Жанры изобразительного искусства

Ульянова Валентина Владимировна

Научная публикация, "Жанры изобразительного искусства", поможет педагогам, как дошкольных учреждений, так и школьным работникам систематизировать свои знания по данной теме.

1.    Расширить представления и знания об изобразительном искусстве, его жанрах.

2.    Раскрыть особенности жанра натюрморта, познакомить с историей его развития в искусстве и  примерной классификацией.

3.    Раскрыть особенности жанра портрета, его сложности и привлекательности для живописцев, познакомить с историей его развития в искусстве и  примерной классификацией.

4.    Раскрыть особенности жанра пейзажа и его разновидностей, познакомить с историей его развития в искусстве   и его примерной классификацией.

5.    Познакомить с тематическим жанром (жанровой живописью)  и его разновидностями,  раскрыть взаимосвязь объектов изображения в жанровой живописи, дать примерную классификацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanry_izobrazitelnogo_iskusstva.docx64.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 57

комбинированного вида Приморского района

г. Санкт-Петербурга.

                         Научная публикация

"ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"

Разработала:

Воспитатель:    Ульянова Валентина Владимировна.

                                                  Санкт-Петербург

                                                           2019г.

Цель публикации:

  1. Расширить представления и знания об изобразительном искусстве, его жанрах.
  2. Раскрыть особенности жанра натюрморта, познакомить с историей его развития в искусстве и  примерной классификацией.
  3. Раскрыть особенности жанра портрета, его сложности и привлекательности для живописцев, познакомить с историей его развития в искусстве и  примерной классификацией.
  4. Раскрыть особенности жанра пейзажа и его разновидностей, познакомить с историей его развития в искусстве   и его примерной классификацией.
  5. Познакомить с тематическим жанром (жанровой живописью)  и его разновидностями,  раскрыть взаимосвязь объектов изображения в жанровой живописи, дать примерную классификацию.

       *** Большое значение в искусстве, в плане  познания материальной формы мира, имеет изобразительное искусство. Изобразительные искусства — общее название искусств, воплощающих художественные образы на плоскости и в пространстве ...  

К изобразительному искусству мы можем отнести широко известные виды как скульптура, декоративно-прикладное искусство, графика. Туда же мы относим фотографию, граффити, мозаику, витраж и т.д.

*** В изобразительном искусстве понятие, характеризующее область искусства, ограниченную определенным кругом тем, называют жанром. Жанр (от фр. Genre -  род, вид).  Различают  жанр пейзажа, портрета, натюрморта и тематический. Понятие  жанр сложилось в XV - XVI вв. в связи с развитием искусства. Современное понятие жанра особенно развито в станковой живописи (самостоятельное произведение, не связанное с каким-либо художественным ансамблем или с утилитарными функциями).

Понятие жанра историческая категория. Сложившиеся жанры претерпевают изменения в процессе исторического развития искусства. Некоторые существующие жанры отмирают (мифологический). Появляются новые (марина), как разновидность пейзажного жанра, дружеские шаржи как разновидность портрета и т.д. Возникают жанры синтетического характера; сочетание бытового жанра с пейзажем. История сложения и развития различных жанров живописи - живое свидетельство  неустанной работы человеческого сознания, стремящегося охватить бесконечное многообразие деятельности, эстетически ее осмыслить.

НАТЮРМОРТ.

         *** В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. nature morte"мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов (обычно домашней утвари, плодов, цветов, битой дичи, атрибутов какой-либо деятельности), объединенных в единую композиционную группу.

Натюрморт  может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.

В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени. Хотя натюрморт и неподвижная, «мёртвая» натура, он состоит из предметов, составляющих часть живой, окружающей нас действительности. Собранные вместе, скромные предметы могут глубоко отображать духовный мир человека со всем многообразием его противоречий и особенностей. Не случайно англичане называют жанр натюрморта «тихой жизнью», где неподвижность – внешнее проявление духовной жизни.

Искусство изображения  вещи издавна, еще задолго до превращения в самостоятельную область художественного творчества, было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда не исчерпывалась простой информацией, случайным добавлением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. До того, как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, лишь в той или иной мере входили в качестве атрибута в картины древности. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл.

Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы и падения.

***Суровое, напряженно-аскетическое искусство Византии, создавая бессмертные, монументально-обобщенные, возвышенно-героические образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных предметов.

 В древнерусской иконописи также большую роль играли те немногочисленные предметы, которые художник вводил в свои строго канонические произведения. Они вносили непосредственность, жизненность, порой казались открытым выражением чувства в произведении, посвященном отвлеченно-мифологическому сюжету.

***Натюрморт как самостоятельный жанр  возник в Европе на рубеже XVI – XVII веков. Известные  работы фламандских художников  Франса Снайдерса, Яна Фейта, Якоба Иорданса значительно повлияли на становление жанра натюрморта во многих странах.

       Расцвет натюрморта как жанра наступил в  XVII веке. Особенно прославили его художники, которые получили прозвище «малые голландцы" – то ли за малый размер своих картин, толи за "пустяковые" темы: ведь "тихая жизнь вещей" была тогда еще в новинку и не казалась важной. Наиболее известны  голландцы – Виллем Хед, Виллем Кальф, Абрахам Ван Бейерене.

      Больше всего "малые голландцы" любили рисовать красивую посуду, богатую домашнюю утварь, столы, накрытые изысканными и роскошными блюдами. Очень часто их натюрморты называли "завтраками". С любовью и удивительным мастерством переданы в них прозрачность стекла, блеск металла, пышные складки скатерти, капельки сока на срезе лимона…

Все предметы изображены настолько точно, что кажутся настоящими.

В то же время в соседней Фландрии художники осваивали другую разновидность натюрморта – "снедь". На больших холстах они изображали горы дичи, рыбы, фруктов, отчего картины напоминали витрину продовольственной лавки.

