«Исследование по достижению лучших результатов во внеурочной деятельности учителя и учащихся в изобразительном творчестве»

Складанная Дина Алексеевна

Данная статья участвовала во Всероссийском конкурсе на лучшую публикацию в сфере образования 2017 г. Ассоциация творческих педагогов России при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Была отмечена Дипломом Номинанта при очной форме участия. Москва, 05.07.2017 г. Номер сертификата к Диплому 771702 4681. В статье говорится о результатах в учебе на кружковых занятиях по ИЗО, на которых используется моя авторская "Технология быстрого реагирования". Эта технология была разработана и составлена мною в 2014 г. и публиковалась в сборнике "Новые технологии в образовании" по материалам XVI  Международной научно-пратической конференци, организованной Центром научной мысли..  Авторская технология описывалась в статье на тему:  "Свет далеких огней". Издание включено в РИНЦ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skladannayada_statyaissledovanie_dostizh.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Исследование по достижению лучших результатов в урочной и во внеурочной деятельности учителя и учащихся в изобразительном творчестве»

Автор: учитель ИЗО и черчения

высшей квалификационной категории

МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского р-на

Складанная Дина Алексеевна

Когда ученик и учитель имеют схожие желания творить, создавать что-то новое и свое, красивое и привлекательное, нужное и модное, долговечное и востребованное, тогда образуется коллектив из единомышленников по созданию выше перечисленного. Такое сообщество может называться студией, кружком, группой, классом, имеющих общую творческую идею, а именно - занятие любимым делом в свободное от учебы и работы время, что как раз и называется внеурочной деятельностью. Эту деятельность можно проследить, исследовать путь ее развития с достижением лучших результатов на выходе. Этот выход может быть долгосрочным, краткосрочным, частичным, периодичным, например: выполнение конкурсной работы, участие в выставке, оформление фотоальбома, изготовление наглядного панно… Можно рассматривать разные периоды такой деятельности, изучать и исследовать отдельно каждого учащегося, группу в целом и подводить итоги как лично свои, так и всех подопечных, занятых внеурочной деятельностью.

Занятия внеклассной деятельностью может служить и как поощрительным бонусом для ученика, который не всегда усидчив и активен на уроке. Надо заинтересовать его к творческой форме урока ИЗО. Когда-то я пришла к такому решению, что надо разработать такую технологию, которая была бы ученику своевременной помощницей сегодня и сейчас на уроке. Так появилась авторская «Технология быстрого реагирования», которая состоит из следующих составляющих:

  1. Изучение характеристики класса; моделирование задания для учащихся с учетом их способностей, мотивации и хризматичности каждого в отдельности.
  2. Снабжение и наполнение стола ученика учебниками, материалом и инструментами для работы.
  3. Подготовка творческих и практических работ индивидуально для каждого ученика в одних классах и общих заданий в других классах.
  4. В накоплении банка идей, презентаций, изделий, материалов и т. д.
  5. Сбор информации по модным новым направлениям в изобразительном искусстве и в проектировании современного урока.
  6. Обязательное участие в конкурсах любого уровня.
  7. Контроль за выполнением работ на каждом этапе.
  8. Разработка методического материала.
  9. Использование инновационных методик на уроках.
  10. Дополнительная индивидуальная работа по предмету.

 Когда же ребенку учиться интересно? Интересно тогда и там, где ему комфортно, где он успешен, где его понимают. Он не боится самовыразиться, самоутвердится, самореализоваться с помощью понимающего учителя. Он еще многого не знает, но ученику не хочется выглядеть неполноценным человеком. Ведь он имеет свой возраст, дающий ему право чего-то еще не знать и учитель должен учитывать тот факт, что для ученика этого возраста существует определенная норма знаний и превышать ее не всегда корректно. Психика ребенка очень ранима, грубым нетактичным замечанием со стороны учителя можно разрушить личность ученика, «зажать» в рамках неудачника, выстроить перед ним стену отчуждения. Здесь как раз и поможет технология быстрого реагирования. При совпадении желания учителя и ученика в понятиях «когда работать, учить и учиться интересно», тогда любая творческая работа, любой проект, любая идея достигает цели и отличного результата.

