Занятие по ИЗО

Тема: "Чудо-писанки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25.03.19_podgotovitelnaya._gr._chudo_pisanki.docx242.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию на тему: «Чудо-писанки»

Программное содержание: Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Дать представления об истории возникновения этого вида искусства. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к истории своего народа, желание любоваться изделиями народных мастеров.

Материал: яйцо (вырезанное из бумаги), простой карандаш, гуашь, кисти.

Ход работы

Сегодня мы с вами отправимся в уникальный мини-музей Писанки, где вы не только познакомитесь с историей и особенностями древнего искусства, но и сами сможете заниматься творчеством по его мотивам.

Нашу встречу хочу начать со сказки

На высокой горе курочка снесла яйцо. Оно было красивым, белым и радовалось от того, что появилось на свет. Решило наше яичко немного попутешествовать. Скатилось оно с горы и покатилось по тропинке. И тут встретило наше яичко на своем пути село. В нем жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали рожь, пшеницу и разные корма, а возле домов целый год цвели сады. Когда-то люди были там счастливы. Но их счастью, позавидовал злой колдун, который жил накрою села в темном доме. На его полях никогда не созревал урожай, цветы никогда не цвели, около его дома никогда не пели птицы, он не умел смеяться и никогда не радовался. Колдун наговорил заклятья и на село нашли сумерки. В садах начали сохнуть деревья, на полях завяла пшеница. На Селян напали болезни, они забыли, что такое радость, смех. Долго длилась эта беда. И тут в село зашел путешественник-мудрец. Он ужаснулся от того что увидел, и решил помочь людям.  Путешественник заходил в каждый дом и дарил краски – желтую, красную, синюю и зеленую. При этом он сказал: «Вспомните, какого цвета небо, тот цвет подарит вам здоровье, цвет розы подарит радость и любовь, цвет солнца – хороший урожай, а цвет весеннего леса поможет возрождению природы. А вспомнить вам это все поможет то, с чего рождается жизнь. Долгое время селяне не могли понять, что им может помочь, пока не увидели, как с яичка вылупился маленький цыпленок. Тогда жители села собрали все яйца и покрасили их в желтый, красный, зеленый, синий цвета, вышли на улицу и начали петь песни. Сразу небо стало ясным, на полях поднялась пшеница, расцвели сады, а люди смеялись и радовались. Чары колдуна рассеялись, и они решили красить яйца каждую весну.

У огромного количества народов яйцо ассоциируется с жизнью, является символом радости.

Со временем люди придумывали все новые и новые украшения для яиц и так появилась искусство миниатюры на яйце – славянские писанки. Все элементы, знаки, узоры мастерицы писанок черпали замыслы своих рисунков из природы.

Элементы узора писанок делились на:

  • Космические элементы – солнце, звезды
  • Бесконечники  - символ бесконечности жизни и вечное возрождение природы
  • Воздушные элементы- дождинки, снежинки, молния
  • Растительные элементы – листок, трилистник, ветка, бутон, цветок
  • Зооморфные – изображения животных, петухи, кони, олени

Итак, мы узнали в какие элементы и в какие цвета расписывают писанки.

Давайте подробнее разберем значение цветов.

  • КРАСНЫЙ – жизнь, любовь, здоровье, символ весны и возрождения, радость.
  • ЖЕЛТЫЙ - спелое зерно, достаток, урожай, цвет солнца, охраняет от злых сил, так же цвет богатства.
  • ГОЛУБОЙ - небо, воздух, воду, здоровье.
  • ЗЕЛЕНЫЙ - весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира, жизнь.
  • КОРИЧНЕВЫЙ - мать-земля, плодородие.
  • ЧЕРНЫЙ - цвет пробудившейся земли. Яркий растительный и животный узор на черном фоне предназначался для земледельцев- огородников.
  • БЕЛЫЙ – основной цвет яйца, цвет чистоты

Физминутка

 «Держим кисточку»

Держим кисточку вот так: (Рука на локте. Кисточку держат тремя).

Это трудно? Нет, пустяк! (пальцами выше ее металлической части).

Вправо – влево, вверх и вниз (движения кистью руки по тексту).

Побежала наша кисть.

А потом, а потом (Кисточку держат вертикально).

Кисточка бежит кругом. (Выполняют тычки без краски на листе).

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

Поэтапная работа учителя

Пальчиковая гимнастика

«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Практическая часть детей

А теперь давайте начнем творить чудеса. Для наших яиц я предлагаю оставить фон белым как знак чистоты и начала чего-то нового, ведь мы с вами начинаем обучаться мастерству писанки. Элементы узора мы тоже выберем для начала по проще.

Подведение итогов.