Лекция-беседа Андрей Рублев. Фресковая живопись
Жизненный и творческий путь Андрея Рублева. Феофан Грек - старший современник Андрея Рублева. Фрески Успенского собора во Владимире. Троица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya-beseda_andrey_rublev._freskovaya_zhivopis.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Андрей Рублев. Фресковая живопись. Иконы. Троица.
Мы познакомимся с творчеством легендарного русского художника Андрея Рублева. Современная наука сохранила восприятие Рублева, как художественного гения Древней Руси. Жизненный путь Андрея Рублева известен по отрывочным текстам летописей и житейских текстов. Родился приблизительно между 1360-1370 годами, а годом смерти считается 1430, 11 февраля по новому стилю.
Представьте Русь 14-15 вв., редкая по драматургии эпоха. В народе свежи воспоминания о Куликовской битве, но помнил народ и страшный погром, учиненный татарами два года спустя. В 1395 Москву спасло чудо от разорения, а в 1410 году разграблен и сожжен Владимир. Трагические набеги продолжались, но шло духовное возмужание Руси. Православная Россия тесно связана с православным Востоком, изнемогавшим в неравной борьбе с турками-османами. Заканчивалась история Византийской империи. В России над росписями соборов работали византийские мастера.
Феофан Грек был старшим современником Андрея Рублева. Он был великим мастером фресковой живописи, выходцем из Византии. А что же такое фреска? Фреска – это роспись по сырой штукатурке. Мастер готовил эскизы, и когда стена оштукатуривалась в течении недели можно было писать по заранее заготовленным шаблонам темперными красками. Летописи сообщают, что в 1405 году Благовещенский собор, стоявший на месте нынешнего храма, расписывал Феофан Грек, Прохор с Городца и монах Андрей Рублев. Упоминается его имя последним, это говорит о том, что Андрей Рублев был среди мастеров самым молодым. В следующей летописи 1408 года имя Рублева упоминается в работе по росписи Успенского собора г. Владимира.
В житие Преподобного Сергия Радонежского говорится о росписи Рублевым Спасо-Андроникоцкого монастыря в Москве. Эти фрески не сохранились. Здесь же Рублев назван «иконописцем преизрядном, всех превосходящим». С 16 века Рублев пользуется большим авторитетом. В 1551 году Постановление Стоглавого Собора его икона «Троица ветхозаветная» была признана образцом иконы.
Андрей – имя монашеское, мирское осталось неизвестным, как и его происхождение. Прозвище по отцу «Рублев» (фамилий тогда не было) могло происходить от слова «рубель» - инструмент для разглаживания белья. Похоже, он был москвичом, но у кого учился мастерству неизвестно. Росписи Успенского собора являются сегодня единственным подтвержденным летописью памятников рублевского искусства.
Фрески Успенского собора во Владимире
В 1408 году началось появление кафедрального собора во Владимире, построенного в 12 веке и расписанного в домонгольский период. Заказ получили Андрей Рублев и Даниил Черный. Фрески сохранились частично и далеки от первоначального вида. Лучше всего сохранилась выполненная в среднем нэфе композиция Страшного суда. Она представляет собой картину второго пришествия Христа очень своеобразно. Под низкими сводами хора человека ждет встреча со сходящим к нему с небес Богом. Христос и Судья легко парит в сиянии своей славы, с воздетой в приветствии десницей (рукой). А теперь давайте вспомним, как выглядели лики Христа, Пророка и Святых у византийского учителя Рублева Феофана Грека. Лики темны, строги, взгляд суров. Объем придают вспышки редких пробелов. Лики призваны наводить страх на посетителей. А как пишет Святых Рублев?
В облике Христа ни чего грозного, лик кроток и светел. Он несет мир и спасение людям. Вокруг Христа расположились парящие ангелы со свитком неба в руках. Апостолы, сидящие на судейских скамьях и ангельские чины у них за плечами. Рядом прародители, Адам и Ева, и Богородица и Иоан Предтеча, молящиеся за людей. Небольшой масштаб и гармоничные пропорции рождают чувство покоя. Ангелы, свивающие небеса как свиток возвещают о близости сроков суда. Престол напоминает об искупительной жертве Христа. Фигуры Адама и Евы об узах первородного греха. Богоматерь и Предтеча о молитвенном бдении Святых заступников человеческого рода. Их молитвы продолжают ряды Апостолов. Идея праведного и милосердного суда здесь впервые в русском искусстве воплощена в совершенной художественной форме. Сцены праведником Страшного суда зовут человека последовать за ними в небесное царство. Ярче всего запоминаются типично рублевские лики, с нависающими шарообразными лбами мыслителей, с широко раскрытыми глазами. На западной стороне арки, в том же нэфе, изображена фигура трубящего к земле ангела Апокалипсиса. Его лик кажется радостным в сиянии юной красоты. Андрею Рублеву принадлежит многофигурная композиция центральной части Страшного суда. Аналогичную композицию он мог видеть в Дмитриевском соборе, стоящем рядом. Расписанная византийским живописцем по античным канонам.
