Особенности и методики развития цветовосприятия у детей младшего школьного возраста

Колбина Элеонора Олеговна

Занятия изобразительным искусством, а также изучение основ цветоведения очень важны в формировании ребенка. Они  дают возможность  детям изучать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, исследовательский интерес, а также  пространственное мышление.

Детские рисунки удивляют неожиданным изображением знакомых предметов и явлений, оригинальными придумками, эмоциональной выразительностью, динамикой линий и яркостью красок.

Внимание к цвету детей младшего школьного возраста доминирует над композицией, формой объектов и другими аспектами изображения. На этой особенности детского цветового восприятия и основывается тема методической разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolbinae.o_metodicheskaya_razrabotka.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

по теме:

«Развитие цветового восприятия младших школьников на занятиях в детской школе искусств»

Автор: Колбина Элеонора Олеговна,

педагог дополнительного образования

                                             

2019 г.


ВВЕДЕНИЕ

Занятия изобразительным искусством, а также изучение основ цветоведения очень важны в формировании ребенка. Они  дают возможность  детям изучать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, исследовательский интерес, а также  пространственное мышление.

Детские рисунки удивляют неожиданным изображением знакомых предметов и явлений, оригинальными придумками, эмоциональной выразительностью, динамикой линий и яркостью красок. [14, с.3].

Внимание к цвету детей младшего школьного возраста доминирует над композицией, формой объектов и другими аспектами изображения. На этой особенности детского цветового восприятия и основывается тема методической разработки.

Степень изученности проблемы:

Цвет рассматривается в научной и искусствоведческой литературе как уникальное явление природы и выразительное средство изобразительного искусства.[16 c.124]. Цвет используется художниками для создания художественного образа, для выражения внутреннего содержания произведений и передачи соответствующего эмоционального настроения зрителю. Цвет же в изобразительной деятельности детей наиболее яркая страница его творческих проявлений. Как отмечает Н.В. Виноградова, в ходе художественного творчества у детей формируется целый ряд способностей восприятия. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали психологи (А.В. Запорожец, Р.Арнхейм) искусствоведы (А.В. Бакушинский, Н.Н. Волков).

О необходимости цветового воспитания и развития чувства цвета у ребенка писали С.Е.Игнатьев, Т.С.Сокольникова, Б.П. Юсов. Современные программы образовательной области «Искусство» (В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Ю.А.Полуянов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов уделяют большое внимание развитию эмоционально-чувственной сферы детей, изучению основ цветоведения. Интересные методические разработки для развития цветового восприятия у детей  имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.

Уделяя особое внимание цветовому восприятию  младших школьников, психологами и педагогами отмечается, что дети способны не только к восприятию цвета, но и к осознанному использованию его при создании эмоционально значимых для них образов. В детских рисунках присутствует особая выразительность. Таким образом, работа направлена на поддержание постоянного интереса ребенка к художественной деятельности.

Цель: разработка упражнений, направленных на развитие цветового восприятия у  детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1).        Определить сущность понятия «цветовое восприятие» и  особенности его развития  у детей младшего школьного возраста;

2).        Проанализировать многообразие методик по развитию цветового восприятия с учетом возрастных особенностей;

3).        Разработать цикл упражнений для развития цветовосприятия у детей младшего школьного возраста.


§1. ПОНЯТИЕ «ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ» ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКИ ЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Если рассматривать понятие «Цветовое восприятие», можно разделить его на две составляющих. Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Под восприятием ученые полагают наглядно-образное отражение действующих на органы чувств, предметов и явлений действительности [16. c 4-7].

Цвет в рисунках  детей наиболее яркая страница его творческих проявлений. По рассуждениям Л.С. Выготского: «Младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом опыте ребёнка». В возрасте 8-9 лет по наблюдениям психологов и родителей ребёнок начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Он учится активно управлять собой, строить свою деятельность. Существенные преобразования происходят и в творчестве ребенка. В рисунках он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал.

Внимание к цвету детей младшего школьного возраста доминирует над композицией, формой объектов и другими аспектами изображения Дети способны не только к восприятию цвета, но и к осознанному использованию его при создании эмоционально значимых для них образов.