Только через столетие начали проявляться натюрморты другого типа. На них за предметами уже угадывался облик их хозяина – крестьянина, ремесленника, художника, ученого. В XVIII столетии натюрморт развивался по двум наиболее заметным линиям.

- природные предметы (цветы, плоды, разнообразная снедь, иногда в сопровождении птиц, мелких зверьков, насекомых)

- вещи, сделанные руками человека.

***Начало ХIХ столетия определило новый этап в развитии натюрморта, в обиход широко вошёл сам термин nature morte. Поиски художниками абстрактной красоты, делившей натуру  на мёртвую и живую, привели не только к восхищению античностью, но и к историческим изысканиям в искусстве. Натюрморт стал спутником исторической живописи романтизма. С середины ХIХ столетия натюрморт попал под влияние пейзажа, в него проник яркий солнечный свет, что резко изменило его цветотональную среду.

 Конец ХIХ - начало ХХ веков период возрождения натюрморта. Большой этап развития наблюдается в работах импрессионистов. (Импрессионизм - течение главным образом во французской живописи, характеризующееся стремлением передать средствами искусства мимолетные впечатления, богатство красок, психологические нюансы, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира.)

     Изменчивая видимость натюрмортов Эдуарда Мане и Винсента Ван Гога переходит в крепкие конструкции работ Поля Сезанна, красочные пятна Андре Матисса и живописные деформированные предметы Пикассо  

Они рисовали не в мастерских, а прямо на улицах Парижа, добиваясь на своих полотнах удивительной яркости, сочности, солнечности цвета. Вместе с освещением в натюрморт "входит" воздух. Предметы кажутся окутанными легкой голубоватой думкой прозрачной пространственной среды. От этого живая  ткань цветов и листьев обретает новую трепетность едва ощутимую подвижность. Лепестки, напоенные влагой, раскрываются, тянутся к свету чашечки цветов, зелень топорщится вырезанным кружевом. Жизнь предстает еще в одном своем качестве - в прелести единственного, непрочного, неповторимо прекрасного мгновения. Возникает по-своему яркое, хотя и несколько одностороннее раскрытие определенных свойств окружающего мира.

 ***В России натюрморт как самостоятельный жанр появляется в начале  ХVIII века. Первыми мастерами натюрморта были Г.Н.Теплов и П.Г.Богомолов.  

***Особенный интерес к натюрморту в русской живописи начинает пробуждаться в 80-х годах ХIХ века.  В ХIХ веке  многие русские художники в подготовительных этюдах создавали интересные натюрмортные композиции, например А.А.Иванов, П.А.Федотов, В.Г.Перов и др.

Определённый вклад в развитие русского натюрморта внёс И.Ф.Хруцкий, изображавший в основном цветы и фрукты.  

  Мало известны этюды натюрмортов художников-передвижников, но именно с них началась в России живопись натюрморта как живописного явления. «Яблоки и листья» И.Е.Репина, букеты цветов В.Д.Поленова, И.Н.Крамского и В.А.Серова стали питательной средой для русских художников того времени. В эти же годы в творчестве К. К. Коровина (1861 - 1939) и В. А. Серова (1865 - 1911) можно ощутить новые веяния.  Характер новых тенденций можно определить, как стремление художников связать натюрморт - сюжетно и живописно - с окружающей средой. "Мертвую натуру" выносят на пленэр, то есть на воздух, под открытое небо, связывают с пейзажем или же, напротив, органически соединяют с интерьером комнаты. В натюрморте хотят увидеть отражение мироощущения конкретного человека, его жизненного уклада, наконец - его настроения. Это характерно не только для начальных этапов, но и для всего периода развития натюрморта конца XIX начала XX веков.

Искания нового в натюрморте были чрезвычайно разнообразны. Русские живописцы первой половины XIX века по-своему решали стоящие перед ними задачи натюрморта. Живая достоверность, изображения, влюбленное внимание ко всему, что выражает потаенную жизнь природы, отмечает лучшие произведения той поры.

Искусство натюрморта, сложившееся ещё в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека.

Мы с вами отметили, что на  протяжении эпох менялись не только  методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. Не один предмет как таковой, но различные его свойства становились объектом перевоплощения, и через раскрытие вновь понятых качеств вещей выражалось свое, современное отношение к действительности, переоценка ценностей, мера понимания реальной действительности.  

Одна из основных тем жанра натюрморта — тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров, их красотой и бесконечным разнообразием. Но это не только любование природой, а еще и прославление человека, который вырастил, собрал, сохранил все эти богатства. Искусствовед К. Г. Черлинка пишет о том, что на полотнах Снайдерса за рыбными лавками угадываются неутомимые парусники голландцев, бороздившие моря всего мира, а за пестрыми грудами плодов на картинах Сарьяна — трудолюбивые руки армянских крестьян. В натюрморте, как правило, всегда «прочитывается» тема труда и творчества человека. Действительно, разглядывая предметы, изображенные на картине, начинаешь понимать, сколько усилий и мастерства вложено, чтобы изготовить вазу, расписной поднос, вышитое полотенце, чтобы вырастить овощи, испечь хлеб.

В натюрморте могут звучать и философские темы смысла жизни, общечеловеческих ценностей. Зачастую, вещам, изображенным на картине, художник придает метафорический, символический, иносказательный смысл. Кроме бытовой сущности они наделяются сущностью знаковой, например: свеча — символ человеческой жизни, ее быстротечности; алая роза — любовь;  пучок зелени — полнота жизни, оружие и трубы — символ победы и доблести и т.д. Разумеется, преподносить детям дошкольного возраста такое символическое, философское осмысление картин было бы преждевременно: оно недоступно им по возрасту. Пусть ребенок увидит картину соответственно своему, детскому уровню восприятия и понимания, а взрослый поможет ему в этом.

