Роль этюда в выполнении задания по предмету живопись
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Городищенская детская школа искусств»
Методическое сообщение на тему:
«Роль этюда в выполнении задания
по предмету живопись»
Выполнила: преподаватель художественного класса
Бурикова Ольга Игоревна
р.п. Городище, 2015
Оглавление
1. Пояснительная записка …………………………………………………………….… 3
2. Содержание …………………………………………………………………………… 4
3. Список литературы………………………………………………………………….… 7
Пояснительная записка
Одним из обязательных и основных предметов в системе обучения в художественной школе – является живопись. Живопись это яркий пример сохранения классических традиций, обогащающихся новыми методиками и подходами.
Развитие грамотных качеств – важное условие повышения качества образования. Формирование таких качеств у учащихся на уроках живописи вызвано реализацией обновленного содержания образования, новыми методами и технологией обучения.
Поскольку живопись – это и есть изображение в цвете, то именно посредством цвета в изобразительной деятельности можно передать все разнообразие окружающей действительности. Поэтому процесс творчества и результат всегда тесно связаны с мировоззрением учащегося. В создаваемой им картине участвуют его мысли, чувства, фантазия, мастерство, отношение к изображаемому.
Учащийся всегда ищет наиболее выразительное решение своего замысла, обдумывает сюжет, композицию. Образы, возникающие в его воображении, имеют объективное происхождение, рождены зримыми свойствами реальности и обладают своими конкретными формами. Поэтому учащейся, воплощая свой замысел, обращается к тем свойствам предметов и явлений, которые он воспринимает зрительно. Только при наличии зрительной достоверности изображенного можно выразить определенные чувства, мысли, вызвать соответствующие переживания у зрителя, ассоциативные представления которого связаны с предметным миром.
Учащийся, стремясь добиться зрительной достоверности живописи не должен
механически копировать облик изображаемого. Для учебной работы характерны прежде всего познавательность, углубленное и всестороннее изучение натуры. Поэтому для учащегося важно осознавать роль этюда в выполнении им учебной работы по живописи так, как нередко именно учебные этюды бывают излишне «засушены», «дробны», похожи друг на друга не только в сюжетно- тематическом плане, но и в техническом исполнении.
Содержание
ЭТЮД — термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В области живописи этюд имеет двойственное значение: служебное и самостоятельно-художественное.
При этом, служебный смысл живописного этюда подразумевает под собой подготовительную работу к крупному полотну, предварительная разработка деталей большой картины.
Можно сказать, что живописный этюд — это учебный набросок, который учащийся использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Живописным этюдом, например, могут быть и путевые заметки для странствующего художника, архив впечатлений, которыми потом можно пользоваться по приезду домой, в мастерской.
Основное назначение этюда – это передача настроения и особого впечатления от натуры, которое требуется для живописной сюжетно-тематической композиции. Этюды можно выполнять как графическими, так и живописными материалами, и инструментами.
Со словом «этюд» в живописи обычно ассоциируется передача наиболее характерных линейно-пластических черт натуры, воспроизведение основных тоновых и цветовых отношений, относительная быстрота исполнения.
Линейно-пластическая характеристика натуры — это передача объемной формы изображаемых объектов и их расположения в пространстве. Воспроизведение этих качеств натуры обычно составляет первый этап работы над этюдом-подготовительный рисунок, который в акварели исполняется карандашом, при работе маслом рисунок на картоне делается либо древесным углем, либо карандашом, либо краской. Нанесением подготовительного рисунка работа над передачей линейно-пластической характеристики не ограничивается. Корректировка объемной формы и пространственных отношений идет вплоть до окончания этюда.
В этюде, как правило, передаются лишь основные линейно-пластические и живописные качества натуры — это определяется самой спецификой работы: перед пишущим этюды учащимся не стоит задача воспроизведения второстепенных деталей. Так, в пейзажном этюде, изображающем, допустим, группу деревьев, нет необходимости со скрупулезной точностью вырисовывать каждую мелкую веточку, каждый лист, хотя в пейзаже-картине, если перед учащимся стоит такая задача, это было бы вполне уместно и к тому же осуществимо (например, можно вспомнить, полотна И. Шишкина).
