоначальное значение этого слова – строительное искусство.

4

Витраж

(от франц. – оконное стекло) – композиция из стекла, слюды или другого пропускающего свет материала, старинный вид искусства. Наибольшее развитие получило в средние века. Почти все средневековые соборы славились своими витражами. Когда сквозь высокие узкие проемы окон падают лучи солнца, окна как будто зажигаются. Яркие стекла светятся как драгоценные камни.

5

Алея

Прямая широкая дорога, ведущая к мемориалу.

6

Сквер

Небольшой общественный сад, чаше всего посреди городской площади.

7

Бульвар

Алея посреди улицы, обсаженной деревьями.

8

Парк

Большой декоративный сад. Роща с дорожками для гуляния, площадками для отдыха, с уголками живой природы, с красочными игровыми зонами. Где располагаются различные аттракционы, могут размещаться кафе, бистро, автоматы с прохладительными напитками.

9

Ландшафт

Буквально «местность».

  1. Учитель: После просмотра презентации и зрительного ряда на демонстрационном стенде  перейдем к выполнению практического задания  по выполнению графической работы на тему «Фонарный столб».
  2. Учитель : Перед тем как приступить к выполнению творческого задания сделаем зарядку для хорошей осанки тела и для зрения.

Учащиеся встают в проходе парт.

Упражнение 1. Руки скользят вдоль тела и поднимаются вверх, потянутся вместе с руками на носочках, задержать паузу и плавно опуститься на полную ступню с опусканием рук.

Упражнение 2.Руки на талии, закручивание тела влево и вправо.

Упражнение 3. Руки на талии, попеременное вращение плечами вперед и назад.

Упражнение 4. Закрыть ладонями глаза, на счет 5 открыть.

 Упражнение 5. Поморгать глазами часто – часто и перенести взгляд на углы противолежащей стены по часовой стрелке.

Упражнение 6. Диагонально и вертикально провести глазами по поверхности стены, описывая восьмерку, предположительно представляя, что точки находятся по углам стены и в центре.

  1. Учитель сообщает учащимся этапы выполнение графической работы. Чертеж фонарного столба, прочерчивает на доске с подробным пояснением (см. ниже):

а) нанесение оси симметрии;

б) определение высоты фонарного столба на чертеже;

в) последовательное построение изделия от нижнего основания до определенной высоты;

г) работа с карточками – заданиями, на которых изображена верхняя часть фонарного столба. Учащиеся самостоятельно дочерчивают верх фонарного столба, с учетом той конфигурации, которая есть в задании;

(В это время тихо звучит музыка из кинофильма «Берегись автомобиля!»)

д) уточнение и сверка правильности графических элементов чертежа;

е) наведение контуров изделия основными линиями;

ж) готовится акварельный раствор серого оттенка для выполнения отмывки;

з) послойно выполняется отмывка на готовом чертеже с теневыми проработками ахроматическими цветами; каждый слой требует качественной просушки, поэтому можно использовать для быстроты выполнения работы фен, веер, общую тетрадь;

и) после высыхания работы наносятся размеры на чертеж от самых мелких до габаритных;

к) заполняется основная надпись, где графа «Наименование» вписывается «Фонарный столб», масштаб чертежа указать в соответствующей графе 100:1, в графе «Материал» вписывается  «Чугун», а остальные графы заполняются без изменений;

л) проверить качество работы, все ли размеры нанесены на чертеж, заполнена ли основная надпись;

м) сдать работу на проверку;

н) качественные работы откладываются для мини-выставка.

  1. Закрепление материала. Изготовление фонарного столба из листа черной бумаги. Разрезать пополам лист вдоль вертикальной оси. Затем сложить вдвое каждую половинку, также по вертикальной оси. Получатся две заготовки высотой с альбомный лист. Наметить карандашом форму столба, с расширенной нижней частью. Фонарные фонари наметить на условных кронштейнах-плечах или подвесках с любым их числом и уровнем относительно нижнего основания. Данные силуэтные эскизы наклеиваются на белые альбомные листы, подписывается работа учеником и так же сдается учителю на проверку для оценивания творческой работы как художественного авторского замысла в аппликационном виде.
  2. Обобщение темы. 
  1. Что такое малые архитектурные формы?
  2. Польза от этих малых сооружений и их предназначение.
  3. Важна ли красота и эстетика в этих сооружений?
  1. Итог урока. 

                   Главная цель достигнута: чертежи фонарных столбов с отмывкой и с  

                   размерами выполнены.

Метапредметная связь таких дисциплин как «Черчение» и «ИЗО»  прослеживалась в период выполнения графической работы.

Часть работы выполнялась с помощью учителя, а часть – самостоятельно с использованием карточек.

Оформление и просмотр мини выставки на доске из готовых графических работ учащихся с выставлением оценок.

Обсуждение интересных проектов и внесение предложений, своих вариантов по художественному замыслу и преобразованию определенного чертежа.

  1. Дом задание. Составить силуэтный эскиз фонарного столба по принципу аппликации из цветной бумаги черного цвета с наклеиванием их на белый альбомный лист.

Урок окончен!