Художник составляет натюрморт из разнообразных форм, материалов, фактуры, цвета, тона, приводя все это в равновесие, подчиняя единому ритму и колориту.

Для натюрморта художник выбирает определенные предметы и соответственным образом их располагает. По тому, как они расположены, как использован цвет, мы можем узнать манеру письма того или иного художника.

Классификация

1)*** По предметному составу:

  • смешанный - натюрморт изображает разнородные предметы. (Поль Гоген  «Цветы и кошки»
  • однопорядковые натюрморты изображают объекты одного конкретного вида (Ренуар «Розы из Варгемона»)

2)*** По средствам выразительности (колориту):

  • в тёплой гамме (И.Грабарь «Хризантемы»)
  • в холодной гамме (П.Кончаловский «Хлебы»), присутствуют холодные тона
  • ***в контрастной гамме (Ренуар «Розы перед синей гардиной»)

3) ***По назначению:

  • флористика-натюрморт, изображающий цветы, служил для украшения жилья (Ренуар «Ваза с цветами»)
  • атрибуты деятельности, через них художник передаёт сведения   сфере деятельности человека (Кончаловский «Сухие краски»)
  •  ***натюрморты – завтраки, за ними можно увидеть образ жизни, уровень культуры человека (Эдуард Мане «Натюрморт с лососем»)
  • ***Лавки, демонстрирующие изобилие (Франс Снайдерс «Рыбная лавка»)
  • ***Философские, заставляют нас задуматься о смысле жизни (В.Серов «Открытое окно»)
  • Натюрморты – обманки (шутихи) очень популярны были во времена Петра I (Богомолов «Книжная полка»)

4)        ***По материалам:  

  • живописный (Хруцкий «Цветы и плоды»)
  • декоративно-прикладной (Жостовские подносы)
  • ***графический
  • ***скульптурный (Элемент композиции Этьен Фолконе «Зима», вазы в парках,  *** лепнина на потолках и стенах)

5) ***По манере исполнения:

  • реалистический,  детализированный натюрморт рассчитан на правдоподобие (Ж.Б.Шарден «Натюрморт с кухонной утварью и яйцом», Ж.Б.Шарден «Медный бак для воды»)
  • ***декоративные – отличаются яркостью условностью (декоративная роспись, П.Пикассо « Скрипка и гитара»).

6) ***По происхождению предметов:

  • природный  Винсент Ван Гог  «Ирисы»
  •  сделано руками человека (П. Кончаловский "Натюрморт с красным подносом").
  • ***Смешанный (П.Кончаловский «Персики»)

Итак, жанр натюрморта многообразен, а его основной объект — частная жизнь человека: его повседневные дела и потребности, выраженные в предметах — еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Но при этом в любом натюрморте в соответствии с нравственно-эстетическими запросами времени раскрываются представления современного художнику общества о красоте мира, духовном богатстве людей, отражается мир человеческих чувств и взаимоотношений человека с окружающим. За изображенными предметами в натюрморте всегда видятся люди — представители определенных социальных слоев, профессий, определенной среды и эпохи; за ними видится и личность художника.

«Натюрморт — это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не обязательно обусловленными жизнеподобными, бытовыми, пространственными отношениями между этими предметами» (Г. К. Черлинка. Натюрморт в советской живописи // Искусство.1988.-№ 5.-С.13).

ПОРТРЕТ

***К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты внешнего вида.

Само название этого жанра происходит от старофранцузского  выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту». Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета.  Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в которую он жил. Ценность портрета зависит от того, насколько глубоко художник сумел понять внутренний мир изображаемого человека, передать его характерные черты. Показав человека умным или глупым, гуманным или жестоким, хитрым или простодушным, можно как бы рассказать о всей его жизни. «Портрет! Что может быть проще и сложнее, очевиднее и глубже?» - заметил французский публицист, критик, поэт Бодлер.

К тому же автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.

***Уже в Древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика. Идеализированные, как бы приобщенные к прекрасному миру богов и мифических героев, образы поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в пластике Древней Греции.

     Поразительной правдивостью и одновременно жесткой определенностью психологической характеристики отличались древнеримские скульптурные скульптурные портреты. Выдающимся явлением своего рода были живописные портреты ритуально-магического назначения, которые создавались в Египте в I в. до н. э. — IV в. н. э. (по месту находки  позднее они стали называться фаюмскими). В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-мифологические образы, некоторые мастера создавали психологически точные портретные произведения. Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человеческая личность.

       Не было ни одного крупного художника, который бы не писал бы портрета, Свидетельство тому - длинный список всемирно известных имён.

XV - XVI века – Эпоха Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Боунаротти, Сандро Боттичелли. Множество своих современников — поэтов, ученых, властителей — запечатлел великий итальянский художник Тициан.  Гениальный голландский портретист Рембрандт Ван Рейн Харменс вводит нас во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нем величайшие богатства доброты и человечности. Широкую гамму различных чувств, темпераментов, человеческих индивидуальностей умел передать Рембрандт и в больших групповых портретах. Его соотечественник  Франс Хальс. ***Лучшие черты испанского национального характера — скромную сдержанность, чувство собственного достоинства раскрывает в портретах  другой великий портретист XVII в. - Веласкес Диего Родригес де Сильва. Там же в Испании работает Эль Греко.

***В XVII веке в европейской живописи на первый план начинает  выдвигаться камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, направленному на возвеличивание и прославление изображаемых людей.  Наиболее известные художники того времени Питер Паульс Рубенс и Ван Дейк.

***В XVIII веке – Франсиско Гойя, Жан Батист Шарден, Томас Гейнсборо и др.

***В XIX особенно высокого мастерства в портретном жанре достигли Антонио-Жан Гро, Эжен Делакруа, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Анри Матисс, Пабло Пикассо и др.