На практике при работе с детьми С.Е. Игнатьев подчеркивает, что использование цвета в изобразительной деятельности детей изначально происходит спонтанно, на уровне каракуль, которые воспроизводят младшие дошкольники. В основном это хаотичный набор линий разного цвета. Постепенно, переходя к схематическим изображениям конкретных предметов, дети начинают использовать цвет тех или иных художественных материалов для определения характеристики этих предметов. Характерным моментом в использовании цвета на начальном этапе изобразительной деятельности состоит в том, что цвет линий изображения несет в себе цветовую характеристику предмета

У детей младшего школьного возраста есть интерес к изобразительной деятельности большой потенциал для развития цветового восприятия и его творческого выражения на занятиях изобразительным искусством.

Для формирования эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие цветового восприятия, воображения, творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством в школе, изо-студиях и др. преподавателями применяются различные методики. Здесь конечно необходимо учитывать и возрастные особенности детей. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к обучению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности - в этом заключается стимулирующая функция.

Методика Н.В. Виноградовой

Как отмечает Н.В. Виноградова, в ходе художественной деятельности у детей формируется целый ряд способностей восприятия:

1).        Репродуктивная: личный опыт ребенка.

2).        Конструктивная: практический опыт и теоретические знания ребенка.

3).        Корректирующая и направляющая: способность к саморазвитию в художественной деятельности.

4).        Творческая: продуктивность, творческий подход к процессу создания

В статье Н.В. Виноградовой  [4,с.115] было отмечено, о роли  понимания этапов восприятия

1).        Этап цветового восприятия и формирования образа.

2).        Этап цветового впечатления.

3).        Этап построение колорита для выразительности образа.

На основании этого, Н.В. Виноградова [4,с.115] отмечает несколько моментов в методике преподавания и построения учебной программы: Прежде всего, освоение знаний с параллельным изучением технических приемов работы красками  в различных упражнениях. Работа ведется «с натуры», «по представлению», «по памяти» и в процессе изобразительной деятельности смещается в область цветового исследования ребенком

Такой принцип построения программы позволяет педагогу создавать благоприятные условия развития творческого потенциала учащихся. Это дает основания предположить, что важнейшими составляющими содержания программы должны быть следующие компоненты художественно-образного цветовосприятия:

1).        Ярко выражено эмоциональное отношение к цвету

2).        Изобразительная деятельность учащихся имеет свой характер передачи образа.

3).        Создание педагогом условий для творческой атмосферы

Методика И.Б.Ческидовой  

И.Б.Ческидова выделяет три компонента по развитию чувства цвета у младших школьников:

1).        Когнитивный компонент(знания о цвете),

2).        Эмотивный компонент(эмоциональная реакция на цвет)

3).        Деятельный компонент (умение составлять и применять знания о цвете).

По методике И.Б. Ческидовой первоначально большое внимание уделяется тактильным ощущениям цвета, работе в различных техниках, умению соотносить цвет и звук, цвет и движение, наблюдению за изменениями цвета в природе. Дети изучают основы цветоведения, понятия «контраст», «нюанс», «ритм», «цветовая доминанта». Используются различные формы проведения занятий: урок-экскурсия, урок-путешествие, а также применяются методы: мысленное путешествие, «вживание в цвет», составление цветовых комбинаций, прием «приближение-отодвигание».

В дальнейшем дети знакомятся с характером цвета, его символикой, ролью цвета в произведениях изобразительного искусства, получают представление o связях цвета и вкуса, запаха, формы, рабoтают в разных техниках, составляют оттенки цвета. Такие формы проведения занятий, как урoк-игра, урок-праздник, методы выбор словесных аналогов, устное сочинение по картине, приемы «вхождение в картину», «оживление картины», способствуют пониманию учащимися характера цвета, формированию умения давать эмоционально-образную характеристику цвета. Ведущим становится метод «вживание в цвет». Задача педагога учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их умения соотносить цвет и звук, цвет и движение, цвет и эмоции, выделять благоприятные сочетания цветов, и активно применять на практике.


