Мастер-класс «Изображение пейзажа графическими материалами»

Данный мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования, которые работают с детьми школьного возраста и направлен на ознакомление с графическими ­материалами и техниками как средствами художественно-образной выразительности.

Мастер-класс проходит в форме беседы, включает практическую работу. Эти материалы и техники педагоги могут применять в дальнейшем в своей педагогической деятельности.

Они не только помогают овладеть разными графическими материалами, но и направлены на развитие воображения, образного мышления, творческого потенциала и способствуют росту общего интеллектуального уровня. Чтобы обогатить свою жизнь творчеством, необходимо видеть и размышлять «с карандашом в руках», научиться выражать свое отношение к тому, что изображаешь. Художник должен изучить специфику художественных материалов и техник для создания художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arslanova_master-klass_peyzazh.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация мастер-класса

«Изображение пейзажа графическими материалами»

Тема: «Изображение пейзажа графическими материалами»

Автор: Арсланова Лариса Рифгатовна,

педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТ «Вектор»

Описание

Данный мастер-класс предназначен для педагогов дополнительного образования, которые работают с детьми школьного возраста и направлен на ознакомление с графическими материалами и техниками как средствами художественно-образной выразительности. Мастер-класс проходит в форме беседы, включает практическую работу. Эти материалы и техники педагоги могут применять в дальнейшем в своей педагогической деятельности.

Они не только помогают овладеть разными графическими материалами, но и направлены на развитие воображения, образного мышления, творческого потенциала и способствуют росту общего интеллектуального уровня. Чтобы обогатить свою жизнь творчеством, необходимо видеть и размышлять «с карандашом в руках», научиться выражать свое отношение к тому, что изображаешь. Художник должен изучить специфику художественных материалов и техник для создания художественного образа.

Мастер-класс

«Изображение пейзажа графическими материалами»

Цель: знакомство педагогов с образным языком изобразительного искусства, с секретами рисунка, развитие наблюдательности и творческого воображения у детей, подготовка к самостоятельной художественной деятельности в изображении пейзажа.

Задачи:

  1. Показать графические материалы и их свойства.
  2. Способствовать применению техник в педагогической деятельности.

Материалы и оборудование: коробочки с графическими материалами (графические карандаши, уголь, сангина, соус, пастель), кисти, ластики, салфетки, листы бумаги, лак для волос, образцы готовых работ.

Время проведения мастер-класса - 45 мин.

Ход мастер-класса

Рисунок, эскиз, картина – это тончайшая система организации картинной плоскости, главное в которой – художественный образ.

Искусство графики – это один из видов изобразительного искусства, основой которого является рисунок. Слово «графика» происходит от греческого «графо» - «пишу, рисую». С произведениями графики мы встречаемся повсюду. Они в газетах, книгах, рекламе, в музеях, на выставках. Графика – самый распространенный вид искусства. Иногда достаточно схематичного наброска – и наша мысль понятна.

Рисунок принято считать ведущим в учебном процессе, так как именно он лежит в основе любого изображения. Однако для того, чтобы он был выразительным, необходимо знание графических материалов. Выбор материала прежде всего зависит от замысла художника, его чувственного восприятия объекта изображения. Это могут быть кратковременные наброски, зарисовки или самостоятельные графические произведения.

Материалами для их выполнения служат различные карандаши, уголь, сангина, соус, пастель, чернила, тушь, акварель, шариковые, гелиевые, капиллярные ручки, кисти, палочки, перья, фломастеры, восковые мелки, маркеры, мел и т.п. Выбор графических материалов с каждым годом становится все более разнообразным. Остановимся на некоторых из них.

Одним из излюбленных художниками материалов является карандаш. Сего помощью можно создать линеарные или тональные изображения (линией или штрихом). Чаще для рисунков используют мягкие стержни – от 2М до6М и более.

Уголь как рисовальный материал использовался художниками еще в глубокой древности. Кусочки древесного угля из потухшего костра – и вы можете рисовать. Рисовальный уголь дает глубокий бархатистый черный цвет, а разной силой нажима можно передать множество тональных переходов. Угольком можно выполнять, как быстрые, так и длительные зарисовки. Он очень удобен, податлив и приятен в работе, однако нужно помнить, что это сыпучий, пачкающий материал и его необходимо подготовить к работе. Углем можно рисовать на любой бумаге: оберточной, обоях, картоне, но лучше использовать плотную шероховатую бумагу.

Углем можно рисовать и линией, и пятном, быстро закрывая большие поверхности бумаги. Рисовать можно и острым кончиком, и широкой боковой поверхностью. Этот материал позволяет работать быстро, широко, разнообразно и дает возможность создавать выразительные рисунки с богатыми тональными отношениями (от самого светлого, используя цвет бумаги, до темного).

Уголь хорошо сочетается с другими художественными материалами – с мелом, сангиной, пастелью, карандашом. Создать угольный рисунок более светлым можно, если просто смахнуть уголь кисточкой. Рисунки углем необходимо закреплять, для чего используется специальный лак для волос, который нужно распылять с большого расстояния, чтобы не оставалось капель.

Сангина – сыпучий, как и уголь, материал, но цвет сангины красновато-коричневый, так как делают ее из разных сортов глины. Формируют сангину в квадратные и круглые палочки, которыми можно рисовать так же, как и углем: линией, штрихом, точкой, пятном, используя прием растирания (растушевки).