    С начала XVIII в. портретный жанр начинает активно развиваться и в русском искусстве.  

***В русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Как отдельный  жанр портрет пришел  в Россию  в  XVIII  веке вместе с европейскими художниками, приглашенными Петром I. Сначала на портретах, называвшихся тогда "парсунами" или "персонами", изображали самого царя и его приближенных.  Достаточно назвать такие имена, как  Андрей Матвеев, Иван Никитин, которые являлись придворными художниками  двора. Среди художников  того времени не часто встречаются русские фамилии.

*** Во второй половине XVIII в. работали прославленные портретисты Ф. С. Рокотов, создатель образов, полных тончайшей духовности, Д.Г.Левицкий, в своих парадных и камерных портретах подчеркивавший душевную широту и гармоническую цельность своих моделей, В. Л. Боровиковский - автор женских портретов, пронизанных тонким лиризмом.

***В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится романтическая личность, разнообразная в своих проявлениях. Мечтательность и одновременно склонность к героическому порыву, живая естественность лица и нарочитая эффектность позы переплетаются в принадлежащем кисти О. А. Кипренского портрете гусара Е. В. Давыдова.

Именно в портрете  отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими достижениями. Произведения В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и в особенности И.Е. Репина, покорявшие высоким гуманизмом и пристальным вниманием к человеку, стали отправной точкой для творчества ряда художников следующего поколения.

Непреодолимое желание найти средства для усиления образного воздействия, остроты и выразительности живописно-пластического языка обусловило обращение к изобразительному опыту классического искусства Запада и Востока, русской иконописи, народному искусству, а иногда к новой и новейшей европейской живописи.

***В 1860—1870-е гг. демократическое обновление русского искусства, становление реализма, в полной мере сказавшиеся в деятельности передвижников, непосредственно затронули и портретную живопись. Одно из главных мест занял особый вид портрета — портрет-тип, где человек, изображаемый во всей своей психологической сложности, оценивался еще и по его роли в обществе, воссоздавался в неразрывном сочетании его индивидуальных и типических черт.

           Высшие достижения в создании портретов-типов принадлежат И. Е. Репину: он находит у своих моделей неповторимо-конкретные, только им присущие позы, жесты, выражения лиц и передает с их помощью и духовные особенности личности, и ее социальную характеристику.

Одним из факторов, изменивших в конце XIX века облик портретных произведений, был пленэр. В обращении к пленэру многие русские художники увидели возможность "двинуться" к солнцу, воздуху, возможность для разрешения световых, цветовых и пространственных задач.

      В искусстве Репина пленэр стал важным фактором и последнего, завершающего этапа творчества. При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей.

       ***Опыт Репина в области пленэрного портрета был продолжен и обогащен живописцами младшего поколения - его учеником В.А. Серовым и К.А. Коровиным, произведения которых - "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888), "Хористка" (1883), портрет Т.С. Любатович (1886?) - явились для современников подлинным откровением. В этих работах показан не только характер портретируемых и присущие им индивидуальные особенности, фигуры девушек тесно связаны с внешней средой, все пронизано светом и воздухом.

Столь непосредственного восприятия мира, подобной убедительности ситуации, свежести, звучности и чистоты цвета не знала еще русская портретная живопись. И что в данном случае особенно  важно - свет в работах молодых русских художников не только не растворял в себе фигуру человека, как сплошь и рядом бывало в произведениях западного импрессионизма, а, напротив, способствовал выявлению жизненной правды, созданию одухотворенных поэтических образов.

   Пленэр во многом обогатил русскую живопись, но при этом он таил в себе определенную опасность, в особенности для живописи портретной. Он вносил в нее момент мимолетности, сиюминутности, что при чрезмерном увлечении световыми и цветовыми эффектами грозило потерей в портрете человека. Тем не менее, на протяжении 1890-х годов и даже двух первых десятилетий XX века ряд русских художников умело использовали при создании портрет,  как пленэр, так и некоторые приемы импрессионистической техники.

Однако важно подчеркнуть, что поступательное движение живописи пошло в другом направлении, в сторону усиления черт декоративности и монументальности. Произведения Серова и Коровина 1880-х годов стали важным звеном в развитии портретного жанра. Во многом, расширяя его понятие, они явили собой подлинно новый тип портрета. Общепринятой формой портрета во второй половине XIX века было поясное, реже погрудное или поколенное изображение. Художники сосредоточивали почти все внимание на изучении лица человека.

Представленный на нейтральном фоне, он как бы изолировался от окружающего мира, замыкался в самом себе. Интерьер или пейзаж, являются не просто фоном, а органичной естественной средой. Здесь проявилась также одна из основных тенденций в развитии русского портретного искусства данного периода - тяготение к обобщенно-синтетическому картинному претворению образов. Ведь это не просто портреты, а портреты-картины. Таковыми делает их как наличие антуража, так и содержательность, значительность самих портретных характеристик, их синтетический строй. Не случайно произведения Серова  "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем" стали символом вневременных ценностей - молодости, красоты жизни, близости человека и природы.

***После Великой Октябрьской революции деятельность многих мастеров кисти получила новое направление. Малютин, Бродский, Петров-Водкин, Нестеров, Сарьян, П. Кузнецов, Машков, Кончаловский, Альтман, Лентулов, Осмеркин и многие другие влились в ряды советских художников и стали строителями искусства социалистического реализма.

     Большую роль играет портрет в советском искусстве. Потребность запечатлеть образ нового человека, отмеченного такими духовными качествами, как коллективизм, революционная целеустремленность, стимулировала дальнейшее развитие реалистического портрета-типа; такие произведения, как «Академик И. П. Павлов» М. В. Нестерова (1935, ГТГ), П.Кончаловский «Портрет актрисы Визаровой» и другие стали емкими символами эпохи социалистического переустройства общества.  Лучшие качества советских людей нашли отражение в портретах периода Великой Отечественной войны. Широко и многопланово развивался советский портрет в послевоенные годы. Типические, устойчивые черты народного характера воплощал в образах крестьян-земляков А. А. Пластов.      Советский портрет не только позволяет глубже заглянуть во внутренний мир людей той эпохи, но и активно участвует в формировании новых духовных ценностей советского общества.

