Подготовительный этап к работе над натюрмортом

Кириллова Гульнара Темирхановна
Даже простая постановка натюрморта требует от создателя сложной мозговой деятельности. У любой композиции должен быть свой характер. Натюрморты бывают пустые, загруженные, монохромные и контрастные. В работе не должно быть случайности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnyy_etap_raboty_nad_natyurmortom.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительный этап работы над натюрмортом

Натюрморт с франц. nature morte переводится как «мёртвая природа» или голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life – «неподвижная жизнь».

Это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.

Интересно, что в живописи старых мастеров существовало 2 типа натюрморта:

  • «вещи человека» (личные, характеризующие человека);
  • «вещи для человека» (например, «цветы и фрукты» или «битая дичь»).

В конце XIX века вещи стали изображать ради их свойств:

  • «вещь независимая, обладающая своей жизнью»
  • «вещь в себе и для себя».

Такие натюрморты несут:

  • больше эмоционального, чем материального;
  • больше ассоциативного, чем конкретного.

Постановка

Натюрморты бывают поставленные (которые ставят специально) и не поставленные (спонтанные, естественные). В учебной практике чаще натюрморт ставят, и с конкретной целью — научиться рисовать. Хорошо поставить предметы довольно не просто. Есть некоторые правила:

  • все предметы должны быть подобраны по смысловому значению;
  • нежелательно совмещать несовместимое (например, грязные ботинки и восточный кальян).

 Чаще всего тематика натюрмортов: цветы и фрукты, охотничий, национальный, стекло, завтрак, детский/ мужской / женский, винный, натюрморт художника, морской, книжная полка, чайный/кофейный, дачный и т.д.

Ставить предметы нужно просто, стремясь к естественному. Не стоит ставить в ряд, старайтесь создать плановость и показать глубину пространства. Не надо ставить предметы близко друг к другу и далеко друг от друга. Линии предметов должны быть разными по наклону, создавая ритм, движение. Предметы не должны прислоняться друг к другу, но вполне могут перекрывать друг друга на разных уровнях с учётом, что более крупные и высокие, будут находиться на дальнем плане.

Необходимо совмещать предметы разных размеров и форм. Обязательно должен быть главный предмет – центр композиции, к нему подбираются остальные предметы.

В живописном натюрморте важен не только тон предметов, но и цвет. Существуют натюрморты на контрасте или нюансе. Есть натюрморты на нюансе с акцентом. Акцент служит для разнообразия картины.

Важно учитывать такие качества цвета, как «тёплый» и «холодный». На красном фоне читаются ТОЛЬКО очень светлые или очень тёмные предметы. Это следует учитывать при постановке натюрморта. Важно смотреть, насколько гармонично по цвету вписывается предмет.

Обязательно яркие «кричащие» по цвету предметы необходимо уравновесить монохромными вставками: спокойным серым, чёрным или белым. Они разбавляют, сбивают яркость и делают цветовые сочетания более гармоничными.

Цвета должны перекликаться между собой. Например, зелёную бутылку поддерживает зелёный в листьях букета, красный в арбузе поддержан красным орнаментом на полотенце, желтые розы поддерживает золотая кайма на кувшине, и т. д. Также обращайте внимание на поддержку тона, если натюрморт сложный и контрастный по тону.

В постановке очень важно наличие света и красивых прозрачных теней. Они создают объём.  Н. Ге сказал: "Свет написать нельзя, а только отношениями можно его вызвать, подбирайтесь к вашему светлому пятну верными отношениями и вы увидите, что если гамма цветов будет взята, верно — свет будет гореть»
На темном холсте для создания объёма, наоборот, важно красиво написать свет и полутона.

При постановке натюрморта необходимо представить, как он будет решён, в какой технике и на какой бумаге. В «натуре» должны быть красивые места, на которые можно остановить взор и есть уверенность, что хватит технических навыков для их написания.

 Итак, по сложности постановки можно разделить на три категории – простые, средние, сложные.

Простой натюрморт - это:

  • 1-3 предмета
  • однотонные драпировки
  • минимум складок
  • контраст по цвету и тону

Средний натюрморт - это:

  • 3-5 предметов, или один сложный + пару простых поменьше
  • драпировки с размытым узором
  • цветы
  • нюансные отношения

Сложный натюрморт - это:

  • много предметов, сложные формы
  • несколько уровней
  • драпировки с чётким рисунком
  • передача фактуры предметов и тканей

При изображении натюрморта важно определиться с форматом – горизонтальный, вертикальный, квадрат.

Горизонтальный формат – самый распространённый, так как подчёркивает плоскость стола и позволяет расставить большое количество предметов. Он располагает к задумчивому движению, передаёт идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания.

Вертикальный формат -  более подвижный и даёт ощущение идеи роста. Этот формат подойдёт для изображения цветов, вставок, высохших ваз. Вертикальный формат несёт более высокое одухотворённое начало.

Квадратный формат – встречается довольно редко, поскольку неудобен для оформления.

Следует избегать в постановке натюрморта:

  • одинаковых по форме предметов
  • несоразмерных предметов (очень больших и очень маленьких)
  • выстраивание предметов на одной линии
  • отсутствие перегораживания (когда все предметы видны целиком)
  • совмещения осей симметрии
  • соприкосновение силуэтов
  • неуравновешенности частей
  • дробности
  • слияния силуэтов

Даже простая постановка натюрморта требует от создателя сложной мозговой деятельности. У любой композиции должен быть свой характер. Натюрморты бывают пустые, загруженные, монохромные и контрастные. В работе не должно быть случайности.

Литература:

  1. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве – М.,1972
  2. Всеобщая история искусств – М., 1972
  3. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте – Художник, М., 1977
  4. Гусарева А.П. Константин Коровин. Советский художни
  5. Пучков А.С., Триселёв А.В. Методика работы над натюрмортом – Просвещение, 1982