Конкурс – одно из средств развития творческой личности студентов

Александрова Наталья Владимировна

В условиях современного экономического развития обострилась необходимость в квалифицированных конкурентоспособных специалистах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konkurs.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс – одно из средств развития творческой личности студентов

Н.В.Гусева, преподаватель

 спецдисциплин СПб ГБ ПОУ «РКТК»

В условиях современного экономического развития обострилась необходимость в квалифицированных конкурентоспособных специалистах. Это требует от системы профессионального образования изменения подхода к организации профессионального обучения. Профессиональное образование должно, с одной стороны, предоставить отдельной личности свободу выбора образовательных траекторий в соответствии с ее способностями, запросами и возможностями, а с другой стороны – учитывать потребности  заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, компетентных, конкурентоспособных специалистов. 

В связи с этим необходим поиск новых эффективных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса для решения этой задачи.

Одним из видов деятельности, способствующей росту качества профессионального образования через развитие профессионально важных качеств студентов, могут быть конкурсы, которые развивают творческий аспект в учебной деятельности обучающегося. Проблема формирования творческой личности студента особенно актуальна для учебных заведений искусств и культуры, факультетов народного художественного творчества, выпускники которых свою профессиональную деятельность будут осуществлять,  работая с людьми и для людей.

Слово "творчество" имеет много значений, о которых спорят с древних времен... Из множества значений можно выделить несколько основополагающих: творить – это давать бытие, сотворять, созидать. В широком смысле творчество – это сознательная, целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно иное, никогда ранее не бывшее.

Проанализировав дефиниции понятия «творчество», можно сделать обобщенный вывод, что это специфическая деятельность педагога и студента, отличающаяся оригинальностью, способностью действовать не стандартно, создавая новое, незнакомое, неожиданное, отличающееся нешаблонностью решения. При этом студент, как субъект творческой деятельности должен упорно работать.  Преподаватель не создает личность студента. Он не рождает в нем способности любить, быть любопытным, философствовать или творить. Но педагог дает возможность, побуждает, помогает тому, что существует в зародыше стать реальным и актуальным. В силах педагога увидеть талант, поддержать его, развить, бережно направить в нужное русло.

  Современная психология утверждает, что для занятия творчеством, изобретательством очень важны такие личностные качества как – вдохновение, потребность творить, заинтересованность, страсть, порыв, стремление. Но только этого мало. Однако, нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, и вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций. 

  Вопрос развития творческой личности является «вечной проблемой и основные идеи и направления в её решении высказывались ещё Аристотелем.

Общеизвестно, что в памяти обучающихся закрепляется от 10 до 20% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и 90% того, что он делает. Поэтому необходимо, как говорил К.Д.Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта – сама жизнь».

Наиболее успешно развитие способностей человека происходит во время выполнения им специально организованной деятельности под непосредственным руководством педагога. Смысл творчества – доставить радость людям и себе. Радость успеха, ожидания удачи и признания людей – один из источников вдохновения. Процесс формирования у студентов опыта творческого мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и обучающихся в адекватных специально организованных условиях с применением необходимых механизмов, форм и методов организации занятий.

Декоративно-прикладное искусство, как и все изобразительные искусства, явление социальное, и представляет собой плод исторического опыта людей. И для того чтобы стать мастером, молодой человек должен усвоить изобразительный и прикладной опыт предыдущих поколений путем развития индивидуальных умений и навыков, т. е. путем практических занятий творческой деятельностью.

Творчески мотивированная деятельность студентов  позволяет развивать их творческие способности.  При этом развитие творческих способностей зависит от личностных особенностей человека, от психолого-педагогических методов и способов воздействия на личность, от мотивационных факторов развития личности, главными из которых являются саморегуляция и самоактуализация, то есть стремление личности к более полному выявлению своих возможностей.

