Методическая разработка по освоению техники "Витраж" на занятиях кружка

Корнеева Анна Дмитриевна

Подробная методическая разработка по освоению техники "Витраж" на занятиях школьного кружка по изобразительному искусству. Материал составлен с фотографиями детских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_korneevoy_a.d.doc452 КБ

Предварительный просмотр:

Освоение техники «Витраж» на занятиях кружка «Юный художник»

Методическая разработка Корнеевой Анны Дмитриевны,

Санкт-Петербург

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Порою им не нужны краски, кисточки и карандаши, они рисуют пальцами, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке… Со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Освоение новых техник – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно творить бесконечно. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Практика работы с детьми на занятиях кружка «Юный художник» свидетельствует, что проведение занятия с использованием новых техник:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает у обучающихся  уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Освоение новой техники витраж актуально среди младших и учащихся 5-6 классов. Школьная программа по изобразительному искусству не дает возможность достаточно прочувствовать технику. А дополнительные и углублённые занятия являются ресурсом для тех ребят, которые интересно заниматься художественным творчеством.

Актуальность детального изучения витража в наши дни обусловлена требовательностью людей к эстетичности и экологичности интерьеров, а также практичностью всех его элементов. Витражное стекло не требует особого ухода, является достаточно долговечным и способно стать украшением абсолютно любого помещения.

При создании таких произведений искусства фантазия и детское творчество позволяет превращать витражи в уникальные и неповторимые дизайнерские предметы интерьера, которые можно с гордостью продемонстрировать гостям.

Витраж своими руками – это отличная возможность для ребёнка самому превратить обычное окно, баночку, картину… в волшебный витраж, украшенный дивными цветами, причудливыми животными и весёлыми человечками.

Польза от рисования витражей для детей заключается в следующем:

  • создание витражей развивает творческие способности и художественный вкус;
  • кропотливая работа помогает вырабатывать усидчивость, ответственность за результат;
  • раскрашивание мелких деталей способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, укреплению кисти и подготавливает руку к письму;
  • ребёнок учится обращать внимание на детали и тренирует свой глазомер;
  • создание витражей развивает образное мышление, фантазию и воображение;
  • творческие занятия дают возможность создать своими руками нечто прекрасное для подарка или оформления интерьера.

Предлагаю коллегам разработку занятия кружка «Юный художник» для учащихся 9-13 лет в разделе «Декоративно-прикладное творчество» по теме «Витраж».

Цель деятельности учителя на занятии – создать условия для освоения школьниками новой техники рисования по стеклу «Витраж», учить видеть и понимать особенность витражных красок и создавать композиции на стекле.

По итогам проведения занятия планируется получить следующие результаты:

  • предметные – новые знания о технике витраж, приёмы и способы создания витражей;
  • метапредметные – способы творческого экспериментирования, умение использовать аналогию в решении учебно-познавательной задачи;
  • личностные – мотивацию к учебно-познавательной деятельности, способность получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Оборудование учителя: мультимедийный проектор, репродукции и фотографии детских работ, твердая основа с листами для демонстрации, черный фломастер, витражные контуры, подготовленная стеклянная основа (стекло из фоторамок, баночки любых размеров).

Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Витражная роспись», видео-подборка фильмов в ВК, репродукции старых мастеров, репродукции современных решений, фото детских работ.

Оборудование учащихся: листы бумаги, фломастеры, подготовленная стеклянная основа, витражные контуры, салфетки.

Основные понятия и термины: витраж, витражные краски.

Организационная структура (сценарий) занятия

Цель: создать условия для освоения учащимися правил витражной росписи.

Задачи:

  1. Организовать обсуждение учащимися исторического аспекта витража и последовательность работы в материале.
  2. Организовать практическую работу учащихся по освоению витражных красок на поверхности.
  3. Развивать у учащихся аналитические возможности; способность наблюдать и делать выводы; развивать чувство композиции и цвета.
  4. Активизировать интерес к процессу обучения и приобретения опыта творческой деятельности.

Зрительный ряд: репродукции и фотографии детских работ

1этап. Исторический очерк. Работа в мини-группах, в парах. Историческая справка – обсуждение в группе и пересказ.

Первые сведения о процессе создания витража датируются XII веком. Витражами украшали окна готических соборов, построенных в Западной Европе. Огромные окна превратили стены соборов в светящиеся преграды. Витражи, пронизанные лучами солнца, создают изумительный эффект сиянием своих красок. Изображения на витражах подчиняются техническим требованиям мозаики из больших кусков цветного стекла. Соединенные свинцовыми полосами, они имеют угловатые, граненые очертания. Почти бесцветные снаружи, витражи раскрывали свою магию в интерьере. С восходом солнца ориентированный на восток алтарь первым расцвечивался сияющими, лучезарными красками. В течение дня преображенный витражами свет путешествовал по храму, загораясь вечером в розе западного портала. Яркое свечение стекол в солнечный день сменялось в пасмурную погоду голубоватым мерцанием. Витражные окна, особенно круглые окна – розы западных порталов, считались гордостью многих соборов.

В России предвестниками витража были слюдяные оконца, украшавшие царские палаты и боярские терема. Роспись на стекле была известна еще в VIII-IX веках до н.э. Считается, что это новшество внедрили древнеегипетские мастера. Первоначально для росписи своих изделий они использовали масляные краски, однако те быстро стирались. Позднее египтяне научились изготовлять эмали, нестираемые и чрезвычайно декоративные краски (эмаль – это стекловидное вещество, наносимое на металлические, керамические и стеклянные изделия и закрепляемое затем на их поверхности путем обжига в специальных печах).