        Рисование элементов природы, выполнение посезонных пейзажей, согласно времени года – любимые темы для детей. Они с большой охотой изображают в живописи атмосферные изменения  в природе и различные природные явления (туман, дождь, ветер, снег, северное сияние, световые столбы, ночной звездопад и т.д.). Так же любят изучать свойства бумаги, качество чертежного и художественного материала. Им хочется комбинировать и применять разнообразные формы работ, фантазировать и реализовать свои фантазии. Макеты корзин, коробок, упаковок, панно и открыток позволяют ученикам активней работать на уроках, ввиду их заинтересованности использовать эти предметы в личных целях: кого-то поздравить, что-то украсить, пополнить свою полочку дома новой поделкой, или повесть на стену для украшения интерьера новое панно.

       Занятия в основном носят строго дифференцированный характер, каждый учащийся нередко работает с индивидуальным эскизом по теме урока. В то же время используются самые разные формы работы: индивидуальные, коллективные, групповые. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует обсуждение выполненных эскизов, полуготовых и готовых изделий, рисунков, отбор в результате обсуждения лучших работ. Особый стимул к творчеству – участие работ детей в презентациях, выставках самого разного уровня, что и предполагает «Технология быстрого реагирования».

2017 год объявлен Годом экологии в России. Наша страна понимает, что может наступить экологическая катастрофа, если мы всем миром не решим проблему чистоты и красоты нашей земли сейчас, сегодня и навсегда! Глобальные масштабы положительных действий произойдут благодаря нашим маленьким положительным действиям по сохранению экологии доступными нам средствами. Может мы и видим экологические безобразия, которые происходят на наших глазах, но что с этим делать, мало кто знает. На дополнительных занятиях по предмету ИЗО можно поразмышлять, поработать над данной проблемой, согласно теме года.

У многих дома и на рабочем месте найдется столько отходов, которые требуют утилизации, что сразу и не решишь, что с этим «добром» делать. Если хорошо подумать, то часть отходов можно трансформировать под нужные вещи, которые могут нам еще долгое время послужить в быту, сэкономить  личные средства или решить бытовые вопросы с максимальной пользой и выгодой. Не думайте, что это невозможно.

Однажды попробовала провести мастер-класс с утилитарным материалом с творческой группой неравнодушных людей нашего поселка. На мастер-класс были приглашены все желающие, тем более что время было каникулярное – рождественские каникулы. Отозвались многие поучаствовать в создании декоративных подсвечников  из стаканов, в которых когда-то продавалось варенье. Плотное стекло, высокие края и цилиндрическая боковая поверхность – это отличная форма для дизайнерской работы. Бусы, декоративные цветы, паетки, искусственные хвоя и снег, ленты от цветочных букетов, стилизованные штампованные сюжеты на оберточной бумаге, обрезки сизали, капроновой сетки и мн. др. вошли в оформительский набор. Сдвинутые столы позволили всем разместиться по кругу, а в центре стола находился бросовый материал. Творческий азарт плавно перетекал в дизайнерский кураж. В итоге, работой все остались довольны, потому что этот труд был плодотворным и полезным. Данные подсвечники уже два года используются в трапезной местного храма, кстати, дополню к сказанному, что они были выполнены по запросу церковного прихода к великому празднику Рождества Христова.  