Конкурс профессионального мастерства, как организованная система творческого поиска,  способствует развитию художественного восприятия, художественно-творческих способностей, композиционного мышления и как следствие художественно-образного мышления. Индивидуализация самостоятельной работы во время проведения конкурса повышает интенсивность процесса обучения и в конечном итоге направлена на повышение качества подготовки молодых специалистов.  

Участие студентов в профессиональных конкурсах способствует более глубокому, качественному и творческому овладению профессиональными знаниями и умениями.  Конкурсы  развивают  профессиональный интерес и формируют творческую активность личности – качества, без которых немыслим будущий  специалист.

  Очевидно, что профессиональная ориентация на участие студентов в конкурсах способствует воспитанию следующих профессионально значимых качеств личности будущего специалиста:

– инициативности, познавательной самостоятельности, творческого отношения к учебной и предстоящей профессиональной деятельности в целом, формированию профессионально значимых качеств;

– регулятивных качеств, позволяющих регулировать свое поведение в различных ситуациях, осуществлять функции самоконтроля, самоуправления;

– профессионально-личностных (в отношении к предстоящей профессиональной деятельности) и коммуникативных качеств.

    Участие студентов в профессиональных конкурсах актуализирует наличие прочных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач; присутствие сформированного положительного отношения к предстоящей профессиональной деятельности; навыки по регулированию собственного самообразования, необходимые для эффективного использования личностных резервов.

    Мы рассматриваем конкурс  как своеобразную профессионально-личностную технологию подготовки специалиста к предстоящей практической деятельности. Впрочем, любой конкурс рассматривается нами как личностно ориентированная практика студентов, в которой решаются, в том числе задачи формирования базовых характеристик личности, определенные ФГОС по специальности «ДПИ и НП».

    Например, студенты участники и победители различных профессиональных конкурсов, например таких как  Международный  конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», Лучший по профессии,  выделяются  развитием профессионально-личностных качеств:

– когнитивных, интеллектуальных, организаторских, внимания и наблюдательности, волевых качеств и эмоциональных особенностей, моторных свойств личности;

– познавательных качеств (высокий уровень творческого мышления, гибкость ума, способность к анализу и прогнозу, критичность, развитое произвольное внимание и память и др.);

– мотивационно-ценностных особенностей (добросовестность, мотивация достижения и самоактуализации и др.);

– коммуникативных качеств (контактность, коммуникативная компетентность, чувство юмора, организаторские качества и др.);

– личностных особенностей (адекватная самооценка, самостоятельность и независимость; смелость, активность, самоуважение, профессиональная память и др.).

Формирование, которых происходит в результате, безусловно, комплексной подготовкой, но роль практического обучения, к которому мы относим конкурсы студенческих работ, в данном процессе очевидна. Конкурс помимо участия ставит студента в позицию исследователя и актуализирует затруднения, испытываемые им в собственной практике; формирует потребность преодолевать собственные затруднения; объективирует потребность самосовершенствования.  

   Важной отличительной особенностью участия студенчества в конкурсах является развитие у студентов умений регулировать собственное развитие, навыки самообразования, что определяет индивидуальный стиль познавательной деятельности. Это показатель умственного развития, отражающего своеобразие свойств личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности.

   Можно сделать вывод о том, что участие в конкурсах профессионального мастерства способствует повышению учебно-познавательной деятельности студентов, эффективности самого процесса обучения, оказывает ключевое влияние на формирование основополагающих профессионально значимых качеств, таких как профессиональная и творческая активность, познавательная самостоятельность и стремление к саморазвитию, и обеспечивает высокий уровень общей профессиональной подготовки.

    Таким образом, участие студентов в конкурсах занимает важное место в формировании творческих способностей. Правильно организованная конкурсная деятельность способствует развитию устойчивого интереса к профессии и успешному освоению программного материала. Самой значимой оценкой является общественное одобрение и признание успешности. Студенты становятся победителями в различных номинациях, что повышает их самооценку и стимулирует к дальнейшему профессиональному и личностному росту.