§3. РАЗРАБОТКА АВТОРСКОГО ЦИКЛА УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЦВЕТОВОМУ ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учитывая поставленную цель методичексой разработки: разработка упражнений, направленных на развитие цветового восприятия у  детей младшего школьного возраста, была предложена методическая идея. За основу были взяты различные теоретические труды, такие как: Иттен, И. «Искусство цвета», Цветовой тест Люшера, изучены различные методики , Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова  и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.

Особенность авторской методической идеи:

1).        Объединяет известные методики в интересную для детей тему времени года «Осень», которая помогает развить наблюдательность, творческий интерес. На основании того, что детям даются домашние задания по наблюдению осеннего города, изучению листьев, цвета неба и т.д.

2).        Задания направлены на поддержание постоянного интереса ребенка к художественной деятельности. Все задания даются в игровой форме - доступной и интересной детям. Кроме того, каждое занятие построено так, чтобы по его окончании ребенок обязательно получал законченный результат - продукт художественного труда, выполненный собственными силами. Этот подход также позволяет повышать самооценку ребенка и мотивировать к дальнейшему обучению изобразительной деятельности.

3).        Многие темы предполагают введение краткосрочных упражнений по цветоведению, что побуждает в детях исследовательский интерес, позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.  

4).        Последовательность заданий выстраивается по принципу нарастания сложности. Начиная от работы с ахроматическими цветами и заданием  «Силуэты осени», до выполнения композиции  на выбранную тему со всем разнообразием осенней палитры. Для того чтобы дети почувствовали «Что же такое цвет?»

5).        Также в цикл упражнений включено задание, выполненное в аппликации. Работая с цветной бумагой, дети не только закрепляют знания о различных цветах, но и учатся дифференцировать цвета, акцентируя внимание на тонах ярких, светлых, темных. Это позволяет сделать аппликации более выразительными, обогатить их колорит. Дети учатся более осознанно использовать цвет, подбирая для своих работ яркие цвета, применяя контраст.

Еще одной из особенностей методической идеи является авторская сказка на осеннюю тему, которая раскрывает некоторые теоретические особенности цвета в доступной и понятной ребенку форме.

Место в учебном процессе

Данный цикл упражнений имеет название «Осенний калейдоскоп» и может быть включен и дополнен в общеразвивающую программу для детей младшего школьного возраста  в студии изобразительного искусства, а также может быть использован  для кружков и факультативных занятий  по изобразительному искусству в школе.

Развитие цветового восприятия у детей, а также развитие их художественно-творческих способностей входят не только в цикл упражнений «Осенний калейдоскоп», но и в одну из основных задач обучения детей изобразительному искусству. На мой взгляд, педагог должен включать различные задания по цветоведению в течение всего периода обучения, и обращаться к ранее изученному материалу.

Подача материала была основана на традиционных методах обучения: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео-метод.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.


ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД НАЗВАНИЕМ «ОСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Цикл упражнений «Осенний калейдоскоп»

Возраст:

8-9 лет

Тема урока:

«Силуэты осени»

Тип урока:

Урок изучения нового

Цели и задачи урока:

Знакомство с понятием «Силуэт», развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, внимание, аккуратность, целеустремлённость, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные, метапредметные, предметные, словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);

объяснительно-иллюстративные

(демонстрация методических пособий, иллюстраций);

-исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов)

Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10.

Форма занятий: фронтальная, индивидуальная, мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10.

Оборудование:

Материал: (формат А4), бумага черная гуашь  №2 –выполнение осеннего пейзажа при помощи силуэта.

Наглядно-демонстрационный материал (зрительный, музыкальный, литературный ряд):

Зрительный ряд: метод. таблица «Ахроматические цвета» (см.прил.1,рис1.) Изображение «Этьена де Силуэта», силуэтные изображения осени («Дождь», « солнечный день», «Листопад» (приложение1, рис 2)

Литературный ряд Бёрн Хогарт «Игра света и тени» Изд-во «Астрель» 2001г.В.Томашевская «Этьен де Силуэт».