Роспись по стеклу является имитацией витража, но имитацией очень близкой, практически ничем не отличимой от настоящего витража. Витраж в данной технике представляет собой темный (как правило, черный) контурный рисунок, разделяющий плоскость на множество раскрашенных прозрачными красками плоскостей.

Техника работы приводит нас к этапу эскиза.

   

Витражи готических соборов

  

Современные витражи

2 этап. Создание эскизов. Последовательность работы.

Первым этапом является выполнение рисунка в натуральную величину на бумаге. При выполнении рисунка нужно учитывать технологию выполнения настоящих паяных витражей. Пластика, характер передачи предметной среды в витраже во многом обусловлены свойством материала и техникой скрепления этого материала – отдельных кусков цветного стекла в одну плоскость. Скол и срез стекла дают энергичную жесткую линию. Эти факты имеют большое значение в формировании вида витражного рисунка. Эскиз витража должен быть предельно обобщен, конструктивен, а также он должен иметь контур, имитирующий спайку стекла свинцовой лентой. При определении цветовых сочетаний работы необходимо ориентироваться на имеемые в наборе краски, т.к. получить дополнительные цвета путем смешивания красок нельзя.

Поскольку дальнейшая работа будет на стеклянных банках, а не на ровной поверхности, рекомендуется стилизованно упростить задумку. Изображение животных и птиц, цветов и ягод, или орнамент. Создание 3-5 зарисовок сразу фломастерами, и выбор наиболее удачного решения.

https://cs1.livemaster.ru/storage/92/17/d79131816daa3901b83c0556b4lv--dlya-doma-interera-vitrazh-rastitelnyj-ornament.jpg  http://www.artmonument.ru/wp-content/uploads/2018/03/vitrazh-TSvety-v-ovale.jpg http://eveil.info/wp-content/uploads/2018/07/geometric-stained-glass-patterns-geometric-stain-glass-geometric-stain-glass-multicolored-geometric-stained-glass-with-glass-crystal-glass-mosaics-and-geometric-stained-glass-patterns-for-windows.jpg https://i.pinimg.com/736x/1e/63/2d/1e632d911dbd1f61d19a8dbeabbc334a--window-art-window-panels.jpg https://farm5.static.flickr.com/4154/5004871522_43f36fb01c.jpg

https://farm5.static.flickr.com/4154/5004871522_43f36fb01c.jpg https://farm5.static.flickr.com/4154/5004871522_43f36fb01c.jpg

3 этап. Перенос эскиза на предмет. Работа контуром.

Заранее поверхность стекла должна быть подготовлена: без наклеек, обезжирена (достаточно промыть хозяйственным мылом) и стараться избегать брать руками.

Если поверхность ровная, можно подложить эскиз. Эскиз можно вставить в баночку или работать с эскиза.

Наносить контур лучше всего слева направо, двигаясь сверху вниз, чтобы исключить возможность смазывания краски при выполнении работы. Работа контуром выполняется не спеша, пока он не засох – его можно подправить салфеткой. Контур должен быть непрерывным.

4 этап. 20 минут. Высыхает нанесенный контур.

Закрепление знаний и тематический просмотр видео-ряда:

  1. Как делают витражи https://vk.com/video?z=video-37660065_456239411%2Fpl_cat_updates
  2. Как рисуют витражи. Обзор заливки витражной краской https://vk.com/video?z=video-75847843_456262998%2Fpl_cat_updates
  3. Рисуем простой витраж – картину https://vk.com/video?z=video1278066_163605461%2Fpl_cat_updates

5 этап. Работа с цветом.

Витражные краски после высыхания образуют прозрачную цветную пленку, т. к. назначение витража – работа на просвет. Краской заполняют в соответствии с эскизом пробелы между черными контурами рисунка. При нанесении красок можно получать дополнительные эффекты путем перетекания одной краски в другую в пределах одной плоскости, ограниченной контуром.

   

6 этап. Сушка при комнатной температуре. Оформление росписи.

После высыхания красочного слоя на лист стекла с обратной стороны росписи крепят матовую кальку размером, соответствующим витражу. Стекло переворачивают калькой внутрь и вставляют в рамку. Калька хорошо рассеивает свет, она же является и своеобразным экраном, сквозь который невозможно увидеть то, что находится за стеклом. Если за рамой с росписью будет находиться источник света, витраж загорится яркими, сочными красками. Если же это баночка для хранения карандашей, ваза для цветов, подарочные бокалы и т.п., внутрь можно положить белую бумагу.

7 этап. Закрепление изучаемого материала.

Вопросы к учащимся: особенности витражного искусства? Последовательность работы? Какой самый сложный этап оказался лично для каждого?

Важным результатом работы педагога является новые знания и умения школьников, возможность для каждого ребёнка сделать авторский образовательный продукт и проявить свою индивидуальность. Уверена в том, что освоение техники витража – хороший способ достижения этого результата, о чём свидетельствуют работы ребят и их желание осваивать разнообразные новые техники.

Литература:

  1. Лисневский М. Стеклянные палитры. Иерусалимские витражи Марка Шагала. Иерусалим, 2005.
  2. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, З. Н. Ступеньки к творчеству: Книга для учителей и родителей / А. А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. –М.: Искусство в школе, 1995. – 120 с.
  3. Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. М., 2006.
  4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов / Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил.

Список ЦОР:

  1. https://vitroart.ru/articles/lib_lit/
  2. https://iknigi.net/avtor-elena-kaminskaya/44165-vitrazhi-svoimi-rukami-elena-kaminskaya/read/page-1.html
  3. http://propatterns.ru/stained-glass-articles.html
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Витраж
  5. https://vk.com/video?z=video-37660065_456239411%2Fpl_cat_updates
  6. https://vk.com/video?z=video-75847843_456262998%2Fpl_cat_updates
  7. https://vk.com/video?z=video1278066_163605461%2Fpl_cat_updates