С учащимися 7 класса во внеурочное время сшили женский концертный костюм из белой тюли, когда-то висевшей на школьных окнах, а теперь эти куски ткани готовились к утилизации. Костюм был выполнен не сразу. Сшили юбку-солнце, а из шелковых кусков ткани, оставшихся когда-то от флажков, сшили подъюбник. Оставались еще красивые ажурные куски тюли, которых хватало на блузочку с длинным рукавом, поэтому сшили и блузку. Из белых остатков х/б ткани выкроили и сшили чехол под прозрачный костюм. Сами удивились, что из ненужного бросового материала получился белоснежный кружевной костюм. Решили этот костюм адресовать Снегурочке на Новый год. Помогали шить этот костюм и пятиклассники и шестиклассники, но основные и ответственные виды работ выполняли семиклассники. Атласную объемную розу к нему изготовил ученик 6 класса. Результат был отличным, потому что все горели желанием увидеть поскорее результат своего труда.

Передо мной чистый лист ватмана. Я разрезаю его пополам и мысленно  рисую на нем будущую картину. Работа должна быть красивой, соответствовать теме и условию очередной выставки. Какую же мне взять технику исполнения, какими художественными материалами выполнить ее, что будет в ней главное, а что вспомогательным для усиления того самого главного, что хотят видеть заказчики выставки? Задача не из простых действий. Получив региональное задание для художников нашего округа, принять участие в передвижной выставке со своими произведениями, приступила к его реализации. Просмотрела имеющиеся в моем архиве репродукции великих художников, заглянула в Интернет, бегло перебегая  от одного сайта к  другому, перелистываю свой архив из детских и авторских творческих работ, что-то близкое и определенное начинает вырисовываться в моем представлении о будущей работе. Творческий процесс пошел: наброски, эскизы, схемы и вот уже, благодаря предварительным проработкам, выполняется работа в окончательном варианте так, как я ее должна представить  будущим зрителям и членам жюри передвижной выставка. «Технология быстрого реагирования» не дает застою не только ученикам, но и учителю. Быстрое включение в рабочий творческий процесс, целеполагает человека на успешный итоговый выход его деятельности.

Участвовать самой со своими творческими работами приходится не только в выставках. Это может быть конкурс любого уровня:  районный, окружной, Всероссийский, Международный, но на качество работы это не должно влиять, потому что творческая работа должна быть обязательно конкурентно способной, интересной для зрителей. Различных конкурсов в году выпадает немало на долю учителя в направлении самых разнообразных видов изобразительной деятельности с различной тематикой. Довольно много их и для учащихся школы. Все конкурсные работы выполняются только во внеурочное время, но заинтересовать ученика к такой кропотливой и трудоемкой работе необходимо еще на уроке. Изменить технику письма в живописи, дополнить композицию ярким предметом в натюрморте, провести урок ярко и феерично, используя зрительные заготовки, Интернет с яркими презентациями и тематической информацией. Уроки ИЗО – это зрелищные уроки, создающие красоту, рекламирующие свое мастерство

Запросы у организаторов конкуров очень высокие, а возможности детей, к сожалению, соответствуют их возрасту, а значит, довольно слабенькие и незрелые. Это не потому, что они плохо учатся, плохо усваивают материал, а потому что они дети. Надо учителю с его подопечными сделать какой-то «прыжок вперед»  с точным попаданием в победителей или призеров конкурса. Как это сделать? В изобразительном искусстве нужна правда, нужен профессионализм, нужен тайный смысл в символах, тогда все состыкуется! Чуть не забыла сказать о самом главном, что-то в конкурсной работе должно «зацепить за душу» или как сейчас модно говорить «торкнуть». Вот сколько требований нужно учесть в выполнении творческого задания. Учитель имеет педагогический и художественный опыт, профессиональное мастерство, набор нужных знаний по технике рисования, по компоновочному размещению изображаемых объектов на листе, имеет жизненный опыт и владеет техникой быстрого рисования. То, что состыковалось в голове учителя, надо донести еще до ученика.

На дополнительные занятия по рисованию приходят разновозрастные дети с разным уровнем способностей и возможностей. Построить занятие надо так, чтобы одна и та же тема была доступна каждому ученику. Надо творческий час сделать увлекательным и доступным для исполнения. Творить надо вместе с детьми: словесно, образно, показательно, физически. Имея только один час в неделю по изучению предмета ИЗО, согласно школьной программе, понимаешь, что это капля в море. Оказывается, что основное обучение этого предмета как раз и постигается на дополнительных занятиях во внеурочной деятельности.