Образ парящего во Славе Христа подобно замковому камню соединяет и удерживает всю композицию. Позы учеников естественны и сложны одновременно, их легкие веретенообразные силуэты кажутся парящими. Ангелы за апостольскими спинами напоминают Ангелов Дмитриевского собора. Рисунок выполнен в графической манере. Вместо теней световые потоки. Одежда написана разбеленными цветами: бледно-голубой, золотистый, лиловый. На южном нэфе – шествие праведных в Рай, ведомых апостолом Петром с ключом в руках. У райских ворот стоит апостол Павел, а в них благоразумный разбойник. Сохранились фрагменты фресок: «Введение Богоматери во Храм», «Жертвоприношение Иоакима и Анны», «Преображение», «Сошествие Святого Духа», «Крещение». Они были открыты в 1974-79 годах. Время беспощадно повредило великолепный ансамбль, его колорит и звучность цвета. Реставрация 1970-80гг. нанесла урон авторскому слою. В настоящее время состояние бесценной живописи усугубляется неблагоприятным воздействие постоянных богослужений в этом действующем храме.
Троица
Икона Троицы Ветхозаветной (ок. 1411 или 1425-1427гг.) находилась до 1918 года в местном ряду иконостаса Троицкого собора, Троице-Сергиевской Лавры. Икона Троица занимает особое место во всей древнерусской иконописи. Она является величайшим шедевром и критерием подлинности для всех приписываемых Рублеву произведений. Она была открыта после снятия слоя более поздних записей в 1904 году. Иконы в действующих храмах поновляются, т.к. со временем олифа темнеет и наносит отпечаток копоть от свечей, а иногда иконы записывались новой иконой, навсегда скрыв прежнее изображение. Современные рентгенологические исследования находят до пяти живописных слоев, принадлежащих разным авторам и векам.
Темой Троица ветхозаветной явилось сказание о гостеприимстве праотца Авраама – приеме и угощении им трех странников, пришедших возвестить Аврааму и его жене Сарре о скором рождении сына Исаака. Христиане увидели в этом событии обращенный в новую историю смысл – открывшуюся позже троичность Бога, воплощение Бога Сына и его искупительную жертву и на установление Христом Таинства Причастия. Традиция изображать гостеприимство Авраама появилась еще в 5 веке.
Троица новый образ хорошо знакомого библейского сюжета в богословской и художественной форме. Хозяева, Авраам и Сарра, на картине отсутствуют, их жилище и мамварийский дуб убраны на задний план. Три фигуры ангелов-странников занимают все поверхность иконы. они спокойно сидят вокруг стола с угощением. Лики их вдумчивы, взгляды сосредоточены, возвышены. Живая конкретика эпизода уходит и остается возвышенный образ предвечного Света и предопределенность Христовой жертвы. Троичность Божества, единого по природе, но множественного в лицах-ипостасях, никогда еще не раскрывалась столь убедительно. Фигуры Ангелов равномасштабны и каждая из них воспринимается как свободная и самодостаточная личность, пребывающая в абсолютном согласии и единении с остальными. Их силуэты вторят друг другу скользящими линиями контуров одежд. Обращенность взглядов, ритм плавного круговращения, объединяет все композицию.
Центральный Ангел традиционно отождествляется с Христом. Правая Его рука благословляет стоящую на столе чащу с головой тельца - образ ветхозаветной жертвы. Силуэт центрального Ангела "отражается" в границы стола, очерченные нижней часть Их фигур. Тонкий рисунок, суженность пространства создают особую музыкальную ритмику. Рублеву присуще здесь чувство меры, пропорции, ритма и легкая уплощённость. В рамках иконописного канона Рублев применяет необходимую ей условность. Мир созданный им гармоничен, зовет к любви и согласию, духовному и телесному совершенству. В настоящее время живопись чуть искажена многочисленными прописями, положенными поверх оригинального рублевского. Золотое покрытие фон и нимбов почти везде утрачено. Верхний живописный слой выглядит более бледным, а складки одежды - плоскими. Сами лики святых, как показало исследование под микроскопом сохранились с тем же выражением задумчивого покоя, что и в ликах владимирских фресок.
Русский византист Дмитрий Оболенский пишет: "...никогда ни до ни после византийская традиция не достигала такой зрелости и совершенства на русской почве". Другой исследователь назвал икону Троицы - греческим гимном на славянском языке. Икона написана в момент наибольшего сближения древнерусской и византийской культуры, и по решению Стоглава стала частью русского иконописного канона.