Практическое задание:

Выполнение тональной растяжки от черного к белому цвету

Выполнение задания «Силуэты осени», используя только выразительные средства графики (линия, точка, пятно)

Техника, материалы (пример):

Материал: (формат А4), бумага черная гуашь  №2 –выполнение осеннего пейзажа при помощи силуэта.

Варианты выполнения: см. приложение 1 рис 1.

Вывод: Используя выразительные средства графики, линия точка, пятно, дети выполняли рисунок при помощи силуэтов. Сложность состояла в том, что дети были ограничены в цвете. Рисунки детей получились выразительными. Дети изображали силуэты листьев, осенний ветер, дождь, людей с развивающимися от ветра шарфами. (Примеры работ см. приложение 1 рис.2,рис3 ,рис 4,рис 5.)

Перед тем как выполнить основное задание, детям было дано упражнение на ахроматическую гамму. (знакомство с тональностью).см. Приложение 1 рис 1.

Возраст:

8-9 лет

Тема урока:

 «Осенний калейдоскоп»

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Цели и задачи урока:

Знакомство с понятием "цветовой круг", дополнительные цвета, последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Научить детей смешивать краску на палитре, воспитывать исследовательский интерес

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные, метапредметные , предметные

словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);

объяснительно-иллюстративные

(демонстрация методических пособий, иллюстраций);

-исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов)

Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10.

Форма занятий: фронтальная, индивидуальная, мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10.

Оборудование:

Материал: гуашь,бумага ,формат А4, кисти белка

Наглядно-демонстрационный материал (зрительный, музыкальный, литературный ряд):

См. приложение 1

Практическое задание:

2 варианта построения заданий:

Вариант 1: Выполнение упражнения  Цветовая растяжка «при помощи  3 основных цветов – желтый , синий ,красный .

См. Приложение 1 , рис 6. рис 7.

1.От желтому к красному

2.От синего к желтому

3.Светлота. Любой из основных цветов ,выбранный ребенком) с добавлением белого цвета

4.Насыщенность. Любой из основных цветов, выбранный ребенком) с добавлением черного цвета

2 вариант задания:

Практическое задание: «Осенний букет» - осенние листочки от желтого до холодно - зеленого ,от красного к желтому. При изображении листочков особое внимание уделяется также смешиванию красок на палитре. Преподаватель показывает наглядно варианты выполнения задания.

Для проверки уровня детей им было дано домашнее задание на тему «Теплый осенний день»

Техника, материалы (пример):

См. приложение 2 рис 5

Занятие по данной теме проводилось в форме упражнений

Выводы: Заранее был приготовлен шаблон из 8 квадратов. Упражнения выполнялись при помощи смешивания красок на палитре. У детей проявился исследовательский интерес. После апробирования результатов в данной форме ,появилась идея второго варианта задания  «Букетом из осенних листьев». Цели задания остаются теме же, но сами упражнения даются в теме более интересной детям.

Возраст:

8-9 лет

Тема урока:

 «Осенний калейдоскоп»

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Цели и задачи урока:

Дать представление о тёплых и холодных цветах, которые применяют художники для выражения чувств и настроения. Контраст тёплых и холодных цветов., развитие колористического видения, любознательности

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные, метапредметные , предметные

словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);

объяснительно-иллюстративные

(демонстрация методических пособий, иллюстраций);

-исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов)

Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10.

Форма занятий: фронтальная, индивидуальная, мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10.

Оборудование:

Материал: гуашь, бумага, формат А4, кисти белка

Наглядно-демонстрационный материал (зрительный, музыкальный, литературный ряд):

См .Приложение 1.

Практическое задание:

Выполнение абстрактного рисунка  при помощи только теплых цветов

Выполнение абстрактного рисунка  при помощи только холодных  цветов

Техника, материалы (пример):

См .приложение 1

Выводы: Перед изучением новой темы, проводилось закрепление предыдущей темы. При выполнении нового практического задания у детей прослеживался творческий подъем. У каждого ребенка была своя цветовая палитра, своя композиция пятен. Также наблюдался исследовательский интерес детей.

Возраст:

8-9 лет

Тема урока:

«Дары осени»

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Цели и задачи урока:

Закрепление наний ,умений и навыков.

