Статья: Консолидирующая роль совместной деятельности педагогов на примере реализации общих творческих проектов.

Ильина Наталья Николаевна

Педагогический коллектив образовательных учреждений представляет собой модель взаимоотношений взрослых, которую считывают дети и в определённой степени начинают привносить в свою жизнь и в собственную, ещё формирующуюся, систему ценностных установок. Данное обстоятельство обязывает педагогов повышать культуру общения и межличностных отношений, обладать высокой степенью организованности и ответственности, стремиться к постоянному самосовершенствованию.  В свою очередь  одной из основных задач методиста (методической службы) является создание благоприятного социально-психологического климата для эффективного и позитивного взаимодействия педагогов коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konsolid.rol_.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Консолидирующая роль совместной деятельности педагогов на примере реализации общих творческих проектов.

Ильина Н.Н., методист

ГБУ ДО ДДТ «Союз» Выборгского района Санкт-Петербурга

Вопрос поиска оптимальной модели педагогического коллектива; его саморазвития и самодвижения стал одной из важнейших задач  российской педагогики в 1920-1930-е гг. XXст. (Н.К.Крупская; С.Т.Шацкий; А.С.Макаренко и др.). Сегодня, когда воспитательные задачи являются приоритетными в образовательном процессе, актуальна точка зрения, сформулированная в своё время А.С Макаренко «Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса." (. Соч.: В 7 т.- М., 1958. -Т 5.- С.179.). Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В. А. Сухомлинского, он отмечал, что каждый педагогический коллектив имеет свои особенности, и обмен опытом  должен приводить не к копированию работы того или иного коллектива, а к оценке идей и концепций его деятельности.

Педагогический коллектив образовательных учреждений представляет собой модель взаимоотношений взрослых, которую считывают дети и в определённой степени начинают привносить в свою жизнь и в собственную, ещё формирующуюся, систему ценностных установок. Данное обстоятельство обязывает педагогов повышать культуру общения и межличностных отношений, обладать высокой степенью организованности и ответственности, стремиться к постоянному самосовершенствованию.  В свою очередь  одной из основных задач методиста (методической службы) является создание благоприятного социально-психологического климата для эффективного и позитивного взаимодействия педагогов коллективе.

Создать условия для сотрудничества и профессионального роста непростая задача для методиста. Во-первых, педагоги дополнительного образования художественной направленности обладают ярко выраженной индивидуальностью, особым темпераментом и эмоциональностью. Во-вторых, область изобразительного творчества субъективна, в ней часто сталкиваются противоположные точки зрения в восприятии объектов искусства, мировозрения в целом.. В-третьих, в условиях работы педагогов на базе школ, вне стен своего учреждения, возникает проблема совмещения их рабочих графиков.

Успешным решением обозначенной проблемы для педагогов отдела ИЗО и ДПИ ДДТ «Союз» стала совместная реализация проекта «Наше культурное наследие: Литературный Санкт-Петербург» силами 14 коллективов в 2015-2016 учебном году. Результатом этого проекта стала творческая работа большого формата в виде «книги-раскладушки» по произведению петербургской писательницы И. Рогалёвой  «Сказка о старом медведе».

Педагогический коллектив в процессе реализации этого проекта сплотили не только общая художественная идея, но и решение ряда проблем организационного и творческого характера. Педагоги оказались в ситуации, когда достижение результата оказалось невозможным без конструктивного общения педагогов и учащихся, без тщательного планирования этапов работы, без высокого чувства ответственности всех участников проекта. Межличностные отношения педагогов вышли на новый уровень, в некоторых случаях они стали не только уважительными, но и доверительными, что в последующем  привело к межпредметной интеграции некоторых коллективов.

На итоговом мероприятии педагоги проанализировали проведённую работу, выявили достоинства и недостатки, при этом оценили этот опыт как положительный и запланировали совместную проектную деятельность на предстоящий учебный год.

В последующем отделом были реализованы ещё два проекта в формате выставок:

  • «Лес и парк рядом с нами» в 2016-2017 учебном году
  • «Галерея достойных граждан Санкт-Петербурга» в 2017-2018 году.

В итоге, на сегодняшний день, можно говорить о ценностно-ориентированной зрелости коллектива, так как большинство педагогов готовы прикладывать усилия для достижения высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности, в её развитии и саморазвитии, их волнует не только собственные результаты, но и результаты работы учреждения в целом, его престиж.