Методические рекомендации к работе над натюрмортом

Кириллова Гульнара Темирхановна
Прежде чем приступить к выполнению длительного задания, обучающимся проводится подготовительная работа - с натуры выполняются наброски (форэскизы) карандашом и в цвете. В этих набросках определяется общая композиционная схема натюрморта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_k_rabote_nad_natyurmortom.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

 ИМЕНИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМЕНИ П.Е.ЗАБОЛОТСКОГО

Методическая тема самообразования

«Методические рекомендации

к работе над натюрмортом»

Преподаватель: Кириллова Гульнара Темирхановна

ТИХВИН

 2019 год

Цель:

Выявить последовательность работ над натюрмортом в технике акварельной живописи

Задачи:

  1. Изучить механизм композиционного поиска при работе с натурой
  2. Выделить главные технические приёмы акварели
  3. Рассмотреть последовательность работы над учебным натюрмортом

План

  1. Компоновка натюрморта
  2. Живопись натюрморта
  3. Натюрморт из гипсовых геометрических тел
  4. Натюрморт из предметов быта
  5. Натюрморт из предметов быта в цвете

1.Компоновка натюрморта

Прежде чем приступить к выполнению длительного задания, обучающимся проводится подготовительная работа - с натуры выполняются наброски (форэскизы) карандашом и в цвете. В этих набросках определяется общая композиционная схема натюрморта.

В учебной натюрмортной постановке, организованной с дидактической целью, рисующему предлагается выполнить несколько задач: передать с помощью светотеневых и цветовых отношений цельность группы предметов, их объём и освещённость.

Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натуры в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы – её высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету – рисующий определяет формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находит тональное и цветовое решение.

Сюжетный центр выбирается с таким расчётом, чтобы притягивать к себе всё остальное, выполняя функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, заявлять о себе по законам контраста форм, тона, цвета и т.д., но не вырываться из целостности изображения натюрморта.

Итак, рекомендуется начать не с выбора формата, а с изображения целой группы самоподчинённых предметов. После того, как в первых набросках, будет прослежена их взаимосвязь, определяется формат.

Далее стоит вопрос, непосредственно связанный с закономерностями равновесия композиции. Композиционный центр в большинстве случаев совпадает с композиционным центром. Размещение композиционного центра в некотором отдалении от геометрического центра даёт изображению ход и глубину пространства.

При смещении композиционного центра в ту или иную сторону, равновесие достигается введением в натюрморт второстепенных предметов, деталей, которые имеют соответственную шкалу цветовых и тоновых контрастов.

Удачное решение натюрмортной композиции во многом зависит от избранной зрительной композиции. От уровня зрения сильно зависит степень видимости горизонтальной плоскости. Более открытая горизонтальная плоскость увеличивает протяжённость пространства, позволяет яснее увидеть планировку предметов в пространстве, почувствовать ритм в сочетании элементов, составляющих натюрморт.

Дальнейшая разработка композиции предполагает нахождение более точных тональных  цветовых отношений, усиление выразительности композиционного центра при сохранении цельности натюрморта.

Выразительность неразрывно связана с проявлением законов контрастов. Действие контрастов – тональных и цветовых, контрастов форм и размеров – в полной мере относится и к жанру натюрморта. Поэтому следует проанализировать контрасты в натюрмортной постановке и перевести их на язык эскизного изображения.

Изображая натюрморт, всегда надо помнить о композиционном центре, о том, что нельзя допускать равнозначных по напряжению тоновых или цветовых пятен, так как это ведёт к дробности и потере композиционной целостности картины.

2.Живопись натюрморта

Акварель является наиболее удобным и доступным материалом на начальной стадии обучения.

Достоинство акварельной живописи состоит в прозрачности, свежести красочного слоя. В силу своей независимости она позволяет применять различные приёмы – вливать один мазок в другой, делать широкие замыслы больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали.

Не стоит наслаивать большое количество краски, надо стараться выполнить этюд в два-три слоя. Так как утеря прозрачности, ведёт к нарушению яркости и сочности тона. Белый цвет бумаги выполняет роль основы, которая просвечивает через поверхностный слой краски, придаёт ему особую прозрачность и звучность.