обучающие – дать представления об аппликации, учить пользоваться ножницами, учить работать с шаблонами;

развивающие – развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, творчество;

воспитательные – воспитывать аккуратность, трудолюбие, формировать умение экономно расходовать бумагу:

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные, метапредметные , предметные

словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);

объяснительно-иллюстративные

(демонстрация методических пособий, иллюстраций);

-исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов)

Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10.

Форма занятий: фронтальная, индивидуальная, мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10.

Оборудование:

Материал: Подготовленная пастельная бумага теплого оттенка,  пастельная бумага холодного оттенка, нарисованные шаблоны овощи, (капуста , тыква , рябина и т.д)

Наглядно-демонстрационный материал (зрительный, музыкальный, литературный ряд):

Примеры работ в технике аппликациисм. Приложение 1. рис 5.

Практическое задание:

Расположить  композиционно овощи на листе ,выбрать теплые и холодные цвета .Выполнить аппликацию «Дары осени»

Техника, материалы (пример):

См приложение 1

Выводы: В ходе занятий по аппликации детям легче запоминать пространственно-ориентационные представления (внизу, вверху, в середине, справа, слева), а также характеристики размеров (высокий, низкий, узкий, широкий, короткий, длинный). Дети знакомятся со свойствами бумаги и простейшими способами работы с ней (вырезание по прямой, смятие, обрывание). На первом году обучения широко используется прием обрывной аппликации. Этот прием (в отличие от использования обрезков бумаги) сохраняет в материале тепло человеческих рук, а неровные края придают изделию особую выразительность и мягкость.

Возраст:

8-9 лет

Тема урока:

«Итоговое задание

Тип урока:

Закрепление знаний ,умений и навыков

Цели и задачи урока:

Обучающие: Закрепление пройденного материала.

Развивающие: фантазию,  самостоятельность

в организации

Воспитывающие: Дружеские отношения между детьми, умение работать в команде, формирование творческой активности

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные, метапредметные , предметные

словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);

объяснительно-иллюстративные

(демонстрация методических пособий, иллюстраций);

-исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов)

Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10.

Форма занятий: фронтальная, индивидуальная, мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10.

Данная тема включает в себя рисование по представлению, по памяти; рисование на темы окружающей жизни. Этот вид работы детей предоставляет особенно широкие возможности для развития воображения, творческого отношения к предмету.

Идея итогового контроля состоит в том, что  в завершении цикла детям предоставляется возможность выполнить композицию на выбранную тему «Осень в городе», «Праздничный осенний натюрморт на окне», «Хмурое настроение осени», «Дождь» закрепив знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках. Особенность состоит в том, что в план урока входит введение авторской сказки, где упоминаются знания, полученные на предыдущих уроках, а также позволяют детям окунуться в настроение осени. (См. приложение 3). Сказка может быть дополнена, а также доработана до презентации с иллюстрированным материалом, чтобы дети наиболее ярко заполнили информацию.

Работы детей получились разнообразными. Было отмечено, что дети стали использовать большее количество оттенков, смешивая их на палитре.

Сравнительный анализ работ, выполненных на начальном этапе детьми  самостоятельно (см. приложение 2 рис.5) с итоговой работой(см. приложение 2 рис.6)  показывает, что результат улучшился. Знания и практические навыки ,приобретенные на занятии  активизировало  их цветовое восприятие, побудило фантазию детей.

Цикл упражнений помог еще раз обратить внимание детей на изучение окружающей действительности, развить в них исследовательский интерес, а также цветовое восприятие. Наблюдения показывают ,что дети наиболее осознанно использовали цвет, подбирая для своих работ яркие цвета, а также применяя контраст.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над данной проблемой, была изучена и проанализирована психолого - педагогическая литература; особенности восприятия цвета детьми младшего школьного возраста. Были  разработаны упражнения, направленные на развитие цветового восприятия у  детей младшего школьного возраста. Таким образом, была определена сущность понятия «цветовое восприятие» и  особенности его развития  у детей младшего школьного возраста; проанализированы  методики по развитию цветового восприятия с учетом возрастных особенностей, а также разработан цикл упражнений для развития цветового восприятия у детей младшего школьного возраста. Практическая часть была частично апробирована в студии изобразительного искусства среди детей младшего школьного возраста и определены наиболее эффективные упражнения и задания по развитию цветового восприятия у детей. Исходя их этого был разработан цикл упражнений, связанный одной темой. Были проведены уроки с детьми в целях апробации.

