Статья по изобразительной деятельности

Сергеева Людмила Сергеевна

 Общение с природой в дошкольном возрасте помогает  воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить  современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство  как средство формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел   красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение   красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это  облагораживание требует больших воспитательных возможностей». В.А. Сухомлинский

       Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема  сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Нам кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на  «Человек в природе». Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого   ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети ломают ветки и рвут цветы, и равнодушно отворачивается.

Между тем, многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения.

Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.

      Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение с природой в дошкольном возрасте помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром. Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им. Природа, как самый  лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Воспитание

творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать   красивое в своих работах.

Сопричастность детей с природой, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных воспитания,  культуры поведения детей в природе, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Это – первый шаг на пути решения природоохранной проблемы будущего. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир наша главная задача на сегодняшний день. Одним из эффективных средств воздействий на чувства детей, воспитания устойчивого интереса и заботливого отношения к природе является пейзажная живопись. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы, формируют ценностные ориентации в дошкольном возрасте, умение выражают личностное отношение к понравившейся картине, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

      Расширению миропониманию дошкольников, углублению чувств, способствует рассматривание картин известных художников – пейзажистов. Знакомя детей с пейзажами, мы даём возможность понять и увидеть, что побудило художника написать эту картину. Более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяет воспитателю не только

развивать у них интерес к пейзажной живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств, учит старших дошкольников видеть в пейзажной живописи красоту окружающей природы, взаимоотношений, сравнивать

изображенное произведение  с реальной действительностью. При целенаправленных занятиях‚ у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. В ходе работы по ознакомлению детей с пейзажной живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности — цвете, композиции, линии, светотени, а также предшествует предварительная работа - совместная деятельность воспитателя с детьми, которая выражается в наблюдениях во время прогулок, любованием природой, в выявлении поэтического образа природы. А затем, основываясь пусть на небольшом, но личном опыте ребенка с опорой на предшествующие наблюдения можно подводить ребенка к ознакомлению с пейзажной живописью. Такое ознакомление проводится в

форме беседы в совместной деятельности или как часть познавательного занятия или занятия по изобразительной деятельности.

      В дальнейшей работе расширяется представление детей и умение восхищаться пейзажами  не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и с промежуточными, межсезонными её состояниями. Например, начало осени. Золотая осень, поздняя осень. В различное время суток утро, полдень, вечер, ночь. При различной погоде ветер, дождь, снег, туман, гроза и т.д. Дети узнают о художниках - пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведения, на различных типах занятий: занятий-мастерских, занятий-экскурсий, занятий – путешествий и др. В ходе работы по ознакомлению детей с пейзажной живописью мы используем следующие приёмы:

- рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов (видео-слайды, передвижные выставки);

-  «вхождения» в картину (детям предлагается закрыть глаза и попытаться очутится в картине);

-  «обоснование связей между объектами» (детям задаётся вопрос, что с чем связано и почему, стрелками на картине указывается взаимосвязь);

- беседа по картине (рассматривание картины в подзорную трубу-ТРИЗ) искусствоведческий  рассказ педагога;

- игровые задания («Мы импрессионисты» Детям предлагается превратиться в художников импрессионистов, которые 100 лет назад впервые написали картины,  где они передавали свои чувства);

- показ приёмов изображения объектов природы, используя различные изобразительные материалы (нетрадиционные техники рисования: монотипия, рисование по сырому, пальчиковая живопись и другие). Дети старшего возраста способны воспринимать цвет как способ для раскрытия своих чувств и эмоций в своём творчестве. Используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования, выбор которых в ходе изобразительной деятельности предлагает педагог, дети могут почувствовать себя настоящими художниками.

       Таким образом,  работая в этом направлении, мы стараемся сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.