Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности обучающихся на уроках изобразительного искусства

Попов Роман Борисович

«…Нет, и не может быть школы без воспитания,

без стремления помочь ребенку стать личностью

самостоятельной, одухотворенной, способной

отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству...»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности обучающихся на уроках изобразительного искусства

«…Нет, и не может быть школы без воспитания,

без стремления помочь ребенку стать личностью

самостоятельной, одухотворенной, способной

отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству...»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй

Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, умеющего ценить добро, красоту – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. С раннего детства ребенок должен впитывать культуру своего народа.

Ребенок наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Изобразительное искусство многофункционально и одна из его функций – воспитательная. В изобразительном искусстве заложен большой воспитательный потенциал, который до сих пор не реализуется в полной мере.

Культуру России невозможно себе представить без изобразительного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Произведения изобразительного искусства — это  светлое окошко, через которое маленький человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах.

У   детей с нарушением интеллекта отмечается значительное своеобразие восприятия: оно замедленного темпа, сужен объем воспринимаемого материала. Узость, ограниченность восприятия мешают воспитанникам ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой обстановке. Для них  характерна и недостаточная дифференцированность, и пониженная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, дети не могут  всматриваться в детали, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Школьники   не в состоянии выделить важные и характерные признаки. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенным и нередко искаженным. Это накладывает отпечаток на прием и переработку эстетических впечатлений.

Обучающиеся  с умственной отсталостью очень своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (репродукции, картины, художественные иллюстрации). Они не понимают явлений перспективы, не различают светотени, слабо дифференцируют промежуточные цвета и оттенки, ошибаются при узнавании сходных по начертанию объектов. Довольно часто дети допускают ошибки при объяснении выражения лица персонажа картины, а переживания героев не улавливают или толкуют их примитивно; движения и позу персонажей не связывают с их эмоциональным состоянием.

Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью совершенно равнодушны к некоторым видам искусства (произведениям, выражающим грусть, печаль, раздумье). Можно наблюдать абсолютно неадекватные реакции, например, смех вместо печали.

Существенным препятствием в развитии творческих и художественных навыков школьников является характерное для многих из них отставание в физическом развитии и, прежде всего, в двигательной сфере. А это отрицательно влияет на эстетическое воспитание детей, особенно во время занятий изобразительной деятельностью, ручным трудом.  

 Обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, ознакомление с изобразительным искусством  раскрывает перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учит лучше видеть и понимать действительность.  Этому способствует умелое сочетание методов и приёмов.  

Так, рассматривание картин, демонстрация фильмов, наблюдения за природой невозможны без  словесного пояснения, это необходимо и при организации уроков  по рисованию, лепке, аппликации. Специфичным в воспитании школьников с интеллектуальной недостаточностью  является именно то, что  с непосредственным воздействием наглядности должны обязательно сочетаться словесные пояснения, потому что чувства детей наиболее ярко выявляются в результате хорошо организованного впечатления.

Восприятие произведений искусства – сложный, многоплановый творческий процесс. Он требует затраты сил, сопереживания и времени. От взрослых требуется мастерство, такт и терпение. Чтобы проникнуть в суть произведения, не следует торопиться.

Среди видов изобразительного искусства живопись более других обращается к сфере человеческих чувств и переживаний. На полотнах великих мастеров мы видим счастье, восторг, неутешное горе, муки человека и другие эмоциональные состояния. Но ведь у ребенка  еще очень ограниченный жизненный опыт и это не позволяет ему самостоятельно постигать сложный мир человеческих отношений, человеческой души. Для этого детям с нарушенным интеллектом необходим взрослый, который сможет помочь ему проникнуться тем настроением, которое выражено в произведениях искусства. И, что немаловажно, отобрать те произведения, которые являются для ребенка наиболее эмоционально значимыми.

Установлено, что эмоциональный отклик у детей с интеллектуальной недостаточностью, вызывают те произведения искусства, в которых переданы чувства и отношения, наиболее близкие и понятные им (мать, дитя и их взаимоотношения).

Приобщать  детей к прекрасному надо как можно раньше. Именно в школе  дети с нарушениями интеллекта получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, Родине, узнают много нового о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Чрезвычайно важно именно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, помочь познать этот мир через произведения искусства, которые будут одновременно и развивать, и воспитывать.

Детям с интеллектуальной недостаточностью доступно восприятие и освоение народного искусства во всём его многообразии. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. А какими выразительными для детей являются произведения народного декоративно - прикладного искусства: хохлома, гжель, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки, матрёшки разных промыслов, вышивка. Дети с удовольствием играют с богородской игрушкой, с матрёшками, сами мастерят дымковские игрушки, с интересом рассматривают вышивку. Изделия народных мастеров помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.

Живопись, как один из видов искусства, воссоздает всё многообразие и богатство мира. Яркие  зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Они  учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события. Школьники  знакомятся с разными жанрами живописи: портретом, пейзажем, натюрмортом, сюжетной картиной.

Ни один другой жанр живописи не раскрывает человека так, как это делает портрет. Художник  показывает внутренний мир человека, подчеркивает самое существенное в нем. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком, и бравым солдатом, и озорной девчонкой. Способность поставить себя на место другого, испытать радость удивления или огорчения порождает чувство сопричастности, заинтересованности, освобождает воспитанника  от замкнутости. Познавая другого, ребёнок с интеллектуальной недостаточностью глубже познает и себя, опытом ощущения и отношения других людей может корректировать, уточнять свои эмоции и чувства, развивать свое умение понимать окружающих, проявляя доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткости и заботу. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания о быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Еще один жанр живописи, с которым знакомятся школьники – это пейзаж. Пейзажисты всего мира стремились передать на холсте все многообразие природы. Художники рассказывают нам о знакомых,  много раз виденных лесах, реках, полях, но вносят свое отношение, свое видение, свой образ природы. И. Левитан, И. Шишкин, К. Юон - певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу, как источник прекрасного в жизни человека. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, а поэтические образы, сравнения, метафоры помогают понять картину, углубить ее содержание.

Натюрморт, как и пейзаж, привлекает школьника с ограниченными возможностями здоровья, вызывает интерес к изображению предметов, составлению композиции, подбору фона, интересных цветовых сочетаний.

При  восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картины бытового жанра. Сюжетная картина привлекает детей интересным и увлекательным содержанием.

Для закрепления знаний детей о жанрах живописи можно использовать разнообразные дидактические игры:

- «Найди недостаток в портрете»,

- «Составь натюрморт»,

- «Найди картину автора»,

- «Художники-реставраторы» и др.

Еще одним видом профессионального искусства является скульптура. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). В отличие от живописи и графики, образы скульптуры имеют реальный объем и специфический материал. Это вызывает у детей ощущение весомости, тяжести, желание прикоснуться к скульптуре. Учитывая возрастные особенности детей, целесообразно, прежде всего, использовать скульптуру малых форм. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт воспитанников, а небольшие размеры скульптуры делают ее доступной к восприятию каждым ребенком.

Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому – это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать, больше замечать. Искусство является особой формой познания, воспитания и формирования личности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, особая роль изобразительного искусства в духовно-нравственном развитии и воспитании заключается в способности произведений максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом.

Литература:

  1. Аксенова, М. Энциклопедия по искусству. М.: Аванта +, 1998.
  2. Беляев, Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М.: Просвещение, 2000.
  3. Выготский, Л. С. Психология искусства. Санкт-Петербург: Азбука, 1983.
  4. Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2001.
  5. Люцис К. Малая детская энциклопедия. Искусство. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  6. Неменский Б.Н. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1985.