Таким образом, в живописных этюдах определяется цветовой колорит и тональность будущей сюжетно-тематической композиции. Осознание и ощущение цвета неразрывно связано с восприятием изображаемого образа. Грамотно подобранная цветовая палитра для передачи образов в сюжетно-тематической композиции играет значительную роль. В дальнейшем такие творческие этюды смогут выступать как самостоятельная работа.
Наработки, собранные в виде этюдов, натурных материалов и набросков к сюжетно-тематической композиции помогают учащемуся рассмотреть разнообразие вариантов замысла, чтобы прийти к удачному композиционному сюжету.
В зависимости от поставленных целей и задач, этюды могут делиться на длительные и кратковременные. Последние, в свою очередь, способствуют более активному и целенаправленному освоению материала.
Задача длительного этюда – это глубокое и всестороннее изучение натуры, характера ее форм, движения, пропорций, линейно-конструктивного построения колористических особенностей, освещения и т. д. В отличие от быстрого кратковременного этюда в длительном этюде идет поиск наиболее выразительных средств и приемов исполнения, отбор характерных качеств натуры.
Кратковременный этюд – это же на оборот быстро выполненное изображение, в самых общих чертах характеризующее живописно-пластические качества натуры. В кратковременном этюде в первую очередь ставится задача передать такие свойства натуры, как пропорции, движение, форму, тонально-цветовое различие предметов, общий пластический и цветовой характер постановки.
В процессе работы над изображением учебного этюда натюрморта учащемуся приходится решать ряд задач – от выбора точки зрения и размещения предметов на плоскости до выявления их характеристики цветом с учетом освещения и среды.
Чтобы грамотно выполнить этюд, необходимо определить последовательность в работе от начальной стадии изображения этюда до его завершения через промежуточные этапы, каждый из которых дает учащемуся возможность сознательно вести этюд на каждой его стадии.
При выполнении учебного этюда натюрморта количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапами принято считать следующие:
1) композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоскости листа;
2) линейно-конструктивное решение формы с учетом их пропорций, движения и пространственного положения;
3) определение общего цветового тона; передача общих больших тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре;
4) моделировка объемной формы предметов, выявление градаций светотени и их живописная проработка с учетом воздушной перспективы;
5) обобщающий этап работы над завершением этюда; выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда; подчинение всех частей изображения целому.
Акварельный этюд, как правило, исполняется в технике «а ля прима», то есть нанесением на бумагу одного красочного слоя. Этюд маслом, несмотря на большую по сравнению с акварелью «терпимость» масляных красок к многослойности, обычно также пишется в один сеанс. И в акварельном этюде, и в этюде маслом допускается чаще всего лишь весьма ограниченное количество исправлений. Если в этюде маслом второй слой краски при исправлении как бы втирается в первый, смешиваясь с ним механически, как на палитре, то в акварели в аналогичной ситуации работа ведется с применением техники лессировки, т. е. наложения одного красочного слоя на другой с учетом оптического смешения нижнего слоя с верхним.
То обстоятельство, что этюд чаще всего используется в живописи как своего рода вспомогательное средство, ни в коей мере не свидетельствует о его «второстепенности». Как известно, многие этюды, написанные, допустим, с целью сбора материала, вошли в сокровищницу живописи наряду с картинами, не утратив от этого соседства своих художественных достоинств.
Список литературы
1. Бедина А.Ф. Краткосрочные этюды как фактор развития компетентности учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
2. Валентина Дынник. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/6006.
3. Виннер, А. В. Материалы и техника живописи советских мастеров / Виннер А. В. – М.: «Советский художник», 1958, – 206 с.
4. Гомзякова, Е. Л. О роли набросков и зарисовок в рисунке // СибАК. – 2015. – XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.). – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/studconf/hum/xxxvi/43261.
5. Денисов В.С., Глазова М.В., Восприятие цвета [Текст] / В.С. Денисов, М.В. Глазова. – М.: Эксмо, 2008. – 176 с.
6. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] / С.Е. Игнатьев. – М.: Академический Проект, 2007. – 208 с.
7. Пучков А.С., Киселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982.
8. Штаничева, Н.С., Денисенко, В.И. Живопись [Текст] / Н.С. Штаничева, В. И. Денисенко. – М.: Академический Проект, 2009. – 271 с.