Одной из существенных граней этого жанра остается запечатление в живописи, графике, скульптуре образов выдающихся советских государственных и общественных деятелей, а также представителей науки, культуры и искусства. О большом общественном интересе к жанру портрета свидетельствуют регулярно проводимые в последние годы специальные выставки портрета.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТРЕТА

1) ***По предметному составу:

  • автопортрет (изображение автором самого себя, Он позволяет нам взглянуть на человека его же глазами. Рисуя автопортрет, художник никогда не лукавит, не льстит себе – ведь он тут и заказчик, и  исполнитель. (Рембранд «Автопортрет в молодости»)
  • ***женский- изображение женщины  (В.Серов «Портрет кузины художника»)
  • мужской- изображение мужчины  (В.Серов «Портрет Ф.Шаляпина»)
  • ***детский - изображение ребёнка иди группы детей (Ф.Рокотов «Портрет Бобринского в детстве»)
  • ***Смешанный (люди разных полов и возрастов, чаще всего семейные, т.е. групповые) Суриков «Меншиков в Берёзове»

2). ***По положению головы и туловища:

  • В анфас (Кустодиев «Автопортрет»)
  • в профиль (Васнецов «Портрет дочери»)
  •  только лицо (миниатюры)  Камея «Император Август
  • ***погрудные портреты с изображением разных поз (Леонардо Да Винчи «Автопортрет»)
  • поясной (Рафаль Санти «Донна Велатта»)
  • ***поколенный  Поль Гоген «Таитянские женщины»
  •  во весь рост  Васнецов «Царь Иван Грозный»

3)        ***По   композиции:  

  • однофигурный -   изображение   одного   человека   (Ф.Рокотов «Портрет Суровцевой»)
  •  парный -   изображение   двух человек (В.Боровиковский «Портрет Лобановых - Ростовских)
  • ***групповой портрет, изображающий двух или более человек. Здесь, наверное, своеобразный рекорд поставил И.Е. Репин – его картина "Торжественное заседание Государственного Совета" вмещает в себя 81 модель, и все написаны с портретным сходством.

          Групповые портреты могут  семейными  (Эдгар Дега «Семья

           Белели») или  цеховыми, т.е. изображающими людей, связанных

           общим делом, общей профессией.                                          

4).***По назначению:  

  • парадный - изображение человека во весь рост в парадной одежде;   художник   показывает   величие   человека,   его   значимость,   лицо, обличённое   властью, изображает человека в момент его торжества. Об этом красноречиво говорит весь его вид: пышная одежда со знаками отличия и украшениями, вычурная горделивая поза. Кажется, что модель откровенно позирует художнику.   (Ф.Рокотов «Портрет Екатерины II)
  • Полная противоположность парадному – камерный портрет. Само название говорит о том, что он предназначен не для парадных залов, а для небольших помещений (слово "камерный" означает на латыни "комната"). Камерный портрет вводит нас во внутренний мир человека часто неизвестного. Создается впечатление, что портретируемый даже не подозревает о том, что его рисуют (Ф.Рокотов «Портрет Струйской»)
  • ***социальный         изображение    человека,    занимающегося  профессиональной деятельностью (Нестеров '"Портрет скульптора В. И. Мухиной")
  • исторический - изображение исторического лица, не являющегося современником художника (Васнецов «Княгиня Ольга»)
  • ***Психологический портрет, когда раскрывается характер человека, его сущность через его внешность(В.Серов «Портрет художника Коровина»)
  • Портрет современника (П.Кончаловский «А.Н.Толстой в гостях у художника»)
  • Дружеские шаржи

5).***По  настроению:  

  • лирический       является   прямым   выражением   чувств  и переживаний героя и художника; чувствительный, повышенно-эмоциональный образ   (И. Репин  портрет дочери художника "Стрекоза")
  •  романтический   (В.Боровиковский «Портрет сестёр Гагариных"),
  •  ***драматический -   художник  показывает  внешний   конфликт  героя  (Эль Греко "Кающаяся Мария   Магдалина")
  • трагический       художник   изображает   внутренний конфликт героя (неизв. скульптор «Голова мужчины»)

6).***По   присутствию   фона:  

  • есть   антураж, (художник изображает героя на фоне пейзажа, интерьера) Кустодиев «Портрет жены художника»
  • нет антуража (Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самарии»).

7).***По   материалу:  

  • живописные (Д.Левицкий «Портрет Ланского»)
  • графические    (Винсент Ван Гог «Автопортрет»)
  • ***декоративные  (декоративная керамика «Ленин»)
  • Скульптурный (Гудон «Вольтер»)

      Жанр портрета является самым сложным в изобразительном искусстве. Сложность восприятия портрета заключается в самой сути этого произведения искусства. С одной стороны, художник, раскрывая перед зрителем образ человека, выражая его внутренний мир, высказывает о нем свое мнение. Зритель же самостоятельно пытается понять внутренний мир, мысли и чувства человека, изображенного на портрете, согласиться или не согласиться с художником, составить свое мнение об образе.

Художники воспроизводят облик человека по-разному: в привычной для данного человека обстановке, которая помогает нам узнать о его профессии, интересах, глубже раскрыть внутренний мир. Портрет может быть написан и на фоне пейзажа (природного или городского), который тоже дополняет представления зрителя о чувствах, мыслях, настроении, выраженных в художественном образе. Иногда в портретах мы не находим дополнительных деталей, помогающих понять внутренний мир изображенного художником человека, в этом случае зритель постигает его через глаза, мимику лица, руки. Существуют и групповые портреты, которые органично связаны сюжетом картины; художник раскрывает типичный образ через индивидуальность каждого человека.

