Технические приёмы акварельной живописи при работе с натуры

Кириллова Гульнара Темирхановна
Основная особенность акварели – прозрачность её красок. Это единственная живописная техника, которая полностью обходиться без белил. Вместо них работает белизна бумаги, которая просвечивает сквозь наложенные краски, а нужный цвет может быть получен как смешением красок на палитре, так и наложением их друг на друга. Для достижения насыщенной яркости (в бликах) просто оставляют небольшие участки не закрашенной бумаги. Поэтому становиться очевидным, что акварель не допускает переделок. Серьёзный промах – исправить не возможно. Поэтому прежде чем художник положил первый мазок кистью, он должен мысленно представить весь последующий ход своей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технические приёмы акварельной живописи при работе с натуры

Натюрморт обычно представляет собой художественную композицию, составленную из разнообразных предметов – посуды, фруктов, цветов, пищевых продуктов – размещённых в продуманном порядке. Он также может выступать объединяющим мотивом в религиозных, исторических или бытовых сценах.

Теоретики искусства до второй половины XIX века относились к натюрморту несколько пренебрежительно.

Первые натюрморты известны ещё с античного периода.

 В качестве отдельной разновидности живописи натюрморты появились около 400 года до нашей эры в Греции, где были весьма популярны. Они присутствовали в настенной живописи, напольных мозаиках и на станковых композициях, созданных для украшения интерьеров.

Окончательно жанр натюрморта  оформляется в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию  — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресенья. Это значение, передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

В натюрмортах этого вида часто присутствуют часы как символы быстротекущего, неумолимого земного времени, как эмблема преходящего земного существования. Типичным предметом часто выступает изображение черепа. Череп бывает окружен другими знаками бренности, например, колосьями, светильниками с горящей или догорающей свечой. Часто встречаются клочки бумаги, рукописи, печатные издания.

Характеризуя натюрморт с эстетической точки зрения можно заметить  такие его черты, как значительность, повышение в смысловом ранге, вневременность, праздничность, героизация, экзотичность, монументальность, торжественность, пышность, динамизм и др. свидетельствуют о том, что ведущей эстетической категорией здесь выступает возвышенное, нередко сочетаемое с прекрасным и драматичным.

В дополнительном образовании принято работать над натюрмортом в акварельной технике. Это очень сложно, но, в тоже время, дисциплинирует. Техника имеет свои специфические особенности.

Основная особенность акварели – прозрачность её красок. Это единственная живописная техника, которая полностью обходиться без белил. Вместо них работает белизна бумаги, которая просвечивает сквозь наложенные краски, а нужный цвет может быть получен как смешением красок на палитре, так и наложением их друг на друга. Для достижения насыщенной яркости (в бликах) просто оставляют небольшие участки не закрашенной бумаги. Поэтому становиться очевидным, что акварель не допускает переделок. Серьёзный промах – исправить не возможно. Поэтому прежде чем художник положил первый мазок кистью, он должен мысленно представить весь последующий ход своей работы.

Красота акварельной технике в её влажности. Кисть должна быть набухшей от краски, краска должна течь по бумаге, а кисть только помогает  ей правильно распределяться.

Подготовительный рисунок под акварель должен быть очень лёгким, контурным.

Различают три способа работы акварелью:

  • можно работать многослойно, делая первую общую прокладку красками очень легко, гораздо слабее и прозрачнее, чем в натуре. Затем, постепенно усиливая, звучание цвета, последовательным тонким, лессировочным, наслоением цвета на подсохшие слои;
  • можно работать по сухой бумаге, но в один слой краски, кладя сразу нужный цвет в полную силу;
  • можно работать по влажной бумаге, когда мазки расплываются и, сливаясь, лишаются чётких границ.

Практически, чаще всего, три метода могут иметь место в одной работе, в зависимости от характера изображаемых деталей.

Каждый живописец видит в натюрморте средства для выражения собственного поэтического мира. Своеобразие жанра заключается в его больших изобразительных возможностях. Через материальную сущность конкретных предметов, художник может в образной форме отразить стороны собственной жизни, вкусы и нравы, социальное положение людей, важные исторические события, а иногда и целую эпоху.

Литература:

  1. Булгаков Ф. Большая художественная энциклопедия. А.С.Суворина, 2007.
  2. Виппер Б. Проблема развития натюрморта. Азбука-классика, 2015
  3. Назаров А.К. Основные способы акварельной живописи, Орбита, 2002
  4. Могильцев В. Основы живописи, 4art, 2012