Учебные занятия по натюрморту требуют внимательного изучения натуры. Качество учебной работы в начальном периоде обучения зависит от того, насколько удалось в натюрморте передать объёмную форму предметов, освещение, общее тоновое и цветовое решение натуры.

При последовательном выполнении работы следует всегда видеть цель  и представлять результаты, к которым надо стремиться. Это позволит добиться нужного цветового тона, продуманно делая первоначальные прокладки, с таким расчётом, чтобы последующие наслоения давали нужные цветовые сочетания.

Живопись акварелью построена на следующем техническом приёме - сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не занятыми, затем постепенно изображение наполняется более насыщенными цветами.

Очень интересные результаты даёт техника акварели «по сырому». Она основана на принципе вливания одного красочного слоя в другой, что создаёт очень эффектные переливы цветовых тонов.

В процессе работы важно поддерживать бумагу во влажном состоянии, так как данная техника не терпит сухих резких мазков, отличающихся от основного цветового поля.

3.Натюрморт из гипсовых геометрических тел

Натюрморт выполняется в технике «гризайль». В акварели работа выполняется одной краской – чёрной или синей. Цель задания – одним цветом передать светотеневую характеристику объёмных тел, различных по своей конструкции (куба, шара, цилиндра, пирамиды и т.д.). Из перечисленных тел надо составить группу и осветить её контрастным светом. Фон составляет нейтральная серая драпировка. Это задание – своеобразный переход от рисунка к живописи.

4.Натюрморт из предметов быта.

Данный натюрморт является продолжением предыдущего задания. Составляется из 2-3-х предметов на нейтральном фоне и выполняется в технике «гризайль». Цель задания – одним цветом передать объёмную форму окрашенных в различные цвета предметов. Если в предыдущем задании однородный белый материал гипса давал чистую светотень, то здесь восприятие формы и раскрытие тоновых отношений усложнено наличием цветовой окраски предметов.

5.Натюрморт из предметов быта в цвете.

Познание техники живописи - это изучение законов построения реалистичной формы цветом. В данном задании предстоит передать цветовую характеристику натуры.

Чтобы добиться лучших результатов и избежать общей ошибки, которые допускают начинающие, пестроты и примитивности раскраски, следует ограничить себя небольшим набором краски. Для начала берутся три основные краски: красная, синяя, жёлтая. Этих красок достаточно, чтобы составить нужные слои. Ограниченная палитра создаёт условия, при которых необходимо искать нужные цвета посредством смешивания, а не брать готовыми на палитре.

Большую трудность в первых заданиях составляет проблема получения сложных, составных цветов. Здесь важно определить не только цветовой тон предметов постановки, фона, но и светлоту и насыщенность. Для этого, пробуя на палитре смеси, надо смотреть на натуру и сравнивать искомый цвет с другим, находящимся в постановке. Нахождение локального цвета предмета ещё не решит всей сложности стоящих задач. Надо увидеть оттенки этого цвета в световой части, в полутоне, в теневой части. Только верное сопоставление этих оттенков, создаёт полное представление о цветовой характеристики предмета.

Большое значение имеет соблюдение методической последовательности. Вначале стоит определить общее световое и цветовое состояние постановки, выявить по натуре и распределить на плоскости основные отношения. Делать это надо легко и свободно, не забивая поверхность бумаги. Уже на начальной стадии следует приучаться прописывать большие плоскости большими кистями, используя лессированные и корпусные свойства красок. Хорошо сгармонизированная по цвету живопись должна передавать не только цвет и форму предмета, но и его материал, освещение, т.е. создавать целостный образ натуры.

Литература:

  1. Виннер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью - М., Искусство, 1951 г.
  2. Вибер Ж.  Живопись и её средства. Л., 1961
  3. Волков Н.Н. Цвет в живописи – М., Искусство, 1965
  4. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись – М., Искусство, 1986
  5. Ревякин П.А. Техника акварельной живописи – М., Наука, 1959