Здесь были объединены известные методики в интересную для детей тему времени года «Осень», которая помогла развить наблюдательность, творческий интерес. Детям были интересны домашние задания по наблюдению осеннего города, изучению листьев, цвета неба и т.д.

Во многие темы были  введение краткосрочных упражнений по цветоведению, что побуждало в детях исследовательский интерес, позволило закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Последовательность заданий выстраивается по принципу нарастания сложности. Дети начинали от работы с ахроматическими цветами и заданием  «Силуэты осени», до выполнения композиции  на выбранную тему со всем  разнообразием осенней палитры.

Также в цикл упражнений включено задание, выполненное в аппликации. Работая с цветной бумагой, дети закрепили знания о различных цветах, научились дифференцировать цвета, акцентируя внимание на тонах ярких, светлых, темных.

Предложенные разработки по развитию цветового восприятия у детей, и может быть включен в общеразвивающую программу для детей младшего школьного возраста «Основы изобразительной грамоты и рисование» в студии изобразительного искусства, а также может быть использован  для кружков и факультативных занятий  по изобразительному искусству в школе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/Психология. (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова) .-М.:»Прогресс»,1978-180 с.
  2. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук». – Ярославль, «Академия развития» 1999 г.
  3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/Составитель Н.Н. Фомина,вступительные статьи Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева.: Карапуз; Москва; 2009
  4. Виноградова Н.В. Развитие художественно-образного восприятия учащихся ДШИ в живописи натюрморта // Искусство и образование. – 2009. – №1. – С.115-121
  5. Виноградова Н.В. Развитие художественно-образного восприятия учащихся ДШИ в живописи натюрморта // Искусство и образование. – 2009. – №1. – С.115-121.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М.: Искусство, Просвещение  1965 г
  8. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учебное пособие. - Издательство: Издательство Михайлова В.А., 2000.
  9. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.- С.3-10.
  10.  Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей.
  11.  Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. - М. : издатель Аронов, 2001. - 136 с.
  12.  Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. — М. : издатель Аронов, 2001.
  13. Литвинова О.В. Развитие цветовосприятия детей в процессе знакомства с произведениями прикладного искусства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6
  14. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — М. : АСТ, СПб. : Сова, 2005.
  15. Марченко Е. О единых закономерностях восприятия произведений разных видов
  16. искусства // Искусство в школе. – 2008. – № 2. – С. 4-7.
  17. Некрасова-Каратаева О.Л  Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения Детский рисунок: Комплексное искусствоведческое исследование  Текст. / О.Л. Некрасова-Каратаева. -  СПБ.:, 2006. – С.54
  18. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: Пособие для школьных психологов. - М.: Педагогический центр «Эксперимент», 2000 - 160 с.
  19. Ческидова, И. Б. Развитие чувства цвета у младших школьников [Текст] / И. Б. Ческидова // Детство, открытое миру: актуальные проблемы образования периода детства: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 30 октября 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Е. В. Коротаева. – Екатеринбург, 2008. – 0,3 п.л. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=147
  20. Ческидова, И. Б. Развитие чувства цвета у младших школьников [Текст] / И. Б. Ческидова // Детство, открытое миру: актуальные проблемы образования периода детства: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 30 октября 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Е. В. Коротаева. – Екатеринбург, 2008. – 0,3 п.л. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=147
  21. Ческидова, И. Б. Роль цвета в развитии эмоционально-чувственной сферы младших школьников [Текст] / И. Б. Ческидова // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 7. – 0,2 п.л. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=147
  22. Юсов, Б. П. Взаимодействие культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» Текст. / Б. П. Юсов. — М. : Спутник, 2004. -  252с.