  В чем специфика восприятия жанра портрета? Главное в портрете — лицо, в частности глаза и губы. Именно лицо раскрывает духовный мир человека.  Гегель говорит о портрете как о созерцании  характеров людей. Дополняют представление о нем руки, по ним можно судить о профессии, чертах характера, здоровье изображенного человека. Руки во многом помогают решению портрета, придают ему те необходимые  дополнительные черты, которые наиболее полно раскрывают  характер изображаемого человека, передают его душевное состояние, создают его  неповторимый образ. Руки говорят о человеке не меньше, чем его мимика, выражение глаз, походка и манера держаться. Существенное значение имеют поза и жест. Они всегда согласуются с лицом. Поза и жест помогают не только дополнить представление о характере художественного образа, но и определить его внутреннее эмоциональное состояние. Немаловажную роль в этом играют костюм и фон портрета. Они подчеркивают профессиональную и социальную принадлежность изображенного человека.

ПЕЙЗАЖ.

     ***Пейзаж – один из наиболее распространённых жанров живописи. Многие поколения художников отдали ему свой талант. Жанр искусства, изображающий природу, получил название "пейзаж", (от французского слова "пайс" – "страна", "местность").

     *** До XVII  века пейзаж оставался лишь фоном, на котором разворачивалось действие картин или позировала модель. Самостоятельным жанром его сделали голландские художники.

 ***История живописи на пленэре как жанра началась с голландских художников.  Голландцы первыми начали писать городские пейзажи и марины – морские пейзажи.

 ***В  XVIII веке был очень популярен архитектурный пейзаж – ведута ("вид" по-итальянски). На больших холстах художники с предельной точностью запечатлевали облик городов, благодаря чему мы знаем, как они тогда выглядели.

    В первой половине XIX века художники начинают изображать не просто природу, а ее различные состояния. На пейзажах возникают гроза, сумерки, туман, закат солнца…

Причем, если раньше пейзажисты творили в мастерских с помощью натуральных рисунков и воображения, то французские художники (Руссо, Коро) стали писать природу прямо на открытом воздухе.

***А во второй половине XIX века появились художники- импрессионисты (вспоминаем портрет). Они создали особую живописную манеру, накладывая краску на холст раздельными мазками чистого цвета, которые смешивались в глазах зрителя и составляли более сложные оттенки и цвета. Эти картины рассчитаны на то, чтобы смотреть их с расстояния, потому что вблизи они представляют собой мешанину из мазков и точек.

     ***В русском искусстве  к  середине XIX века сложились два основных вида пейзажа – эпический и лирический.

Эпический пейзаж изображает мощь и величие природы, большие пространства: бескрайние степи, горные хребты, морские просторы (Эпический - Шишкин «Корабельная роща», Айвазовский «Мельница на морском берегу»).

***Если эпический пейзаж будоражит, вселяет в зрителя ощущение торжественности, то лирический, напротив, дарит покой и умиротворение (Саврасов «Печёрский монастырь, Левитан «Заросший пруд»).

И сегодня есть художники, пишущие эпические и лирические, городские и сельские пейзажи, марины и ведуты.

***Появились и новые виды: индустриальный, который изображает заводы и стройки; космический (Леонов), фантастический.

Однако пейзаж — это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж — высшая ступень восприятия человеком природы. Художник-пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии  естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «...ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы... в нем нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, все направлено к одной цели, все образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы». В живописном пейзаже истинного мастера перед нами предстает природа, как бы вновь сотворенная, высветленная и зазвучавшая в полную силу во всей своей целостности и гармонии, ибо она одухотворена чувствами художника.

    Природа на полотнах художников предстает в разное время года и суток, в разную погоду. Она является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая различные настроения.

     Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь все это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.

         Пейзаж — это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением самого художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею. Созвучие пейзажа с поэзией  и музыкой позволяет подразделять его на жанры: лирический, эпический, романтический, драматический. Лирический пейзаж отражает красоту природы, он экспрессивен по настроению, вызывает определенные переживания — чувства грусти или радости, любви к Родине. У таких полотен хочется читать лирические стихи.

   ** Пейзаж ярче других жанров живописи выражает различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. Почти к  каждому пейзажу можно подобрать музыкальное или литературное  произведение. Восприятие картины И. И. Левитана «Золотая осень» можно мысленно сопровождать стихотворными строками А. С. Пушкина:

«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...»

     Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами ее объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж — поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); измененная человеком природа — села и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определенную эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

     Отмечаются некоторые особенности композиции этого жанра. Прежде всего, на пейзажном полотне отражается пространственная протяженность и глубина. Особое место занимает первый план, помогающий раскрыть идею произведения, замысел художника. Важной особенностью пейзажной живописи является соотношение размеров земли и неба на полотне, а также их цветовое отношение, которое создает гармонию колорита. При низком горизонте пейзаж кажется величественным, а при высоком создается ощущение простора.

   Особого мастерства в пейзажной живописи достиг Архип Куинджи.

***В 1880 году в Петербурге открылась необычная выставка. Необычная  потому, что состояла из одной картины. Написал ее А.И. Куинджи. Те, кто раньше не видел его работ, посчитали его затею страной и глупой. Но когда они входили в скромный выставочный павильон на Большой Морской улице, насмешки сменялись искренним восхищением.

 Всеобщий восторг выразил в своей статье поэт Я.П. Полонский: "Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эту темную даль, эти "дрожащие огни печальных деревень" и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтически тихую, величавую ночь?"

