Рисунок как основа творчества

Фофашкова Татьяна Владимировна

Немного о технике рисования для начинающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл техника рисования для начинающих18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рисунок как основа творчества.

Источником  художественного творчества служит окружающий нас мир во всем многообразии его проявлений: жизнь самого человека, растительный мир,  мир животных. Рисунок имеет значение как способ изучения и познания мира. Само слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим  «создание образа»,  и «чертеж» , «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения . С XIX века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий и черт важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Сначала о технике рисования карандашом.

Начинающие рисовать сталкиваются с трудностями, возникающими перед ними из-за неумения правильно держать карандаш в руке и незнания организации рабочего места, приемов работы.

В процессе рисования с натуры, по памяти и по представлению различных предметов учащиеся овладевают техникой рисунка, представляющей собой систему технических средств и изобразительных приемов, благодаря чему на плоской поверхности бумаги появляется зрительный образ того или иного предмета. Техникой рисования называют способ нанесения на поверхность бумаги различных следов от карандаша, пера, кисти, причем следы-линии, штрихи, мазки должны быть осмысленными.

Начинающие рисовать всегда неправильно держат в руке карандаш, пользуясь им как ручкой для письма. При таком способе рисования учащийся ограничивает свои возможности правильного построения формы изображаемого предмета из-за того, что он не в состоянии видеть сразу весь рисунок и в придачу его рука лишена необходимого маневра и подвижности. Правильное положение карандаша в руке вырабатывает навыки построения формы и позволяет постоянно сравнивать изображение с натурой . Правда поначалу рисующие испытывают неловкость и большое напряжение  при таком положении руки, которые проходят по мере овладения навыком.

Преимущество правильного положения карандаша в руке еще и в том, что поверхности бумаги касается только инструмент и кончик мизинца либо безымянного пальца, чтобы на что-то опереться. В этом случае следы карандаша не загрязняют поверхность бумаги, растираясь под воздействием ладони, лежащей на листе.

Начало любого изображения карандашом должно проходить без нажима на бумагу, легко, с проведения едва заметных линий, очерчивающих общее расположение изображаемых объектов и нахождения их пропорций . Когда общее расположение объектов т.е. композиция, решено на рисунке верно, можно переходить к уточнению линий, усилению их выразительности, уплотнению штрихов, подчеркивающих объемность изображения.

Все выполняемые задания в рисовании представляют собой ряд постепенно усложняющихся заданий.

Первые практические упражнения,  направленные на  освоение техники рисования, следует начинать с проведения от руки прямых линий, деления прямых линий на четное и нечетное число равных частей. Начинающему нарисовать прямую линию от руки нелегко. Следует постепенно обретать навыки и умения, необходимую ловкость и гибкость руки.

В процессе проведения прямых линий полезно работать обеими руками, выполняя задание одновременно двумя карандашами и в разных направлениях. Такое занятие раскрепощает рисующего, а результаты работы придают уверенности в своих силах. Следующее упражнение - проведение прямых линий с вертикальными и наклонными параллелями. Эти упражнения направлены на развитие глазомера и чувства пропорций. Чтобы не пропал интерес к рисованию можно начинать включать  в процесс обучения рисование  с натуры различных предметов простых по форме.

Любое изображение связано с изучением натуры и познанием ее особенностей. Необходимо учить умению смотреть на натуру, чтобы ставить перед собой изобразительные задачи и самостоятельно их решать.

Как пример осенью интересно рисовать с натуры фрукты и овощи.  Бесформенных предметов в природе нет, одно из свойств объемного тела - форма. Как известно, основа любого изображения – рисунок. Для начала в изображении  можно использовать цветные карандаши. По сравнению с любыми красками цветные карандаши не дают ни необходимой силы тона, ни богатства оттенков цвета. Однако у них есть свои достоинства, при разумном использовании можно добиться определенной цели в усвоении основ изобразительной грамотности. Цветной карандаш хорошо передает мельчайшие детали с предметной конкретизацией формы в рисунке. Характер штриховки цветными карандашами  должен диктоваться  особенностями материальной поверхности изображаемых даров природы, когда нужно делать объемность  и легко, и плотно, сравнивая рисунок с натурой.  От разнообразия техники штриховки возникает впечатление правдивости изображения, если штрихи наносят не только одним цветным карандашом, а разными - один цвет перекрывают другим. Смешение штрихов разных оттенков вносит в рисунок элементы сходства с натурой.

Более сложное упражнение  - это рисование с натуры чучела птицы. Краткосрочные упражнения, наброски и зарисовки, передающие общие очертания пернатого с главными пропорциями и движением. При этом следует избегать изображать только профильные положения тела птицы как наиболее понятные и выгодные  рисующему с точки зрения удобства рисования. Следует зарисовывать птицу и спереди, и сзади. Подмечая выразительные особенности натуры.

Для рисующего умение видеть предполагает умение сравнивать и  выявлять отношения, которые существуют между частями и признаками предмета, между предметом и окружающей средой, которые определяют его целостность  и взаимосвязь.

Человек способен познать предмет и воссоздать его облик, но не вдруг, не сразу, а постепенно.  В процессе изображения можно выделить четыре этапа. На первом этапе показываются самые общие признаки предмета, укладывающиеся в наружный контур – обрис. Форма предмета обозначается  немногими линиями  или в виде геометрической фигуры, чаще всего прямолинейной. На втором этапе проявляются признаки, характеризующие предмет и целую группу родственных ему объектов, то есть типические признаки. На третьем этапе показываются признаки присущие только данному предмету. Четвертый этап отводится обобщению нарисованного с предварительной проверкой связей, починяемыми целому.

Процесс освоения техники рисунка  -  длительный процесс, он требует внимания, целеустремленности, упорства, трудолюбия и систематических упражнений. Вот почему выдающиеся мастера искусства рекомендуют постоянно, не пропуская  ни одного дня, рисовать что-нибудь, упражняться без передышки.

Литература:

  1. Костерин Н.П. Учебное рисование ,-М: Просвещение, 1984г.