 Нельзя обойти стороной большую проблему, зависшую над учителем и учениками - это лимит свободного времени в пределах школьного пространства. Порою понимаешь, что катастрофически не хватает времени ни у детей, ни у учителя, потому что всех усадили за компьютеры, но ведь кому-то надо заниматься рукотворной работой. Тут как нельзя лучше всего подходят для практической деятельности универсальные учебные действия, которыми вооружается учитель и «впрягает» в творческую деятельность учеников на дополнительных занятиях по ИЗО. Согласуя свои действия с «Технологией быстрого реагирования», и учитель, и ученик на долгое время становятся соавторами любого процесса в творчестве. В чем же состоят эти универсальные действия? Какие секреты таит в себе «Технология быстрого реагирования», чтобы расшевелить ученика, заставить его «гореть», зацепить до желания творить? Ответ прост - надо самому учителю на данном этапе гореть и творить! Вся схема действий должна быть в руках учителя. Если учитель точно знает, какая в итоге  должна получиться работа, тогда и ученик быстро и успешно ее сделает. Какие рычаги необходимо задействовать для полезного творения, для полного раскрытия таланта ученика? Самые разнообразные. Часто я выношу на обсуждение личный опыт, свои наблюдения, дети тут же трансформируют услышанное с переносом на свою работу и дело набирает «обороты».

История из личной жизни, может стать причиной или объектом тех универсальных предполагаемых действий, побуждающих детей к выполнению творческого задания. Сейчас расскажу одну из моих историй, которую повествую ученикам.  Когда я была еще маленькой девочкой и училась в сельской 4-х летней школе, однажды на уроке рисования получила домашнее задание от учителя начальных классов, нарисовать елочку в зимнем лесу. Жили мы бедно, в семье было еще трое учеников, а цветные карандаши давно изрисовались, новые купить не на что да и негде. Жили мы в деревне, в которой был один магазин и тот продуктовый. Я нашла на дне портфеля голубой маленький карандашик и приступила к работе. Проблему я разрешила следующим образом: заштриховала небо голубым цветом, оставив белым пятном елочку с легкой контурной обводкой, якобы покрытую белым снегом. За эту работу я получила пять. Догадался ли учитель о моей тайне, не знаю, но своей работой я была довольна. Так елочку не рисовали дети в мое время и в моем возрасте на уроках рисования. Так ее и нынешнее поколение и нынешние дети в этом возрасте еще не рисуют. Рисуют приблизительно так: лежащий на земле снег будет голубым, а елочка – ярко-зеленая. «Почему?» - спросите вы. Я вам скажу так, что детский ум еще не способен анализировать все увиденное и изображать это увиденное с точным попаданием в правду и в реальность. Почему мне это удалось сделать, да потому что передо мной стояла серьезная проблема. Не выполню рисунок - получу два, а выполню – получу не меньше тройки. Передо мной стояла сложная задача, мне пришлось подключить все свое воображение и найти то, самое верное решение для передачи зимнего пейзажа с елочкой, прикоснувшись к изображаемой правде, работая на опережение своего возрастного понимания. Я рискнула это сделать по-другому и выиграла.

В такой системе общения срабатывает «пусковой рычаг», побуждающий ученика творить с пониманием дела, все услышанное или увиденное когда-то  и это перенести на лист, где рисунок становится обозреваемым и почти осязаемым. После подобного рассказа ученики начального звена начинают перестраивать свое представление о различных состояниях природы, о погодных условиях и о передаче этих состояний в новых формах и в новых художественных приемах, прорабатывая более вдумчиво и тщательнее фрагменты повременных пейзажей. Внимание переносится на изображение елочки в снегу с частичками снега на ней, на высокий сугроб под елочкой и т. п. Чужой опыт становится основным толчком к универсальным действиям учащихся в изобразительной деятельности. Рабочий процесс пошел! В такой ситуации однозначно достигается наивысший и качественный результат в работе.