Картина продолжает удивлять зрителей и теперь, спустя 100 с лишним лет. Называется она "Лунная ночь на Днепре"

***Берёзовая роща

КЛАССИФИКАЦИЯ

1)***По предметному составу:

  • городской  -  изображение  города  в определенный  момент  времени  (Куинджи «Вид на Московский кремль, мост и храм Василия Блаженного»)
  • сельский -  изображение сельского вида (Сислей «Деревня Хелленкафе»)
  • ***морской изображение видов моря (Айвазовский «Кораблекрушение»)
  • ***ландшафтный - изображение простора природы (Альфред Сислей «Поле близ Аржантей»)
  • парковый — изображение отдельных мест парка (И. Шишкин "Парк в Павловске").
  • ***горный - изображение гор (М.     Сарьян     "Арарат")
  •     архитектурный - изображение     конкретного- архитектурного памятника (Врубель «Венеция. Мост вздохов»)
  •   ***индустриальный - изображение заводов, фабрик, строек (Кузнецов «Строительство АЭС»)
  • ***космический (Леонов «Космический вечер»)

  1. ***По средствам выразительности (колориту):
  • Тёплый - присутствуют теплые   тона  (И. Шишкин  "Березовая   роща")  
  • холодной   -   присутствуют холодные тона   (Куинджи «Осенняя распутица»)
  • ***контрастный  присутствуют  яркие  контрасты (И.  Левитан "Золотая осень»)
  1. ***По линии горизонта:
  • низкая – больше неба (Сислей «Церковь В Моне»)
  • средняя – на уровне глаз, земли и неба поровну (Куинджи «Болото»)
  • **высокая - ощущение простора, больше земли (М.Сарьян "Горы»),  
  1. ***По настроению:
  • эпический, раскрывает величие земли, в нём всё монументально, ярко (Сислей «Каштановая роща»)    
  • ***лирический ( «Шишкин "Рожь») - отражает красоту природы
  • ***романтический, вызывает яркие, сильные, страстные чувства   (Куинджи «Ночь над Днепром»)
  • ***драматический, всё напряжено, предвещает беду.  (Айвазовский "Кораблекрушение»)

5)***По формату:

  • вертикальный - стремление ввысь (Левитан «Весна-большая вода»),
  • квадратный - действие замкнуто на себе (Винсент Ван Гог «Оливкая роща»).
  • горизонтальный - ощущение простора, широты (И. Шишкин- "Утро в сосновом бору")

6)***По материалам:

  • графический (В.Гог «Скала у Манмажура»)
  • живописный (Поль Сезанн «Каштаны»)
  • ***декоративный (Палех)
  • скульптурный (Г.Сидорин «Бамбуковая роща»)
  1. ***По содержанию:
  • естественные (природа в естественном виде) Куинджи «Болото»
  •  преобразованные (преобразованная человеком природа) Клод Моне «Тюльпаны Голландии»

В композиции пейзажа все художественные образы находятся в равновесии, в ритмическом чередовании цвета и света. Таковы основные особенности использования художником выразительных средств живописи.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ЖАНР

  ***Распространенным видом станковой живописи является сюжетная композиция, называемая иначе тематической или жанровой.   Жанровая живопись была очень распространена в Голландии XVII века,  и часто художники специализировались на изображении  определенного  типа сцен  - например,  сцен в тавернах (Ян Стен),  концертов или домашних интерьеров (Ян Вермеер).

***В XVIII столетии тематический жанр  получил распространение в других странах Европы благодаря творчеству Жана-Батиста Шардена во Франции, Пьетро Лонги в Италии и Уильяма Хогарта в Англии.

***Картины жанровой живописи в отличие от портрета раскрывают не конкретно-определенную личность, поэтому они являются синтезом всех жанров.

***В сюжетной живописи мы увидим и портрет, и пейзаж, и натюрморт.

***Особое место жанровая живопись имеет в работе с детьми. Познание духовного мира людей через жанровую живопись позволяет формировать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетическую восприимчивость и чуткость.

Тематический жанр  классифицируется:

1. по тематике

  • ***Бытовой жанр - (фр. genre, нем. Sitten-bild) — жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека. В основном эти сцены изображаются на полотнах живописцев, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре. Бытовые события, запечатленные художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времен. Бытовой жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI— XVII вв. Голландские живописцы любовно воссоздали жизнь самых разных слоев общества. Галантные беседы обретали изысканную грациозность и легкую ироничность на картинах французских художников XVIII в. Позже, от простой фиксации явлений художники переходят к раскрытию внутреннего смысла и общественно-исторического содержания повседневной жизни. Критически изображали общественные отношения французские художники О. Домье, Г. Курбе и русские живописцы А. Венецианов, П. Федотов, В. Перов, И. Репин и все передвижники. Постепенно стирались границы между бытовым, историческим и батальным жанрами. Сложными и разнообразными путями идет развитие бытового жанра в XX в. (Э.Мане «Музыка в Тюильри»).

***Ему доступны изменчивые ситуации и психологические нюансы (О. Ренуар «Зонтики», Э.Дега «Танцевальный класс»).

 ***Этот вид  живописи рассказывает о труде и быте разных людей, об их успехах, радостях и невзгодах(Петров-Водкин «Купание красного коня», А.Дейнека «Парнишка на лошади»)

  ***Поскольку темы бытового  жанра всегда рождаются из жизненных ситуаций, то произведения данного жанра позволяют нам приобщать детей к социальному опыту своего народа, его национальным традициям, нравственно-эстетическим идеалам. Художник с помощью выразительных средств оценивает взаимоотношения людей, взаимосвязь между обществом и личностью (Пластов «Колхозный праздник»)

 В жанровой живописи широко представлена и тема детства, отрочества. Картины эти пронизаны радостью, солнцем, яркой цветовой гаммой, они жизнеутверждающи.

