Роль цвета в композиции

Роль цвета в художественно-эстетическом развитии детей 6-9 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu_rol_tsveta_v_kompozitsii.docx610.52 КБ

Предварительный просмотр:

Чевелева О.М.

МБУДО «ДХШ №1»

Роль цвета  в композиции

(из опыта работы с детьми 6-9 лет)

                                                                         C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (3)\DSC01135.JPG

        Скажи, скажи, художник,

        Какого цвета дождик?

        Какого цвета небо,

        Какого цвета вечер?

        Скажи, какого цвета зима,

                  весна и  лето?..

Художественно — эстетическое развитие играет огромную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Важное место в нем отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств, в том числе, чувство цвета. 

Цвет - это яркая, красочная сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.  Цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния.

 В силу этого в изобразительном искусстве дошкольников цвет становится самым важным  выразительным средством маленького художника. Цвет выражает мысли и пробуждает эмоции. При помощи цвета можно передать настроение и характер изображаемого образа, настроение и состояние в природе.

Ребенок с детства воспринимает яркие открытые цвета: красный, зеленый, синий, желтый.  Задача педагога расширить цветовой кругозор ребенка. Научить внимательно наблюдать за окружающей природой и окружающей действительностью.  В процессе обучения развить цветовое восприятие и воспитать культуру цвета юного художника, умение видеть красоту цвета и различные сочетания цветов.

Чтобы дети могли свободно ориентироваться в цветовой палитре, богатстве цвета, необходимо знакомить их с основами  цветоведения,  разнообразием цвета и его оттенков (холодных, теплых, светлых, темных, насыщенно ярких и нежных пастельных), формировать умение создавать из основных цветов дополнительные,  умение подбирать цвета и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету.

В работе по изучению цвета могут применяться самые разнообразные приемы и методы:

-беседа с детьми;

-наблюдение;

-эксперимент;

-анализ произведений изобразительного искусства

В беседе необходимо обращать внимание детей на цветовое разнообразие предметов и явлений, на цветовое богатство нюансов и оттенков в окружающей действительности. Научить детей быть внимательными и наблюдательными, развивать их зрительное восприятие цвета, а также чувство гармонии цвета и цветосочетания.

Очень важны и полезны упражнения  по цветоведению. В результате которых дети узнают как из основных цветов получить дополнительные, как получить светлые и темные оттенки. Можно бесконечно эксперементировать, к ярким цветам  прибавляя новые, получать  бесконечное количество цветовых пятен.

               C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (3)\DSC01137.JPG         C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (3)\DSC01136.JPG

Упражнения по смешиванию красок и получение новых оттенков вызывает у детей чувство невероятного восторга .  Краски приходят друг к другу в гости, дружат , сливаясь друг с другом.  Некоторым известным художникам на всю жизнь запомнилось, какое восхищение вызывала у них в детстве красота красок, их смешение. Научившись смешивать краски,  ребенок уже не может и не желает ограничиваться одним цветом, а стремиться к их разнообразию.

В качестве упражнения можно закрасить небольшой листок формата половина альбомного листа   теплыми цветами, пытаясь найти как можно больше оттенков, затем оттенками холодного. 

Закрепить упражнения можно заданиями: «Осенняя бабочка», «Осенний лист», «Осенний цветок», «Осеннее дерево», «Образ осени» (Задания на передачу теплого колорита).

Разнообразие холодных оттенков можно отработать в таких заданиях:
«Зимний лес», «Зимняя бабочка», «Птица-зима» и т.д.

                              C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (3)\DSC01140.JPG

Для развития чувства гармонии цвета необходимо давать задания на ограничение цветовой палитры в работе. За основу можно взять серый или коричневый цвет и попробовать из них получить как можно больше оттенков: темных и светлых. При помощи монохромной цветовой гаммы можно получить очень эмоциональные, выразительные образы. Чтобы передать в композиции настроение грусти или печали, применение серых и коричневых оттенков поможет в работе над образом.

        C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (3)\DSC01134.JPG              C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (3)\DSC01139.JPG

Кроме занятий с детьми необходимо проводить экскурсии и прогулки на природу, пленэрные занятия. Природа — великий художник. Многие поколения художников учатся у нее. Цвет в природе существует не сам по себе, он тесно связан с изменениями в природе, что очень важно показать и рассказать детям, как цвета тесно связаны и воздействуют друг на друга.

Наблюдения жизни помогает понять произведения искусства, их цветовое решение, колорит, в том числе как при помощи цвета передать настроение. Состояние в природе, характер создаваемого образа.

                               C:\Users\Владелец\Desktop\Новая папка (3)\DSC01141.JPG

Воспитанию гармонии цвета и художественно-эстетического чувства способствует знакомство учащихся с художественными произведениями . Карины известных художников, а также репродукции картин, их внимательное наблюдение и анализ,  способствуют развитию чувства цвета, формированию художественного вкуса.  Юные художники сразу начинают понимать  и чувствовать  настроение картины: веселое, радостное, грустное,  нежное, солнечное, пасмурное, светлое, утреннее. Или как при помощи цвета художник передал образ того или иного героя художественного произведения, раскрыл идею картины.

Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям  законы красоты окружающего мира.
Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.
Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне.
Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития  художественного восприятия цвета у  школьника

Развитие у детей цветовосприятия и цветовоспроизведения, воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир, свободно общаться с цветом, выражая свои чувства, мысли и эмоции, то есть эффективно пользоваться цветом, как главным выразительным средством живописи главная задача педагога-художника.