Сейчас Троица хранится в Государственной Третьяковской галереи, но один раз в год в Троицын день ее переносят в музейную церковь Святителя Николая в Толмачах для участия в праздничном богослужении. Она вновь доступна для поклонения. К чему призывает Троица? Написанная в драматический период истории Руси, троица призывает к единению русских людей, к объединению отдельных княжеств. Написана она по велению Никона Радонежского приемника Сергия Радонежского, который благословлял в 1370 году на Куликовскую битву русское войско под предводительством Дмитрия Донского. Сергий Радонежский выделил двух монахов-богатырей, Пересвета и Ослябли. По существовавшей тогда традиции бой начинался поединком богатырей. От русских войск вышел Пересвет, от татарских Челубей. Они разбежались, сошлись и вонзили копья друг в друга одновременно. Умершего Челубея лошадь принесла в стан вперед ногами, по татарскому стану пронеся вопль ужаса. Трагическое для татар предсказание сбылось - они проиграли. А Пересвет и Ослябля, погибшие в бою, были причислены к лику святых, как и князь Дмитрий Донской.
Звенигородский чин
В 1918 году экспедиция художника И.Э. Граборян обнаружила в дровяном сарае близь успенского собора в Звенигороде три иконы получившие названия Звенигородский чин. Стилистический анализ показал, что автором мог быть только Рублев. Звенигородский чин - это три полуфигурные иконы в составе единого деисусного чина. Что такое "деисусный чин"? - это второй ряд высокого иконостаса православного храма. А "деисус" - это икона, имеющая в центре Христа-Пантократора (судью). Справа от него Богоматерь, слева - Иоан-Креститель.
В состав единого деисусного чина входили: спас, Арханел Михаил, апостол Павел. Всего было сель икон. Образ Христа - центр, был самым совершенным, изображено он был почти в анфас, спокойный, задумчивый и благожелательный взгляд направлен на прихожан, его красота - красота идеального удаленного от нас мира. Изображение Христа поражает сочетанием душевной открытости и аристократизма, знакомым по фрескам страшного суда Успенского собора во Владимире. Архангел Михаил напоминает ангелов Троицы. Апостол Павел выполнен возможно Даниилом Черным. Здесь больше контрастов, более дробные и резкие линии. Предполагают, что они написаны около 1400 года, т.е. раньше иконы Троицы. А какие иконы находятся в Рождественском Храме города Краснодара?
Список иконы Богоматери Владимирской
Список иконы Богоматери Владимирской возможно тоже написан Андреем Рублевым. Это икона 12 века имела несколько списков, один из них находился во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике г. Владимира. В 1918 г. И.Э. Грабарем она была расчищена и отнесена к произведениям великого мастера. Икона представляет Богородицу, держащей своего сына на правой руке и нежно склоняющейся к нему. Фигура матери выполнена с анатомическими нарушениями форм, усилен изгиб шеи, за счет чего лик Богородицы почти под прямым углом сближен с ликом Иисуса. Их взгляды встречаются. Лик Богородицы словно простерт над Божественным младенцем, неся Ему покой и защиту. Образ Богородицы полон чувства любви и согласия.
Рублевский список хранился во Владимире, потом был принесен в Москву, где в 1395 году москвичи молились о спасении от полчищ Тамерлана. В 1410 году его забрали в столицу для реставрации после разорения Владимира Татарами. Видимо, тогда же в Москве и была изготовлена копия, предназначенная для Успенского собора. Ученые считают, что Рублев создал икону Богоматери Владимирской, когда не был еще известным и опытным мастером.
Благовещенский иконостас
Большой загадкой является иконостас из Благовещенского Собора Московского Кремля. Там впервые использован ростовой деисусный чин, и над ним ряд праздничных икон. Некоторые иконы написаны Андреем Рублевым. Другие приписывали совместной работе Рублева и его учеников. Археологи по раскопкам определили, что первоначальные размеры Благовещенского храма физически не смогла вместить столь большой иконостас, который мы видим в существующем соборе. Остается много вопросов, одновременно ли были написаны деисусные и праздничные чины? Считается что левую половину, состоящую из икон Благовещенье, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим написал Рублев, а правую – Даниил Черный. В Рублевских иконах присутствует та же степень гармонии, созерцательный покой и согласованность форм. И, тем не менее, авторство праздничного ряда иконостаса остается спорным. Эти иконы стали каноном в иконописи. Это об возросшем авторитете мастера Рублева.
С именем Рублева связан иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевской лавры и Успенского собора во Владимире. Троицкий иконостас сохранился на своем первоначальном месте, а Успенский продан в церковь села Васильевское, поэтому он известен теперь под названием Васильевского чина. Он был перенесен в Государственную Третьяковскую галерею и Государственный Русский музей разрозненными иконами. Рука Рублева узнается в монументальной фигуре Спаса в силах, Богородицы, ликах Архангелов Михаила и Гавриила (все 1408 года, ГТГ), Апостола Павла (ГРМ), в которых проявляются типологические черты образов Владимирских фресок и Звенигородского чина. Троицкий иконостас уникален тем, что полностью сохранился в архитектурно-живописном храмовом ансамбле, действующем до сих пор. Рублеву, предположительно, принадлежат, апостолы Петр и Павел, Архангел Гавриил, Дмитрий Солунский.
Из жития преподобного Никона Радонежского известно о воздвижении в Лавре каменного собора и росписи его Рублевым и Даниилом. Для обоих мастеров роспись стала последней. Произведения Рублева еще могут быть найдены под написанными поздними слоями росписей.