  • *** Особое место занимают работы о детях (В.Серов «Дети», Салли

             Сватланд «Первое плавание»)

  • *** Здесь же представлены работы о спорте (А.Дейнека «Хоккеисты»)
  • *** О труде и производстве (Ряжский «В мастерской»)
  • *** И картины с изображения с животными и о животных (Мацуолла

       Джузеппе «Адонис и вепрь», А.Брагинский «Быстрее ветра»)

  • *** Исторический жанр - один из жанров изобразительного искусства, посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками (Суриков «Утро Стрелецкой казни»)Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем.

***Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события.  Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории часто находили художественное выражение в историческом жанре (Ю.Ракша «Моё Куликово поле»)

  • ***Батальный жанр - (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом этот жанр характерен для живописи, отчасти также графики и скульптуры. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную художнику жизнь армии и флота (А. Дейнека «Оборона Севастополя»)

***Батальный жанр может включать в себя элементы других жанров — бытового, портретного, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюрморта (при изображении оружия и других атрибутов воинской жизни). (Айвазовский «Чесменская битва»)

Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), он переживает свой расцвет в XVII—XVIII вв. (Д. Веласкес, Рембрандт, Н. Пуссен, А. Ватто) и особенно ярко передает трагедию войны в период романтизма в 1-й половине XIX в. (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа).

***Художники-баталисты, как правило, стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но порой в своих произведениях они разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают ее (В. Верещагина«Нападают врасплох»)

***Б.Виллевальди «Полтавская битва»

 

  • ***Мифологический жанр - (от  гр. Mуthos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля. В XVII — начале XIX вв. значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо).

***В XIX в. мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (Ж.-Л. Давида, Ж.-Д. Энгра, А. Иванова).

**Для нас наиболее важны изображения наших сказочных персонажей, в изображении которых преуспел  Васнецов, так как в работе с детьми сказка занимает одно из значимых мест.

2. *** по количественному  составу

  •  однофигурные  (Ян Вермеер «Молочница»)
  •  немногочисленные  с    малым    составом    героев    (П.Пикассо «Девочка на шаре»)
  • ***многофигурные      с большим    числом героев (В. Суриков "Боярыня Морозова").
  1. По наличию конфликта:  
  •  сложные указывают на наличие жизненного конфликта (Н.Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта»)
  •   простые, лишены развёртывающего сюжета, действия и внутреннего конфликта (Г.Сорока «Кабинет в островках»)

4. По формату:

  •  вертикальная (Васнецов «Снегурочка»)
  • квадратная (Васнецов «Богатыри»)
  •  ***горизонтальная (Суриков «Завоевание Ермаком Сибири»)

5. По    материалу:    

  • живопись (Поленов «Московский дворик»)  
  • графика (Винсент Ван Гог «Старый виноградник и крестьянка»)
  • ***декоративные (искусство Палеха и Городецкие росписи)
  • ***Скульптурное изображение

В композиции жанровой картины нет ничего лишнего, не связанного с композиционным центром. Каждая деталь, каждое цветовое пятно имеют значение в раскрытии замысла художника, идеи картины.

В жанровой картине художник пишет композиционный центр детально, ярко, сочно, а второстепенные, подчиненные ему образы, предметы более обобщенно. Логику восприятия произведения художник указывает либо жестами, движением изображенных образов, либо цветом и светом. Жанровые картины могут быть различного типа: с немногочисленными действующими лицами и многофигурные композиции с более сложным сюжетом.

Цвет в жанровой картине помогает выявить композиционный центр. Он более яркий и интенсивный, привлекает наше внимание. Учитывая особенность внимания дошкольника — замечать все яркое, надо учить его выделять композиционный центр вначале с помощью цвета, понимать взаимосвязь между цветом и содержанием. Чем дальше от композиционного центра, тем цвет и свет как бы гаснут, становятся приглушенными, лишь иногда вспыхивают, как искорка, в какой-нибудь детали  Колорит картины всегда соответствует изображенному моменту реальной действительности. Он отвечает времени года, состоянию погоды, освещенности, настроению и состоянию изображенных людей. Цвет в жанровой картине по сравнению с пейзажем выступает как бы ярким эмоциональным дополнением к содержанию и композиции, воздействующим на наши мысли, чувства, настроение, вызывает различного рода ассоциации (эмоциональные, эстетические, нравственные, обращенные к своему опыту, воспоминания о сходных ситуациях и пр.).

Самым главным в жанровой живописи является глубокое и реальное воспроизведение образов людей и событий, жизненная правда, посредством восприятия которой ребенок приобщается к жизни.

 СПИСОК    ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н… «Живопись» // М.»Владос» 2007г.
  2. «Здравствуй музей!» - экспериментальная музейно – педагогическая программа. // СПб. 1995.
  3. Зуева А.В., Коршунова О.А. «Развитие ребёнка дошкольного возраста в пространстве музея и творческой студии» сб. «Художественное образование ребёнка: история и современность» // С-Пб «Наука» 2007.
  4. Клаккина Л.М. Введение в искусство//СПб. 1998.
  5. Лушников Б.В. «Рисунок – портрет» // М. «Владос» 2008г.
  6. Мосин И.Г. "Рисование. Виды и жанры".// У-Фактория, Екатеринбург, 2000
  7. Пантелеева Л.В. Музей и дети. Художественный музей в эстетическом развитии дошкольника //М.2000.
  8. Стасевич В.Н. Искусство портерта //М. 1972г.
  9.  Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. «Рисунок, живопись, композиция»  Хрестоматия// М.1989г.
  10. Трофимова М.Ф., Тарабарина Т.И. " И учеба, и игра. Изобразительное искусство." //Ярославль, "Академия развития", 1997 г.
  11. Г. К. Черлинка. Натюрморт в советской живописи // Искусство.1988.-№ 5.-С.13).
  12.  Чумичева Р.М.  "Дошкольникам о живописи" // Москва, "Просвещение", 1992 г.