Еще есть универсальные учебные действия в форме сотворчества. Садимся учитель и ученик за ученический стол как за шахматной доской и начинаем рисовать вместе. У нас общие кисточки, краски и одна творческая работа  на двоих. Я начинаю ряд мазков, дальше подхватывает ученик. Вместе смешиваем цвета или по отдельности до получения желаемого оттенка или ряда оттенков и наносим поочередно на нужные участки в рисунке. Рассуждаем, корректируем, что-то переделываем, что-то выделяем, что-то меняем. Выбираем кисточки по размерам под определенные краски, под объемы выполняемой работы. Если устаем от такого муравьиного действия, то устраиваем отдых, проводим осмотр работы на расстоянии и после обсуждения уверенно идем к ее завершению. Такие действия можно проводить с коммуникабельными детьми. Тут важно каждому слышать друг друга, уметь корректно что-то советовать в процессе работы, помогать и понимать. Такой вид работы вдохновляет и учителя и ученика с опорой на «Технологию быстрого реагирования». Ученик не остается один со своей неопытностью, нерешительностью, со своими страхами перед чистым листом ватмана. Каждый жест учителя копируется, повторяется, вначале несмело, потом решительнее, а потом и с полноценным сознанием дела.

Существуют и другие универсальные учебные действия, такие как развитие сюжета картины от пятна или ряда пятен, выполненных в технике «мокрой акварели». Люблю эту технику за безграничное импровизирование, моделирование сюжета, безбоязненное трансформирование образов, идей и методов работы. Школьники тоже в эту технику влюбляются сразу, экспериментируют, варьируют с цветом, с доминантой в композиции, с сюжетом и т. д. Первые работы выполняются в две руки (учитель + ученик). Мокрая акварель, которую еще называют «по-сырому», любит быстрое исполнение рисунка. Много состыковочных факторов лежит в основе этого вида искусства. Здесь потребуется хорошая бумага для акварели, качественная акварель, круглые кисточки разных номеров, необходимое количество набранной воды, нанесенной на лист бумаги, удачное приготовление раствора из нужных цветов и виртуозное владение художественными материалами, инструментами и образами. После нескольких занятий и попыток у школьников начинает прививаться вкус к данному виду рисования, к многократному возвращению к технике «мокрой акварели».

Пожалуй, в одной статье отразить тот колоссальный объем работы во внеурочное время невозможно, а это самые разнообразные виды работ с фольгой, с журнальной и газетной продукцией, с остатками ткани, цветной бумагой и картоном, с пластиковой посудой и т. д. Такую деятельность можно отнести к декоративно-прикладному искусству. Во время внеурочной деятельности происходит много творческих действий: что-то клеится, что-то шьется, что-то вышивается, раскрашивается, моделируется, конструируется. Помимо выполнения рисунков, изготавливаются открытки, плакаты, поделки, панно, какие-то объемные композиции…

В итоге своих наблюдений, хочу отметить ряд положительных моментов в достижении лучших результатов в урочное и во внеурочной деятельности в изобразительной деятельности. Раскрепощение учителя и подопечных на дополнительных занятиях, быстрое вхождение в новый вид работы, в новый вид техники рисования, привыкание к новым условиям работы, к новым видам деятельности на основе «Технологии быстрого реагирования». Если есть желание творить, то и результат труда будет, однозначно, продуктивным и удачным. Умение договариваться, слушать и слышать учителю ученика, а ученику учителя – важный рабочий момент. Выставки и конкурсы с хорошими достижениями являются тем основным мерилом полезности и качества выполненных работ во внеурочное время. Лучшим результатом может быть не только полученный диплом победителя или призера за продуманную и верно закомпанованную во всех смыслах работу. Здесь правильнее будет сказать, что  получение удовлетворения от собственного труда в большей мере является достижение лучшего результата в творческой деятельности для каждого творящего.