«Наброски и зарисовки в первом классе художественной школы»

Ежелев Владислав Васильевич

   Особенность набросков – это скорость, очень важно первое впечатление. И это как нельзя лучше подходит для учеников первых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nabroskov_i_zarisovok_i_v_1_klasse_dhsh_no_cifr.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО «ДШХ № 1 им. Л.А. Горды»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Наброски и зарисовки в первом классе художественной школы»

Составитель Ежелев В.В.


   Основной технической базой для всех видов изобразительной деятельности, несомненно, является академический рисунок. Знание его основ дает возможность грамотно вести работу над  своим  художественным произведением.

    Главное  системное правило освоения навыков художественного мастерства это постоянное рисование с натуры, по памяти и по представлению. Кроме умения компоновать изображаемое в листе, правильно строить, владеть линией и штрихом,(4)  которые учащиеся изучают на занятиях по рисунку, программа академического рисунка непременно должна включать в себя и занятия набросками.

   Наброски относятся к вариативной части учебного плана и могут выступать как вспомогательный материал, позволяющий обогатить знания и развить дополнительные навыки, которые учащийся получает в процессе обучения академическому рисунку,  так и быть самостоятельным учебным предметом, с отдельно выделенными часами.

   Почему существует необходимость заниматься набросками? Набросок, как мы все знаем, это обобщённое, лаконичное и краткосрочное, беглое изображение, выполненное минимальным количеством графических средств. При выполнении быстрых рисунков формируется острота восприятия, избирательность, целостность видения объекта. Наброски помогают в постановке глаза и руки, дают возможность частого применения различных графических материалов и самое главное это отличный рисовальный тренинг.

   Выполняя наброски у учащихся, развивается внимание и зрительная память, накапливаются образы, которые необходимы для создания различных композиций. Умение смотреть на изображаемую натуру обобщенно, не по частям, видеть ее всю целиком.  Это  получается не сразу. В начале, конечно же, возможны неудачи, и только в результате постоянных упражнений появятся и необходимый опыт, и уверенность, с помощью которых в дальнейшем наброски будут выполняться на высоком уровне.

   Особенность набросков – это скорость, очень важно первое впечатление. И это как нельзя лучше подходит для учеников первых классов.

   Приходя в начале года, на занятия по рисунку, ученику приходится выполнять первые задания, при этом не имея каких то базовых знаний. Рука еще не поставлена, он не может провести уверенную прямую линию на листе. Все это создает неуверенность, появляется страх неудачи. Ведь  до  поступления  в  художественную  школу  все  было замечательно,  детские работы хвалили, никто не предъявлял  каких-то особых, профессиональных требований. В школе же, ученик постепенно начинает понимать, что рисование это довольно тяжелый труд, который требует внимания, старания и применения новых полученных знаний. Но применить эти знания большинство учеников пока не может.

  На первых занятиях по рисунку ставится рука, изучаются основные принципы построения рисунка, учащиеся знакомятся с базовыми знаниями по композиции.

   Делая начальные, необходимые задания по рисунку, ученик встречается с тем положением, что в его работе элемент творчества почти не присутствует. Получая пользу от  изучения приемов рисования, таких как деление отрезков, построение орнамента и т.п. учащийся остается неудовлетворенным в потребности творчества. Ведь в этом возрасте ещё трудно понять всю важность закладываемых на этом этапе знаний. И у учащегося может пропасть интерес к предмету.

   Поэтому выполнение набросков с натуры приходит на помощь. За полтора часа у него появляется конечный результат, его работа, его маленькое художественное произведение. Свое произведение он может показать родителям и получить похвалу, а это самое главное для него, и поэтому следующее занятие ребенок будет уже ждать с нетерпением.

  Цель проведения данных занятий: развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе занятий набросками и зарисовками и создание условий для творческой самореализации учащегося.

Достигается эта цель с помощью решения следующих задач:

- воспитание у учащихся  потребности наблюдения за состоянием природных явлений и элементами живой натуры;

- развитие навыка «валерной линии» при использовании различных графических материалов;

- обучение учащихся передаче плановости и первичным основам композиции зарисовки.

    На наших занятиях мы используем известные  виды набросков и зарисовок:

- наброски с натуры. Выполняется работа постоянно глядя на натуру. Если продолжительность увеличивается, то набросок может стать зарисовкой. Натурой выступают предметы быта, чучела птиц и животных и фигура человека, как правило, кто-нибудь из одноклассников;

 - наброски по памяти. Эти наброски мы выполняем через некоторое время после наблюдения за натурой, при этом развиваем зрительную память. В качестве натуры те же предметы и люди;

- наброски по представлению. Изображаются объекты, ранее виденные  на улице, дома и в других местах. Здесь необходим уже опыт создания композиции;

- наброски по воображению, это наиболее творческое задание, требуется умение комбинировать свои представления.

    От того, какие художественные средства используются для набросков и зарисовок, они бывают линейно-контурными, линейно-силуэтными, силуэтно-пятновыми, тонально-живописными и т.д.  

     На наших занятиях чаще всего выполняются линейные наброски.. Главное в них, конечно же, линия. Линия имеет различную толщину, непрерывные и прерывистые участки нанесения. Так же она должна быть пластичной, то жирной на переднем плане, то тонкой, постепенно исчезающей. Делается это с помощью разного наклона карандаша и силой нажатия инструмента. Если линия на всем протяжении рисунка одинаковая, то из работы исчезает  живость и трехмерность. Рисунок становится сухой и скучный.

Линейный набросок исполняется карандашом, мягким материалом и тушью.

Наиболее живой и пластичный рисунок, как правило, выполняется тушью и кистью.

    Если мы используем в работе штрих и пятно, значит, выполняется, зарисовка. Направление, толщина штриха определяется заранее. Наносится штрих по форме изображаемого предмета и постепенно тренинговая, зарисовочная деятельность начинает реализовывать учебные и творческие задачи.

    Для того, что бы учащиеся не потеряли интерес к быстрым рисункам, необходимо применять разнообразные материалы. Это может быть тушь, соус, пастель, уголь, акварель, мягкий графитный карандаш, цветной карандаш, фломастеры, маркеры и т.д.

От того, какая выбрана техника, мы будем иметь разный результат.

Тушь перо, линеры и маркеры, для более графичных изображений. Пастель, соус, сангина и сепия-для более живописных работ.

    Как правило, первые наброски мы делаем простым карандашом. Затем начинаем использовать и другие, доступные, художественные материалы.

    Постоянное рисование набросков оказывает большую пользу. Наброски развивают главное умение «внимательность», то есть видеть какие-то особенные характеристики явлений и предметов. Данное умение важная составляющая часть художественного творчества.  

     Необходимо объяснить ученикам то, что рисовать нужно повсюду: на улице, в школе, в транспорте, на экскурсиях в музеях. Ведь то, что мы изучаем на уроках рисования, это только инструмент, который нужен для работы. А вот получение результата зависит от того, насколько систематически мы применяем его на практике. Знать правила рисования и хорошо рисовать не одно и то же.

     Для того, что бы работы получались все лучше, линии становились четкими и твердыми, грамотность  в технике рисования повышалась. необходимо чаще и больше выполнять наброски и это будет итогом умения и тренированности.