Мел – школьный мелок, белая пастель – материал из рода сыпучих, крошащихся. Им работают так же, как и угольком. Для мела необходима тонированная (не яркая, приглушенных тонов) шероховатая бумага. Красиво соединение в изображении угля, сангины и мела. Мелом желательно выполнить рисунки на темном фоне или на черной бумаге, что дает эффект «свечения» звезд на темном небе.

Нередко художники используют графический материал соус – толстые стержни из прессованного красящего вещества, имеющего множество серых оттенков. Соусом можно работать сухим и мокрым способами, разводя его кистью с водой в местах, где необходимо подчеркнуть более темный оттенок. Рисунки, выполненные соусом, хорошо передают светотеневые особенности натуры.

Любимый материал художников – мягкая и бархатистая пастель. Под таким названием существуют наборы цветных мелков, приготовленных из смеси особых веществ (гуммиарабик, декстрин, сахар, белила) и цветных красителей в виде сухих порошков. Пастель сгруппирована в наборы карандашей разных оттенков, и, рисуя, художник имеет перед собой как бы готовую палитру. Пастель является кроющим материалом, так как при накладывании одного штриха на другой виден цвет преимущественно верхнего слоя. Но можно накладывать штрихи различных оттенков параллельно друг другу и растирать их непосредственно на этюде. Пастель по восприятию цветовых пятен, тонкости колорита ближе к живописи, техника же исполнения (штрихи, линии, пятна) – ближе к рисунку.

Для рисунка пастелью требуется шероховатая, тонированная бумага: нейтральный (разбеленный или затемненный) тон помогает «собирать» цветовые оттенки рисунка в общий гармонический строй. Пастелью можно работать на бумазее, картоне, на шероховатой бумаге, на пеньковом холсте дереве, обработанном с помощью мела и клея.

Пастель, так же как уголь и мел, пачкается, поэтому работы необходимо фиксировать. Но фиксирование может изменить приятный мягкий тон и структуру пастели, сделав ее более яркой, резкой по цвету. Поэтому лучше всего закрывать поверхность рисунка пергаментной или папиросной бумагой либо хранить под стеклом.

Рисование пейзажа

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических и других произведениях. Пейзаж выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, передает чувства и настроения. Каждый рисовальщик должен уметь изображать пейзаж, необходимы наблюдательность и знание воздушной перспективы.

Поздняя осень. Карандаш

Красота природы, ее пластичность и выразительность всегда вдохновляли художников. В процессе выполнения практических заданий по рисунку пейзажей, деревьев, цветов, трав, зверей и птиц необходимо применять знания по основам перспективы, светотени, пропорций.

Смена материалов, их различные сочетания способствуют развитию интереса к творческой работе.

Свойства и возможности графических материалов очень разнообразны. Уголь и сангина могут быстро закрывать большие поверхности, обобщать форму предметов. Углем и сангиной можно успешно выполнять наброски на серой или бежевой бумаге (тонированной). На серой и черной бумаге удобно выполнять рисунки, наброски и зарисовки с использованием белого и цветного мела, чуть-чуть подцвечивая изображение. Художники часто применяют в набросках силуэтное рисование. Здесь можно прибегать к противопоставлению: если фон светлый, то материал – темный, и наоборот.

Показываются образцы разных работ в различных техниках, а так же рисунки выполненные карандашом, углем, сангиной, соусом, пастелью.

Последовательность рисования пейзажа

  1. Работа над рисунком пейзажа начинается с композиционного эскиза. Можно использовать форматы, вытянутые по горизонтали и вертикали, прямоугольные, квадратные.
  2. Выполняется легкий рисунок углем. Рисунок начинается с линейного построения. Уточняют форму объектов, их пропорциональные соотношения, перспективные сокращения плоскостей, прорисовывают детали. Затем переходят к светотеневой проработке пейзажа.
  3. Затем переходят к светотеневой проработке пейзажа. При помощи угля намечают тени, затем более светлые места. Светотеневые переходы можно отработать либо плоской кистью из щетины для растушевывания, либо пальцем. Не следует накладывать густой слой красящего вещества, лучше сделать в этом месте крестообразные штрихи, а затем разровнять эту часть картины при помощи кисти для растушевывания, так как в этом случае уголь потеряет бархатистость.
  4. Последняя стадия заключается в умении взглянуть на изображение в целом, обобщить его. В число задач пейзажиста входит передача определенного времени суток, состояние природы или времени года.
  5. Практическая работа. Выполнение рисунка углем, формат листа А3. Используем кисть для растушевки, тряпочку – для убирания излишней черноты. Для закрепления используем лак для волос.

Вывод:

Развивайте фантазию детей. Пусть они не только «оживляют» картинки, но и применяют разные графические материалы, осваивают новые техники, почувствуют их особенности. Подобные упражнения не только помогают развитию образной памяти, но направлены на развитие воображения, образного мышления, развитие творческого потенциала и способствуют росту интеллектуального уровня.

Список литературы

  1. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] Учеб. Пособие для студ.. высш. пед. учеб. заведений. / Н. М. Сокольникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2003. – 368 с., 12 л. ил.: ил.
  2. Ломоносова, М. Т. Графика и живопись: Учеб. Пособие [Текст] / М. Т. Ломоносова. – М.: Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 206 с.: ил.
  3. Лойко, Г. В. Школа изобразительного искусства [Текст] / Г. В. Лойко, В. М. Жабцев, - Мн.: ООО «Харвест», 2004, - 320 с.: ил.
  4. Константинова, С. С. Техники изобразительного искусства [Текст] Конспект лекций / С. С. Константинова.  – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 176 с.