Конспект открытого урока по станковой композиции для 4 класса на тему "Способы выделения композиционного центра. Сгущение и разряжение".

Лимонова Нина Анатольевна

Конспект урока по станковой композиции "Способы выделения композиционого центра. Сгущение  разряжение." Возраст 9-10 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

 Игринская детская школа искусств № 2

(МБУ ДО Игринская ДШИ № 2)

Конспект открытого урока

Предмет: Композиция станковая

Тема урока: Способы выделения композиционного центра.

Сгущение и разряжение.

4 класс

Возраст: 9-10 лет

Преподаватель художественного отделения

Лимоновой Нина Анатольевна

П. Игра

Тема урока: Способы выделения композиционного центра. Сгущение и разряжение.

Предмет: Композиция станковая.

Класс: 4 (возраст 9-10 лет)

Цели и задачи урока: Учить выделять композиционный центр, используя прием сгущения и разряжения.

Закрепить понятие «композиционный центр» и способы его выделения;

Познакомить с понятиями «сгущение», «разряжение»;

Формировать умение работать с разными форматами (квадрат, вертикаль, горизонталь);

Формировать навыки и умения при организации композиционного пространства, применяя полученные знания на практике;

Развивать умение мыслить формами и пятнами;

Побуждать детей к поиску индивидуального творческого решения;

Воспитывать культуру труда.

Оборудование  урока.

Зрительный ряд:

- Репродукции работ известных художников  на  «сгущение» и «разряжение»;

- фотографии на «сгущение» и «разряжение»;

-упражнения с прошлого урока (выделение размером, выделение контрастом, выделение цветом);

- таблица - способы выделения композиционного центра;

динамические листы разного формата (квадрат, горизонталь, вертикаль) и   геометрические фигуры для упражнения;

Материал к уроку:

- листы для упражнений (квадрат, горизонталь, вертикаль);

-трафареты- мотивы для упражнения, трафареты заготовлены детьми заранее;

- карандаш ластик.

План - конспект урока.

I. 1. - Приветствие, проверка готовности к уроку.

II.2. - Сегодня мы продолжим знакомство со способами выделения композиционного центра. Но для начала вспомним:

- Что такое центр композиции? Почему его называют ещё сюжетно-композиционный центр, смысловой центр, зрительный центр?

- Где он расположен?

- Как его выделить?

(Рассмотреть упражнения с прошлых  уроков:

- выделение размером,

- выделение цветом,

- выделение тоном).

- Что такое «доминанта»?

- Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, или доминанту. Центр  может состоять из одного или более элементов.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним приемом выделения композиционного центра.

III. 3. - Перед вами динамические листы разного формата, возьмите квадрат. Достаньте из конверта геометрические фигуры одинаковые по форме, цвету, размеру.  Они заменят вам воображаемые изображения в композиции. Разложите на листе.

- Если раньше была как правило одна доминанта,  то сейчас их много и все равны - одинаковый размер, форма цвет.

- Как организовать или выделить на плоскости листа  композиционный центр среди множества одинаковых форм? Идентичных по форме и содержанию.

? (варианты детей)

Пример: собрали множество ромашек, собрали в букет…..(сгруппировали), главное в данной композиции…Букет!

- Такой прием выделения композиционного центра, называется «сгущение».

- Приведите примеры, которые можно встретить в жизни. (ответы детей…)

Показать фотографии (бабочки собрались на один цветок, полакомиться, ягодки поспели и. т.д .)

-Как вы думаете,  какая из  представленных репродукций картин, является примером данного способа выделения композиционного центра. Если знаете, назовите автора, или название картины.

Попробовать на разных форматах (горизонталь, вертикаль).

- Что такое композиция? (сочинение, составление), Формат играет немаловажную роль в этом сочинении.

Изменился формат, композиция будет выглядеть иначе, возможно изменится характер, эмоциональный строй композиции.

–О чем ваша композиция? …..

  1. 4. Выбираем формат для выполнения упражнения любой, по душе; выбираем мотив- трафарет из конверта (ягода, цветок, бабочка, лист и т.д).

Задание: на выбранном формате, определите место композиционного центра и  используя мотив, с помощью которого можно нарисовать множество одинаковых элементов, выполните упражнение на выделение композиционного центра, используя прием «сгущение».

Практическая работа.

  1. 5. Просмотр  и комментарии работы.
  2. 6. –Как называется способ, с помощью которого мы сегодня выделяли композиционный центр? (сгущение)

  1. 7. Если закончилось время вариант окончания урока:

(На следующем  уроке мы познакомимся с другим способом выделения композиционного центра, совершенно противоположный первому.)

Д/З. найти примеры в жизни, в искусстве, принести фотографии, зарисовки, электронный вариант примеров, где можно встретить элементы сгущения.

  1. 7. Существует еще один способ выделения композиционного центра, противоположный первому.

- Как вы думаете, какой? (ответы детей)

Следующий способ или прием называется «разряжение» или «композиционная пауза»

- Как вы понимаете значение этого слова?

- На динамическом листе составьте примерную схему вашего представления о выделении композиционного центра, с помощью «разряжения».

Пример: хаос, мыши в кладовке лакомились и вдруг увидели кошку…(разбежались), подберите слова, характеризующие эту ситуацию.

Просмотр, комментарии. Затем выполнить упражнение на формате, по выбору.

  1. -8. Д/З. 1.найти примеры в жизни, в искусстве, принести фотографии, зарисовки, электронный вариант примеров.

2. Сочинить два эскиза к композиции, используя прием сгущения и разряжения, мотив к композиции (вытянуть билет) , мотив-центр композиции.